Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

SOCIAL HEALTH OF FUTURE TEACHERS: PROBLEM STATEMENT AND POSSIBILITIES OF FORMATION IN THE COURSE OF INDUSTRIAL, ADAPTATION PRACTICE

Barkunova O.V. 1 Smirnova O.A. 1 Sedova S.S. 1
1 Shuya branch FGBOU IN «Ivanovo State University»
The article examines the urgent problem of shaping the social health of students - future teachers. The authors presented an analysis of existing approaches to determining the essence and content of this concept, determined its components (cognitive, activity, motivational-value), indicators and integral assessment criteria. The study used theoretical (analysis and generalization of scientific literature) and practical (testing, analysis of documents) methods. The results of an empirical study in which 105 second-year students of the federal state budgetary educational institution of higher education "Ivanovo State University" Shuisky branch took part are presented. The authors determined that the indicators of social health of students in the direction of "Pedagogical Education" mainly have average values, the lowest results are found in the assessment of the activity component. As a productive tool, at the initial stage of the formation of the social health of future teachers, production, adaptation practice is considered, during which interaction with participants in educational relations is organized, which contributes to the formation of not only a positive self-concept, but also stimulates the development of constructive communication, sociability and prosocial orientation of the personality of the future teacher. The research materials made it possible to identify the likely risks in the social health of future teachers and reveal the possibilities of production, adaptation practice to solve the difficulties arising in the process of socialization of students at the beginning of their professional development.
social health
industrial practice
adaptation practice
future educators

Введение

Студенты, будущие педагоги, это особая социальная группа молодежи, обладающая высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, инициативой и активностью. Именно на них, как на специалистов в области обучения, развития и воспитания будущих поколений, президентом возложена ответственность за «устойчивость, стабильность и будущее страны» [1]. В то же самое время педагогической деятельности свойственны множество особенностей, которые влияют на эффективность труда учителя и способны привести к нарушению его здоровья: высокие затраты физических и психических сил, высокий риск личностной деформации, стрессогенность и др. Формирование социального здоровья будущих педагогов является важной задачей их профессиональной подготовки, от качества выполнения которой зависит успешность адаптации к профессии, содержание и эффективность профессиональной деятельности, наличие стремления к высоким достижениям. Средством формирования социального здоровья будущих педагогов может быть производственная практика, которая позволяет не только связать теоретическую и практическую подготовку, но и является условием развития социально и личностно важных качеств студентов, а также их профессиональной направленности и ценностей.

Авторами статьи выявлено противоречие между потребностью образовательных учреждений в педагогах, способных к конструктивному взаимодействию, социально активных, готовых к сохранению и укреплению своего социального здоровья и обучающихся, с одной стороны, и недостаточной его сформированностью у будущих педагогов, с другой.

Цель исследования – обоснование актуальности формирования социального здоровья будущих педагогов и определение потенциала применения производственной, адаптационной практики в контексте его формирования.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в Шуйском филиале ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», в котором приняли участие 105 студентов вторых курсов – будущих педагогов. Ход проведенного исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование и анализ документов, разработка методического сопровождения адаптационной практики студентов. Методика Е.В. Цикалюк использовалась для выявления уровня социального здоровья будущих педагогов [2], а также методики для оценки выделенных критериев: «положительная Я-концепция» – тест-опросник исследования самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, «социабельность» – опросник «Субъективная оценка межличностных отношений», С.В. Духновский; опросник диагностики социабельности личности, Т.А. Богачева [3], «просоциальная направленность» – шкала социального интереса Кренделла(Social Interest Scale,SIS).

Результаты исследования и их обсуждение

Проблему формирования социального здоровья будущих педагогов необходимо рассматривать с двух позиций, первая касается формирования социального здоровья у будущего специалиста, вторая позиция включает формирование готовности специалиста в будущей профессиональной деятельности сохранять и укреплять социальное здоровье своих воспитанников и коллег. В современных исследованиях подчеркивается актуальность формирования социального здоровья педагогов в связи с высокими требованиями к качеству и результатам труда, наличием многократных нарушений здоровья у учителей и обучающихся (Ю.В. Булыгина, А.Р. Сибагатуллина,Г.А. Степанова и др.) [4–6]. В близких к теме публикациях представлено: выделение психологических критериев социального здоровья студентов (А.И. Анисимов), уточнение содержания понятия и современной модели социального здоровья личности (Л.В. Удалова), описание методики оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи (Е.В. Цикалюк) [7–9]. Отдельное место в изучении данного феномена занимают работы, посвященные поиску способов укрепления социального здоровья студентов педагогического направления (С.А. Гильманов) и анализу объективных и субъективных факторов, влияющих на социальное здоровье (Н.А. Коваль, М.А. Лобач) [10; 11]. Тем не менее, несмотря на обилие исследований в различных аспектах социального здоровья, проблема остается недостаточно изученной. Проанализировав немногочисленные работы в этой области, авторы определили, что у исследователей не существует единства в понимании основных характеристик социального здоровья педагога, рассматривают: самоактуализацию, стремление к личностной и профессиональной самореализации; гармоничность отношений с окружением, удовлетворенность различными сторонами своей жизни; активность, адаптацию и деятельное отношение личности к профессии и к миру в целом, направленность на повышение уровня собственного здоровья и здоровья воспитанников [9; 10; 12]. Следует также отметить, что социальное здоровье будущего педагога является фактором, определяющим в будущем успешность адаптации молодого педагога, его гармоничное включение в профессию и качество выполняемых профессиональных функций [13; 14].

