Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

INFORMED CHOICE OF SPECIALTY THROUGH THE PREPARATION OF APPLICANTS AT THE CENTER FOR PRE-UNIVERSITY EDUCATION OF IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY: RESULTS AND PROSPECTS

Ankudinov A.S. 1 Tolkachev K.S. 1
1 Irkutsk State Medical University of Healthcare of Russian Federation
Professional orientation is a new direction of modern education aimed at building a "bridge" between a school graduate and a university applicant, which carries a huge number of tasks in the current conditions of an acute shortage of specialists in various fields. This study presents a retrospective analysis of the work of the Center for pre-university training of Irkutsk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation for the period 2022–2025, as well as a model of the implemented trajectory and the further path of its development. The work of the pre-university training center over the past 3 years has been analyzed - the effectiveness of professional orientation events in schools, the response of future applicants, the dynamics of admission to the 1st year of the pediatric faculty. The demonstration of educational platforms by the teaching staff of the educational institution helps the future applicant to consciously choose his future profession, to minimize the risks of revocation of documents after 1 year of study. Professional orientation can also provide a more expanded understanding not only of a higher education institution, but also of a specific specialty of interest to it. Given the results obtained, the authors believe that this work should be carried out continuously at the university, constantly analyzing the necessary needs for medical personnel.
higher education
professional orientation
Pre-university training

Введение

Проблемой номер один современной системы здравоохранения Российской Федерации является выраженная нехватка кадров – как высшего звена, так и среднего персонала. По данным мониторинга Министерства здравоохранения, на февраль 2025 г. нехватка врачей в РФ составила более 23тыс. сотрудников, среднего медицинского персонала – более 63тыс. сотрудников [1]. Динамика снижения укомплектованностью врачами по данным Федеральной службы государственной статистики отмечается с 2011 г., средним персоналом – с 1991 г. (рис. 1).

Picture background

Рис. 1. Динамика численности медицинских кадров.

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики ([Электронный ресурс].URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721?print=1/(дата обращения: 17.08.2025)

Дефицит медицинских кадров ведет к тяжелым социально-экономическим последствиям. В первую очередь снижается доступность и качество медицинской помощи. Увеличивается нагрузка на имеющийся в организации медицинский персонал, что неминуемо приводит к профессиональному «выгоранию» сотрудников на местах, повышению риска врачебной ошибки. Кадровый дефицит приводит к трудностям в формировании графика работы, отпусков, распределению зон ответственности каждого сотрудника. Недостаток медицинских кадров в целом оказывает негативное воздействие на экономическую стабильность страны, так как работающее население имеет серьезные трудности с получением качественной медицинской помощи, реабилитации и профилактики.

Основные причины снижения укомплектованности медицинским персоналом:

1.Увеличение продолжительности рабочего времени, уменьшение доплаты за вредные условия работы.

2. Плохая адаптация молодых специалистов на рабочем месте. Молодые врачи оказываются перегруженными обязанностями и не готовыми к реализации практической медицины.

3.Старение медицинского персонала. Тяжелая нагрузка на руководство, врачей и медсестер.

4.Нежелание работать в отдаленных регионах.

Также существенным фактором, влияющим на дефицит кадров в РФ, является длительное отсутствие так называемого долгосрочного планирования, формирующего статистику необходимого количества врачей в будущем по определенным специальностям [2–5]. По некоторым специальностям врачи не могут пройти переподготовку ввиду нехватки бюджетных квот, другие остаются невостребованными.

Сложнейшей проблемой современной системы здравоохранения в отношении кадрового обеспечения является острейшая нехватка медицинского персонала в небольших городах, поселках и селах. По данным исследований укомплектованность врачами в селах в некоторых регионах РФ не превышает 10 %, средним персоналом – 35 % [6]. Такое состояние медицинской сферы является одной из причин, по которой молодое работоспособное население покидает город/село, переезжая в более крупные города с более развитой системой здравоохранения. Последствия такого процесса выражаются в стремительном старении населения таких населенных пунктов и в еще более ухудшающемся состоянии социально-экономической сферы [7, 8].

