Люди тысячелетиями занимались изготовлением многих необходимых для обеспечения жизни в тех древних условиях товаров. Постепенно для обмена различных товаров возникли деньги и понятие «Экономика», сформировалась даже наука «Экономическая теория». Общеизвестно, что она одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории - реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что в XΙX в. А.С. Пушкин, которому царь Николай Ι поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных для изучения наук назвал политическую экономию. В конце XΙX в. В.Н. Бунге в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития. Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика - очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность этой науки, отражающей многообразный мир хозяйствования в том, что ее изучение требует от читателя, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А. Хейленброннера, «выносливости верблюда и терпение святого». Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Эту задачу призван решить ряд учебных дисциплин, в том числе и экономическая теория. П. Самуэльсон в известном во всем мире учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценивать музыкальное произведение.
Много сотен лет назад философами было замечено, что экономика отдельных государств и даже мировая экономика развиваются циклами. Намного позже экономическими циклами заинтересовались экономисты. Но природа цикличности развития экономики оставалась неизвестной до наших времен. Как показали наши исследования, не хватало методов и средств исследования экономических процессов. Поэтому следует интересоваться не проблемами цикличности в экономике, а строить теорию экономики. Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж. Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо оно бесполезно. Английский экономист И. Литте образно назвал таких ученых «неэкономистами» и справедливо утверждал, что «неэкономисты» обычно бывают слишком академичными, они чересчур усердно абстрагируются от реального мира. Глубокий кризис всех сторон жизни нашего общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки России. Кризис экономической науки как частная форма проявления общего кризиса естественен, ибо экономическая теория есть отражение экономической мысли, можно заметить, что именно экономические кризисы служили в прошлом мощными импульсами для развития экономической теории. Так, теория экономики А. Маршалла появилась и получила широкое распространение в результате кризиса 1872 г. и последовавшей за ним 20-летней депрессии, кейнсианство - после кризиса 1829-1933 г.г. и последовавшей депрессии, монетаризм - после кризисных явлений 1960-70-х годов и т.д.
Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли - это не локальные явления (свойственные только российским экономическим теориям), а общемировая тенденция XX в. и Запада. Так, Дж. Гэлбрейт писал: «Экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, перестает быть наукой и превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих называться наукой». Русские ученые Н.Д. Кондратьев, В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Е.Е. Слуцкий, Л.Н. Гумилев и другие в своих работах так же доказывали необходимость пересмотра наших представлений о мире.
Некоторые ученые обвиняют марксизм в догматизме. Однако нельзя не признать, что марксизм - это существенный этап в развитии экономической теории. П. Самуэльсон особо выделяет в истории экономической мысли лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса. Другой видный американский ученый, Дж. Гэлбрейт, считал, что учение К. Маркса слишком ценно, чтобы его целиком отдать марксистам. Й. Шумпетер также относил К.Маркса к великим ученым, что не мешало ему критиковать марксизм. В начале XX в. учение К. Маркса подвергалось критике в работах русских экономистов (например, Туган-Барановского, Рубина, Железнова и др.
Нельзя не отметить, что накопление догм представляет собой явление, неизбежное в любой науке. Так, была абсолютизирована теория условных рефлексов И.П. Павлова, пик этой абсолютизации пришелся на 50-е годы XX в. Догма - это бесполезная истина. То, что было истиной на одном этапе движения мысли в процессе познания, на другом его этапе абсолютизируется, становится аксиомой с застывшим содержанием и является уже бесполезным. Но жизнь меняется, не могут не меняться и наши представления о жизни, тогда и возникает потребность в новых концепциях, новых подходах, новой парадигме, требующих изменения самого хода общественной мысли. Новая теория предстает как непосредственная реакция на кризис. (Все до этого абзаца и дальше ссылки взяты из упомянутого учебника).
