Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LOGIC AND PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE AT DISCIPLINE STUDYING

Огольцова Е.Г.
In given article conditions of carrying out and an order of its organisation reveal the purpose, logic and problems of carrying out of skilled-experimental work on development of professional education of students of technical college at discipline studying "History of Kazakhstan", and also stages, parametres and a technique of estimation of the received results are characterised. Keywords: unbringing, self-regulation, educational process, education, larval-oriented education

Эксперимент - от латинского слова «проба, опыт» - является одним из методов исследования. Как правило, он направлен на проверку выдвинутых идей, гипотез, положений и активно воздействует на исследуемые явления на основе преобразования, комбинации, варьирования или изоляции определенных условий его функционирования для достижения результатов.

Педагогический эксперимент, являясь одним из видов опытно-экспериментальной работы, представляет собой комплекс методов, которые обеспечивают объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы. Эксперимент в педагогике выступает не только как средство познания процессов, но и как инструмент, с помощью которого находится новое в практике обучения и воспитания. Эксперимент помогает совершенствовать содержание, методы, организацию процессов воспитания и обучения. По существу, педагогический эксперимент представляет совершенный педагогический процесс, в котором его субъект находится в более благоприятных условиях своей деятельности и развития.

Роль эксперимента в образовании состоит в выявлении объективно существующих связей, явлений, в установлении тенденции их развития. Эксперимент осуществляется не только в познавательных, но и в практических целях. Практические цели достигаются в результате опытной работы, которая много шире эксперимента.

В экспериментальной части исследования по развитию профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении курса «История Казахстана» мы не делали резкого разграничения между экспериментом, как инструментом познания, так и экспериментом как инструментом, создающим новое. В обоих случаях здесь много общего: наличие цели, гипотезы, создание специальных ситуаций для обнаружения искомого, накопления новых фактов, теоретический анализ полученных результатов, выводы, обращение к практике.

При организации экспериментальной работы по апробации модели профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении курса «История Казахстана» и педагогических условий ее эффективного функционирования нами были проведены следующие процедуры, характерные для педагогического эксперимента:

- составление программы экспериментального исследования;

- выбор конкретных методов и параметров проведения экспериментальной работы и измерения полученных данных;

- определение выборки, репрезентативной для исследуемой совокупности;

- проведение пилотажного исследования на небольшом количестве испытуемых;

- проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента;

- количественно-качественный анализ результатов эксперимента;

- описание полученных результатов, их интеграция;

- определение эффективности эксперимента.

Процесс экспериментального исследования состоит из трех этапов - разработки замысла исследования, его реализации и внедрения полученных выводов в практику.

Замысел научного исследования - это представление о том, что будет привлечено в теорию и практику в результате исследования, о тех путях, которые приведут к достижению данной цели [1]. В рамках сформированной гипотезы к замыслу исследования мы относим комплекс педагогических условий, педагогических технологий и методических средств, обеспечивающих эффективность профессионального воспитания студентов.

На данном этапе мы осуществляли изучения объекта исследования и выделение его предмета, определение целей и задач, разработку проблематики исследования.

Объектом эксперимента является образовательная среда, образовательная система или часть педагогической деятельности.
В широком смысле объектом педагогического эксперимента является педагогический процесс с его влиянием, связанным и с его организацией условий, и со специальными воздействиями, идущими от преднамеренной и целенаправленной деятельности в процессе обучения и воспитания.

Под предметом исследования понимают ту часть объекта, в отношении которой исследователем привносится что-то новое.

В нашем случае объектом эксперимента является процесс профессионального воспитания студентов. Предметом эксперимента выступает комплекс педагогических условий и средств профессионального воспитания при изучении истории Казахстана. Именно это представляет собой то новое, что подлежит преобразованию и вносится в реальный педагогический процесс - образовательную среду вуза.

Поиск на этапе реализации научного замысла складывался из планирования экспериментальной работы, теоретической подготовки ее проведения и разработки методических рекомендаций для студентов и преподавателей технического профиля.

Планирование эксперимента включало постановку задач и построение гипотезы эксперимента, выделение этапов его проведения, разработку документации эксперимента. Главное на этом этапе - определение методологических основ эксперимента. Это означает определение исследователем проверенных философских, психологических, педагогических и иных теорий, положений и учений, на основе которых будут формироваться проверяемые в ходе эксперимента положения, выбирается метод исследования. В качестве методологической основы эксперимента нами были определены положения личностно-ориентированного, деятельностного и ценностно-ориентированного подходов. В задачу эксперимента по развитию профессионального воспитания на этом этапе входило получение новых научных выводов о строении, связях и закономерностях функционирования и развития процесса профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении предмета «История Казахстана».

В педагогических исследованиях возможны различные формулировки гипотезы как обоснованного предсказания содержания и роли прогностического результата. Гипотезу исследования мы определяем как описательно-предсказательную (используется формула - «чтобы обеспечить эффективность какого-либо процесса, получить прогнозируемый результат - необходимо реализовать или сделать что-то»).

