Введение
Вопросы планирования и результативности образовательного процесса вуза, особенно в современной многонациональной среде, занимают центральное место в современных исследованиях в области педагогики [1; 2, c. 3]. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [3]. Культурно-нравственное развитие обучающихся является неотъемлемой частью образовательной и воспитательной политики высших учебных заведений [4, 5]. Из этого следует, что ожидания студентов в развитии их нравственно-культурного потенциала должны учитываться при планировании вузовской учебной и внеучебной работы. Тема актуальна в связи с обучением в российских вузах иностранных студентов, мировоззрение которых формировалось под влиянием национальных традиций, культуры, религии, поведенческих и воспитательных систем.
Представления о человеке культурном как идеальном образце изменялись с развитием мировоззрения людей и общества [6, с. 7]. Если раньше культурным могли назвать человека, следовавшего нормам этикета, то в последующем признаками культуры считались высокий уровень интеллекта, образования, следование общепринятым нормам поведения в обществе, высокие нравственные качества и т.д. Сегодня понятие «культурный человек» обрастает многоаспектностью [7, с. 78]. По мнению исследователей, современная культура не только ориентирует людей на определенные поведенческие стандарты, но и создает стимулы и мотивы их действий, поступков, считающихся в данном социальном сообществе нормальными, естественными, правильными [8, с. 47]. В целом культурный человек представлен как тип социально-исторической личности, определяемый как вневременными смыслами (ценностями культуры) человеческого бытия (общее), так и конкретно-историческими (в том числе национально-этническими) ценностями существования (особенное) и нормами общежития [6, с. 19–20]. А.Я. Флиер отмечает у такого типа высшую степень инкультурации [9, с. 3].
В последние годы культура и духовность становятся «полем битвы» за умы молодежи, поэтому особое внимание уделяется выявлению личностных смыслов и ценностей студенчества [10, с. 77], вопросам становления «культурной идентичности» у студентов вузов в межличностном общении, социуме [11, с. 114]. С одной стороны, указывается, что культурный уровень современных студентов, по их собственной оценке, далек от идеального [12, с. 67], с другой, отмечается, что формирование нового типа культуры молодого поколения напрямую связано соспецификой современного российского общества [13, с. 260]. В условиях происходящих современных общественных трансформаций изучение образа культурного человека у обучающейся молодежи высших учебных заведений актуально как для упорядочивания их прежнего жизненного опыта, так и в контексте будущих социальных ожиданий.
Цель исследования – выявить составляющие характеристики образа современного культурного человека у российских и иностранных обучающихся вуза, их оценочное мнение в отношении окружающих людей.
Материалы и методы исследования
Разработкой методики изучения образа культурного человека занимались А.В. Бурлов и Г.Г. Татарова на основе метода неоконченных предложений [14]. Одновременно они пытались определить размерность пространства восприятия образа культурного человека, а также изучить особенности «языка» типологического анализа в ситуации работы со специфической текстовой информацией [14, с. 6]. Дальнейшие научные исследования либо опирались на данную методику, либо использовали анкетный опрос, формализованное интервью, творческие работы.
В контексте темы заслуживают внимания результаты проведенного в 2023 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования о том, как за десять лет (2013–2023 гг.) изменились представления россиян о культурном человеке [15].
Изучение образа современного культурного человека в представлении студентов проводилось в 2024–2025 гг. на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» (г. Ханты-Мансийск) в три этапа: теоретический этап (изучение источниковой и литературной базы, выбор методов исследования), практический (сбор эмпирического материала), обобщающий (анализ и подведение итогов исследования). В исследовании приняли участие 100 студентов первого года обучения (57 девушек и 43 юноши, возраст 18–19 лет) гуманитарных, естественных, технических направлений бакалавриата и 20 слушателей-иностранцев подготовительного отделения университета (16 юношей и 4 девушки, возраст 20–30 лет), которые по своему статусу приравнены к студентам [2]. Группа иностранцев состоит из представителей стран Азии и Африки: Гана, Мали, Египет, Марокко, Азербайджан, Филиппины.