Теоретический анализ научной литературы способствовал выделению основных критериев, раскрывающих социальное здоровье будущих педагогов: социальная адаптированность и социальная активность, положительная Я-концепция, социабельность, социальная направленность [7; 12; 15]. В понимании структуры социального здоровья студентов авторы опираются на основные психолого-педагогические теории личности, деятельности и социализации: единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); культурно-историческую теорию развития психики и личности (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); детерминации психических явлений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев); социализации (Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, Л.И. Новикова, Л.Г. Пак); ценностных ориентаций и социальных установок личности (Д.А. Леонтьев, А.Г.Здравомыслов). Авторы могут констатировать, что социальное здоровье будущего педагога представляет собой сложное структурно-уровневое образование, включающее компоненты: когнитивный (совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной реализации своей профессиональной деятельности в области обучения, общения и поведения в учебной и социальной среде образовательной организации), деятельностный (совокупность умений и навыков, позволяющих выстраивать гармоничные отношения с участниками образовательных отношений) и мотивационно-ценностный (мотивы, цели и ценности, определяющие характер отношения к окружающим и самому себе). Показателями когнитивного компонента являются: осознание норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности); понимание и осознание самого себя, своей деятельности и общения, позитивная Я-концепция; понимание своих прав и обязанностей в образовательной и социальной среде вуза; анализ ситуаций взаимодействия в учебной и социальной среде образовательной организации. Деятельностный компонент включает в себя: толерантность и эмпатию в общении со студентами, преподавателями и школьниками; сохранение спокойствия в конфликтных ситуациях; гармоничность межличностных отношений; умение адаптироваться к изменяющимся условиям учебного процесса; коммуникативные умения, способствующие общению и совместной деятельности. Показателями мотивационно-ценностного компонента являются: стремление к достижению успеха и саморазвитию; способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека; стремление приносить пользу во взаимодействии с другими студентами, школьниками; мотивация к участию в жизни группы, факультета, вуза.

Данные компоненты и интегральные критерии определили выбор диагностических методик, обобщив результаты применения которых высокий уровень социального здоровья выявили у 12,4 % обучающихся. Студенты не только усвоили социальные нормы обучения, общения и поведения в социальной среде вуза, но и активно их используют для реализации своих целей и совместной деятельности. Будущие педагоги положительно относятся к себе, включены в жизнь группы, факультета и вуза в целом, межличностные отношения носят гармоничный характер. Обучающиеся проявляют активную гражданскую позицию и имеют высокий социальный рейтинг.

Более половины опрошенных студентов обладают средним уровнем социального здоровья – 66,7 %. Обучающиеся внешне демонстрируют включенность в жизнь группы, вуза, однако внутренне испытывают противоречие между собственными потребностями, целями, ценностями и существующими в социальном окружении. Межличностные отношения в целом достаточно гармоничные, однако они ситуативны и не всегда эмоционально комфортны. Ощущение ценности собственной личности часто зависит от успеха или неудачи в учебе, общении. Студенты имеют средний социальный рейтинг.

Низкий уровень социального здоровья выявлен у 17,1 % обучающихся. Студенты имеют низкий социальный рейтинг, не готовы выполнять свои социальные роли, проявляют социальную пассивность, испытывают трудности в усвоении правил, обязанностей и их применении (конфликты, низкая успеваемость и пр.). Участие в просоциальных мероприятиях их не привлекает, межличностные отношения носят нестабильный характер и не вызывают положительных эмоций. У 3,8 % студентов выявлен уровень социального нездоровья (или асоциальности), который проявляется в дезадаптации и пассивности, нарушении правил. Их социальный рейтинг крайне низкий, контакты с преподавателями и студентами минимальны. Студенты проявляют внутреннюю конфликтность, испытывают сомнения в ценности собственной личности, неудовлетворенность своими возможностями, эмоционально неустойчивы. По результатам диагностического исследования не были выявлены студенты с уровнем социальной болезни (или антисоциальности), которые ориентированы на антисоциальные ценности и негативно относятся к окружающим, проявляют агрессию.

