Введение
В современных условиях особую актуальность приобретают исследования, связанные с формированием традиционных и духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание призваны сформировать гармоничную личность гражданина России. В системе традиционных ценностей особую роль играет дружба как форма межличностных отношений, которая раскрывает в человеке его лучшие качества – взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь, а также оказывает влияние на развитие мировоззрения и определение своих ролей и статусов в обществе. В свою очередь, киноиндустрия способствует проникновению в сознание людей образов и медиаэффектов, которые оказывают значительное влияние на мышление, формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих и мотивационных установок, а также на отношение к людям, вследствие чего происходит становление духовно-нравственных ценностей, положительных или отрицательных взглядов на окружающий мир и морального миропонимания у людей.
Все вышесказанное подчеркивает важность и актуальность исследования влияния кинематографа на духовную жизнь современной молодежи и формирование ее представлений о нравственных качествах человека.
Интерес к феномену дружбы в зарубежных исследованиях проявился в середине 1950-х гг. в области социологии в фоновом понимании социального взаимодействия [1]. В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений, и в том или ином контексте к данному феномену обращалось большинство ученых. Пожалуй, наиболее значительную роль в исследовании феномена дружбы сыграли труды И.С.Кона, среди которых прежде всего стоит отметить «Дружба: этико-психологический очерк» [2]. Различным аспектам представлений о дружбе у подрастающего поколения и ее роли в межличностных отношениях посвящены научные работы О.П.Каребиной [3], Н.В.Хлабыстовой [4], А.Ю.Гайфуллина [5] и др.
Современные авторы рассматривают дружбу как социально-культурный феномен и форму межличностных отношений, на характер которой влияют исторические, культурные, политические, экономические условия, а также ценности социума [3; 4]. А.Ю.Гайфуллин, анализируя ценностные ориентиры студенческой молодежи, выявил, что наиболее высокую значимость имеют такие традиционные ценности, как добро, справедливость, дружба, друзья, а также вера и любовь [5, с.228]. Эмпирическое исследование С.А.Ильиных и Д.В.Куницына также подтвердило, что в системе традиционных ценностей для современной молодежи важны жизнь, здоровье, семья, дружба, любовь [6, с.234]. Г.С.Кожухарь и Е.М.Требоганова отмечают, что у молодых людей в представления о дружбе входят понятия взаимопонимания, доверия, поддержки, защиты в дружеских отношениях, значимости авторитета и сходства интересов, при этом наиболее важным предиктором выступает потребность включенности в межличностные отношения [7, с.64]. И.А.Белозерова, отмечая особую роль дружбы в досуге современных студентов, рассматривает данный феномен в студенческой среде с позиции гендерного подхода, отслеживает ретроспективу ее становления, дает анализ развития типов студенческой дружбы в различных возрастных группах, оценивает плюсы и минусы виртуальной дружбы [8, с.101].
Значение киноискусства и военных фильмов в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения исследовано в научных публикациях О.А.Эйхенбаума [9], А.К.Быкова [10], Л.М.Лучшевой [11] и др. Так, О.А.Эйхенбаум отмечает, что киноискусство пробуждает желание самостоятельно искать ответы на сложные духовно-нравственные вопросы, развивает потребность в интеллектуальном и духовном развитии, способствует самопознанию и личностному росту [9, с.463]. А.К.Быков анализирует социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования в контексте формирования исторической памяти [10, с.8]. С.Савнина рассматривает военное кино как особый и значимый жанр советского, российского и мирового кинематографа, анализирует философский и эмоциональный контекст данного феномена, подчеркивая его значение для связи поколений и актуализации исторической памяти молодежи [12, с.46]. Д.В.Зернов и Н.В.Шалютина указывают, что историческому кино, посвященному событиям Великой Отечественной войны, удается успешно соблюдать баланс между форматом (близости по стилистике и языку молодежному зрителю) и контентом (идеологическим, патриотическим посланием) [13, с.78]. Ю.А. Давыдова, отмечая особую роль фильмов о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма у современной российской молодежи, рассматривает кинематограф как одну из эффективных коммеморативных практик в деле сохранения исторической памяти о Великой Победе в современных условиях информационной войны [14, с. 29–30].
Таким образом, киноискусство также может стать эффективным инструментом в системе гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи, в результате чего у подрастающего поколения формируется не только целостное представление о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, но и патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, духовно-нравственные и морально-этические ценности.