Таким образом, теоретический поиск в эксперименте обеспечил обоснованный выбор актуальной темы, выбор объекта и предмета исследования, постановку цели и задач эксперимента, формулировку гипотезы исследования.

Отличительными особенностями следующего этапа эксперимента являлись: создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества; моделирование педагогических процессов как образца для практики; повторение эксперимента в различных условиях; апробация полученных данных в опыте вузовского профессионального воспитания.

На данном этапе нами были реализованы следующие виды педагогического эксперимента: лабораторный - эксперимент с созданием специальных условий; естественный - эксперимент, проводимый в реальных условиях.

Оба эксперимента состояли из этапов.

1) Констатирующий этап. Цель - «снятие копии», построение схематической модели явления, которая подлежит изучению. На этом этапе решалась задача изучения состояния проблемы в реальной образовательной практике.

2) Формирующий (созидательный или обучающий) этап. Его задачей была проверка и подтверждение гипотезы нашего исследования.

3) Контролирующий этап, в процессе которого выявлялись количественные и качественные характеристики, различия в контрольных и экспериментальных группах студентов.

Надежность результатов эксперимента по развитию профессионального воспитания студентов технического вуза при изучении дисциплины «История Казахстана» обеспечивалась нами путем продуманного отбора экспериментальных групп студентов в соответствии с замыслом и целью исследования. Мы считали важным включение в группу студентов с примерно равным уровнем профессиональных способностей, общей культуры, воспитанностью, академической успеваемостью.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач педагогического эксперимента использовался комплекс апробированных в педагогике и психологии научно-исследовательских методов: анкетирование, тестирование, опросы, беседы, интервью, прямое и косвенное наблюдение, анализ конкретных ситуаций, метод экспертной оценки, статистические методы обработки полученных результатов и др.

Проведению эксперимента предшествовал теоретический анализ педагогических условий и методических приемов, составляющих цель эксперимента, а также анализ данных констатирующего и лабораторного эксперимента.

На основе этого нами была разработана и реализована программа созидательного эксперимента, т.е. был намечен порядок выполнения экспериментальных действий, методика каждого действия, особенности подхода к различным входящим в эксперимент объектам.

Выполнение этих действий позволило получить достоверные экспериментальные данные. На основе анализа полученных результатов мы сделали вывод о правильности выдвинутой гипотезы, уточнили теоретические положения исследования и доработали методическое пособие, на базе которого в настоящее время осуществляется внедрение в практику результатов эксперимента.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами применялся параллельный эксперимент по системе А. Стауффера (разность показателей экспериментальных и контрольных результатов) [2].

Руководство экспериментом с нашей стороны как научного руководителя заключалось в инструктировании преподавателей и своевременной коррекции их деятельности. Значительная часть результатов была получена при нашем непосредственном участии. В экспертной группе работали восемь преподавателей.

Все материалы, собранные при проведении эксперимента, были нами подвергнуты тщательному анализу. К ним относились: тетради с выполненными заданиями и другие продукты деятельности студентов; специальные журналы учета формируемых знаний; протоколы индивидуальных экспериментов; контрольные работы студентов и журнал по их учету; творческие работы студентов; заполненные анкеты.

С целью достижения качественных результатов эксперимента использовались контрольные работы (устные и письменные), также индивидуальные проверки (собеседования).

Результаты эксперимента представляются в виде характеристики сформированности тех качеств, которые составляют содержание профессиональной воспитанности студентов.

После получения данных нами были выполнены следующие действия:

- анализ результатов;

- сопоставление исходного и полученного уровней сформированности необходимого качества;

- сравнение этих уровней с результатами, полученными в контрольной группе;

- сравнение его с оптимально возможным уровнем, установленным в процессе опытно-экспериментальной работы.

Контрольный этап эксперимента заключался в определении, на основе анализа его результатов, достоверности гипотезы, ее принятии и в окончательной формулировке теоретических положений нашего исследования.

Таким образом, алгоритм организации нашего эксперимента является следующим:

1. Изучение и формирование положительного отношения преподавателей и студентов к эксперименту;

2. Разработка и реализация теоретического замысла эксперимента;

3. Четкое определение этапов эксперимента и указание ожидаемых результатов каждого этапа и эксперимента в целом;

4. Разработка и последующая реализация методики эксперимента;

5. Получение комплекса экспериментальных данных.

Обработка результатов эксперимента включала в себя: выбор форм и методов контроля; выбор критериев; выбор и определение показателей (качественных и количественных); выбор способа наглядного представления результатов и сопоставление результатов различных этапов.

Таким образом, вышеуказанная комплексная методика оценки уровня профессиональной воспитанности студента была проведена на этапе констатирующего эксперимента, а затем и на этапе опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Печчеи А. Человеческие качества М., 1985.
  2. Сикорская Г.П. Ноогуманистическая модель Эколого-педагогического образованияи практика ее реализации: автореферат диссерт. д-ра. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.