Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Сотникова А.Н.

Региональное развитие рыночных структур в санаторно-курортной отрасли представляется как нечто постоянное, которое нужно изменить в определенной мере.

Сложившиеся отношения между отдельными личностями и группами, которые обеспечивали успех предприятию, станут неразрешимыми. Изменения делового окружения, технологий, рынка и конкурентного давления требуют таких организационных перемен.

Быстро развивающиеся в рыночной среде российские санаторно-курортные учреждения сталкиваются с разного рода проблемами, решение которых традиционными путями невозможно, поэтому руководство начинает искать новые нетрадиционные пути достижения конкурентных преимуществ. Основной идеей является переход от узкого разделения труда по операциям к производственным отношениям в целом.

Кардинальные изменения на рынке привели многих руководителей к необходимости реинжениринга предприятия, суть которого заключается в переходе от узкого разделения труда к производственным процессам в целом.

Последние 2 года характеризуются развитием эффективной системы взглядов и подходов к управлению экономикой, активизацией работы по увеличению доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края для разрешения наиболее острых социальных проблем, выполнением приоритетных федеральных и краевых комплексных программ.

Кардинальные изменения на рынке привели многих руководителей санаторно-курортной отрасли к необходимости перестройки предприятия.

Во-первых, у многих клиентов имеются индивидуальные требования относительно предлагаемых услуг, поэтому потребностям конкретного клиента должны удовлетворяться удобным для него способом.

К тому же в настоящее время отдыхающие в санаториях желают знать, какими дополнительными услугами располагает данное предприятие. Другими словами для отдыхающего на сегодняшний день важно разнообразие не только санаторных услуг, но и туристических.

Во-вторых по мере выхода из кризиса санаторно-курортной отрасли усиливается конкуренция между предприятиями, которая проявляется в понижении цен на санаторно-курортные услуги, иногда не отличающимися качеством предоставляемых услуг.

Поэтому все большее количество предприятий стало повышать качество предоставляемых услуг: сферы обслуживания, туристических и оздоровительных.

Не нужно забывать и о том, что потребители санаторно-курортных услуг только поправляют свое здоровье, но и отдыхают. На принятие потребителем решения о покупке путевки большое влияние оказывают не только выбор профильного лечения, но и культурного, социального и психологического характера.

Многие санаторно-курортные организации, особенно коммерческие, стали отходить от сложившихся в советский период подходов к обслуживанию рекреантов.

В области санаторного питания наблюдается отказ от обязательного диетического питания, полного или частичного. По желанию рекреантов введены новые формы обслуживания - заказное меню, шведский стол.

Скорее всего, это связано с тем, что службы питания в современных организациях отказывается от традиционного госпитального типа, и переходят гостиничному типу.

Но нельзя забывать и о специалистах, от их подготовленности зависит качество курортного сервиса.

Санаторно-курортная путевка представляет собой совокупность продолжительности дней, дополнительных туристско-экскурсионных услуг и товары, приобретенные на курорте.

Одно из основных богатств КМВ - минеральная вода, используемая на лечение и на продажу. В настоящее время в регионе работает 47 специализированных заводов и цехов по розливу минеральной воды.

Район обладает уникальными запасами минеральных вод с различным химическим составом, минерализацией и температурой. Это - углекислые, сероводородные, углекисло - сероводородные, йодо - бромные, радоновые. Если в 1998 году их добыча для целей разлива составляла в среднем 296 м³ в сутки, то уже в 1999 году - 550 м³ минеральной воды в сутки или 1100 тысяч бутылок в таре 0,5 л. ежедневно.

В 1999 году введены в эксплуатацию еще два завода по разливу минеральной воды Ессентуках - «Кавминкурортрозлив», в Железноводске - «Железноводскавминрозлив».

Также завод по розливу пищевой кислоты и база для открытия новых существует, в частности администрация КМВ рекомендует официальным инвесторам Лысогорское месторождение вод, запасы которых в объеме 1037 м³ в сутки утверждены государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

Важное место в системе мер по развитию санаторно-курортных услуг в регионе отводится обеспечению продвижения регионального туристического продукта на национальном и мировом рынках.

Региональный уровень это комплекс мероприятий, направленных на создание образа региона, благоприятного для туризма, отдыха и санаторно-курортного лечения.

Необходимо провести ряд мер в создании образа региона КМВ: это должны быть меры по безопасности отдыхающих; различные рекламные компании; буклеты с описанием экскурсий; дополнительные услуги; места проведения досуга и множество других мероприятий.

В региональном развитии региона КМВ должен быть положен нормативный принцип, базирующийся на численности населения и отдыхающих в регионе.

Хозяйство региона с системой городов деформировано, что сказывается на сдерживании развития рекреационной сферы. Поступления в бюджет от санаторно-курортных учреждения намного меньше, чем от строительства, промышленности, в 8 раз меньше чем от управленческих структур. Следовательно, образование и развитие субрегиональной и муниципальной форм собственности необходимо.

Оно может происходить посредством приобретения местными и региональными органами власти долей и акций организаций туристско-рекреационного комплекса.

Уникальность курортных услуг в регионе КМВ обусловлены разнообразием типов и разновидностей минеральных вод, залежей лечебной грязи. Неслучайно, в соответствии с перечнем уникальных природных курортов России, утвержденным Министерством здравоохранения  22 декабря 1999 года №99/228, курортны Рррбжрти пти РФ 22 декабря 1999 года №99/228, курортный регион КМВ занимает первое почетное место в России и не имеет аналогов в мире.

Необходимо развивать рыночные структуры в санаторно-курортной отрасли. Грамотная система организации и управления сферой туризма в Ставропольском крае позволяет привлекать финансовые ресурсы. Турист является идеальным для региона клиентом, способным обеспечить процветание территории, однако, привлечь такого клиента - задача не простая.

Одна из важных составляющих регионального продукта - услуги по размещению туриста, будь то отдыхающий или деловой турист. Для российских регионов это больной вопрос, поскольку, обладая огромным потенциалом в области природных, исторических, климатических ресурсов, мы не можем похвастаться инфраструктурой размещения, питания, транспорта, связи. Качество подобных услуг далеко от мировых стандартов.

Можно выявить некоторые тенденции развития гостиничного комплекса края:

  • ожесточение конкурентной борьбы в условиях рынка покупателей и вытеснение с рынка неконкурентоспособных предприятий;
  • снижение количества гостиничных предприятий, их номерного фонда;
  • диверсификация предлагаемых услуг;
  • медленный рост качества предоставляемых услуг.

Прибыль может давать только хорошо организованная гостиница, а это задача, решение которой возможно при активной позиции и грамотном управлении как на уровне всего региона и государства, так и на уровне отдельного предприятия.