В первой части исследования участникам была предложена творческая работа в виде эссе наосмысление образа культурного человека. При этом респондентов не ограничивали рамками определенного высказывания, требовалось лишь ответить в свободной форме на вопрос «Кого вы считаете культурным человеком?». Для обработки данных был применен метод контент-анализа. Во второй части было проведено анонимное онлайн-анкетирование на основе методики ВЦИОМ с использованием двух вопросов (закрытые вопросы, один ответ): 1. Люди, которые Вас окружают, это…? 2. На Ваш взгляд, в последние 3–5 лет в России культурных людей стало больше, меньше или их число не меняется?
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные посредством контент-анализа творческих работ (эссе) российских студентов-первокурсников результаты показывают, что большинство опрашиваемых выделили первоочередной характеристикой культурного человека следование правилам этикета и нормам морали: честен, добр, проявляет эмпатию, всегда вежлив, тактичен, соблюдает правила поведения в обществе как при очной встрече, так и онлайн. Такой человек не использует нецензурные выражения, ругательства; готов слушать и обсуждать, а не начинать спор. В работах отмечено, что эти простые действия отражают уважение к окружающим и к общественному пространству. Студенты считают, что настоящая культура – это не демонстрация знаний, а естественный образ жизни, подчеркивая, что можно знать наизусть все оперы Вагнера, но при этом быть хамом в очереди.
В работах указывается, что в современном мире этикет приобретает новые формы, так как в условиях цифровизации интернет-этика становится важной частью общей культуры, а в обществе, где люди все чаще общаются через гаджеты, особенно ценится способность к живому диалогу, сопереживанию и уважению чужой точки зрения. Современный культурный человек, по мнению студентов, сочетает уважение к традициям с адаптацией к инновациям, обладает внутренней интеллигентностью, которая проявляется в повседневном поведении и отношении к окружающему миру – это тот, кто умеет видеть мир не только вокруг, но и внутри себя.
Следующей характеристикой была указана широкая гуманитарная эрудиция современного человека, который должен иметь хорошее образование, обладать эстетическим вкусом, способностью ценить различные виды творчества (музыку, литературу, живопись, архитектуру), постигать основные науки, быть участником культурных процессов, поддерживать и развивать национальные традиции, уметь выражать себя через творчество.
По мнению обучающихся, культурный человек обладает не только широким кругозором, но и стремится к постоянному саморазвитию: он отличается открытостью и готовностью к развитию, постоянно учится новому, следит за изменениями в мире, но при этом не поддается слепому следованию модным тенденциям, умеет критически мыслить, анализировать и грамотно использовать информацию, отделять достоверные факты от ложных. Особое внимание уделено тому, что в современном мире важно уметь четко придерживаться своего мнения и отстаивать его, но отстаивать свою точку зрения нужно с уважением к позиции других, не переходить на личные темы и иметь четкие аргументы.
Указывается, что постоянное саморазвитие (самостоятельное развитие вне системы образования) – это не только характерная черта культурного человека, но и условие достижения успеха в жизни. При этом первокурсники понимают под саморазвитием не только чтение книг по философии, истории, политологии и искусству, а также постоянное общение с более «высокими» по образовательному уровню людьми.
В многонациональном и многоязычном мире, считают обучающиеся, значимой характеристикой современного человека является толерантность, умение уважать и принимать разнообразие культур: не проявлять агрессии к тем, кто отличается по взглядам, происхождению или религии, уметь вести диалог без унижения и оскорблений. Знание и уважение к истории своего государства является проявлением культуры: история помогает лучше понять и оценить культурное наследие, традиции, обычаи народа, вдохновляет на чувство гордости и любви к своей Родине. По мнению студентов, культурный человек – это тот, кто чтит, сохраняет и защищает настоящее и будущее своей страны.
К числу проявлений культуры студенты отнесли понимание человеком своей социальной ответственности, которая подразумевает не только активную жизненную позицию, но и стремление к позитивным изменениям в обществе. Подчеркивается, что культурный человек законопослушен, осознает последствия своей цифровой активности, несет личную ответственность за свои поступки, понимает, что его повседневные выборы влияют на общество в целом.
Наконец, культурность сегодня включает экологическое мышление: сортировка мусора, отказ от одноразового пластика, бережное отношение к природе – все это уже не мода, а социальная норма, считают обучающиеся. Такая деятельность проявляется в заботе об окружающей среде, этичном потреблении, внимательном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих.
