Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Скипина К.П.

Реализация предложенной концепции имеет несколько аспектов, имеющих практическое значение для будущих специалистов. В современной высшей школе формируется качественно новая образовательная среда, основанная на инновационных технологиях, с привлечением студентов к научной работе. Однако решение задач по развитию творческого мышления важно, прежде всего, для выявления и успешного использования интеллектуального потенциала студента во время учёбы в вузе, т.к. творческий подход к процессу освоения избранной профессии, как правило, повышает результативность и качество обучения. Высшая школа должна не только дать студентам профессиональные знания, умения и навыки, но и научить их творчески мыслить, создавая дополнительную мотивацию для профессионального роста в будущем. Сильным мотивирующим фактором для студентов является высокий профессионализм и яркость личности преподавателя (1).

Взаимодействие вуза с научными учреждениями биологического профиля и непосредственное участие ученых в работе со студентами легло в основу деятельность кафедры физиологии в Сочинском филиале Российского университета дружбы народов по подготовке специалистов-физиологов. Данная модель развития вузовской науки предусматривает возможность влияния научных интересов преподавателей на повышение качества подготовки будущих специалистов (2). Интеграция образовательного процесса с научными направлениями ведущих ученых научно-исследовательских институтов воплощается в практической деятельности кафедры физиологии. Учебный процесс подготовки физиологов проходит в условиях реально приближенных к научной деятельности учреждений биологического профиля. Анализ распределения учебной нагрузки между преподавателями показывает, что в ее выполнении участие учёных составляет более половины. Это относится как к общепрофессиональным дисциплинам, так и к дисциплинам специализации и предусматривает сочетание успешного решения педагогических задач с формированием у студентов интереса к научно-исследовательской работе.

Научная работа студентов кафедры физиологии начинается с выбора направления специализации. В учебном комплексе на базе НИИ медицинской приматологии РАМН, высококвалифицированные научные кадры лабораторий иммунологии, вирусологии микробиологии, приматологии, патологической анатомии и эндокринологии института обеспечивают высокий уровень преподавания дисциплин с первого года обучения. Специалисты НИИ медицинской приматологии, ученые с мировым именем гармонично включились в учебный процесс. Благодаря инициативе директора НИИ МП академика Б.А.Лапина наши студенты имеют возможность прослушать лекции известных ученых, что даёт им возможность приобщиться к самым новейшим достижениям науки в области физиологии. Такие встречи обогащают учебный процесс, повышают качество получаемых знаний и оставляют у студентов чувство причастности к серьезной и интересной научной деятельности в избранной профессии.

Результатом такого построения учебного процесса стали дипломные работы выпускников данного направления специализации, которые связаны с тематикой лабораторий НИИ медицинской приматологии и представляют собой самостоятельные научные исследования под руководством ученых института. Темы и содержание дипломных работ характеризуются актуальностью, научной и практической значимостью и могут быть рекомендованы к внедрению.

Создание учебного комплекса для специальности «Физиология» на базе НИИ медицинской приматологии РАМН обеспечило реальную возможность привлечения студентов к научной работе на самых передовых рубежах науки и их участие в совместной международной программе НИИ медицинской приматологии РАМН и Ганноверского университета в Германии. Работа наших студентов в интереснейшем международном проекте по проблеме изучения стволовых клеток определила научное направление их дипломных работ и открыла им путь в науку (3). Все участники этого проекта после успешной защиты дипломных работ, связанных с проблемами молекулярной биологии, продолжили научные исследования в качестве аспирантов.

Благодаря сотрудничеству с Всероссийским научно-исследовательским институтом цветоводства и субтропических культур - старейшим научным учреждением на Черноморском побережье Кавказа - и активному участию ученых этого института в преподавании успешно развивается научное содержание направления специализации по физиологии растений. Темы курсовых и дипломных работ в соответствии со специализацией определяются при участии студентов в экспериментальной работе научных лабораторий, где студенты приобретают навыки научной работы. Лучшие из них продолжают свои исследования в составе научных коллективов лабораторий после получения дипломов.