Серьезный вклад в ухудшение кадрового дефицита внесла вирусная пандемия COVID-19. Огромная нагрузка на медицинский персонал, высокий уровень заболеваемости и смертности среди медицинских работников не могли не отразиться на кадровой обеспеченности [9]. Также отмечено снижение интереса в медицинской сфере как среди будущих абитуриентов к профессии, так и среди медицинского персонала. Выраженный дисбаланс уровня заработных плат между сотрудниками, работающими в отделениях по лечению новой коронавирусной инфекции, мотивировал многих работающих сотрудников уйти из профессии.

В течение 10–15 лет в Российской Федерации принимается ряд мер, направленных на поддержание выпускников и специалистов с целью решения данных проблем. Для начинающих специалистов разрабатываются целые комплексы мер социальной поддержки. Особенно активно данные меры предпринимаются в отдаленных регионах. Среди таких мер стоит выделить дополнительные выплаты из региональных и федеральных бюджетов, компенсацию аренды жилья, оплату взносов за детский сад для детей медицинских работников, компенсацию затрат, связанных с переездом к месту работы [10].

Но есть и другая важная причина данной проблемы. До относительно недавнего времени недостаточно внимания уделялось работе с учениками школ выпускных классов. По имеющимся данным, абитуриенты в первую очередь выбирают высшие учебные заведения (вуз) по таким специальностям, как IT-технологии, дизайн, архитектура. Среди медицинских специальностей хороший уровень спроса поддерживается только лишь на лечебное дело, педиатрию и стоматологию. По остальным специальностям (медико-профилактическое дело, фармация, медицинская биохимия) наблюдаются трудности с набором. 20 июня 2021 г. в РФ впервые стартовал прием документов в вуз через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Абитуриент может не посещать приемную комиссию. Безусловно, данный способ дает логистические преимущества для работы приемной комиссии. Однако сотрудники комиссии, а также потенциальный абитуриент не встречаются на приемной площадке, не происходит продуктивной коммуникации, что негативно влияет на осведомленность абитуриента, понимание специфики будущей профессии. Нет возможности пообщаться с представителями отделов и факультетов.

Одним из возможных способов решения проблемы по привлечению абитуриентов в медицинский вуз является организация и усовершенствование профессиональной ориентационной работы. Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [11]. Будущие абитуриенты фактически не знают о возможностях современной медицины, как в практическом, так и в научном аспектах. Одного «Дня открытых дверей» и приемной комиссии недостаточно. Современный преподаватель медицинского вуза – это врач-преподаватель. Знакомство будущих абитуриентов с медицинскими специальностями как в стенах вуза (кафедры), так и в медицинских учреждениях, фармацевтических производствах помогает привлечь абитуриентов и разрушить их стереотипы в отношении данной профессии, а также поможет максимально снизить количество студентов, забирающих документы из медицинского вуза в течение первого года обучения, сформировать будущие приоритеты и чувствовать поддержку педагога уже во время поступления.

Центр довузовской подготовки Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) существует уже более 15 лет. Цель данного центра – углубленная подготовка по базовым предметам (биология, химия, русский язык) для успешного поступления в медицинский университет.

Однако за последние 2 года в связи с вышеуказанными проблемами произошли существенные изменения в работе центра. В связи с новыми траекториями и требованиями к медицинским вузам центр довузовской работы ИГМУ существенно расширил программу работы в профессиональной ориентации с потенциальными абитуриентами в школах.

Цель исследования – изучить эффективность работы центра довузовской подготовки ИГМУ за 2022–2024 гг. в рамках профессиональной ориентационной работы со школьниками 10–11 классов Иркутской области.

Материалы и методы исследования

Проанализирована динамика приема на педиатрический факультет (количество заявлений) среди школьников 10–11 классов – абитуриентов в приемную комиссию ИГМУ после проведенных профессиональных ориентационных мероприятий как на кафедрах ИГМУ, так и школах. Оценена эффективность данной работы применительно к показателям набора абитуриентов на первый курс педиатрического факультета.