Отмечается, что сегодня культурный человек – это не просто «ходячая энциклопедия», а личность, сочетающая в себе интеллектуальное развитие с нравственными принципами. Культура проявляется не в количестве прочитанных книг, а в способности сделать мир вокруг себя немного лучше – через уважение к людям, заботу о природе и постоянную работу над собой, понимается как возможность стать лучше и сделать лучше мир вокруг себя.
В целом для российских студентов-первокурсников современный культурный человек – это тот, кто:
- следует правилам этикета и моральным принципам, уважает общественные устои, вежлив и тактичен;
- имеет качественное образование, обладает широким кругозором во всех областях знания, прежде всего гуманитарных;
- стремится к постоянному саморазвитию, обладает критическим мышлением, информационной культурой;
- толерантен, уважает и принимает разнообразие культур, открыт к диалогу с представителями разных национальностей и религий;
- знает и уважает историю своего государства, является патриотом;
- осознает свою личную и социальную ответственность, стремится к позитивным изменениям в обществе и государстве;
- характеризуется экологическим мышлением, этичным потреблением, пониманием личного и социального здоровьесбережения.
С целью более глубокого изучения заявленной темы было проведено изучение представлений о культурном человеке среди иностранцев, а именно обучающихся на подготовительном отделении Югорского государственного университета. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что практически все слушатели считают ключевой характеристикой культурного человека знание обычаев, традиций и истории страны или народа. Отмечается, что эти знания придают человеку такое качество как патриотизм, который, в свою очередь, является важным условием выживания страны, сохранения ею своего суверенитета. При этом студенты отмечают, что необходимо знание мировой и национальной культуры.
Следующая выделенная характеристика: активное участие в жизни общества. Необходимо ухаживать за домом, городом, страной, не уничтожать природу, не мусорить. Человек считается культурным, если использует свое знание, чтобы помогать другим. Отсюда постоянное упоминание об уважении к старшим и к женщине, а также забота о семье.
В каждой работе в том или ином виде упоминается коммуникабельность. Современный человек должен знать несколько языков, уметь вести диалог с собеседником любой национальности, чтобы понимать разные культурные контексты.
Культура, считают опрашиваемые, проявляется в вежливой речи и поведении: важно уметь обсуждать общие темы, принимать чужое мнение и не навязывать свое. Следует отметить, что вежливость проходит «красной нитью» практически через все работы обучающихся.
Коллективный образ культурного человека в преставлении иностранных студентов выглядит следующим образом:
- человек с высшим образованием и знанием нескольких языков;
- коммуникабельный в высокой степени и обладающий активной гражданской позицией;
- патриот, но с уважением относящийся к другим культурам;
- уважающий традиции предков, но следящий за всеми новыми веяниями в культуре;
- бережно относящийся к окружающей среде (дом, город, государство);
- человек, постоянно работающий над собой, не успокаивающийся на достигнутом, ищущий нового применения для своих способностей.
Полагаем, что последнее в указанном списке (постоянное саморазвитие) является ключевым для данной группы респондентов.
Во второй части исследования, направленной на выявление оценочного мнения респондентов в отношении людей, которые их окружают, получены результаты, представленные в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Результаты исследования оценочного мнения студентов первого курса в отношении своего окружения
Вопрос 1. Люди, которые Вас окружают, это…? |
|
|
% от всех опрошенных |
В основном культурные люди |
43,9 % |
Как культурные, так и некультурные люди |
49,4 % |
В основном некультурные люди |
3,3 % |
Затрудняюсь ответить |
3,4 % |
Итого |
100 % |
Вопрос 2. На Ваш взгляд, в последние 3–5 лет в России культурных людей стало больше, меньше или их число не меняется? |
|
|
% от всех опрошенных |
Культурных людей стало больше |
32,9 % |
Культурных людей стало меньше |
32,3 % |
Их столько же, сколько было раньше |
28,2 % |
Затрудняюсь ответить |
6,6 % |
Итого |
100 % |
Источник: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Для удобства описания и восприятия итогов опроса авторами было решено дать названия группам отвечающих: «оптимисты» – те, кто отвечал, что их окружают в основном культурные люди и культурных людей стало больше; «пессимисты» – те, кто считал, что вокруг них в основном некультурные люди и культурных людей стало меньше; «реалисты» полагали, что в их окружении находятся как культурные, так и некультурные люди, а также, что культурных людей столько же, сколько было раньше. И наконец, «неопределившиеся» – те, кто затруднялся выразить свое мнение.
