Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

HISTORY AND CURRENT TRENDS IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN CHINA: FROM TRADITIONAL PRACTICES TO INNOVATIVE METHODS

Kasimanova L.A. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia
The article presents a comprehensive analysis of the system of choreographic education in China, covering historical traditions and modern pedagogical approaches to teaching dance art. Particular attention is paid to the evolution of methods of teaching dance art from ancient ritual practices to modern educational programs, which makes the Chinese system of choreographic education unique. The research materials are scientific publications on the history and current state of choreographic education in China, as well as the curricula of the leading Chinese dance academies — the Beijing Dance Academy and the Shanghai Theater Academy. ). The scientific novelty of the study lies in the systematization of the key stages of the formation of the Chinese system of choreographic education and the analysis of unique methods that combine national traditions with innovative technologies. A comparative analysis of the educational programs of the Beijing Dance Academy and the Shanghai Academy of Theater Arts revealed both common features and differences in approaches to learning. The results of this study can be useful for the development of educational programs in other countries, as well as for the integration of Chinese experience into the international system of choreographic education.
dance in china
dance education
educational digital technologies
pedagogical methods
ethical standards
modern teaching methods
cultural heritage
chinese traditional dances.

Введение

Культура Китая уникальна своей долгой непрерывной историей и неослабевающим интересом к собственным традициям, неустанно передающимся из поколения в поколение. Необходимо учитывать, что танец является важной составляющей культуры Китая, отражая ее историю, философию и традиции на протяжении тысячелетий. Танец в Китае – это не просто искусство, это живая часть культурной идентичности, соединяющая прошлое и настоящее через символику, ритм и движение. Исходя из вышесказанного, с уверенностью можно сказать, что актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления и анализа эволюции методов преподавания хореографического искусства в Китае от древних ритуальных практик до современных образовательных программ, составивших уникальный путь развития китайской системы хореографического образования.

Система хореографического образования в Китае - уникальный феномен, отражающий синтез искусства, философии и образования. Её истоки уходят в глубину тысячелетий, где танец выполнял не только эстетическую, но и сакральную, воспитательную функции. Несмотря на растущий интерес к традиционным китайским практикам, вопрос о становлении системы хореографического образования остаётся малоизученным. Тем не менее хореография как вид искусства и образовательная дисциплина занимает особое место в культурной жизни Китая.

В Древнем Китае искусство было, как и в других уголках мира, синкретичным, и анализ наскальной живописи, найденной в местах традиционного обитания китайцев, доказывает, что танцы были тесно связаны по большей части с ритуальными и боевыми практиками. Традиционные китайские танцы являются не только формой художественного выражения, но и элементом национальной идентичности [1-3]. В последнее десятилетие заметно возрос интерес к изучению Китая. История Китая, его экономика, культура, традиции интересуют многих, но особый интерес всегда проявляют специалисты.

В этой связи предметом нашего исследования является танец, который рассматривается с точки зрения его истории, традиций, сохранения и передачи новым поколениям. Именно поэтому система хореографического образования в Китае представляет собой уникальный синтез многовековых традиций и современных педагогических подходов, однако в научной литературе наблюдается дефицит комплексных исследований, систематизирующих его педагогические аспекты в исторической перспективе.

Цель исследования:провести комплексный анализ эволюции и современных тенденций развития и особенностей системы хореографического образования в Китае, выявив историко-культурные основы, а также современные подходы в обучении танцевальному искусству.

Материалы и методы исследования

В качестве материалов исследования использованы научные публикации, посвященные истории и современному состоянию хореографического образования в Китае (статьи, монографии, диссертации, материалы конференций). Для анализа были выбраны две ведущие академии:Пекинская академия танца (Beijing Dance Academy) и Шанхайская академия театрального искусства (Shanghai Theatre Academy).

Критериямивключенияв углубленный анализ являлись: релевантность теме исследования (история, теория, практика хореографического образования в Китае), научный характер публикации (рецензируемые журналы, академические издания), доступность полного текста, а также учебные программы ведущих китайских академий и университетов танца.

