Современное естественнонаучное образование описывает состояние цивилизации в целом и отражает ее проблемы. По мнению В.И. Кузнецова, Г.М. Идлиса, В.Н. Гутиной естествознание является основой всякого знания - и естественно-научного, и технического и гуманитарного. Школьный период изучения естественных наук под руководством педагога создает основу представлений человека об окружающем нас мире. Поэтому во все времена остро стоит проблема подготовки профессионально компетентных учителей естественно-научных дисциплин. Выступая как индивидуальный субъект профессиональной деятельности, педагог является общественным субъектом, носителем общественных знаний, ценностей, научного мировоззрения.
Содержательной основой научного мировоззрения является научная картина мира, представляющая собой теоретическую модель реальности, концептуально-чувственный образ мира, синтез философских категорий, научных абстракций (Комиссаров Б.Д., 1991).Основу научной картины мира составляет естественно-научная картина мира - интегральный образ природы, созданный путем синтеза естественно-научных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о движении, взаимодействиях, пространстве и времени.По мнению В. М. Симонова естественно-научное образование должно стимулировать развитие личности человека, способствовать гармонизации его отношений с природой, реализовывать погружение в существующую природу, учить жить в условиях насыщенной информационной среды и думать о последствиях принимаемых решений. Естественно-научное образование обладает специфическим влиянием на формирование человека делового, ответственного, творчески активного. Поэтому в ходе изучения предметов данного цикла необходимо вырабатывать ценностно-смысловое отношение к природе, что в итоге должно вылиться в личностную картину мира человека. В отличие от естественно-научной картины мира, основой которой является чисто когнитивный опыт, существенную часть личностной картины мира составляют чувственные образы мира.
Личностная картина мира является сложным образованием, включающим в себя ряд компонентов.Необходимым условием и важнейшей предпосылкой становления личностной картины мира является усвоение системы знаний, обеспечивающих понимание устройства окружающего мира как иерархии взаимосвязанных, развивающихся систем разной степени сложности, изучение их с позиций целостности, дискретности, стохастичности, нелинейности, открытости, саморегуляции и самоорганизации. Именно естественно-научные знания играют огромную роль в становлении личностной картины мира через раскрытие единства материи и движения, причинно-следственных связей, зависимости времени и пространства; перехода количества в качество; познаваемости и неисчерпаемости мира. Следовательно, основой формирования личностной картины мира специалистов в области естественно-научного образования является когнитивный компонент.Истинность личностной картины мира, как доказано В. М. Симоновым проверяется на практике после включения в систему объективированного знания. Личностная картина мира - это ценностное отношение к изучаемой действительности. Она не существует, если не оценивается объект с определенных позиций, установок, личностного понимания. При становлении личностной картины мира особая роль отводится пониманию. Этот процесс носит контекстуальный характер. Текст, как отражение законов природы, явлений, имеет и контекст - как мера принятия личностью. Личностная картина мира неотделима от субъекта-индивида, погружена в ценностно - смысловую структуру его сознания. Следующий компонент личностной картины мира педагога - ценностно-смысловой.
Инвариантными условиями становления научной картины мира является: обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов; придание приобретаемым знаниям общественной направленности; соблюдение принципа историзма при добывании знаний; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение в практическую деятельность. Имеющаяся система естественно-научных знаний, отношений, ценностей проявляются в разных видах деятельности. Следовательно, в состав личностной картины мира педагога должен входить и нравственно-поведенческий компонент, предполагающий нравственную рефлексию собственного поведения, нравственное самоопределение и самореализация в ноосфере, проявляющаяся в реальной готовности педагога к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Таким образом, становление личностной картины мира специалиста в области естественно-научного образования связано с развитием когнитивной, ценностно-смысловой и нравственно-поведенческой составляющих ее.