Введение. В современных условиях в системе образования происходит совершенствование и обновление концепции преподавания истории, что в целом соответствует традициям отечественного образования.
Подготовка высококвалифицированных кадров в российских вузах предполагает, помимо получения профессиональных знаний, выработки навыков и умений, формирование широко образованных, интеллектуально и нравственно развитых специалистов по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, как отмечено в 69 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Основой организации образовательного процесса в настоящих условиях являются положения ряда Указов Президента РФ.
Во-первых, это Указ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Нормативно закрепленные традиционные духовно-нравственные ценности - права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, историческая память и преемственность поколений, должны лежать в основе воспитания граждан России [2].
Во-вторых, Указ от 08 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Согласно данному документу, одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти является понятие исторического просвещения как регулируемой государством деятельности по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России [3].
Этот достаточно широкий круг задач призван реализовать в том числе комплекс гуманитарных вузовских дисциплин, и в первую очередь курс истории России.
С целью проведения государственной политики в области исторического просвещения в России был издан Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 г. № 662 (Приложение 2), предлагающий реализацию дисциплины «История России» на неисторических специальностях в объеме не менее 4 з. е. (144 ч. вместо 108 ч.) [4].
Образование и воспитание – две стороны единого процесса. Получение знаний, навыков и умений в профессиональном плане должно сочетаться с воспитанием личности, осознающей свое место в общем труде на благо Отечества.
В соответствии с поставленными в Приказе задачами была разработана Концепция преподавания курса «История России» (далее везде - Концепция) для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования, утвержденная 2 февраля 2023 г. Концепция, по мнению разработчиков, в полной мере учитывает это двуединство: важнейшими функциями истории как научной дисциплины являются познавательная и воспитательная. Формирование на этой базе исторического сознания является основой понимания сущности не только событий и явлений прошлого, но и происходящих ныне процессов и событий. Именно историческое сознание является наиболее существенной составляющей гражданской идентичности населения Российской Федерации [5, c. 2]. (В 2024 г. вышла новая редакция Концепции с некоторыми изменениями и уточнениями [../../../../../../../Elena/Desktop/Pismo_Minobrnauki_Rossii_ot_02_09_2024__MN-61917_O_Kontseptsii_prepodavania_istorii__vmeste_s_Kontseptsia_prepodavania_istor.pdf5]).
Одной из главных задач Концепции, как полагают разработчики и исследователи, является обеспечение приоритетного внимания к героическим страницам борьбы России за свободу и независимость против иноземных захватчиков, за обеспечение общенациональных интересов и безопасности. Эти акценты в процессе построения курса направлены на формирование и дальнейшее развитие у студентов (независимо от специализации) таких качеств личности, как гражданственность и патриотизм [5, с. 5].
Вместе с тем в условиях каждого конкретного вуза преподаватели кафедр гуманитарной направленности вырабатывают конкретные направления и инструменты достижения поставленных целей. Сегодня представляется возможным, во-первых, провести анализ научно-методической литературы по соответствующей теме и, во-вторых, подвести некоторые начальные итоги преподавания обновлённого курса российской истории, в том числе на опыте работы кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета (далее – ТГМУ).
Вопросы реализации Концепции рассматриваются исследователями как в контексте общих задач и видов учебно-воспитательной деятельности, так и по конкретным направлениям и формам, позволяющим акцентировать внимание на воспитании высоких нравственных и гражданственно-патриотических качеств. Это представляется особенно важным в текущих условиях проведения мероприятий в ознаменование 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
К первой группе статей можно отнести работу Е.Л. Веселовой. Автор рассматривает общие теоретические положения и особенности воспитательной деятельности в целом, и конкретно - в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях. В период вузовского обучения, как правило, у молодежи формируются и закрепляются базовые понятия, умения и навыки, что позволяет им в дальнейшем достаточно ответственно осуществлять профессиональную деятельность с учетом всего комплекса нравственных и гражданственных представлений и качеств [6].