Цель исследования – изучение влияния военно-биографического фильма на представление о дружбе у студенческой молодежи (на примере короткометражного фильма «Думать тишину»). Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ представлений о дружбе у современной молодежи.
2. Изучить значение военных фильмов в формировании морально-нравственных качеств человека.
3. Провести эмпирическое исследование для выявления представлений о дружбе у представителей студенческой молодежи на основе просмотра военно-биографического фильма «Думать тишину».
Материалы и методы исследования
Эмпирическую базу исследования составила группа студентов-первокурсников ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. Г.И.Невельского» в возрасте 19–21 лет в количестве 18 чел. К основным методам исследования относятся эксперимент, психодиагностический метод, математико-статистический анализ данных. В качестве методики исследования был выбран метод словесных ассоциаций, который помогает изучить бессознательное через синонимичный ряд слов. Данная методика используется для исследования бессознательных связей и психических процессов [15, с.30].
Реальный эксперимент строился следующим образом: произошел отбор участников для просмотра короткометражного фильма «Думать тишину» [16], причем ни один из них не должен был ранее смотреть этот фильм. Испытуемые получили бланки, на которых нужно было написать 5 слов-ассоциаций к слову «дружба» до и после просмотра фильма.
Короткометражный фильм «Думать тишину» был снят в 2024 г. в рамках проекта «Киноуроки в школах России и мира». Это трогательная история о детях блокадного Ленинграда, сумевших сохранить человечность и чуткость в условиях крайней нужды и опасности. Фильм переносит зрителей в тяжелые дни блокады, раскрывая важные духовно-нравственные ценности и показывая, как в самые трудные времена человек может оставаться верным идеалам.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования представлены в табл. 1–4 и на рисунке.
Таблица 1
Обобщенные результаты исследования до просмотра фильма
Категория анализа |
Вклад категорий в разнообразие текста, % |
Чувства и эмоции |
18,9 |
Качества личности |
10,0 |
Формы взаимодействия |
46,7 |
Общие факторы |
16,7 |
Образные ассоциации |
7,7 |
Источник: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
На основе представленных результатов ассоциаций на тему «дружба» выделены категории: «Чувства и эмоции» (18,9 %), «Качества личности» (10,0 %), «Формы взаимодействия» (46,7 %), «Общие факторы» (16,7 %), «Образные ассоциации» (7,8 %).
В табл. 2 показан более подробный анализ результатов исследования.
Таблица 2
Результаты исследования по категориям до просмотра фильма
Категория анализа |
Единицы счета |
Частота распределения |
Вклад категорий в разнообразие текста |
||
Абсолютная, ед. текста |
Относительная, % |
Сумма по категории |
% |
||
Чувства и эмоции |
Любовь |
3 |
0,033 |
17 |
18,9 |
Тепло |
6 |
0,066 |
|||
Дружеская любовь |
1 |
0,011 |
|||
Счастье |
2 |
0,022 |
|||
Эмоции |
1 |
0,011 |
|||
Радость |
3 |
0,033 |
|||
Привязанность |
1 |
0,011 |
|||
Качества личности |
Эмпатия |
1 |
0,011 |
9 |
10,0 |
Доброта |
1 |
0,011 |
|||
Преданность |
1 |
0,011 |
|||
Честность |
2 |
0,022 |
|||
Надежность |
1 |
0,011 |
|||
Отстраненность |
1 |
0,011 |
|||
Верность |
1 |
0,011 |
|||
Ответственность |
1 |
0,011 |
|||
Формы взаимодействия |
Взаимопонимание |
4 |
0,044 |
42 |
46,7 |
Доверие |
7 |
0,077 |
|||
Взаимоуважение |
1 |
0,011 |
|||
Друзья |
2 |
0,022 |
|||
Товарищество |
1 |
0,011 |
|||
Помощь |
2 |
0,022 |
|||
Единомышленники |
1 |
0,011 |
|||
Взаимодействие |
1 |
0,011 |
|||
Соблюдение норм |
1 |
0,011 |
|||
Взаимовыгода |
1 |
0,011 |
|||
Взаимопомощь |
2 |
0,022 |
|||
Понимание |
2 |
0,022 |
|||
Забота |
1 |
0,011 |
|||
Внимание |
2 |
0,022 |
|||
Поддержка |
9 |
0,100 |
|||
Разговоры |
2 |
0,022 |
|||
Принятие |
1 |
0,011 |
|||
Люди |
1 |
0,011 |
|||
Родственная душа |
1 |
0,011 |
|||
Общие факторы |
Атмосфера |
1 |
0,011 |
15 |
16,7 % |
Настроение |
1 |
0,011 |
|||
Приключения |
1 |
0,011 |
|||
Общие интересы |
1 |
0,011 |
|||
Комфорт |
1 |
0,011 |
|||
Приятное времяпровождение |
1 |
0,011 |
|||
Прогулки |
1 |
0,011 |
|||
Поход |
1 |
0,011 |
|||
Веселье |
7 |
0,077 |
|||
Образные ассоциации |
Надежда |
1 |
0,011 |
7 |
7,7 |
Свет |
1 |
0,011 |
|||
Солнце |
1 |
0,011 |
|||
Улыбка |
1 |
0,011 |
|||
Ромашка |
1 |
0,011 |
|||
Ночь |
1 |
0,011 |
|||
Мир |
1 |
0,011 |
|||
ИТОГО |
90 |
100,0 |
90 |
100,0 |
Источник: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
В категории «Чувства и эмоции» по частоте встречаемости и по разнообразию самой устойчивой единицей является «тепло». Это слово может отражать не только наличие теплых чувств к своему другу, но и теплые взаимоотношения между товарищами.
