Основными языковыми средствами, способными выражать любые виды оценок, в том числе и в идиостиле И.А. Бунина, представляются лексико-семантические. Оценочный компонент включается в семантическую структуру корня слова: прекрасный1. ’отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый’.
В идиостиле И.А. Бунина представлена вся палитра оценочных средств. Оценки, которые вносят аффиксы (словообразовательные средства), единичны: чистенький1. ‘чистоплотный, красивый´, сема ‘презрение´ объединяет единицы волосенкиРазг. Унич., старушонка Разг. Унич.. Уменьшительно-ласкательные суффиксы являются одним из способов стилизации культурно-речевого пространства героя. Речи, например, официанта ресторана, готового выполнить любое требование клиента, придают лебезящий и заискивающий тон; этим способом наводится положительная оценка, семема ‘отличного качества’: Домашнего травничку? Икорки, семушки? К ушице у нас херес на редкость хорош, а к наважке ...[Чистый понедельник т. 7: 246].
Рассмотрим случаи синтагматического усиления оценочных сем. Характерным способом выражения оценки у И. А. Бунина являются индивидуально-авторские словосложения наречия и прилагательного: задорно-кокетливый, предсмертно-истомный, аристократически-красивый, мертвенно-бледный, устало-грустный, сомнамбулически-блаженный и другие. Каждое из прилагательных в словосложениях передает признак, объективно присущий изображаемому предмету, а наречие обычно концентрирует в своей семантике субъективное отношение автора к признаку этого предмета.
В эмоциональной двунаправленности наречие и прилагательное часто обнаруживают тенденцию к слиянию - оксюморон: восторженно-трагический, торжественно-певучий, печально-веселый, сладостно-отчаянный: И в одиночестве, медленно испила Наташка первую, горько-сладкую отраву неразделенной любви ... [Суходол т. 3: 169]. Данный способ выражения оценки обусловлен авторском видением, чувствованием фактов окружающей действительности, тенденцией в творчестве - изображать «сгущенно».
Лишь в единичных словосложениях существительных и наречий участвуют лексемы с общими оценочными семами: разбойники-живорезы, тоска-печаль, притворно-воровски, честно-благородно: Младенчески-безгрешно / И радостно откликнулась душа ...[Там иволга, там флейта распевала т. 1: 281]. Использование семантического повтора актуализирует, интенсифицирует оценку также при однородных членах - повторяющихся лексемах и дополняющих, усиливающих оценку друг друга: Но сердцу сладко, сладко, сладко ... [Дурман т. 1: 393]; Ту тоску не заспать, не забыть / Ни в пути, ни в пристани, / Не отдумать довеку [Уж как на море, на море т. 8: 21].
Морфологические средства малопродуктивны в плане выражения оценок. Формы множественного числа, имеющие обобщенное значение, образованные от существительных, не имеющих таких форм в силу своей лексико-грамматической закреплённости, в экспрессивно-иронических контекстах И.А. Бунина способны выражать отрицательную оценку: Вы все просто помешались на этих Византиях, Возрождениях... [Митина любовь т. 5: 182].
Специально предназначены для выражения оценок некоторые синтаксические модели. Самыми частотными в проанализированном материале являются эмоционально-экспрессивные синтаксические конструкции с усилительными частицами как, какой, которые актуализируют
потенциальные оценочные семы: Развернулся - как ахнет мне в ухо! [Ночной
разговор т. 3: 270]; Боже, какими страстными любителями воспоминаний, какими приверженцами Суходола были и все прочие суходольцы! [Суходол т. 3: 135].
Характерным средством усиления оценок у И.А. Бунина являются однородные члены, нередко образующие двукратные, троекратные повторы: Милая, добрая женщина с малиновыми волосами сидела одна, курила и очень грустно посмотрела на него, - она, вероятно, все давно понимала, обо всем догадывалась [Митина любовь т. 5: 191].
Важной особенностью мировосприятия И.А. Бунина является контрастность - антонимичность, расширяющая способы передачи эмоций, психологических состояний человека: Ужаснее же всего была та смесь ангельской чистоты и порочности, которая была в ней ... [Митина любовь т. 5: 187].
Выбор стилистических фигур аффективного синтаксиса отражает характерные особенности идиостиля И.А. Бунина: сравнение как стремление к детализации: И тогда, фосфорясь, / Загораясь мистическим пламенем, / Рассыпаясь по гравию кипенью белых огней, / Море светит сквозь сумрак... [Набегают впотьмах т. 1: 199]; оксюморон как биполярность отношения к предмету изображения: На севере отрадна безнадежность [Безнадежность т. 1: 290].
Главной особенностью художественного текста (особенно поэтического) является приобретение эстетической и образной значимости любым языковым средством, потому что «все стороны его напряжены до крайности, доходят до всех своих последних пределов: поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого» [1: 278]. Основными языковыми средствами, способными выражать любые виды оценок, в идиостиле И.А. Бунина являются лексико-семантические.
Эффективным средствами, актуализирующими и интенсифицирующими оценочное значение, являются семантические повторы (словосложения, однородные члены). Биполярное отношение к предмету изображения реализуется И.А. Буниным с помощью характерного приема оксюморона, стремление к предельной детализации - в частотном обращении к сравнению.
Список литературы
-
Бахтин М.М. К эстетике слова / М.М. Бахтин // Контекст: 1973. - М.: Наука, 1974. - С. 258-280.
- Бунин И.А. Собрание сочинений: в 9 т. / Под ред. А.С. Мясникова. - М.: Худож. лит., 1965.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 263 с.