Образовательная, учебно-воспитательная деятельность в вузах предполагает наличие значительного сегмента самостоятельной работы студентов, в процессе чего и происходит получение знаний, выработка навыков и умений. Часть работ научно-методического характера посвящена этому важному аспекту деятельности [7; 8]. В статьях А.И. Королевой [9], И.Л.Гоник с соавторами [10] рассматриваются в том числе такие эффективные формы самостоятельной работы обучающихся, как олимпиады. Участие студентов в подобных мероприятиях, по мнению авторов, способствует повышению уровня их профессиональной компетентности, помогает формировать значимые нравственные качества личности будущего конкурентоспособного специалиста.
Наибольший интерес, в контексте данной статьи, представляют работы последних лет, в которых авторы обращаются к вопросам реализации Концепции преподавания истории России. Н.Л. Росина и М.А. Росина анализируют психолого-педагогические и методические аспекты этой деятельности. Уделяется внимание роли преподавателя истории, посредством методики раскрывающего явления и понятия патриотизма, исторической идентичности, влияющего на формирование высоких нравственных качеств будущего специалиста [11]. В статье Н.А. Архиповой также рассматриваются новые возможности, появившиеся у преподавательского корпуса в связи с увеличением учебных часов [12].
Ю.Б. Шагбанова отмечает такие тенденции в преподавании истории России, как интегрированность исторических знаний, междисциплинарность преподавания и т.п. Эффективному освоению курса, по мнению автора, способствуют, например, студенческие исследования по проблемам истории развития семьи, своих регионов и т.п. [13].
Н.В. Чугунова акцентирует внимание на необходимости учитывать исторический опыт национальной и конфессиональной политики государства на всех этапах его существования по достижению межнационального мира и согласия, в том числе в процессе преподавания истории России. Автор приходит к выводу, что развитие идейного смысла положений и тематики Концепции необходимо реализовывать как в аудиторной, так и во внеучебной работе [14].
А.И. Бакшеев с соавторами обращают внимание на проблему, с которой сталкиваются практически все преподаватели курса «История России» в специализированных вузах, в том числе медицинских. О каких проблемах и сложностях идет речь? История России относится к комплексу общеобразовательных дисциплин, не являясь предметом выбора выпускников школ (за редким исключением) при подготовке к поступлению в специализированный вуз. Этим обстоятельством во многом обусловлен довольно низкий уровень знаний по отечественной истории у студентов-первокурсников, что осложняет освоение вузовского курса. Авторы также указывают на недостатки в материально-техническом и научно-методическом обеспечении преподавания в некоторых вузах. Преподавательский корпус не в состоянии обеспечить техническую сторону процесса. Вместе с тем в компетенции преподавателей, считают авторы статьи, усилить содержательную часть курса (в соответствии с Концепцией). В частности, предлагается учитывать специализацию медицинского вуза, с большим упором в курсе «Истории России» на достижениях медицинских наук [15].
В связи со сказанным предлагаем обратить внимание на опыт кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ТГМУ. Ее коллектив разработал и издал ряд учебных пособий по отечественной истории, учебное пособие по истории отечественной культуры в двух частях, выпущенные издательством ФБГОУ ВО «ТГМУ» Минздрава России «Медицина ДВ» [16]. В пособиях представлены достижения российской и советской медицины, что отражает аспект межпредметных связей (сопряжение курса истории России с вузовским курсом истории медицины). Эта деятельность подчеркивает в том числе внимание, которое уделяется в медицинском университете гуманитарной составляющей комплекса общеобразовательных дисциплин.
На кафедре практикуются разнообразные организационные формы изучения «Истории России»: лекции-беседы и лекции-видеодемонстрации. Практические занятия, самостоятельная работа студентов проводятся в музеях (Исторический мультимедийный парк «Россия - моя история», Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и др.), по итогам посещения которых обучающиеся участвуют в разного вида рефлексиях: выполняют проблемные задания, высказывают эмоциональные впечатления, полученные в ходе экскурсий, и т.п. Деятельность преподавателей кафедры, магистрантов, студентов отражена в издании монографического характера «Воспитательная работа в вузе» [17].
