Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MEANS OF EVALUATION EXPRESSION IN I.A. BUNIN’S IDIOSTYLE

Латкина Т.В.
This article defines means of evaluation expression in I.A. Bunin’s idiostyle. The basic linguistic means for expressing all types of evaluation in I.A. Bunin’s idiostyle are lexico-semantic ones. Semantic repetitions (composition, uniform sentence parts) are effective means which actualize and intensify the evaluative meaning. Bunin realized his bipolar attitude to the depictured object by means of the characteristic method of oxymoron, tendency to maximum detailing by frequent use of comparison. Keywords: evaluation, idiostyle, oxymoron, emotional, expressive, detailing.
Специфическая текстовая деятельность адресанта - писателя придает произведениям дополнительную выразительность: предметно-смысловая сторона исследованных текстов имеет тесную связь с экспрессивной стороной - эмоционально-оценочными средствами и стилистическими приемами выразительности. В основе экспрессии лежит заведомое несоответствие речевых средств языковым шаблонам (стандартному языку). Автор с помощью оценочного «лексикона, грамматикона и прагматикона» [3: 89] создает оценочный текст.

Основными языковыми средствами, способными выражать любые виды оценок, в том числе и в идиостиле И.А. Бунина, представляются лексико-семантические. Оценочный компонент включается в семантическую структуру корня слова: прекрасный1. ’отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый’.

В идиостиле И.А. Бунина представлена вся палитра оценочных средств. Оценки, которые вносят аффиксы (словообразовательные средства), единичны: чистенький1. ‘чистоплотный, красивый´, сема ‘презрение´ объединяет единицы волосенкиРазг. Унич., старушонка Разг. Унич.. Уменьшительно-ласкательные суффиксы являются одним из способов стилизации культурно-речевого пространства героя. Речи, например, официанта ресторана, готового выполнить любое требование клиента, придают лебезящий и заискивающий тон; этим способом наводится положительная оценка, семема ‘отличного качества’: Домашнего травничку? Икорки, семушки? К ушице у нас херес на редкость хорош, а к наважке ...[Чистый понедельник т. 7: 246].

Рассмотрим случаи синтагматического усиления оценочных сем. Характерным способом выражения оценки у И. А. Бунина являются индивидуально-авторские словосложения наречия и прилагательного: задорно-кокетливый, предсмертно-истомный, аристократически-красивый, мертвенно-бледный, устало-грустный, сомнамбулически-блаженный и другие. Каждое из прилагательных в словосложениях передает признак, объективно присущий изображаемому предмету, а наречие обычно концентрирует в своей семантике субъективное отношение автора к признаку этого предмета.

В эмоциональной двунаправленности наречие и прилагательное часто обнаруживают тенденцию к слиянию - оксюморон: восторженно-трагический, торжественно-певучий, печально-веселый, сладостно-отчаянный: И в одиночестве, медленно испила Наташка первую, горько-сладкую отраву неразделенной любви ... [Суходол т. 3: 169]. Данный способ выражения оценки обусловлен авторском видением, чувствованием фактов окружающей действительности, тенденцией в творчестве - изображать «сгущенно».

Лишь в единичных словосложениях существительных и наречий участвуют лексемы с общими оценочными семами: разбойники-живорезы, тоска-печаль, притворно-воровски, честно-благородно: Младенчески-безгрешно / И радостно откликнулась душа ...[Там иволга, там флейта распевала т. 1: 281]. Использование семантического повтора актуализирует, интенсифицирует оценку также при однородных членах - повторяющихся лексемах и дополняющих, усиливающих оценку друг друга: Но сердцу сладко, сладко, сладко ... [Дурман т. 1: 393]; Ту тоску не заспать, не забыть / Ни в пути, ни в пристани, / Не отдумать довеку [Уж как на море, на море т. 8: 21].

Морфологические средства малопродуктивны в плане выражения оценок. Формы множественного числа, имеющие обобщенное значение, образованные от существительных, не имеющих таких форм в силу своей лексико-грамматической закреплённости, в экспрессивно-иронических контекстах И.А. Бунина способны выражать отрицательную оценку: Вы все просто помешались на этих Византиях, Возрождениях... [Митина любовь т. 5: 182].

Специально предназначены для выражения оценок некоторые синтаксические модели. Самыми частотными в проанализированном материале являются эмоционально-экспрессивные синтаксические конструкции с усилительными частицами как, какой, которые актуализируют

потенциальные оценочные семы: Развернулся - как ахнет мне в ухо! [Ночной

разговор т. 3: 270]; Боже, какими страстными любителями воспоминаний, какими приверженцами Суходола были и все прочие суходольцы! [Суходол т. 3: 135].

Характерным средством усиления оценок у И.А. Бунина являются однородные члены, нередко образующие двукратные, троекратные повторы: Милая, добрая женщина с малиновыми волосами сидела одна, курила и очень грустно посмотрела на него, - она, вероятно, все давно понимала, обо всем догадывалась [Митина любовь т. 5: 191].

Важной особенностью мировосприятия И.А. Бунина является контрастность - антонимичность, расширяющая способы передачи эмоций, психологических состояний человека: Ужаснее же всего была та смесь ангельской чистоты и порочности, которая была в ней ... [Митина любовь т. 5: 187].

Выбор стилистических фигур аффективного синтаксиса отражает характерные особенности идиостиля И.А. Бунина: сравнение как стремление к детализации: И тогда, фосфорясь, / Загораясь мистическим пламенем, / Рассыпаясь по гравию кипенью белых огней, / Море светит сквозь сумрак... [Набегают впотьмах т. 1: 199]; оксюморон как биполярность отношения к предмету изображения: На севере отрадна безнадежность [Безнадежность т. 1: 290].

Главной особенностью художественного текста (особенно поэтического) является приобретение эстетической и образной значимости любым языковым средством, потому что «все стороны его напряжены до крайности, доходят до всех своих последних пределов: поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого» [1: 278]. Основными языковыми средствами, способными выражать любые виды оценок, в идиостиле И.А. Бунина являются лексико-семантические.

Эффективным средствами, актуализирующими и интенсифицирующими оценочное значение, являются семантические повторы (словосложения, однородные члены). Биполярное отношение к предмету изображения реализуется И.А. Буниным с помощью характерного приема оксюморона, стремление к предельной детализации - в частотном обращении к сравнению.

Список литературы

  1. Бахтин М.М. К эстетике слова / М.М. Бахтин // Контекст: 1973. - М.: Наука, 1974. - С. 258-280.
  2. Бунин И.А. Собрание сочинений: в 9 т. / Под ред. А.С. Мясникова. - М.: Худож. лит., 1965.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 263 с.