Был проведен систематический обзор научных публикаций за 1980-2025 гг. в базах данных Scopus, Web of Science, РИНЦ, «КиберЛенинка» и China National Knowledge Infrastructure (CNKI) с использованием в поиске ключевых слов «хореографическое образование Китай», «Chinese dance education», «中国传统舞蹈教育», «педагогические методы танца», «танцевальные академии Китая».

Из 200 выявленных источников для углубленного анализа было отобрано 50 релевантных работ, включая учебные программы Пекинской академии танца (Beijing Dance Academy) и Шанхайской академии театрального искусства (Shanghai Theatre Academy). В итоговый список литературы вошло 25 наиболее значимых источников. В целях обеспечения максимальной надёжности верифицируемого исследования анализ электронных ресурсов проводился исключительно через официальные страницы образовательных учреждений. В рамках данного обзорного исследования для обеспечения полноты и достоверности данных использовался комплексный подход:

1. Систематический обзор литературы: поиск, отбор, критическая оценка и синтез данных из научных публикаций.

2. Контент-анализ: детальное изучение и интерпретация текстовой и структурной информации с официальных сайтов Пекинской академии танца (Beijing Dance Academy и Шанхайской академии театрального искусства (Shanghai Theatre Academy). Разделы описания программ, учебных планов, методик, исследовательских проектов, миссий факультетов.

3. Сравнительный анализ: противопоставление философии, образовательных моделей, используемых методик и технологий, а также выпускных требований между Пекинской академией танца (Beijing Dance Academy) и Шанхайской академией театрального искусства (Shanghai Theatre Academy).

4. Историко-культурный анализ: реконструкция этапов развития китайской хореографической педагогики на основе литературных источников.

5. Обобщение: интеграция выводов, полученных из анализа литературы и первичных источников, для формирования целостной картины системы хореографического образования в Китае, сравнительный анализ педагогических подходов и обобщение опыта китайских педагогов-хореографов.

Для характеристики современного состояния системы профессиональной подготовки специалистов в области хореографического искусства был взят личный опыт автора в качестве преподавателя хореографических дисциплин в китайских вузах, который сыграл ключевую роль в контекстуализации данных, полученных из литературы и с официальных сайтов образовательных учреждений, а также оценки реалистичности описываемых подходов.

Результаты исследования и их обсуждение

В китайском искусстве народный танец занимает особое место, являясь отражением индивидуальных эмоций, он несёт ещё и ярко выраженный национальный характер, тесно связан с религиозными обрядами, театральными представлениями и народными праздниками [4]. Ретроспективный анализ показал, что танцевальные практики в Китае зародились в эпоху неолита, о чем свидетельствуют петроглифы провинции Юньнань, изображающие ритуальные хороводы. Среди пиктограмм, составляющих эти надписи, выявлено несколько знаков, обозначающих «танец», в т.ч. знаки, отождествляемые с современными иероглифами у舞- «танец», и цзоу奏- «исполнение [танцевального] представления. В период правления династии Чжоу (1046-256 гг. до н.э.) танец стал частью государственных церемоний, например ритуальный танец «Юй», исполнявшийся с перьями сфинкса, символизировал связь с предками и космическим порядком.Найти упоминания о ритуальном танце «Юй» (羽舞, Yǔ Wǔ) эпохи Чжоу (1046-256 гг. до н.э.) достаточно сложно, так как информация о нём содержится в древних китайских классических текстах, написанных столетия назад. Однако есть источники, где упоминается этот танец и где можно найти подтверждение данной информации [5; 6].

С. Кучера обращает внимание на то, что в древнекитайской культуре между понятиями «музыка», «песня» и «танец» четко выраженной границы не было, а «музыка… считалась неотъемлемой частью жертвенного ритуала, да и вообще сколько-нибудь значимого обряда» [5, с. 343]. В древних текстах также упоминаются охотничьи танцы, в которых правители обращаются к небесным покровителям с просьбой о хорошем урожае.

Через танец выражались престиж и могущество государства. В эпоху династии Тан (618 – 907 гг.) танцевальное искусство достигло своего расцвета, а обучение танцам стало частью дворцового образования, в котором придворные танцы сочетали в себе классический китайский танец с персидскими мотивами.

Китайская культура во многом основана на конфуцианской этике [6], которая заложила этический фундамент танцевального образования. Традиционное конфуцианство ставило перед образованием три главные задачи: нравственное самосовершенствование, приобретение знаний, принесение пользы обществу.