Цель исследования – обобщение и изложение опыта по реализации Концепции преподавания истории России на кафедре социально-гуманитарных и экономических дисциплин ТГМУ, с учетом изменений в образовательных стандартах, принятых в 2022 г., в процессе проведения мероприятий, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Материалы и методы исследования. Проведен анализ научных и научно-методических публикаций с целью сравнения опыта разных вузов в области реализации Концепции преподавания истории России. Исследованы материалы практик и технологий, применяемых на кафедре социально-гуманитарных и экономических дисциплин ТГМУ. Применялся комплекс методов исследования современных проблем учебно-воспитательной деятельности в высших учебных заведениях (анализ, синтез, обобщение и абстрагирование, сравнение и сопоставление).
Результаты исследования и их обсуждение. Особенную актуальность приобретают практика и технологии учебно-воспитательной работы, проводимой в ТГМУ в связи с памятной датой – 80-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Содержательно учебно-воспитательная работа, как отмечалось, направлена на формирование и дальнейшее развитие у обучающихся (независимо от специализации) исторического сознания, высоких нравственных качеств [5, с. 5]. Обращение к героическим страницам истории России представляется наиболее эффективным, доходчивым средством, нацеленным на сохранение исторической памяти и преемственности поколений [2, с. 1].
Студенты ТГМУ принимают активное участие в ежегодных международных акциях: «Тест по истории Великой Отечественной войны», «Диктант Победы». Обучающиеся имеют возможность не только проверить знания, но и получить новые представления о событиях прошлого, проникнуться важностью своего участия в подобных мероприятиях.
В учебно-воспитательной работе значительную роль играет аспект эмоциональной мотивации студенческой молодежи к изучению истории. В г. Владивостоке, например, проживали и проживают пострадавшие в детском возрасте от блокады г. Ленинграда и их потомки. Свои впечатления в связи с тяжелейшими событиями студенты постарались отразить при подготовке и проведении «Круглого стола, посвященного 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» в апреле 2024 г. Помимо сообщений и докладов по теме, некоторым студентам (например, Горшковой Дарье, обучающейся 102 группы специальности 31.05.01 Лечебное дело ФГБОУ ВО «ТГМУ» Минздрава России) удалось найти воспоминания родных об этих тяжелых днях и месяцах и поделиться с сокурсниками.
Опыт преподавателей кафедры свидетельствует о важности работы по сбору материалов, посвященных родственникам - участникам Великой Отечественной войны. Создание стендов с размещением на них фотографий и воспоминаний, доклады, эссе являлись важной составляющей общеуниверситетской воспитательной политики, в рамках проекта «О Патриотическом конкурсе "Семейная история. Бессмертная память"», разработанного Управлением молодежной политики и воспитательной деятельности ТГМУ.
Реализации задач проекта - сохранению исторической памяти, формированию качеств милосердия, стремления к взаимопомощи и взаимоуважению (что изначально присуще медицинскому сообществу) - способствовала поисковая деятельность, в которую, по инициативе преподавателей кафедры, были вовлечены обучающиеся. В ходе поисков многие молодые люди зачастую впервые беседовали с родственниками по поводу этих событий, знакомились с письмами фронтовиков, обращенными к находившимся в тылу родным. Следует заметить, что тыл зачастую был весьма относительным понятием – как, например, находившийся в блокаде Ленинград. Посредством знакомства с перепиской правнуки соприкасались с родными людьми, приближавшими Победу, творившими историю страны. Созданные материалы были размещены на стенде под названием «Мы есть, потому что они были - помним» в одной из кафедральных аудиторий.
Не менее важным представляется участие студентов и преподавателей в литературно-патриотической акции «Говорят погибшие герои», подготовленной по материалам антологии «1941-1945. Говорят погибшие герои». После знакомства с содержанием сборника невозможно не согласиться с автором предисловия к книге: «В этой книге все значительно. Здесь великое равенство мысли и дела, равенство идеала и мужественного подвига, подвига очень личного, в каждом случае индивидуального. Эту книгу невозможно читать как повесть о чужих судьбах» [18, с. 2]. Студенты по собственному выбору на занятиях, посвященных Великой Отечественной войне, читали письма фронтовиков. Непосредственно таким образом прикасаясь и к биографиям участников событий, и к истории в целом, составляли и высказывали свои мнения о событиях, о людях, жизнь и подвиги которых, очевидно, производили на обучающихся огромное впечатление.
