Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Уразаева Ф.Х., Хамзина А.Ф., Уразаев К.Ф., Шакиров А.Р.

К началу XXI века установились достаточно тесные контакты между клинической психологией, психофизиологией и медициной. Методологической основой такого взаимодействия становится концепция интегрального подхода к пациенту [1], что обусловливает интерес исследователей к изучению характерологических особенностей больного [3]. Кроме этого в психофизиологических исследованиях разработан уникальный системный подход к изучению индивидуальности человека [4, 5].

К исследованию были привлечены 248 студентов: 140 чел. девушек и 108 чел. юношей в возрасте от 16-18 лет. Исследование включало: системное изучения индивидуальности студентов (личностный - тесты Р. Кэттела, А. Басса-А. Дарки, темпераментный - В.М. Русалова, и нейродинамический - Я. Стреляу); изучение гигиенического состояния полости рта по индексу гигиены полости рта (КПУ).

Установлены статистически значимые зависимости свойств многоуровневой индивидуальности от типа структуризации фаций слюны и показателей гигиенического состояния полости рта. Определенные дисгармонические изменения свойств индивидуальности являются индикаторами процесса нарушения структурной организации кристаллов смешанной слюны, сопровождающегося ухудшением гигиенического состояния полости рта студентов.

Негативные изменения в процессе кристаллизации ротовой жидкости, наблюдаются у молодых лиц с определенными деформациями личности и акцентуацией таких свойств, как общая и отдельные виды агрессивности, тревожность, низкий интеллект, напряженность. Аморфная структура слюны свойственна в основном студентам холерического темперамента, у которых энергичность в деятельности и социальных контактах, совмещается с эмоциональной неуравновешенностью, неуверенностью в себе в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Для нейродинамического уровня рост значений показателя деструктуризации фаций ротовой жидкости может определяться меланхолическими особенностями центральной нервной системы студентов: высокой силой торможения, неуравновешенностью, низкой возбудимостью и подвижностью.

Предложены рекомендации по привлечению практических психологов, работающих в организованных группах детского населения, внедрения комплексной программы психопрофилактики кариеса зубов на основе объективного лабораторного метода для оценки ее эффективности. Выявленные психогенные факторы риска развития кариеса зубов позволяют выделять группы риска развития этого заболевания во время психологического скрининга населения. Это позволяет предупредить возникновение стоматологических заболеваний у школьников и студентов на 23,4 - 32,6%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гедымин М.Ф. Соколов Д.К, Кандрор М.Ф. Об интегральной оценке функционального состояния организма // Физиология человека. - М., 1988. - Т.14. - № 6. - С. 957-963.
  2. Гуляева С.Ф. К проблеме саливадиагностики заболеваний ЖКТ: математические аспекты // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. - М., 2004. - № 1. - С. 42-43.
  3. Иванова Е.П. Метод активного преодоления стрессоподобных состояний при ортопедическом лечении: автореф. дисс. ... канд. мед наук. - М., 1996. - С. 3-8.
  4. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности // Психологический журнал. - М., 1980. - № 1. - С. 58-71.
  5. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 366 с.