19 июня 1999 г. в Болонье собрались министры образования 29 европейских государств (Австрия, Бельгия (Фламандская община и Французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония) и подписали Болонскую декларацию. Состоявшиеся в марте 2001 г. в Саламанке (Испания) и в мае 2001 г. в Праге встречи министров образования европейских государств, подтвердили приверженность Болонским декларациям (См.: Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М., 2002..-С.25-26.).
19 сентября 2003 г. к Болонской декларации присоединились еще 8 стран, в том числе и Россия. Хотя Болонская декларация не является юридическим документом, ее подписание Россией налагает на нашу страну ответственность и выступает как обязательство осуществить систему достаточно радикальных мер по реформе высшей школы.
Целями Болонской декларации названы: формирование единого общеевропейского образовательного пространства и рынка труда для работников высшей квалификации, открытие свободного доступа к европейскому образованию и содействие мобильности участникам образовательного процесса (студентам и преподавателям), принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней высшего образования (бакалавриат - магистратура), учреждение системы кредитов, содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества. Болонский процесс направлен на смену парадигмы высшего образования от "teaching" - человека учат к "leaning" - человек учится.
Основными условиями и предпосылками Болонской декларации являются:
1. Общемировые тенденции:
1.1. Процесс глобализации, экономические преобразования в развитых странах потребовали коренных изменений содержания и формы высшего образования.
1.2. Жесткая конкуренция в сфере научной деятельности, наукоемкое производство требует высококвалифицированных и высокообразованных кадров, способных к творческому подходу в своей профессиональной деятельности.
1.3. Оторванность академического образования от рынка труда.
2. Европейские тенденции:
2.1. Отставание европейских стран по количеству научных кадров высшей квалификации (докторов наук) от США в 2 раза.
2.2. Сокращение государственного финансирования высшего образования стимулировало интенсивный поиск других источников поступления денежных средств. Основной из которых является платное обучение иностранных студентов. В США совокупный доход от этого вида деятельности в 2000 г. составил 10 млрд.$, в Европейском сообществе - около 5 млрд.$. В связи с этим возникает необходимость сделать европейское образование конкурентоспособным.
2.3. Стремление объединить разрозненные экономические потенциалы стран Евросоюза в единый экономический механизм.
3. Российские тенденции:
3.1. Усиливающийся процесс глобализации, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) заставляют координировать образовательную политику с общемировыми тенденциями.
3.2. Решение проблемы признания российских дипломов в европейских странах.
3.3. Увеличение доходов государственного бюджета от обучения иностранных студентов.
Основные положения Болонской декларации:
1. Введение единого общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании. Для облегчения процедуры подтверждения дипломов о высшем образовании, полученных в других странах, необходимо унифицировать перечень сведений, отражающих объем знаний и навыков, которыми владеет выпускник.
Квалификацией в России называют запись в дипломе о профессии, например "Преподаватель истории и обществознания". Европейское понятие квалификации носит академический характер, под квалификацией понимается документ об образовании. Причем, как считают некоторые, запись в дипломе российского образца о профессии (квалификация) наиболее соответствует идее о едином вкладыше-приложении. Для упрощения процедуры подтверждения дипломов и признания их эквивалентности в других странах Болонской декларацией предусмотрено наличие в документах о высшем образовании специального вкладыша на английском языке, где даются основные сведения об учебных дисциплинах, практическом обучении и др. видах обучения, выраженные в кредитных единицах ECTS
2. Введение единого для всего европейского образовательного пространства механизма учета освоенного студентами объема знаний в кредитных единицах ECTS - European Credit Transfer System, которые используются в двух основных функциях: для обеспечения возможности зачета курсов, освоенных в одном вузе другим вузом (функция трансфера) и для определения позиции обучающегося на его образовательной траектории применительно, в первую очередь, к возможности продолжения обучения и перехода на следующий образовательный уровень (накопительная функция).
3. Создание условий для значительного повышения мобильности студентов, преподавателей и научных работников путем устранения препятствий для эффективного осуществления свободного передвижения: обеспечение учащимся возможности получения образования и практической подготовки; преподавателям, исследователям и административному персоналу - возможности признания результатов и зачет времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в других вузах. Конъюнктура рынка труда подвержена изменчивости, поэтому учебные планы вузов и процесс подготовки специалистов не могут постоянно в полной мере соответствовать требованиям работодателей. Поэтому выпускники вузов должны обладать мобильностью, чтобы быть востребованными в других регионах. Для обеспечения мобильности необходимо создать единое образовательное пространство.