Как видно из полученных результатов, по первому вопросу в группе первокурсников доминируют «реалисты», так как почти половина студентов (49,4 %) считают, что их окружают как культурные, так и некультурные люди. «Оптимистов» чуть меньше (43,9 %), они полагают, что их окружают в основном культурные люди. «Пессимистов» совсем немного: только 3,3 % студентов заявили, что их окружают некультурные люди. Почти столько же «неопределившихся» – 3,4 %.
По второму вопросу (динамика количества культурных людей) количество «оптимистов» и «пессимистов» примерно равное (32,9 % и 32,4 %), «реалистов» – 28,4 %, «неопределившихся» – 6,6 %.
На данном этапе исследования выводы носят предварительный характер, но уже сейчас можно отметить, что в группе опрошенных российских студентов доминирует «реалистическое» и «оптимистическое» настроение в отношении культурности социума. Требует пояснения заметный процент (32,3 %) тех, кто считает, что культурных людей стало меньше. Можно предположить, что это связано с историческим восприятием студентами современных культурных процессов. Так, большинство учебных программ (по истории, литературе, культурологии и другим гуманитарным предметам) построено на постулировании положения о XIX в. как эпохе расцвета русской культуры, после чего якобы культура устремилась к своему упадку. Студенты на семинарских занятиях постоянно говорят, что в прошлом было лучше, хотя пояснить, чем именно было лучше, они не могут, ограничиваясь перечислением нескольких наиболее известных имен деятелей культуры. Этот интересный элемент коллективных представлений, полагаем, станет предметом дальнейших исследований.
Рассмотрим ответы иностранных слушателей.
Таблица 2
Результаты исследования оценочного мнения слушателей-иностранцев подготовительного отделения в отношении своего окружения
Вопрос 1. Люди, которые Вас окружают, это...? |
|
|
% от всех опрошенных |
В основном культурные люди |
47 % |
Как культурные, так и некультурные люди |
40 % |
В основном некультурные люди |
13 % |
Затрудняюсь ответить |
0 % |
Итого |
100 % |
Вопрос 2. На Ваш взгляд, в последние 3–5 лет культурных людей стало больше, меньше или их число не меняется? |
|
|
% от всех опрошенных |
Культурных людей стало больше |
53 % |
Культурных людей стало меньше |
20 % |
Их столько же, сколько было раньше |
27 % |
Затрудняюсь ответить |
0 % |
Итого |
100 % |
Источник: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.
Как видим, «оптимистов» у иностранных студентов чуть больше: 47 % в сравнении с 43,9 % у российских студентов. Далее следует группа «реалистов» (40 %) и, наконец, «пессимистов» – 13 %. Ответы на второй вопрос также показывают доминирование «оптимистов» (53 %), на втором месте – «реалисты» (27 %), на третьем – «пессимисты» (20 %). Таким образом, заметно доминирование «оптимистов» и «реалистов», так же как и у российских студентов.
Заключение
Проведенное исследование показало, что у молодежи, только начавшей обучение в высшем учебном заведении, сформировался осознанный образ культурного человека с набором определенных характеристик как своеобразной планки, которой нужно достичь в будущем. Результаты выявили схожесть ценностных культурных приоритетов у российских и иностранных обучающихся. Изучение оценочного мнения в отношении студенческого окружения позволило отметить наличие комфортного состояния социокультурной среды, в том числе университетской, а также констатировать, по мнению участников опроса, положительную динамику в культурном уровне общества.
Данная процедура исследования позволяет наиболее полно использовать потенциал вуза в целях выстраивания индивидуальной образовательной траектории студентов, внедрению новых инновационных подходов и технологий в учебный процесс. Разработка и реализация комплекса специализированных учебных программ (модулей) в рамках образовательных программ обучения с учетом приоритетных личностных ожиданий обучающихся будут способствовать повышению уровня получаемых знаний, умений, навыков, освоению общекультурных и профессиональных компетенций. Материалы исследования могут найти применение при разработке программ по воспитательной работе в вузе, для развития межкультурного диалога в условиях взаимодействия людей различных национальностей, культур и религий.