Введение
Студенты, будущие педагоги, это особая социальная группа молодежи, обладающая высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, инициативой и активностью. Именно на них, как на специалистов в области обучения, развития и воспитания будущих поколений, президентом возложена ответственность за «устойчивость, стабильность и будущее страны» [1]. В то же самое время педагогической деятельности свойственны множество особенностей, которые влияют на эффективность труда учителя и способны привести к нарушению его здоровья: высокие затраты физических и психических сил, высокий риск личностной деформации, стрессогенность и др. Формирование социального здоровья будущих педагогов является важной задачей их профессиональной подготовки, от качества выполнения которой зависит успешность адаптации к профессии, содержание и эффективность профессиональной деятельности, наличие стремления к высоким достижениям. Средством формирования социального здоровья будущих педагогов может быть производственная практика, которая позволяет не только связать теоретическую и практическую подготовку, но и является условием развития социально и личностно важных качеств студентов, а также их профессиональной направленности и ценностей.
Авторами статьи выявлено противоречие между потребностью образовательных учреждений в педагогах, способных к конструктивному взаимодействию, социально активных, готовых к сохранению и укреплению своего социального здоровья и обучающихся, с одной стороны, и недостаточной его сформированностью у будущих педагогов, с другой.
Цель исследования – обоснование актуальности формирования социального здоровья будущих педагогов и определение потенциала применения производственной, адаптационной практики в контексте его формирования.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в Шуйском филиале ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», в котором приняли участие 105 студентов вторых курсов – будущих педагогов. Ход проведенного исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование и анализ документов, разработка методического сопровождения адаптационной практики студентов. Методика Е.В. Цикалюк использовалась для выявления уровня социального здоровья будущих педагогов [2], а также методики для оценки выделенных критериев: «положительная Я-концепция» – тест-опросник исследования самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, «социабельность» – опросник «Субъективная оценка межличностных отношений», С.В. Духновский; опросник диагностики социабельности личности, Т.А. Богачева [3], «просоциальная направленность» – шкала социального интереса Кренделла(Social Interest Scale,SIS).
Результаты исследования и их обсуждение
Проблему формирования социального здоровья будущих педагогов необходимо рассматривать с двух позиций, первая касается формирования социального здоровья у будущего специалиста, вторая позиция включает формирование готовности специалиста в будущей профессиональной деятельности сохранять и укреплять социальное здоровье своих воспитанников и коллег. В современных исследованиях подчеркивается актуальность формирования социального здоровья педагогов в связи с высокими требованиями к качеству и результатам труда, наличием многократных нарушений здоровья у учителей и обучающихся (Ю.В. Булыгина, А.Р. Сибагатуллина,Г.А. Степанова и др.) [4–6]. В близких к теме публикациях представлено: выделение психологических критериев социального здоровья студентов (А.И. Анисимов), уточнение содержания понятия и современной модели социального здоровья личности (Л.В. Удалова), описание методики оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи (Е.В. Цикалюк) [7–9]. Отдельное место в изучении данного феномена занимают работы, посвященные поиску способов укрепления социального здоровья студентов педагогического направления (С.А. Гильманов) и анализу объективных и субъективных факторов, влияющих на социальное здоровье (Н.А. Коваль, М.А. Лобач) [10; 11]. Тем не менее, несмотря на обилие исследований в различных аспектах социального здоровья, проблема остается недостаточно изученной. Проанализировав немногочисленные работы в этой области, авторы определили, что у исследователей не существует единства в понимании основных характеристик социального здоровья педагога, рассматривают: самоактуализацию, стремление к личностной и профессиональной самореализации; гармоничность отношений с окружением, удовлетворенность различными сторонами своей жизни; активность, адаптацию и деятельное отношение личности к профессии и к миру в целом, направленность на повышение уровня собственного здоровья и здоровья воспитанников [9; 10; 12]. Следует также отметить, что социальное здоровье будущего педагога является фактором, определяющим в будущем успешность адаптации молодого педагога, его гармоничное включение в профессию и качество выполняемых профессиональных функций [13; 14].
