В условиях влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество остро встаёт проблема международной интеграции содержания образования и, в частности, национальных образовательных стандартов.
Интеграция образования предполагает интеграцию цели, содержания и форм образования. Международная интеграция содержания образования проходит на основе его научности. Несмотря на то, что причиной глобальных кризисных явлений, особенно экологического кризиса, многие называют интенсивное развитие науки, научность остается основополагающей особенностью современного образования. В процессе интеграции образование должно сохранять научность, так как именно научный труд требует от человека наиболее полной и глубокой реализации его интеллектуальных и нравственных сил. Международная интеграция образования будет проходить, прежде всего, на основе фундаментальных наук. Именно фундаментальные науки становятся ответственными за решение задачи согласования новой цивилизации и природы. В то же время, сами фундаментальные науки претерпевают изменения, обусловленные влиянием времени, необходимостью отозваться на опасные результаты масштабной деятельности человека.
Следует отметить, что международная интеграция национальных образовательных стандартов образования зависит не только от науки. Рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие международную интеграцию образования. Во-первых, она зависит также от вненаучного знания, политики и других факторов. Поскольку направление развития фундаментальных исследований слабо прогнозируемо, то и научность образования не может быть единственным определяющим фактором его интеграции. Другим сильным фактором, влияющим на международную интеграцию образования, станет учет того, что личностное развитие в процессе образования имеет этническую основу. Для того, чтобы процесс интеграции имел положительный эффект, он должен освоить и сохранять гуманистическое направление. В таком случае интеграция на основе фундаментализации предполагает развитие личности в процессе образования, а, следовательно, и сохранение наиболее глубоких и значимых этнических черт личности.
Кроме того, процесс интеграции национальных образовательных стандартов обусловлен объективными факторами глобализации, взаимозависимостью отдельных государств и их образовательных пространств. В начале 1990-х гг. для европейских университетов стала реальностью образовательная деятельность на континенте в тесном соседстве с транснациональными образовательными организациями, в том числе в форме дистанционного образования. Реализацию интеграции образовательного пространства в настоящее время мы наблюдаем в Европе, где до 1992 года шло уточнение цели и задач кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза. Способствовать процессу формирования единого общемирового образовательного пространства призвана Болонская декларация. Она предполагает глобализацию образования, понимаемую как составную часть планетарной глобализации.
На наш взгляд, при разработке стандарта образования необходимо сопоставлять различные программы обучения для обеспечения совместимости образовательных систем. Более того, содержание образования, подлежащее международной стандартизации, должно быть отрефлектировано на предмет качества мысли. Если Аристотель в IV веке д.н.э. говорил о способности человека к ложному мышлению, то в настоящее время говорят о накоплении «опасного знания» (В.А.Садовничий, 2005 г.), которое постепенно шаг за шагом меняет ранг единичных отклонений на ранг общественной нормы.
Единый международный стандарт образования должен содержать в себе представления о модели специалиста, о минимально необходимой базе знаний, позволяющей сформировать соответствующие профессиональные качества, о минимально необходимом количестве учебного времени, позволяющего осуществить трансляцию этого знания. При этом, модель специалиста должна содержать социально значимые общегражданские и общепрофессиональные качества.
Как известно, новое время изменяет профессиональный облик ученого и педагога. На этом фоне особо выделяются этические принципы как профессиональная ценность. В сущности, они не только остаются ценностью личностной характеристики ученого и педагога, но и становятся регулирующими при определении направления фундаментальных исследований. Вследствие этого, решение поставленной задачи интеграции национальных стандартов образования зависит как от интеграции содержания образования, так и от профессионального облика будущего ученого и будущего педагога.
Таким образом, процесс интеграции национальных образовательных стандартов косвенно, но затронет проблемы развития фундаментальной науки, веса этических принципов ученого при выборе направлений научного исследования, а также проблему международного стандарта развития личности в процессе образования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №05- 06-06004а