Интегративные процессы второй половины XX века, связанные с новым осмыслением понятия "мировая экономика", формирование глобального рынка труда и информационного пространства самым непосредственным образом повлияли на развитие системы технического образования в России.
При этом основной целью высшего технического образования стала подготовка специалистов, соответствующих следующим требованиям к инженеру XXI века:
- осознанное и позитивное отношение к своей профессии, стремление личности к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту;
- овладение совокупностью необходимых в профессиональной деятельности фундаментальных и специальных знаний и практических навыков;
- владение методами исследования моделирования, прогнозирования и проектирования;
- творческое решение профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях;
- понимание основных направлений научно - технического прогресса, его влияния на окружающую природную среду, жизнедеятельность человека и общества;
- владение методами технико-экономического анализа производства с целью его реализации, а также методами инженерной защиты окружающей среды;
- осознанная личная гражданская и профессиональная ответственность за результаты своей деятельности.
На наш взгляд формирование упомянутых выше качеств достигается при использовании такого воспитательно-образовательного процесса технического вуза, который направлен на организацию самостоятельного овладения студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности, повышение активности, самостоятельности и развитие творческих способностей студентов.
Мы выделяем применительно к познавательной деятельности три объекта, которые необходимо приобрести в процессе подготовки к инженерной профессии:
-система знаний о природе, обществе, технике, способах профессионального труда;
-система обобщенных интеллектуальных и прикладных умений и навыков;
-система нравственного опыта и морально - этических отношений, отражающих специфику инженерной профессии.
В подготовке инженерных кадров часто прослеживается односторонний подход, ориентирующий студентов на приобретение знаний, усиливающий интеллектуальную сторону образования и умаляющий значение практической направленности познавательной деятельности. Преобладание одного из направлений и забвение других является препятствием, затрудняющим развитие личности в процесс обучения. Устранить причины гиперболизации интеллектуальной сферы образования возможно в условиях дидактического обоснования содержания объектов преподавания и учения. Специфика их содержания и взаимосвязи:
Объекты преподавания. Система философских и специальных знаний, факты, понятия, законы, теории, мировоззренческие идеи, внутри - и межпредметные связи, отражающие современное состояние науки. Методы научного исследования, логика научного познания и учебного процесса. Личность как объект педагогического воздействия и субъект учения; культура чувств, эмоций, интеллектуальных потребностей.
Объект учения. Система научных знаний о природе, способах умственного труда, технике, истории науки. Система умений интеллектуального и прикладного характера, приемы перевода теории на уровень практики. Понятия свободы и долга, социально значимый характер интересов, привычек, стремлений, желаний.