Важно, что акции проводятся не одномоментно, не только на занятиях, но и в свободное время. Студенты изучали и изучают в настоящее время художественную и мемуарную литературу, письма с фронта, просматривают документальные и художественные кинофильмы о Великой Отечественной войне. Им предоставляется возможность выбора художественных произведений и документов эпистолярного характера.
С 2022 г. в рамках проекта «Без срока давности» ежегодно 19 апреля в Российской Федерации проводится День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны [19]. Авторы статей на эту тему выражают убеждение, что обращение молодого поколения к изучению и анализу материалов и документов, свидетельствующих о бесчеловечных преступлениях и злодеяниях нацистов и их пособников, способствует не только овладению новыми знаниями, но и служит одним из способов формирования антиэкстремистского сознания студенческой молодежи [14; 20].
Студенты-первокурсники активно подключились к участию в проекте, обсуждая актуальные проблемы в ходе «круглых столов». В ТГМУ обучаются в основном жители Дальнего Востока, в том числе и поэтому интерес у них вызвали Токийский и особенно Хабаровский процессы (трибуналы), в ходе которых рассматривались материалы по разработке японскими военными преступниками бактериологического оружия и использованию его на территории Китая во время войны. В ходе обсуждений студенты продемонстрировали не только интерес, но и глубокое понимание обстоятельств, связывающих прошлое и настоящее. Вместе с тем обращение к этой теме позволило актуализировать региональный компонент общеисторического контекста, а также медицинскую составляющую, что особенно привлекает студентов к исследованиям [21].
Вся учебно-воспитательная, научная студенческая работа в рамках преподавания гуманитарных дисциплин и, соответственно, студенческие мероприятия организуются и проводятся с учетом специализации вуза. Большой интерес у студентов вызвала подготовка и обсуждение актуальных проблем в рамках круглого стола «Медицина в годы войны: вызовы и решения». Научно-воспитательное событие вместе с тем выходило за рамки конференции с докладами и презентациями. Оно явилось частью комплексного методического средства – коворкинга. У участников конференции вызвали интерес необычные для них формы деятельности - «фронтовой треугольник», «георгиевская ленточка». Студенты, проявив свои знания в этом вопросе, высказали позитивное отношение к таким важным символам Великой Отечественной войны.
Доклады и презентации «Круглого стола» отражали широкий спектр тем, связанных с медицинской деятельностью в годы войны. Среди них:
- вклад Л.Д. Рубинштейна в советскую психологическую науку в условиях Великой Отечественной войны;
- достижения советской санитарно-эпидемиологической службы во время войны;
- легендарные собаки-санитары в годы Великой Отечественной войны;
- значение и роль Хабаровского процесса. Это сообщение вызвало тем большую реакцию присутствующих, что материалы процесса были засекречены на протяжении длительного периода.
По итогам коворкинга следует, по мнению автора, отметить не только активное участие, но и инициативу со стороны студентов в выборе тем выступлений, в поисках и разработке материалов. Работа велась согласованно с преподавательским составом. Глубокий интерес молодежи к новым, зачастую неизвестным для них фактам, отражает стремление более обстоятельно исследовать историческое пространство, разобраться в причинах и следствиях важнейших событий. Самостоятельные исследования обучающихся способствуют осознанию студентами-медиками своей причастности к обеспечению здоровья общества, повышают их самооценку, способствуют формированию навыков ответственности.
