Эксперимент - от латинского слова «проба, опыт» - является одним из методов исследования. Как правило, он направлен на проверку выдвинутых идей, гипотез, положений и активно воздействует на исследуемые явления на основе преобразования, комбинации, варьирования или изоляции определенных условий его функционирования для достижения результатов.
Педагогический эксперимент, являясь одним из видов опытно-экспериментальной работы, представляет собой комплекс методов, которые обеспечивают объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы. Эксперимент в педагогике выступает не только как средство познания процессов, но и как инструмент, с помощью которого находится новое в практике обучения и воспитания. Эксперимент помогает совершенствовать содержание, методы, организацию процессов воспитания и обучения. По существу, педагогический эксперимент представляет совершенный педагогический процесс, в котором его субъект находится в более благоприятных условиях своей деятельности и развития.
Роль эксперимента в образовании состоит в выявлении объективно существующих связей, явлений, в установлении тенденции их развития. Эксперимент осуществляется не только в познавательных, но и в практических целях. Практические цели достигаются в результате опытной работы, которая много шире эксперимента.
В экспериментальной части исследования по развитию профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении курса «История Казахстана» мы не делали резкого разграничения между экспериментом, как инструментом познания, так и экспериментом как инструментом, создающим новое. В обоих случаях здесь много общего: наличие цели, гипотезы, создание специальных ситуаций для обнаружения искомого, накопления новых фактов, теоретический анализ полученных результатов, выводы, обращение к практике.
При организации экспериментальной работы по апробации модели профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении курса «История Казахстана» и педагогических условий ее эффективного функционирования нами были проведены следующие процедуры, характерные для педагогического эксперимента:
- составление программы экспериментального исследования;
- выбор конкретных методов и параметров проведения экспериментальной работы и измерения полученных данных;
- определение выборки, репрезентативной для исследуемой совокупности;
- проведение пилотажного исследования на небольшом количестве испытуемых;
- проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента;
- количественно-качественный анализ результатов эксперимента;
- описание полученных результатов, их интеграция;
- определение эффективности эксперимента.
Процесс экспериментального исследования состоит из трех этапов - разработки замысла исследования, его реализации и внедрения полученных выводов в практику.
Замысел научного исследования - это представление о том, что будет привлечено в теорию и практику в результате исследования, о тех путях, которые приведут к достижению данной цели [1]. В рамках сформированной гипотезы к замыслу исследования мы относим комплекс педагогических условий, педагогических технологий и методических средств, обеспечивающих эффективность профессионального воспитания студентов.
На данном этапе мы осуществляли изучения объекта исследования и выделение его предмета, определение целей и задач, разработку проблематики исследования.
Объектом эксперимента является образовательная среда, образовательная система или часть педагогической деятельности.
В широком смысле объектом педагогического эксперимента является педагогический процесс с его влиянием, связанным и с его организацией условий, и со специальными воздействиями, идущими от преднамеренной и целенаправленной деятельности в процессе обучения и воспитания.
Под предметом исследования понимают ту часть объекта, в отношении которой исследователем привносится что-то новое.
В нашем случае объектом эксперимента является процесс профессионального воспитания студентов. Предметом эксперимента выступает комплекс педагогических условий и средств профессионального воспитания при изучении истории Казахстана. Именно это представляет собой то новое, что подлежит преобразованию и вносится в реальный педагогический процесс - образовательную среду вуза.
Поиск на этапе реализации научного замысла складывался из планирования экспериментальной работы, теоретической подготовки ее проведения и разработки методических рекомендаций для студентов и преподавателей технического профиля.
Планирование эксперимента включало постановку задач и построение гипотезы эксперимента, выделение этапов его проведения, разработку документации эксперимента. Главное на этом этапе - определение методологических основ эксперимента. Это означает определение исследователем проверенных философских, психологических, педагогических и иных теорий, положений и учений, на основе которых будут формироваться проверяемые в ходе эксперимента положения, выбирается метод исследования. В качестве методологической основы эксперимента нами были определены положения личностно-ориентированного, деятельностного и ценностно-ориентированного подходов. В задачу эксперимента по развитию профессионального воспитания на этом этапе входило получение новых научных выводов о строении, связях и закономерностях функционирования и развития процесса профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении предмета «История Казахстана».
В педагогических исследованиях возможны различные формулировки гипотезы как обоснованного предсказания содержания и роли прогностического результата. Гипотезу исследования мы определяем как описательно-предсказательную (используется формула - «чтобы обеспечить эффективность какого-либо процесса, получить прогнозируемый результат - необходимо реализовать или сделать что-то»).
Таким образом, теоретический поиск в эксперименте обеспечил обоснованный выбор актуальной темы, выбор объекта и предмета исследования, постановку цели и задач эксперимента, формулировку гипотезы исследования.
