Новые экономические реалии отражаются на выборе дальнейшего жизненного пути выпускников средней школы. В извечном споре «физиков и лириков» о значимости в жизни предметных знаний преимущества в настоящее время на стороне вторых. Это происходит не только в нашей стране, но и во всём мире (средний адвокат в США материально лучше обеспечен, чем хороший технический специалист). Против этого на данном этапе развития современного общества, трудно представить какие-либо весомые аргументы. Однако остановимся на необходимом уровне учебных умений той категории выпускников школ, которые поступают в технические учебные заведения.
Наиболее широкими возможностями формирования вышеуказанных умений обладает естественнонаучное образование, и в первую очередь обучение физики. Помимо специфических для данной предметной области и общих для дисциплин естественно-математического цикла умений, в ходе изучения физики достаточно эффективно могут формироваться обобщённые умения, которые могут применяться на занятиях по другим предметам. Это относиться ко всем видам учебных умений - познавательным, практическим, организационным, оценочным и умениям самоконтроля.
По итогам международных исследований 1995 года было отмечено, что по уровню подготовки по физике ученики наших спецшкол вошли в первую тройку стран наряду со Швецией и Норвегией [2]. При этом следует отметить, что спецшкол в России всего лишь около 4%, что существенно ниже в сравнении с развитыми странами, принявшими участие в исследовании (20% и выше). В то же время, ученики массовой школы по результатам тестирования по физике оказались в третьей группе стран, хотя по результатам тестирования 1991 года они находились в первой группе. Это говорит о значительном снижении уровня физического образования школьников.
В 2002/03 учебном году нами был проведён входной контроль в трёх группах студентов технических специальностей ЮТИ ТПУ с использованием программы «Репетитор по физике Кирилла и Мефодия» при заданном базовом (обязательном) уровне. Результаты качества подготовки по группам («4»и «5») оказались следующими: 26%; 23,5%; 23%. По результатам пробного тестирования в общеобразовательных учреждениях г. Юрги Кемеровской обл. (2004/05 уч.г.), составленного на основе заданий ЦТ и ЕГЭ, из 181 участника оценки «5» и «4» получили 39 учеников, что составило 21,55%, «2» - 7,2%. Необходимо отметить, что при этом: 1) из 39 отличников и хорошистов, 10 - учащиеся 11-х классов гимназии и лицея; 2) экзамен проводился на добровольной основе и большинство учащихся, готовившись к нему, дополнительно занимались на различных подготовительных курсах, у репетиторов.
На основе опыта работы с учащимися старших классов, студентами, а, также опираясь на результаты многочисленных исследований по данной проблеме, можно предположить, что тенденция к снижению уровня подготовки в ближайшие годы сохраниться. Одной из главных причин на наш взгляд является резкое сокращение числа учебных часов на изучение физики в школе. Хотя «вытеснение» физики из учебных планов под лозунгом «гуманитаризации образования» имеет ярко выраженный характер и в технических вузах. Так, например, на изучение курса физики отводится значительно меньше аудиторных часов, чем например, на изучение философии??!
Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, следует иметь в виду не только совершенствование методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у учеников умений и навыков. При этом ключевым этапом при изучении физики является организация обучения учащихся решению физических задач. Опрос учителей физики - работников массовой, общеобразовательной школы, показывает, что из выделяемого на изучение физики времени (недостаточного для приобретения прочных знаний, умений и навыков, понимания сущности физических явлений, законов) на решение задач не отводится отдельных уроков, и решение задач ограничивается, как правило, непродолжительным рассмотрением элементарных - в одно, два действия задач.
На основе предложенного Б.С. Беликовым [1] подхода к решению произвольной физической задачи основанного на небольшом количестве фундаментальных методологических понятий (физическая система, величина, закон, состояние физической системы, взаимодействие, физическое явление, идеальные объекты и идеальные процессы, физическая модель) нами разработана детализированная до отдельных логических ходов методика решения физических задач. С помощью подбора задач для совместного и самостоятельного решения, специальных упражнений на отработку отдельных логических ходов, обучения методам решения, уровень подготовки к концу обучения в экспериментальных классах оказывается заметно выше контрольных классов при их приблизительном равенстве на начальном этапе (осень, 10-й класс). Данный факт подтверждается, в том числе и статистической обработкой результатов. При планировании организации по решению задач мы опираемся на предварительно проводимую диагностику по трудностям, испытываемым учащимися при выполнении отдельных логических ходов в решении задач. Важно через предложенные для решения задачи продемонстрировать значимость для решения данных ходов, построив работу так, чтобы они были выявлены самими учащимися. Итогом такой работы является выделение логических ходов, их обозначение и выработка в итоге общего, детализированного плана решения произвольной физической задачи.
Решению задач предшествует обязательный предварительный этап, заключающийся в самостоятельном написании учащимися конспектов, выявлении наиболее удачных из них и их коррекции под непосредственным руководством преподавателя. На данном этапе через использование обобщённых планов основных элементов физических знаний, разработанных А.В. Усовой [3], структурно-логических схем выделенных П.М. Химечевым и З.М. Резниковым [4], формируются умения учащихся работать с учебником, обобщать, систематизировать изученный материал, осуществлять переходы между различными видами представления информации (образная, графическая, знаковая и т.д.).
Такая работа с учащимися должна проводиться, причём систематически на протяжении изучения школьного курса физики, иначе ученики не будут обладать необходимыми умениями. Без данных умений обучение в вузе лишено смысла, поскольку не позволит усвоить изучаемый материал не только по общим естественнонаучным дисциплинам, но и по спецпредметам в том числе. Однако в настоящее время на основных школьных уроках в полном объёме, систематически использовать описанную нами методику оказывается достаточно проблематичным, при высокой насыщенности программы, большом количестве стоящих перед учителем задач и крайне малым бюджете учебного времени на изучение школьного курса физики. Одним из выходов на наш взгляд является введение элективного курса по решению задач проводимого параллельно с основными уроками, где данная методика может быть в полной мере реализована. В течение последних лет такие курсы в рамках договора с институтом успешно проводятся в некоторых школах г. Юрги и юргинского района.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы. - М.: Высшая школа, 1986. -256с.
2.Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования - TIMSS. Вып. 4. ИОСО РАО, М., 1996.
3.Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988. - 112с.
4.Химичев П.М., Резников З.М. Применение структурно-логических схем.//Физика в школе. - 1999. - №4. - С. 63 - 65.