Согласно «Ли цзи» («Книга ритуалов»), танец являлся инструментом воспитания «благородного мужа» (цзюньцзы), развивая гармонию между телом и духом. В танце идеи конфуцианства прослеживаются в отношениях между квадратом и кругом (мужское – женское, Земля – Небо, этот - другой), воплощая философию и эстетику круга, внутри которого могут происходить тысячи изменений, но что бы ни менялось, сам круг остается неизменным. В школах эпохи правления династии Хань (206 г. до н.э.) обучающиеся разучивали танцы, имитирующие движения животных, чтобы культивировать смирение и уважение к природе. Даосизм обогатил педагогику идеей «у-вэй» (недеяние, немотивированность), акцентируя внимание на спонтанности и естественности. Это повлияло на методики дыхательных упражнений, позже вошедших в практику «Цигун». Эпоха правления династии Тан (618-907 гг.) стала «золотым веком» танца. Придворные танцы, такие как «Нишан Ян», вдохновлённые персидскими мотивами, требовали от исполнителей знания поэзии, каллиграфии и этикета. В учебных пособиях того времени, таких как «Танцующая жемчужина», техника исполнения танца квалифицировалась по 24 параметрам, включая угол наклона головы и синхронизацию с музыкой. Описываются также храмовые ритуальные танцы, такие как «Танец тысячи рук Гуань Инь», который сочетал в себе элементы медитации с хореографией. Монахи монастыря Шаолинь разработали систему «удан - у» 乌丹 - боевые искусства в танцевальной форме, где точность движений достигалась через концентрацию сознания. Считается, что в танце музыка, ритм, движение способствуют погружению в самосозерцание, где любое движение может стать основой для танцевального движения, а ритм – это дух танца. Танец не может существовать без музыки и ритма, а музыка не существует без движения, так как даже для игры на музыкальном инструменте необходимо движение. Из любого движения человеческого тела может вырасти танец, основой которого является ритм. В этом – основа осознания отношений между танцем и музыкой. Ритм – это дух танца. Танец может существовать без музыки, но не может без ритма, где основной единицей является время. Конфуций придавал большое значение музыке как самостоятельной учебной дисциплине. Он учил своих учеников музыке, возведя ее в число обязательных дисциплин, ибо музыка – это веяние древности, способ лицезрения древности без слов [7]. Для китайского танца характерно соединение ритма, движения, дыхания и чувства [8].

Об удачном сочетании разных танцевальных культур свидетельствует создание такого хореографического произведения, как «Песня Вечной Печали», где скомбинированы высокая танцевальная техника, которая пришла из индийского танца «парящий полет», с одной стороны, и классический китайский танец императорского дворца - с другой. Известно, что вдохновением для создания многих танцевальных композиций в то время являлась наложница императора Ян Гуйфэй, известная как самая красивая девушка Поднебесной, которая первая танцевала «Песню Вечной Печали». Сегодня этот танец считается одним из важных достижений китайской танцевальной культуры [9]. Характерной особенностью китайского традиционного танца является символичность каждого жеста, где движение рукой может означать целую поэму.

Большое влияние на развитие китайского классического танца оказала Пекинская опера. Она объединяет в себе элементы драмы, пения, музыки, танца, акробатики и боевого искусства. Китайские оперы рождались, прежде всего, как симбиоз пения и танцев. Постановки Пекинской оперы не ставятся одновременно на мастерстве пения, танца и проработки сюжета, берется за основу только один из этих элементов, поэтому в спектакле условно выделяются три вида искусства: пение, диалоги под танцы и сюжет [10, с. 15].

Современная система хореографического образования в Китае начала формироваться в XX веке, когда были созданы первые профессиональные школы и академии танца. Важным этапом стало открытие Пекинской академии в 1954 году, которая стала центром подготовки профессиональных хореографов и педагогов.