Однако, мобильность в российских условиях доступна лишь немногим категориям граждан в силу высоких транспортных тарифов, специфических особенностей рынка труда в каждом регионе РФ, недоступности цен на жилье и т.п. Поэтому понятие мобильности студентов, преподавателей, научных работников, выпускников вузов может быть трансформировано в виртуальную и профессиональную мобильность. Элементами виртуальной мобильности являются дистанционное образование и работа на зарубежные фирмы посредством сети Интернет. Фундаментальность образования - главная основа для профессиональной мобильности и профессиональной гибкости выпускников вузов. К профессиональной мобильности можно отнести получение второго высшего образования, переподготовка кадров, повышение квалификации, дополнительные образовательные услуги. Одной из задач обеспечения профессиональной мобильности является повышение роли вузов в формировании социальной и культурной среды, привлекательной для реализации жизненных устремлений всех жителей региона. Перевод центра активности ведущих вузов страны с поиска сильных абитуриентов в регионах на содействие профессиональному росту профессорско-преподавательского состава вузов по всей России.
4. Одно из центральных положений Болонской декларации - это установление многоуровневой системы высшего образования при базовой структуре «бакалавриат-магистратура». Берлинское коммюнике 2003 года определяет 2010 г. как год начала перехода на указанную систему. Первая ступень - подготовка кадров исполнительского типа (бакалавр). Вторая ступень - подготовка кадров творческого, креативного типа (магистр). Каждая ступень должна готовить не только специалистов, востребованных на рынке труда, но и обеспечивать возможность продолжить образование дальше. В России есть положительные примеры 2-х ступенчатого образования. В 1990-е годы, в основном, негосударственные образовательные учреждения освоили программы подготовки бакалавров по специальностям "Юриспруденция", "Менеджмент", "Экономика".
Освоение новой двух- или трехступенчатой системы высшего образования потребует разработки государственных образовательных стандартов нового поколения. Совершенно очевидно, что программы подготовки бакалавров и магистров необходимо разрабатывать с учетом конкретных требований работодателей, как регионального, так и государственного масштабов. Это позволит значительно снизить уровень безработицы среди выпускников вузов. Возможна ситуация, когда будут вузы, готовящие только бакалавров (в регионах, в небольших вузах) - и вузы, готовящие только магистров (в более крупных городах и вузах). В последнем случае можно представить себе и зональные консорциумы вузов: вполне реальна ситуация, когда ни один отдельно взятый вуз региона или субрегиона не в состоянии «освоить» магистерскую программу, но, соединив усилия, собрав лучших специалистов из разных вузов, консорциум может поставить полноценную программу магистерского уровня.
5. Повышение качества образования и установление общеевропейских критериев его оценки. Повышение качества образования невозможно без универсальной единой системы его контроля. В условиях современных информационных технологий востребованы неквалифицированный и высококвалифицированный труд.
Повышение качества образования необходимо решать на нескольких уровнях:
- Европейский уровень. Разработка, согласованных в рамках единого образовательного пространства, перечня стандартов, процедур и основных принципов обеспечения качества
образования. - Национальный уровень. Система обеспечения качество образования должна включать точное распределение обязанностей, участвующих в образовательной деятельности органов и учреждений, внешнюю и внутреннюю экспертизу, аккредитацию и аттестацию вузов, международное партнерство в сфере качества образования.
- Вузовский уровень. Разработка внутривузовской системы обеспечения качества образования, включающая рейтинговую оценку деятельности преподавателей и учебу студентов, модульный принцип построения учебного
процесса.
6. Развитие непрерывного образования.
7. Введение совместных (эквивалентных) образовательных программ и степеней.
8. Усиление интеграции науки и образования.
9. Содействие внедрению европейского мировоззрения, сохранение ценностей европейского гуманизма.
10. Повышение ответственности образовательных учреждений за социальное сплочение общества.
11. Открытость Европейского союза в науке и образовании.
Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.