Теоретический анализ научной литературы способствовал выделению основных критериев, раскрывающих социальное здоровье будущих педагогов: социальная адаптированность и социальная активность, положительная Я-концепция, социабельность, социальная направленность [7; 12; 15]. В понимании структуры социального здоровья студентов авторы опираются на основные психолого-педагогические теории личности, деятельности и социализации: единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); культурно-историческую теорию развития психики и личности (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); детерминации психических явлений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев); социализации (Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, Л.И. Новикова, Л.Г. Пак); ценностных ориентаций и социальных установок личности (Д.А. Леонтьев, А.Г.Здравомыслов). Авторы могут констатировать, что социальное здоровье будущего педагога представляет собой сложное структурно-уровневое образование, включающее компоненты: когнитивный (совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной реализации своей профессиональной деятельности в области обучения, общения и поведения в учебной и социальной среде образовательной организации), деятельностный (совокупность умений и навыков, позволяющих выстраивать гармоничные отношения с участниками образовательных отношений) и мотивационно-ценностный (мотивы, цели и ценности, определяющие характер отношения к окружающим и самому себе). Показателями когнитивного компонента являются: осознание норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности); понимание и осознание самого себя, своей деятельности и общения, позитивная Я-концепция; понимание своих прав и обязанностей в образовательной и социальной среде вуза; анализ ситуаций взаимодействия в учебной и социальной среде образовательной организации. Деятельностный компонент включает в себя: толерантность и эмпатию в общении со студентами, преподавателями и школьниками; сохранение спокойствия в конфликтных ситуациях; гармоничность межличностных отношений; умение адаптироваться к изменяющимся условиям учебного процесса; коммуникативные умения, способствующие общению и совместной деятельности. Показателями мотивационно-ценностного компонента являются: стремление к достижению успеха и саморазвитию; способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека; стремление приносить пользу во взаимодействии с другими студентами, школьниками; мотивация к участию в жизни группы, факультета, вуза.
Данные компоненты и интегральные критерии определили выбор диагностических методик, обобщив результаты применения которых высокий уровень социального здоровья выявили у 12,4 % обучающихся. Студенты не только усвоили социальные нормы обучения, общения и поведения в социальной среде вуза, но и активно их используют для реализации своих целей и совместной деятельности. Будущие педагоги положительно относятся к себе, включены в жизнь группы, факультета и вуза в целом, межличностные отношения носят гармоничный характер. Обучающиеся проявляют активную гражданскую позицию и имеют высокий социальный рейтинг.
Более половины опрошенных студентов обладают средним уровнем социального здоровья – 66,7 %. Обучающиеся внешне демонстрируют включенность в жизнь группы, вуза, однако внутренне испытывают противоречие между собственными потребностями, целями, ценностями и существующими в социальном окружении. Межличностные отношения в целом достаточно гармоничные, однако они ситуативны и не всегда эмоционально комфортны. Ощущение ценности собственной личности часто зависит от успеха или неудачи в учебе, общении. Студенты имеют средний социальный рейтинг.
Низкий уровень социального здоровья выявлен у 17,1 % обучающихся. Студенты имеют низкий социальный рейтинг, не готовы выполнять свои социальные роли, проявляют социальную пассивность, испытывают трудности в усвоении правил, обязанностей и их применении (конфликты, низкая успеваемость и пр.). Участие в просоциальных мероприятиях их не привлекает, межличностные отношения носят нестабильный характер и не вызывают положительных эмоций. У 3,8 % студентов выявлен уровень социального нездоровья (или асоциальности), который проявляется в дезадаптации и пассивности, нарушении правил. Их социальный рейтинг крайне низкий, контакты с преподавателями и студентами минимальны. Студенты проявляют внутреннюю конфликтность, испытывают сомнения в ценности собственной личности, неудовлетворенность своими возможностями, эмоционально неустойчивы. По результатам диагностического исследования не были выявлены студенты с уровнем социальной болезни (или антисоциальности), которые ориентированы на антисоциальные ценности и негативно относятся к окружающим, проявляют агрессию.
Для формирования социального здоровья студентов авторы разработали методическое сопровождение производственной практики будущих педагогов, которая подразделяется на типы: адаптационная, вожатская, научно-исследовательская работа, преподавательская, технологическая. В данной статье раскрывается содержание адаптационной практики как начального этапа в формировании социального здоровья. Ее содержание предполагает погружение студентов в образовательную среду и взаимодействие с участниками организации. Практика является распределенной, это позволяет чередовать аудиторные занятия и посещение студентами образовательной организации в сотрудничестве с преподавателем вуза разработать и реализовать индивидуальный план студента с максимальной пользой для формирования компонентов социального здоровья.
