Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Кундозерова Л.И.

Наркомания среди подростков сегодня является предметом обсуждения педагогической, психологической и медицинской общественности. Современные психиатрия, наркология, психология, педагогика и богословие исследуют проблему наркомании с разных позиций.

Однако в современных научных исследованиях просматриваются тенденции к интеграции знаний и комплексному анализу разнообразных явлений социальной реальности (Л.П. Буева, Р.Г. Чурова, В.А. Жасмин, А.В. Петровский и др.). На этом фоне нами переосмыслена проблема подростковой наркозависимости, которая в любой стадии наркотизации есть нарушение нравственной регуляции поведения, основанной на искаженных ценностных и жизнесмысловых ориентациях подростка. Существующая практика помощи наркозависимым подросткам, как правило, не касается поврежденных наркотиками важных сфер личности: ценностной, духовной, нравственной, мотивационно-потребностной, исследование которых является прерогативой педагогической науки.

Известный ученый в области педагогики В.П. Зинченко считает, что понятие «образование» «обозначает ценность, цель, средства, деятельность, истину, путь и результат». Рассуждая о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, он спрашивает: «Принимает ли на себя образование божественную функцию образования человека, и если да, то по чьему образу, духу и подобию?» (В.П. Зинченко).

Историко-педагогические изыскания С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, К.П. Победоносцева, С.А. Дачинского, К.Д. Ушинского и др. показывают, что в «досоветской» педагогике следование евангельским нравственным принципам рассматривалось как гарантия глубоко понимаемого воспитания. Все чаще специалисты и исследователи (Т.А. Костюкова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, А. Берестов и др.) говорят о том, что при лечении наркомании требуется решение внутренних, мировоззренческих вопросов зависимого человека.

Специалист в области медицины и богословия, профессор, доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) утверждает, что употребление наркотиков - это псевдорелигиозная и оккультная по своей сути духовная практика, имеющая «демонический характер духовности».

Наркомания представляет собой одну из разновидностей и форм демонической одержимости, поскольку греческое слово «narke» означает оцепенение, «mania» - безумие, сумасшествие.

Профессор Д.Е. Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Наркомания в этом смысле не является исключением. «Вера же есть смирение», - писал святой Варсануфий Великий. Однако в веру невозможно обратить насильно. Преодоление наркотической зависимости связано с созданием механизма формирования нравственных идеалов, ценностей с учетом внутреннего мира подростка и проблем его существования, приближающего человека к вере, истинному смыслу жизни. Православное мировоззрение - это выбор свободного человека, сделав который человек получает силы для борьбы со злом внутри себя и для самоисправления.

Чтобы вырваться из плена наркозависимости, душа и личность подростка должны возрасти, возмужать, укрепившись в вере. В этой связи подросткам, кроме медицинской помощи, необходима психолого-педагогическая поддержка и коррекция, направленные на оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем подростков, связанных с мировоззрением, физическим, психическим и духовным здоровьем, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением интеллектуальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором (О.С. Газман).

Наркозависимым подросткам особенно необходимы воля к жизни, способность свободно различать добро и зло, истину и ложь. Цель волевого развития по К.Д. Ушинскому - постоянно держать постоянно в узде свои телесные потребности, свои чувства и желания, и устремляться туда, куда указывает мысль высшего блага. В психолого-педагогической работе с наркозависимыми подростками чрезвычайно актуальным становится обращение к методам развития волевых качеств, разработанных А. Макаренко.

Взаимопонимание между специалистом и наркозависимым подростком в процессе преодоления зависимости гораздо легче достигается через духовную сферу подростка. Преодоление наркозависимости в этом случае идёт по схеме информирование → обсуждение → обдумывание → переосмысление → переоценка ценностей → приобретение духовного смысла жизни → нравственное перерождение (возрождение) → потеря интереса к искусственно измененному состоянию → свобода от наркотиков.

Наркозависимых подростков сложно научить радоваться жизни искусственных стимуляторов. Естественная нравственная жизнь христианина дает ощущение радости жизни, при этом творческая энергия души высвобождается для созидания самого себя и для знания Бога. Этот созидательный труд собственной души приносит человеку настоящую радость. Наркозависимый подросток учится строить свои взаимоотношения окружающими без интриг, лжи, сложных и запутанных ходов. Исцеление души поднимает его на такой уровень жизни, когда нравственное поведение полный самоконтроль становятся для него естественным, необходимым и требующим усилий делом.

В процессе преодоления наркотической зависимости подростку предстоит анализ и сопоставление духовных ценностей со своими склонностями и ценностными ориентирами, сознательное восстановление себя, нравственных ценностей и нормативов. Он учится «предстоянию» в одиночестве перед Творцом, не перекладывая ни на кого свою вину, боль отчаяние. Первые удачные шаги в новом направлении жизни возвращают подростку ощущение радости и надежды на позитивные перемены, дают уверенность в своих силах.

Стена, разделяющая духовный плен наркозависимого подростка, свободу личности, разрушается искренним церковным покаянием. Видение своих грехов раскрывается лишь постепенно, по мере приобретения подростком духовной зрелости и углубления покаяния. «Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле, - пишет святитель Игнатий Брянчанинов, - зрением греха возбуждается покаянием; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждение во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало»

Таким образом, православие возводит каждого из состояния рабского унижения в высшее нравственное достоинство. Православная педагогика обладает реальной духовной силой, которая позитивно влияет на нравственное поведение наркозависимых подростков, развивает ответственность за свой жизненный выбор, способствует формированию жизненных ориентиров, оптимистичному взгляду на жизнь. Языковой потенциал православного миропонимания открывает мощный канал психотерапевтического реабилитационного воздействия.