Повышение качества обучения и качества подготовки специалистов является ключевой проблемой ведущих стран мира в области высшего образования, т.к. инвестиции в высшую школу- гарантия последующего процветания той или иной страны. Качество образования волнует всех, но у каждой категории лиц представление о нём зависит от личных взглядов и убеждений. Эксперты аттестационной комиссии выводы о качестве образования в конкретном ВУЗе делают исходя из степени соответствия государственным стандартам содержания учебных программ ВУЗа, не обращая внимания на то, что стандарты давно «не успевают» за изменениями требований времени. Руководители учебных заведений и преподаватели подсчитывают количество студентов, успешно сдавших очередную сессию, полагая, что оценки знаний студентов на «хорошо» и «отлично» являются показателями качества этих знаний. Студенты, получившие «качественные» знания с трудом предполагают, где эти знания им пригодятся в дальнейшем образовании, не говоря уж об их применении в жизненной практике. Из анализа социологических опросов и бесед со старшекурсниками ЮТИ ТПУ можно сделать вывод, что они хотят:
√ получать знания, которые «пригодятся в жизни»;
√ получать образование бесплатно или по низкой цене;
√ получать коммуникативные навыки (для установления связей с «нужными» людьми).
В существующей психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения понятия качества образования. Говоря о качестве образования, рассматривают четыре концепции качества:
√ соответствие стандарту;
√ соответствие стоимости;
√ соответствие применению;
√ соответствие скрытым потребностям.
Наиболее современной концепцией качества является концепция соответствия скрытым потребностям. Высшая школа должна предугадывать будущие, ещё неосознанные запросы потребителей.
Понимание качества образования как социальной категории, определяющей состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности, приводит к необходимости создания концепции качества образования в конкретном отдельно взятом ВУЗе с учётом сложившихся традиций, спецификой и особенностями данного учебного заведения, потребностей регионального рынка труда, потребностей обучающихся и их непосредственного окружения (здесь необходимо учитывать интересы, цели будущих выпускников).
Прежде чем разрабатывать и применять наиболее эффективные технологии и методы, способствующие повышению качества обучения, необходимо построить комплекс, состоящий как минимум из трёх моделей - организационной, образовательной и модели специалиста. Модель личности специалиста выступает ориентиром качественной подготовки студентов, что является, в свою очередь, основной целью деятельности любого ВУЗа. Выступая в качестве эталона, модель специалиста является незаменимым инструментом квалиметрической оценки процессов, происходящих в ВУЗе. Оценивая с её помощью деятельность студентов и преподавателей, можно делать вывод об эффективности и качестве процесса обучения. Чтобы готовить конкурентоспособного выпускника ВУЗу необходимо учитывать актуальные требования профессиональной среды. Приходится признать тот факт, что подготовить специалиста ко всем возможным профессиональным коллизиям не представляется реальным, поэтому в формировании профессиональной модели специалиста должны лежать ключевые профессиональные компетентности, своего рода «инвариант профессионализма».