На вводном этапе практики на аудиторных занятиях со студентами обсуждаются особенности планирования деятельности в период практики, готовность к выходу в образовательную организацию, особенности взаимодействия с обучающимися и учителями, для этого используются деловые игры, тренинги, в которых будущие педагоги, например, могут побыть в роли одного из участников образовательной организации. Данная работа позволяет в дальнейшем научить студента правильно ориентироваться в ситуациях общения и предотвратить конфликтные ситуации. Самостоятельно студенты изучают образовательную среду, анализируют документы, регламентирующие деятельность педагогов, классных руководителей, знакомятся с инновационно-педагогическим опытом образовательной организации, что способствует адаптации студента к образовательной и социальной среде школы, формированию понимания роли и значимости профессиональной деятельности педагога. Рефлексия проведенной работы позволяет оценить усвоение студентом требований к педагогической деятельности, общению, к себе как будущему педагогу; его способность анализировать ситуации взаимодействия в учебной и социальной среде образовательной организации. Далее, в основной период практики, студенты проводят работу по психолого-педагогической диагностике: составляют и оформляют протоколы наблюдения для изучения особенностей взаимоотношений обучающегося со сверстниками; проводят социометрию для определения социального статуса школьников и сплоченности классного коллектива. Данная работа способствует формированию умения студента видеть и определять факторы и условия, которые препятствуют или положительно влияют на взаимоотношения в классном коллективе. Будущий педагог осваивает способность видеть ситуацию с точки зрения другого человека и приобретает стремление приносить пользу в общении и взаимодействии обучающихся. Проанализировав результаты диагностики, студенты составляют и реализуют мероприятия по развитию навыков общения, сплоченности и продуктивного взаимодействия в классном коллективе, проводят коммуникативные игры и упражнения, способствующие как развитию социальных качеств обучающихся, так и развитию профессиональных коммуникативных умений студентов (устанавливать контакт, доступно передавать информацию, проявлять эмпатию и др.).
Заключительный период практики посвящен рефлексии, для проведения которой используются индивидуальные и групповые формы работы. В выводах по итогам практики студенты анализируют: понимание себя в профессии, своей роли в формировании конструктивных межличностных отношений обучающихся, свои возможности в решении конфликтных ситуаций с другими людьми, эмоциональную устойчивость и эмпатию, свои адаптационные способности в условиях учебно-воспитательного процесса. Групповая рефлексия происходит в ходе итоговой конференции, студенты представляют презентацию отчета о практике, делятся впечатлениями и формулируют выводы и рекомендации по саморазвитию. Особое внимание уделяется трудностям, которые возникают в процессе выполнения заданий по практике, и способам их преодоления.
Таким образом, предлагаемые виды работ студентов на практике являются необходимым условием формирования компонентов социального здоровья будущих педагогов: осмысление норм и требований к педагогической деятельности и общению, прав и обязанностей; ситуаций взаимодействия; формирование позитивной Я-концепции (когнитивный компонент); формирование умений планировать свою работу с учетом психологических особенностей обучающихся, их интересов и возможностей; построения конструктивной коммуникации с обучающимися и педагогами, классным руководителем; толерантности и эмпатии в общении; эмоциональной регуляции (деятельностный компонент); развитие мотивации достижения и саморазвития; социабельность и просоциальная направленность (мотивационно-ценностный компонент).
Заключение
Социальное здоровье будущих педагогов представляет собой сложное структурно-уровневое образование, позволяющее личности успешно адаптироваться и активно участвовать в профессиональной среде и общественной жизни, проявляя гражданскую позицию и устанавливая гармоничные взаимоотношения. В структуру социального здоровья входят когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный компоненты. Интегральными критериями сформированности социального здоровья будущих педагогов являются: социальная активность, положительная Я-концепция, просоциальная направленность, социабельность, социальная адаптированность. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство будущих педагогов, обучающихся на втором курсе, обладают средним уровнем социального здоровья. Они не имеют явных трудностей с социальной адаптацией, усвоили большинство социальных норм обучения, общения и поведения в социальной среде вуза, однако неактивно их используют для реализации своих целей и совместной деятельности. Студенты имеют трудности с мотивацией и эмпатией, эпизодически включаются в жизнь группы, факультета и вуза в целом, не всегда откликаются на участие в добровольческих или творческих делах. В качестве средства повышения уровня социального здоровья студентов на начальном этапе авторы предлагают использовать производственную, адаптационную практику.