Сотрудничество кафедры физиологии Сочинского филиала РУДН с ВНИИЦиГС, а также с НИИ экологии леса, Кавказский биосферным заповедником, НИЦ курортологии и реабилитологии и Центром по профилактике СПИД привело к активной интеграции учебного процесса с научной базой этих исследовательских учреждений (4). Это позволяет студентам получать знания на уровне передовых достижений биологической науки и способствует подготовке квалифицированных специалистов-физиологов, а также делает привлекательным сам процесс обучения.

Студенты принимают активное участие в экспедициях по учету животного мира Кавказа в рамках сотрудничества кафедры с Кавказским биосферным заповедником. По итогам участия в научных исследованиях и экспедиционных поездках по Кавказскому биосферному заповеднику выпускники кафедры выполняют свои дипломные работы, связанные с экологическими проблемами региона. Темы дипломных работ на основе материалов, собранных студентами во время этих экспедиций, имеют научное и практическое значение.

Получило развитие научное направление, связанное с исследованиями в области экологической физиологии и проблем охраны природной среды, в создании модели благоприятной среды в местах отдыха и обитания. Участие студентов в этих исследованиях завершилось защитой дипломных работ по проблемам воздействия антропогенных изменений окружающей среды на здоровье и социально-трудовой потенциал населения Черноморского побережья Кавказа. Полученные студентами результаты будут использованы для работы над перспективами развития санаторно-курортного комплекса г. Сочи, практическое значение которой трудно переоценить. На основе её результатов предстоит определить критерии сохранения и оптимизации экосистем, определяющие рекреационные возможности природной среды. Это может послужить отправной точкой на пути обеспечения устойчивого и долговременного развития территории Сочинского региона Черноморского побережья Краснодарского края, особенно с ужесточением экологических требований в связи с предстоящей Зимней олимпиадой в Сочи в2014 году.

Студентам ежегодно предоставляется возможность выступать с результатами своих исследований на студенческих научно-практических конференциях с последующей их публикацией. Выпускники, имеющие опыт подготовки докладов и публикаций, как правило, демонстрируют владение культурой профессионального мышления, умение анализировать и обсуждать заданную тему, демонстрируя знания современных достижений в области физиологии и проявляя интерес к научному поиску.

Целенаправленная работа коллектива кафедры физиологии по привлечению студентов к научной работе и развитие их творческого потенциала при решении педагогических задач по подготовке биологов-физиологов через взаимодействие учебного заведения с научно-исследовательскими учреждениями максимально приближают нас к решению проблемы воспитания молодых кадров исследователей. Кроме того, формирование потребности к творческому подходу в профессиональной деятельности может иметь решающее значение для определения места специалистов-физиологов в курортной, научной и педагогической сфере.

Таким образом, научные интересы преподавателей кафедры, направленные на поиск оптимальных путей повышения результативности учебного процесса, становятся неотъемлемой составляющей деятельности кафедры физиологии. Учеба и научная работа студентов тесно переплетаются с научными и педагогическими задачами коллектива кафедры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика.- М. Наука. 1981.-496 с.
  2. Козлова Н.И., Онищщук Ф.Д., Скипина К.П. Становление кафедры физиологии в Сочинском филиале Российского университета дружбы народов Научн. труды I съезда физиологов СНГ, 19-23 сент. 2005. Т 2.Сочи. С. 302-303.
  3. Козлова Н.И., Онищщук Ф.Д., Скипина К.П. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в целях модернизации профессионального образования. Материалы IV Всерос.-научно-практ. конференц. Часть 3, 14 нояб. 2005. Челябинск.С. 38-404.
  4. Скипина К.П. Значение учебных практик для формирования научных интересов студентов Ж. «Успехи современного естествознания», 2007. № 12.С.87-88.