Выход из современного социально-экономического кризиса России большинство ученых и практиков видит в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой экономикой, которая получила развитие в ряде стран Запада, США, Японии и др. Поэтому естественны и наши поиски в чрезвычайно богатом мировом опыте преподавания экономической теории. При этом, конечно, не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если в целом оценить западную экономическую науку, нельзя не видеть, что она в значительной степени математизирована и асоциальна, перегружена графиками. Это может привести к опасности чрезмерной формализации и вырождению экономической теории как объективной науки, на что неоднократно обращалось внимание мировой научной общественностью. Так долго продолжалось отсутствие настоящей теории. В то же время следовало начинать понимать. Например, экономика (гр, oikonomike, от oikos = жилье + nomos = закон) - 1) совокупность производственных отношений на определенном этапе развития общества; 2) народное хозяй-ство страны, области, района, какой либо отрасли и т. д. и т. п. Чего не хватало для построения настоящей теории экономики (не экономической теории) - это много (далее наше).
Через несколько лет после изобретения номограммы и создания в течение 30 лет теории систем автоматического регулирования (САР), то есть по полученным результатам, постепенно стало понятно, что основой теории материального производства являются потоки, основой математических моделей процессов - уравнения балансов потоков в процессах, и даже основой музыки является звук. Процессы являются первичными, а теории, описывающие их, вторичными.
Вспомним о роли математики в построении теорий. Еще Э. Ферми писал об актуальности моделирования физических процессов: «В магнитогидродинамике настолько можно ошибиться, что не следует верить результату длинных и сложных математических выкладок, если нельзя понять его физического смысла, в то же время нельзя также полагаться на длинную и сложную цепь физических доводов, если нельзя продемонстрировать его математически». Но для применения математики тоже требуются условия. До наших публикаций [1] не было даже схемы обращения оборотных средств предприятий в корреспонденциях бухгалтерских счетов, не было схемы обращения монетаризованных и монетарных потоков между сегментами первичного рынка, требовались математические модели управляемых процессов в производстве. Для построения теории экономики требовались модели связи потоков с устройствами управления. Потенциальными условиями для этого являются сочетание трех профессий: «Бухгалтерский учет», «Автоматизация производственных процесов» и «Математическое моделирование технологических процессов» [2]. Импульсом движения для этого стало ошеломляющее удивление полным отсутствием в экономической теории каких-либо потоков, схемы обращения оборотных средств предприятия в корреспонденциях бухгалтерских счетов. Наши работы отличаются как от зарубежных, так и от Российских тем, что образовательными отправными точками в них является упомянутое выше сочетание трех профессий. Кроме того, они начаты изобретением впервые в мировой науке номограммы (номограмма от гр. nomos = закон + грамма) - графическое изображение теоретических или эмпирических зависимостей, упрощающее практические расчеты) для систем, замкнутых обратной связью, и непосредственным изготовлением средств регулирования технологических процессов. Использование номограммы для САР в построении теории экономики привело к началу понимания экономики как системы, замкнутой обратной связью, и положило конец придумыванию различных вариантов экономической теории [3].
Важно вспомнить, что слово «Экономикс» на английском языке на русский язык было переведено как экономика, экономическая теория и политическая экономия. Но из тех же словарей следует: (с. лат. Liquidus = свободный от долгов) - финансовый, легко реализуемый, превращаемый в наличные деньги (например, ликвидные средства); 2) денежные средства; 3) деловитость, перспективность - это уже слово менеджмент. При таком понимании получается, что Экономика = ликвидная недвижимость + денежные средства + менеджмент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Зиганшин Г.З.Предпосылки современных открытий в экономической науке. Актуальные проблемы современной экономики России. Международная научно-практическая конференция. Казань. 2005.
- Зиганшин Г.З. Теория моделирования и управления технологическими процессами. Казань: Изд. отдел. КФ МЭИ. 1998. 210 с.
- Ziganshin G.Z. Thirteen unknown properties of the economical system. EUROPEAN JOURNAL OF NATURAL HISTORY. № 5 2006.