Отличительными особенностями следующего этапа эксперимента являлись: создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества; моделирование педагогических процессов как образца для практики; повторение эксперимента в различных условиях; апробация полученных данных в опыте вузовского профессионального воспитания.
На данном этапе нами были реализованы следующие виды педагогического эксперимента: лабораторный - эксперимент с созданием специальных условий; естественный - эксперимент, проводимый в реальных условиях.
Оба эксперимента состояли из этапов.
1) Констатирующий этап. Цель - «снятие копии», построение схематической модели явления, которая подлежит изучению. На этом этапе решалась задача изучения состояния проблемы в реальной образовательной практике.
2) Формирующий (созидательный или обучающий) этап. Его задачей была проверка и подтверждение гипотезы нашего исследования.
3) Контролирующий этап, в процессе которого выявлялись количественные и качественные характеристики, различия в контрольных и экспериментальных группах студентов.
Надежность результатов эксперимента по развитию профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении дисциплины «История Казахстана» обеспечивалась нами путем продуманного отбора экспериментальных групп студентов в соответствии с замыслом и целью исследования. Мы считали важным включение в группу студентов с примерно равным уровнем профессиональных способностей, общей культуры, воспитанностью, академической успеваемостью.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач педагогического эксперимента использовался комплекс апробированных в педагогике и психологии научно-исследовательских методов: анкетирование, тестирование, опросы, беседы, интервью, прямое и косвенное наблюдение, анализ конкретных ситуаций, метод экспертной оценки, статистические методы обработки полученных результатов и др.
Проведению эксперимента предшествовал теоретический анализ педагогических условий и методических приемов, составляющих цель эксперимента, а также анализ данных констатирующего и лабораторного эксперимента.
На основе этого нами была разработана и реализована программа созидательного эксперимента, т.е. был намечен порядок выполнения экспериментальных действий, методика каждого действия, особенности подхода к различным входящим в эксперимент объектам.
Выполнение этих действий позволило получить достоверные экспериментальные данные. На основе анализа полученных результатов мы сделали вывод о правильности выдвинутой гипотезы, уточнили теоретические положения исследования и доработали методическое пособие, на базе которого в настоящее время осуществляется внедрение в практику результатов эксперимента.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами применялся параллельный эксперимент по системе А. Стауффера (разность показателей экспериментальных и контрольных результатов) [2].
Руководство экспериментом с нашей стороны как научного руководителя заключалось в инструктировании преподавателей и своевременной коррекции их деятельности. Значительная часть результатов была получена при нашем непосредственном участии. В экспертной группе работали восемь преподавателей.
Все материалы, собранные при проведении эксперимента, были нами подвергнуты тщательному анализу. К ним относились: тетради с выполненными заданиями и другие продукты деятельности студентов; специальные журналы учета формируемых знаний; протоколы индивидуальных экспериментов; контрольные работы студентов и журнал по их учету; творческие работы студентов; заполненные анкеты.
С целью достижения качественных результатов эксперимента использовались контрольные работы (устные и письменные), также индивидуальные проверки (собеседования).
Результаты эксперимента представляются в виде характеристики сформированности тех качеств, которые составляют содержание профессиональной воспитанности студентов.
После получения данных нами были выполнены следующие действия:
- анализ результатов;
- сопоставление исходного и полученного уровней сформированности необходимого качества;
- сравнение этих уровней с результатами, полученными в контрольной группе;
- сравнение его с оптимально возможным уровнем, установленным в процессе опытно-экспериментальной работы.
Контрольный этап эксперимента заключался в определении, на основе анализа его результатов, достоверности гипотезы, ее принятии и в окончательной формулировке теоретических положений нашего исследования.
Таким образом, алгоритм организации нашего эксперимента является следующим:
1. Изучение и формирование положительного отношения преподавателей и студентов к эксперименту;
2. Разработка и реализация теоретического замысла эксперимента;
3. Четкое определение этапов эксперимента и указание ожидаемых результатов каждого этапа и эксперимента в целом;
4. Разработка и последующая реализация методики эксперимента;
5. Получение комплекса экспериментальных данных.
Обработка результатов эксперимента включала в себя: выбор форм и методов контроля; выбор критериев; выбор и определение показателей (качественных и количественных); выбор способа наглядного представления результатов и сопоставление результатов различных этапов.
Таким образом, вышеуказанная комплексная методика оценки уровня профессиональной воспитанности студента была проведена на этапе констатирующего эксперимента, а затем и на этапе опытно-экспериментальной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Печчеи А. Человеческие качества М., 1985.
- Сикорская Г.П. Ноогуманистическая модель Эколого-педагогического образованияи практика ее реализации: автореферат диссерт. д-ра. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.