Китайская хореографическая традиция принципиально отличается от европейского классического танца (балета), где доминирует идея контроля над телом. Если в классическом танце позиции (положения рук и ног) строго регламентированы (как в системе классического танца Агриппины Яковлевны Вагановой), то в китайском танце ценится импровизация в рамках канона. Предписывалось, например, двигаться медленно, «как облако, но сохраняя форму горы», в сочетании плавности и устойчивости. Западный подход к обучению хореографическому искусству фокусируется на внешней технике исполнительского мастерства, в то время как китайский - на внутренней энергии («ци») и эмоциональной выразительности («и»). Китайская система хореографического образования характеризуется синтезом традиций и инноваций.

Хореографическое образование в Китайской Народной Республике в последние годы переживает существенный подъем. Развитие традиционных и разработка новых программ подготовки мастеров в этой области искусства требует осмысления основных этапов исторического развития и определения перспектив актуальных направлений образовательных траекторий в области танца [12].

Конкретным воплощением этих образовательных траекторий, успешно интегрирующих исторические корни и современные тенденции, служат эталонные программы флагманских профильных вузов. Наиболее репрезентативными для глубокого анализа современных образовательных траекторий в танце представляются Пекинская академия танца (Beijing Dance Academy) и Шанхайская академия театрального искусства (Shanghai Theatre Academy).

Одной из ключевых особенностей педагогического моделирования, процесса проектирования и создания «идеальной» модели образовательной системы в Китае является акцент на практическое обучение. Интеграция передовых технологий в модель образовательной системы создаёт динамичную и интерактивную среду, способствующую формированию у студентов комплекса ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации в современном мире [13]. В то же время ключевой особенностью данной модели проектирования является использование особенностей культуры и национальных специфических характеристик китайского народа.Таким образом, сочетание инновационных технологических решений, глубокого уважения к культурным традициям и этического воспитания делает китайскую образовательную модель уникальной и многогранной [14]. Наблюдения авторов статьи показали, что инновационные технологии в хореографии могут быть очень разнообразны, отличаться большой специфичностью, направленностью и масштабностью действия. Если говорить о технологиях, направленных не только на совершенствование техники исполнительского мастерства, то следует отметить своевременное появление инновационных технологий в качестве отражения современных требований к образованию [15].

Авторы выяснили, что в танцевальной академии Пекина используют Motion capture для анализа траекторий движения в классических танцах. Проект Digital Dunhuang реконструирует танцы эпохи правления династии Тан через 3D-анимацию, делая наследие классического китайского танца доступным для новых поколений обучающихся.

Обучающиеся осваивают программы по классическому (европейскому) балету, современной хореографии, китайскому классическому танцу. Так, например, Пекинская академия танца (BDA) предлагает программы бакалавриата и магистратуры по направлениям: классический китайский танец, современный танец, балет, хореография. Упор делается на традиционные китайские танцы, такие как танец льва и танец дракона. Интеграция традиционных и современных танцевальных техник включает современный танец (contemporary dance) и джаз-модерн, что особенно заметно в образовательных программах Шанхайской академии. Шанхайская академия театрального искусства (STA) предлагает программы по направлениям: театральный танец, современная хореография, традиционный китайский танец.

Также большое внимание уделяется физической подготовке обучающихся (в образовательные программы включены занятия акробатикой и йогой). В BDA изучаются теоретические курсы по истории танца, культурологии и педагогике.В STA делается акцент на театральность и сценическое мастерство, широкое использование технологий в обучении, включая видеопроекции и интерактивные методы. Реализуются программы обмена с зарубежными университетами для изучения международного опыта. Ведётся углублённое изучение культурного наследия через призму танца.

Обе академии сочетают традиционные и современные подходы, уделяя большое внимание физической подготовке и теоретическим знаниям. Но BDA делает больший акцент на традиционные танцы и классическую подготовку, о чём свидетельствуют официальные образовательное программы, STA фокусируется на театральности и использовании современных технологий. Для наглядности и удобства восприятия авторы оформили сравнительный анализ образовательных программ BDA иSTA в виде таблицы. Это позволило чётко выделить сходства и различия между программами.

