Одна из главных целей инновационного метода в научных исследованиях это обеспечение надежности, устойчивости специалистов и руководителей науки, повышение их творческого потенциала и профессионального мастерства. Метод инновационного обучения научным исследованиям - это обучение самообучению и саморазвитию.
Если научно-техническая деятельность оценивается количеством открытий, изобретений, их значимостью, глубиной проведенных исследований, то инновационная деятельность характеризуется коммерческими показателями - прибылью, экономической эффективностью, конкурентоспособностью. Мировой опыт показывает, что только 33 % идей доходит до конкретного технического решения, из них - лишь 15 % имеют удачную коммерческую разработку, и только 9 % идей доходит до производства.
Перспективы развития инновационной научной деятельности тесно связаны с состоянием науки в России в настоящее время. "Утечка мозгов" ослабила научный потенциал России по словам профессора Левина на 90% [1].
Основы политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу утверждены президентом РФ 30 марта 2002 года, № Пр-576. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники России представлены девятью научно-технологическими областями. Перечень критических технологий России содержит 52 позиции, выражающие наиболее важные технологии межотраслевого значения.
Для решения приоритетных задач выделяются федеральные средства и обеспечиваются организационные меры. Принятая 28.07.2008 правительством федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы призвана создать условия для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, способствовать закреплению молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий и сохранить преемственность поколений в науке и образовании. Общий объем финансирования программы составит более 90 миллиардов рублей,
ВУЗы способны выполнять фундаментальные и прикладные исследования. Примечательно появление территориальных объединений в виде крупных научных и учебных центров (на базе крупного университета) и других исследовательских организаций (НТО, ОКБ). Достоинством таких объединений является доступ к ресурсам: научным - библиотекам, базам данных; материальным - научному оборудованию, компьютерам; трудовым - исследователям и инженерам, консультантам и сотрудникам, аспирантам и студентам [2].
В основе инновационных технологий научных исследований лежит принцип от сложного к простому. Резервные возможности сознания и психики человека проявляются и активизируются в ходе поиска, переработки и усвоения сверхбольших объемов информации. Продуктивной основой инноваций также является последовательность исследований "от действий - к знаниям". Объединение обучения и исследования создает дополнительную заинтересованность и повышает качество адаптации к миру новых идей и нового материала практических разработок.
Любое научное исследование становится инновацией только после его коммерциализации, в современных условиях необходима материализация результатов и коммерческое освоение идей, выдвинутых на стадии научно-исследовательской деятельности. В связи с этим исследователь должен обладать разносторонними способностями: экономическими для технико-экономического обоснования идеи и оценки интеллектуальной собственности, юридическими по защите интеллектуальной собственности, маркетинговыми для оценки потребностей рынка и организации эффективной рекламы, управленческими и дизайнерскими для создания и реализации научных проектов.
Немаловажным является законодательное обеспечение научно-исследовательской деятельности. В перечень приоритетов должны входить социальная защищенность ученого, меры по стимулированию молодежи заниматься научной деятельностью, заинтересованности хозяйствующих субъектов в использовании результатов отечественных научных инноваций. Представляется, что кадровое обеспечение науки невозможно без решения такой важной задачи как совершенствование законодательной базы, регламентирующей повышение статуса, социальных гарантий и увеличения уровня доходов научных работников.
Особо следует отметить перспективы вузовской студенческой научно-исследовательской работы (НИРС) [3]. Результаты НИРС чрезвычайно важны для развития творчества студенческой молодежи: реализации их научных способностей и творческих усилий на инновационных направлениях научных исследований при изучении и решении важнейших современных естественно-научных проблем; участия в интеграции образования и науки в процессе выполнения и внедрения результатов; в совершенствовании физических и математических основ создаваемых методов и средств естественно-научных исследований; в развитии научного подхода к технико-экономическому обоснованию постановки инновационных научных работ; в развитии интеграции инновационной научной работы в направлении Всероссийской и международной научной деятельности и получение заслуженного признания на этом уровне (дипломы, гранты, премии, медали).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Левин В.И. Утечка мозгов и современный научный потенциал России. Датчики и системы. №1 2006. c. 65-71.
- Ракитов А.И. Роль высшей школы в создании системы национальной инновационной экономики. В кн.: Науковедческие исследования. М.: РАН, 2004. с. 7-28.
- Волков В.Л., Волкова С.В., Пакшина Н.А. Студенческие научные исследования для информационного обеспечения учебного процесса. Труды ВНТК "Информационные образовательные технологии". НГТУ, Н.Новгород, 2003 г. c. 23-28.