В категории «Качества личности» по частоте встречаемости и по разнообразию самой устойчивой единицей является «честность».
В категории «Формы взаимодействия» по частоте встречаемости и по разнообразию самой устойчивой единицей является «поддержка». Также встречаются единицы «доверие» и «взаимопонимание».
В категории «Общие факторы» по частоте встречаемости и по разнообразию самой устойчивой единицей является «веселье».
В категории «Образные ассоциации» по частоте встречаемости и по разнообразию все единицы («надежда», «свет», «солнце», «улыбка», «ромашка», «ночь», «мир») имеют равное количество встречаемости. Эти слова отражают как образы, с которыми ассоциируется слово «дружба», так и отношение к своему товарищу.
В табл. 3 показаны обобщенные результаты исследования после просмотра фильма «Думать тишину».
Таблица 3
Обобщенные результаты исследования после просмотра фильма
Категория анализа |
Вклад категорий в разнообразие текста, % |
Чувства и эмоции |
10,0 |
Качества личности |
25,6 |
Формы взаимодействия |
51,1 |
Общие факторы |
5,6 |
Образные ассоциации |
7,7 |
Источник: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
На основе представленных результатов ассоциаций на тему «дружба» выделены категории: «Чувства и эмоции» (10 %), «Качества личности» (25,6 %), «Формы взаимодействия» (51,1 %), «Общие факторы» (5,6 %), «Образные ассоциации» (7,7 %).
На рисунке показано обобщенное сравнение результатов до и после просмотра фильма «Думать тишину».
Сравнение результатов до и после просмотра фильма.
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования
Из рисунка видно, что наибольшие различия до и после просмотра фильма были выявлены в категории «Качества личности»: показатель вырос в 2,5 раза (10 – до просмотра, 25,6 – после). Отмечается значительное снижение значения после просмотра в категориях «Общие факторы» (с 16,7 до 5,6) и «Чувства и эмоции» (с 18,9 до 10). В категории «Образные ассоциации» различия показателей не выявлено.
В табл. 4 приведен более подробный анализ результатов исследования.