Результаты исследования и их обсуждение

До 2022 г. в центре подготовки не проводилась оценка эффективности профессиональных ориентационных мероприятий. В течение учебного года такая работа ограничивалась лишь проведением одного-двух семинаров в школах студентами ИГМУ. В 2022 г. центр довузовской подготовки заключил несколько договоров со школами г. Иркутска и области с целью проведения как выездных мероприятий в школах, так и проведения занятий на профильных кафедрах ИГМУ. Параллельно создана дистанционная форма подготовки. Задачи такой работы:

1. Познакомить школьников с медицинским вузом.

2. Рассказать о современных возможностях работы врачей разных специальностей.

3. Продемонстрировать навыки оказания первой помощи, навыки среднего медицинского персонала (инъекции, перевязки, уход за больным).

4. Демонстрация симуляционных технологий.

В 2024–2025 гг. реализован максимальный охват профориентационной работой медицинских классов и классов естественно-научного профиля на территории Иркутска. Увеличилось число выездных мероприятий в города и районы Иркутской области. В информационном поле очно познакомились с образовательной организацией за счет выездных мероприятий более 2000 школьников. Значительно расширен план профориентационной работы с привлечением поликлинического звена и стационаров педиатрического профиля.

По итогу проведенной работы за последние 3 года возросло количество абитуриентов, участвующих в мероприятиях по профессиональной ориентации и подавших документы на поступление на педиатрический факультет в ИГМУ. Результат проведенного анализа показывает, что за последние 3 года возросло количество первокурсников педиатрического факультета, принявших участие в мероприятиях профессиональной ориентационной работы и после этого подавших документы в приемную комиссию для поступления. В 2024 г. таких студентов стало 26. Для сравнения – в 2022 г. их было 2.

По итогам проведенной работы авторы предполагают, что современная модель поступления в вуз должна являться непрерывной цепочкой дальнейшей подготовки студента к осознанному выбору дальнейшей специальности (рис. 2).

 
  Профессиональная ориентационная работа в школе,Обучение в центре довузовской подготовки,Поступление на педиатрический факультет

Рис. 2. Схема подготовки абитуриента.

Источник: составлено авторами

На основании проведенного анализа авторы полагают, что профессиональная ориентация не должна ограничиваться только работой в старших классах общеобразовательных школ. В это время у абитуриентов складывается мнение о будущей профессии. Однако медицинское образование является многоступенчатым процессом и после получения базовой специальности, перед студентом ставится задача выбора дальнейшего профессионального специализированного образования – ординатуры. На сегодняшний день согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н в РФ насчитывается 92 специальности ординатуры [12]. Нередко авторы наблюдают ситуацию, когда студенты педиатрического факультета имеют затруднения с выбором специальности [13]. Причины могут быть следующие:

1. Нехватка практических часов для занятий на клинических кафедрах.

2. Несогласованность переходов между дисциплинами.

3. Нехватка практикующих преподавателей – врачей-педагогов на кафедрах, имеющих возможность поделиться реальным клиническим опытом в условиях регулярного обновления клинических рекомендаций.

4. Неравномерное распределение бюджетных мест по специальностям, что приводит к более сложному конкурсу по одним специальностям и отсутствию конкурса по менее востребованным.

5. Разное оснащение клинических баз [14–16].

Исходя из этого на педиатрическом факультете запущена программа профессиональной ориентации среди студентов при помощи ординаторов. Суть данной работы заключается в активном участии ординаторов в проведении специальных мероприятий (семинары, лекции, круглые столы), знакомящих студентов с особенностями работы определенных специальностей, что помогает выпускникам сформировать образовательную траекторию после прохождения первичной аккредитации (рис. 3).

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, диаграмма

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рис. 3. Схема подготовки студента (составлено авторами)

Заключение

Выраженный дефицит медицинских кадров в РФ требует комплексного подхода к решению данной проблемы. Помимо материальных мер стимулирующего характера для молодых специалистов, профессиональная ориентационная работа в условиях выраженного дефицита кадров среди медицинских работников является важнейшей задачей современного образования. Своевременное информирование будущих абитуриентов о возможностях специальности помогает выявить наиболее заинтересованных в поступлении и получении профессии. Дальнейшая работа в вузе помогает студентам сформировать осознанную образовательную траекторию. Вышеуказанные направления требуют динамического развития профессиональной ориентации как одного из способов решения проблемы кадрового дефицита среди медицинских работников.