Одной из важных форм учебно-воспитательной деятельности являются, как уже отмечалось, предметные олимпиады. Олимпиадная деятельность не стала самостоятельным предметом данного исследования. Однако внимание к ней обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, по общему признанию, участие студентов в олимпиадах, особенно в специализированных вузах, позволяет усилить мотивацию обучающихся в изучении дисциплины. Во-вторых, эти мероприятия являются зачастую результирующим итогом всей учебной, в том числе и самостоятельной, деятельности. С одной стороны, агональный характер олимпиад предполагает не только выполнение когнитивных задач, но и формирование лидерских качеств личности. С другой стороны, подготовка к работе ведется в коллективе, служит выработке таких качеств, как толерантность, умение работать в команде, являющихся неотъемлемым свойством медицинского работника.
Примером такой работы может служить проведенная в мае 2024 г. внутривузовская олимпиада, посвященная 80-летию освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков, в которой приняли участие 64 студента 1 курса всех специальностей. Студентам, с учетом предполагаемых знаний первокурсников, был предложен комплект заданий.
Итоги олимпиады, посвященной 80-летию освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков
Количество участников |
Виды заданий |
Кол-во студентов, выполнивших отдельные задания, в том числе в % |
64 |
Тесты |
25 / 40% |
64 |
Термины |
8 / 12,5% |
64 |
Персоналии |
9 / 14% |
64 |
Карты |
10 / 16% |
64 |
Плакаты |
20 / 31% |
64 |
Награды |
25 / 40% |
64 |
Источники (документы) |
5 / 9% |
Примечание: составлено автором на основе полученных данных в ходе исследования.
Анализ показал, что наиболее успешно были выполнены тестовые задания, что соответствует ожиданиям (25/40%). Обучающиеся, как правило, имеют большой опыт в этом виде деятельности. Визуальные задания – плакаты, награды, карты как достаточно информативные – в среднем оказались по силам примерно трети участников (25/40%). Наибольшие затруднения вызвал анализ документов. По отзывам, у многих студентов не хватило времени, чтобы продумать и записать ответы на вопросы по текстам. Выполнение олимпиадных заданий на хорошем уровне по истории все-таки требует специальной подготовки, которой в напряженном учебном процессе у студентов-медиков недостаточно. В целом от 30 до 40 баллов и выше получили 15 чел., что, в принципе, отражает уровень подготовки студентов; менее 10 баллов – 9 чел. Анализ результатов позволяет выделить «болевые точки», на ликвидацию которых следует обратить внимание в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Вместе с тем очевидны и проблемы в преподавании как школьного курса, так и вузовского. Разработка обновленного курса истории России на основе Концепции, увеличение количества отведенных на дисциплину часов должны способствовать не только привлечению внимания студентов в целом к дисциплине «История России» и к событиям в связи с памятными датами, но и росту общей информированности, систематизации знаний, формированию исторического сознания у молодого поколения.
Заключение
В современных условиях вузовского образования все более актуальной становится задача не только овладения всем комплексом знаний по выбранной специальности, но и формирования всесторонне развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами человека и гражданина. На реализацию этой задачи нацелена обновленная Концепция преподавания истории России в вузах для неисторических специальностей и направлений подготовки, которая в полной степени учитывает государственную политику в области образования. Ее основой являются положения указов Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».
За прошедший со времени издания указов срок в вузах накоплен некоторый опыт реализации Концепции преподавания истории России. В частности, определились такие тенденции, как интегрированность исторических знаний, междисциплинарность преподавания, обращение к локальной истории (региона, семьи в том числе).
В данной статье автор делится опытом учебно-воспитательной деятельности кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ТГМУ, направленной на реализацию Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей. Как правило, преподаватели вынуждены констатировать недостаточный уровень школьной подготовки и в области исторических знаний, и в области обществознания. Анализ работы кафедры демонстрирует, в первую очередь, расширение возможностей при адаптации вузовского курса гуманитарных дисциплин, в том числе истории России, для студентов-первокурсников специализированных вузов.
Вовлечение студенческой молодежи в исследовательскую и воспитательную деятельность, связанную со знаменательными историческими событиями (80-летие Победы в Великой Отечественной войне), способствует не только углублению познавательного процесса, но и формированию исторического сознания студенческой молодежи посредством знакомства с историей страны через историю родного края, своей семьи. Способствует осознанию связи исторического прошлого, давнего и недавнего, с настоящими проблемами и реальностью.