Таблица 4
Результаты исследования по категориям после просмотра фильма
Категория анализа |
Единицы счета |
Частота распределения |
Вклад категорий в разнообразие текста |
||
Абсолютная, ед. текста |
Относительная, % |
Сумма по категории |
% |
||
Чувства и эмоции |
Любовь |
3 |
0,033 |
9 |
10,0 |
Тепло |
3 |
0,033 |
|||
Эмоции |
1 |
0,011 |
|||
Привязанность |
1 |
0,011 |
|||
Радость |
1 |
0,011 |
|||
Качества личности |
Сострадание |
1 |
0,011 |
23 |
25,6 |
Эмпатия |
1 |
0,011 |
|||
Доброта |
2 |
0,022 |
|||
Честность |
3 |
0,033 |
|||
Добродушие |
1 |
0,011 |
|||
Искренность |
3 |
0,033 |
|||
Открытость |
1 |
0,011 |
|||
Преданность |
3 |
0,033 |
|||
Ответственность |
3 |
0,033 |
|||
Верность |
4 |
0,044 |
|||
Самоотверженность |
1 |
0,011 |
|||
Формы взаимодействия |
Взаимоуважение |
1 |
0,011 |
46 |
51,1 |
Друг |
1 |
0,011 |
|||
Товарищество |
1 |
0,011 |
|||
Самопожертвование |
1 |
0,011 |
|||
Взаимодействие |
1 |
0,011 |
|||
Помощь |
6 |
0,066 |
|||
Взаимовыгода |
1 |
0,011 |
|||
Взаимопомощь |
4 |
0,044 |
|||
Понимание |
3 |
0,033 |
|||
Забота |
3 |
0,033 |
|||
Выручка |
1 |
0,011 |
|||
Доверие |
7 |
0,077 |
|||
Разговоры |
1 |
0,011 |
|||
Принятие |
1 |
0,011 |
|||
Безвозмездная помощь |
1 |
0,011 |
|||
Поддержка |
8 |
0,088 |
|||
Взаимовыручка |
2 |
0,022 |
|||
Общение |
2 |
0,022 |
|||
Близость |
1 |
0,011 |
|||
Общие факторы |
Ценность |
1 |
0,011 |
5 |
5,6 |
Благодарность |
1 |
0,011 |
|||
Воспоминания |
1 |
0,011 |
|||
Встреча |
1 |
0,011 |
|||
Прогулка |
1 |
0,011 |
|||
Образные ассоциации |
Закат |
1 |
0,011 |
7 |
7,7 |
Покой |
1 |
0,011 |
|||
Чай |
1 |
0,011 |
|||
Улыбки |
1 |
0,011 |
|||
Спасение |
1 |
0,011 |
|||
Вера |
1 |
0,011 |
|||
Надежда |
1 |
0,011 |
|||
ИТОГО |
90 |
100,0 |
90 |
100,0 |
Источник: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Из табл. 4 видно, что в категории «Чувства и эмоции» по частоте встречаемости и по разнообразию самыми устойчивыми единицами являются «любовь» и «тепло».
В категории «Качества личности» по частоте встречаемости и по разнообразию самой устойчивой единицей является «верность». Также встречаются единицы «честность», «преданность» и «ответственность».
В категории «Формы взаимодействия» по частоте встречаемости и по разнообразию самой устойчивой единицей является «поддержка». Также встречаются единицы «доверие», «помощь» и «взаимопомощь».
В категории «Общие факторы» по частоте встречаемости и по разнообразию все единицы («ценность», «благодарность», «воспоминания», «встреча», «прогулка») имеют равное количество встречаемости.
В категории «Образные ассоциации» по частоте встречаемости и по разнообразию все единицы («закат», «покой», «чай», «улыбки», «спасение», «вера», «надежда») имеют равное количество встречаемости.
На основе качественного анализа результатов эмпирического исследования можно сделать вывод, что после просмотра фильма группа стала чаще ассоциировать дружбу с моральными качествами личности (например, «сострадание», «самоотверженность») и практическими аспектами взаимодействия (например, «взаимовыручка», «поддержка»), уменьшился акцент на эмоциональные и внешние аспекты дружбы, такие как «счастье» или «общие интересы», появились ассоциации, связанные с жертвенностью и взаимопомощью, что может быть прямым влиянием военного контекста фильма, а также появились новые ассоциации, такие как «сострадание», «искренность», «самоотверженность», что может указывать на усиление акцента на моральные и этические качества. Усиление ассоциаций, связанных с помощью и самоотверженностью, отражает влияние фильма, который подчеркнул важность сплоченности и взаимовыручки в экстремальных условиях.
Заключение
Просмотр короткометражного фильма «Думать тишину» сместил акцент в представлениях о дружбе с эмоциональных аспектов на более глубокие, связанные со взаимной поддержкой, доверием и моральными обязательствами.
Проведенное исследование подтвердило, что военно-биографический фильм способен влиять на представления о дружбе, акцентируя внимание на ее нравственных и этических аспектах, что открывает новые возможности для использования кинематографа в образовательном и воспитательном процессе.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в образовательных и воспитательных программах, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей у молодежи, так как военно-биографические фильмы могут служить эффективным инструментом для формирования представлений о дружбе, основанных на взаимопомощи, доверии и человечности.
Перспективы дальнейшего исследования могут включать расширение выборки, использование дополнительных методик для более глубокого анализа представлений о дружбе, а также изучение долгосрочного влияния кинематографа на ценностные ориентации молодежи.