Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZATION OF PEDAGOGICAL PROVISION OF STUDENTS’ PHYSICAL CULTURE FORMATION

Сорокин Д.Ю., Сорокина В.М.
This article is devoted to the investigation of essential characteristics of the term physical culture as a part of common to all mankind culture. The ideas which give the opportunity to project the models of pedagogical technology formation of students’ physical culture are described in this work. Keywords: physical culture, pedagogical technology, physical qualities and abilities.

Современный этап становления России, вступления ее в мировое сообщество требует приобщения молодого поколения к культурным ценностям, создания условий для разностороннего его развития. Являясь важнейшим элементом целостного развития личности, физическая культура представляет обязательный раздел в гуманитарном компоненте современного высшего образования, предполагающий гармонизацию духовных и физических сил и способностей обучаемых. Физическая культура, будучи фактором социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, имеет многовековую историю; сам же термин претерпел значительные изменения и связан с целым рядом коррелирующих понятий.

В течение многих столетий в педагогической теории и практике исследовались различные вопросы физического воспитания. Впервые этот термин стал употребляться в связи с трудовой деятельностью, предполагающей наличие у человека развитых физических способностей.

Возникнув впервые в США и Англии, термин «физическая культура» в научных и нормативных документах, трудах представителей отечественной педагогической науки советского периода первоначально соотносился с разработкой системы упражнений; в 20-е годы он рассматривался в широком аспекте, включающем наряду с физическими упражнениями и спортом охрану здоровья, режимы питания, использование естественных факторов в физическом совершенствовании личности.

В контексте обсуждаемой проблемы в последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных формированию физической культуры личности (Н.Х. Хакунов, Н.В. Барышева); проектированию личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» (И.Г. Холкин); личностно ориентированному подходу к организации профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры (В.Н. Мишагин); научно-методическим основам физической культуры и спорта как учебной дисциплины (Н.Ф. Кулинко); физическому воспитанию и образованию (О.Н. Голубева, М.Х. Кодженная); физическому воспитанию в различных типах учебных заведений (Т.Р. Берлига, В.А. Шлыков, А.А. Федоров).

Вместе с тем, как показывает анализ педагогической теории и практики высшей школы, проблема формирования и развития физической культуры еще не стала объектом теоретико-методологического осознания и адекватного технологического освоения многими педагогами высшей и средней школы.

Актуальность предпринятого исследования определяется противоречиями между:

  • объективными потребностями современного общества в высоком уровне физического развития студентов и недостаточным вниманием высшей школы к данной проблеме;
  • важностью исследования сущностных характеристик феномена физическая культура и недостаточной их теоретической разработанностью;
  • насущной необходимостью формирования физической культуры студентов и слабой разработанностью соответствующих педагогических средств.

Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка научно-методического и технологического обеспечения формирования физической культуры студентов.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современном вузе.

Предмет исследования - технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- уточнить терминологический аппарат исследования, сущность и структуру физической культуры, а также сопряженных с этой категорией понятий;

- разработать педагогическую технологию формирования физической культуры студентов, рекомендации преподавателям по ее использованию на аудиторных и внеаудиторных занятиях;

- провести экспериментальную проверку эффективности авторской технологии на различных этапах обучения в вузе;

- спроектировать критериально-диагностическую систему определения сформированности физической культуры студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Дополнен и уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс формирования физической культуры студентов. Раскрыты сущностные характеристики физической культуры, соотносимые со знанием студентами ее научно-практических основ, овладением механизмом двигательных действий, способствующими достижению готовности к будущей профессиональной деятельности. Показана взаимосвязь данного понятия с коррелирующими понятиями - физическое воспитание, физическое образование и физическое совершенство.

На концептуальном, содержательном и процессуальном уровнях теоретически обоснована и апробирована педагогическая технология как целостная совокупность форм, методов и средств обучения, применение которых способствует формированию физической культуры. В ней представлены два взаимосвязанных содержательных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры, и вариативный, включающий учебный материал с учетом физкультурно-спортивных интересов и способностей студентов. В процессуальный компонент, наряду с методами и средствами, включены 3 блока различных видов практических занятий: обучения двигательным действиям, совершенствования двигательных действий, формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки, развитие необходимых физических качеств, улучшение физиологических и психологических показателей предполагает разработку технологического обеспечения данного процесса, выявление его психолого-педагогических условий.

2. Теоретическое обоснование и разработка технологического обеспечения формирования физической культуры студентов предполагает также выявление психолого-педагогических условий, направленных на их реализацию.

3. Проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры получила практическое воплощение.

При проведении экспериментальной работы важное место было отведено целому ряду методик по изучению физических качеств и способностей студентов, которые отвечали целям и конкретным задачам исследования, создали условия для взаимопроверки полученных данных, их взаимопроникновения, повышая достоверность исследовательских процедур, содержали в себе возможности качественного и количественного анализа показателей, что позволило получить более объективную и полную картину исследуемых явлений, вскрыть все стороны изучаемого феномена - физической культуры студентов - по всем выделенным показателям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сорокин Д.Ю. Педагогическая технология развития физической культуры студентов. Монография. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. -104 с.
  2. Сорокина В.М. Методические основы занятий физической культурой в ВУЗЕ: учеб. пособие / В.М. Сорокина, Д.Ю. Сорокин;
    ВолгГТУ, Волгоград, 2009. - 108с.