Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Хайбрахманова Д.Ф., Хабибрахманов А.Ф.

Естественнонаучное образование является одной из составных частей системы образования, которое призвано обеспечить мировоззренческую функцию при подготовки специалистов нового поколения обладающих универсальными и профессиональными компетенциями. Естественнонаучное образование включает следующие компоненты:

  1. Владение ″общепредметными″ (общеучебными) умениями в рамках естественных дисциплин.
  2. Владение естественнонаучными понятиями, законами, технологиями, различными ситуациями, в которых используются естественнонаучные компетенции. При этом основу естественнонаучной компетенции составляют: познавательная сфера; педагогическая структура и содержание деятельности; личностные.

Однако, в последние годы наблюдается существенное снижение качества естественнонаучной подготовки обучающихся. Причинами, как нам видится, являются ряд нерешенных проблем - это: отсутствие целостной системы в формировании и развитии естественнонаучных компетенций; традиционные дидактические системы не отражают наличия целостности и системности знаний в естественнонаучном образовании; существует дисбаланс связи между фактами, явлениями и единицами учебных знаний; традиционный путь познания от частного к общему препятствует целостному и системному усвоению знаний и тем более формированию и развитию естественнонаучных компетенций; шаблонность и консерватизм в преподавании естественнонаучных дисциплин является тормозом в развитии креотивного мышления; изучение основ естественных наук часто ограничивается только ознакомлением обучающихся с понятиями, законами, фактами вне связи с производственными задачами; применение разнообразных технологий обучения не позволяет осуществлять последовательный, системный, непрерывный процесс формирования и развития естественнонаучных компетенций; отсутствие эффективной технологии одновременного учения/обучения обучающихся с разным уровнем развития; современные технологии обучения не прогнозируют модель личности, которая будет востребована в будущем.

На наш взгляд, разрешение данных проблем возможно при введении в систему непрерывного естественнонаучного образования нового элемента, интегрирующее его содержание. При этом интеграцию необходимо реализовывать как на межцикловом, межпредметном уровнях, так и между ступенями образования.