Для формирования социального здоровья студентов авторы разработали методическое сопровождение производственной практики будущих педагогов, которая подразделяется на типы: адаптационная, вожатская, научно-исследовательская работа, преподавательская, технологическая. В данной статье раскрывается содержание адаптационной практики как начального этапа в формировании социального здоровья. Ее содержание предполагает погружение студентов в образовательную среду и взаимодействие с участниками организации. Практика является распределенной, это позволяет чередовать аудиторные занятия и посещение студентами образовательной организации в сотрудничестве с преподавателем вуза разработать и реализовать индивидуальный план студента с максимальной пользой для формирования компонентов социального здоровья.

На вводном этапе практики на аудиторных занятиях со студентами обсуждаются особенности планирования деятельности в период практики, готовность к выходу в образовательную организацию, особенности взаимодействия с обучающимися и учителями, для этого используются деловые игры, тренинги, в которых будущие педагоги, например, могут побыть в роли одного из участников образовательной организации. Данная работа позволяет в дальнейшем научить студента правильно ориентироваться в ситуациях общения и предотвратить конфликтные ситуации. Самостоятельно студенты изучают образовательную среду, анализируют документы, регламентирующие деятельность педагогов, классных руководителей, знакомятся с инновационно-педагогическим опытом образовательной организации, что способствует адаптации студента к образовательной и социальной среде школы, формированию понимания роли и значимости профессиональной деятельности педагога. Рефлексия проведенной работы позволяет оценить усвоение студентом требований к педагогической деятельности, общению, к себе как будущему педагогу; его способность анализировать ситуации взаимодействия в учебной и социальной среде образовательной организации. Далее, в основной период практики, студенты проводят работу по психолого-педагогической диагностике: составляют и оформляют протоколы наблюдения для изучения особенностей взаимоотношений обучающегося со сверстниками; проводят социометрию для определения социального статуса школьников и сплоченности классного коллектива. Данная работа способствует формированию умения студента видеть и определять факторы и условия, которые препятствуют или положительно влияют на взаимоотношения в классном коллективе. Будущий педагог осваивает способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека и приобретает стремление приносить пользу в общении и взаимодействии обучающихся. Проанализировав результаты диагностики, студенты составляют и реализуют мероприятия по развитию навыков общения, сплоченности и продуктивного взаимодействия в классном коллективе, проводят коммуникативные игры и упражнения, способствующие как развитию социальных качеств обучающихся, так и развитию профессиональных коммуникативных умений студентов (устанавливать контакт, доступно передавать информацию, проявлять эмпатию и др.).

Заключительный период практики посвящен рефлексии, для проведения которой используются индивидуальные и групповые формы работы. В выводах по итогам практики студенты анализируют: понимание себя в профессии, своей роли в формировании конструктивных межличностных отношений обучающихся, свои возможности в решении конфликтных ситуаций с другими людьми, эмоциональную устойчивость и эмпатию, свои адаптационные способности в условиях учебно-воспитательного процесса. Групповая рефлексия происходит в ходе итоговой конференции, студенты представляют презентацию отчета о практике, делятся впечатлениями и формулируют выводы и рекомендации по саморазвитию. Особое внимание уделяется трудностям, которые возникают в процессе выполнения заданий по практике, и способам их преодоления.

Таким образом, предлагаемые виды работ студентов на практике являются необходимым условием формирования компонентов социального здоровья будущих педагогов: осмысление норм и требований к педагогической деятельности и общению, прав и обязанностей; ситуаций взаимодействия; формирование позитивной Я-концепции (когнитивный компонент); формирование умений планировать свою работу с учетом психологических особенностей обучающихся, их интересов и возможностей; построения конструктивной коммуникации с обучающимися и педагогами, классным руководителем; толерантности и эмпатии в общении; эмоциональной регуляции (деятельностный компонент); развитие мотивации достижения и саморазвития; социабельность и просоциальная направленность (мотивационно-ценностный компонент).

Заключение

Социальное здоровье будущих педагогов представляет собой сложное структурно-уровневое образование, позволяющее личности успешно адаптироваться и активно участвовать в профессиональной среде и общественной жизни, проявляя гражданскую позицию и устанавливая гармоничные взаимоотношения. В структуру социального здоровья входят когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный компоненты. Интегральными критериями сформированности социального здоровья будущих педагогов являются: социальная активность, положительная Я-концепция, просоциальная направленность, социабельность, социальная адаптированность. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство будущих педагогов, обучающихся на втором курсе, обладают средним уровнем социального здоровья. Они не имеют явных трудностей с социальной адаптацией, усвоили большинство социальных норм обучения, общения и поведения в социальной среде вуза, однако неактивно их используют для реализации своих целей и совместной деятельности. Студенты имеют трудности с мотивацией и эмпатией, эпизодически включаются в жизнь группы, факультета и вуза в целом, не всегда откликаются на участие в добровольческих или творческих делах. В качестве средства повышения уровня социального здоровья студентов на начальном этапе авторы предлагают использовать производственную, адаптационную практику.