Сравнительный анализ образовательных программ Пекинской академии танца и Шанхайской академии театрального искусства

Критерии Пекинская академия танца Шанхайская академия театрального искусства
1. Основные программы

- классический танец

- современный танец

- хореографическое искусство

- театральный танец

- современные формы хореографического искусства

- традиционный китайский танец

2. Акцент в обучении

- упор на традиционные китайские танцы (танец льва, танец дракона)

- классическая подготовка с ориентацией на техническое совершенство

- сценическое мастерство

- активное использование современных технологий в образовательном процессе

3. Физическая подготовка

- интенсивные занятия по акробатике и йоге

- развитие гибкости, координации и выносливости через традиционные методы

- физическая подготовка с акцентом на сценическую выразительность

- упражнения для улучшения пластики и контроля тела с использованием современных методик

4. Теоретические курсы

- история танца

- культурология

- педагогика

- современные тенденции в хореографическом искусстве
5. Использование современных технологий - традиционные методы обучения с минимальным использованием современных технологий

- активное применение видеопроекций

- интерактивные методы обучения

- цифровые ресурсы для анализа и использование технических средств

6. Международное сотрудничество

- программы обмена с зарубежными университетами

- участие в международных конкурсах и фестивалях

- широкие программы обмена с университетами Европы и США

- совместные проекты с зарубежными хореографами

- проведение международных мастер-классов

7. Культурное наследие

- глубокое изучение традиционных танцев как части культурного наследия

- сохранение аутентичности исполнения

- интеграция традиционных танцев в современные театральные постановки

- экспериментальные интерпретации традиционных форм

8. Особенности

- высокий уровень дисциплины

- акцент на технику исполнительского мастерства

- жёсткая система оценивания

- творческий подход к обучению

- развитие индивидуального стиля

- поощрение импровизации и экспериментальных форм

- гибкая система оценивания творческих достижений

9. Методические подходы

- последовательное освоение техник от простого к сложному

- многократное повторение движений и элементов

- индивидуальный контроль со стороны педагога

- проектно-ориентированное обучение

- работа в творческих лабораториях

- самостоятельная исследовательская работа студентов

10 Выпускные требования

- технический экзамен по классическому и народному танцу

- дипломный спектакль в традиционном стиле

- творческий проект (хореографическая постановка)

- теоретическая работа по исследованию современных тенденций в хореографическом искусстве и образовании

Примечание:таблица составлена на основе официальных учебных программ BDA www.bda.edu.cn и STA, доступных на официальных сайтах образовательных учреждений https://dance.sta.edu.cn.

Выбранные для сравнения критерии не случайны, они образуют системную структуру, отражающую ключевые аспекты профессиональной подготовки в хореографическом образовании и последовательно отражают все этапы образовательного процесса: основные образовательные программы (п. 1), акцент в обучении (п. 2), методики преподавания (п. 9), выпускные требования (п. 10). Также прослеживается существующий баланс теоретических и практических дисциплин: физическая подготовка (п. 3), теоретические (п. 4) курсы выделены отдельно, подчёркивая необходимость развития как телесных, так и интеллектуальных навыков. Адаптацию к современным требованиям - внедрение цифровых технологий в образование и межкультурные связи отражают технологии в обучении (п. 5) и международное сотрудничество (п. 6). Культурное наследие (п. 7) и особенности подходов (п. 8) определяют философию данных образовательных учреждений, противопоставляя сохранение традиций в Пекинской академии танца и эксперимент в Шанхайской театральной академии. Особое внимание авторы статьи уделили фокусу результативности, итоговым критериям, демонстрирующим то, как различия в программах влияют на результат (п. 10). В одном случае это экзамен по технике исполнительского мастерства (Пекин), в другом (Шанхай) – творческий проект. Такой порядок, на взгляд авторов, позволяет не просто сравнить разрозненные данные, а выявить системные различия в образовательных парадигмах двух академий.

Исходя из данных результатов таблицы, можно сделать вывод о том, что незначительная разница в существующих дисциплинах ведущих вузов Китая, реализующих программы профессиональной подготовки в области хореографического искусства, говорит только о разнообразии современных форм танца и предоставляет обучающимся возможность выбора в соответствии с профессиональными интересами. Китайская система хореографического образования успешно развивается по пути диверсификации, предлагая альтернативные модели профессиональной подготовки специалистов в области хореографии от строго традиционной до экспериментально-инновационной. Специалисты в области хореографии, посредством приобщения к культурным ценностям каждого народа, проживающего в стране, целенаправленно осуществляют работу по сохранению аутентичности образцов, развитию и поддержанию национальной культуры народов [16].

У каждого народа в истории и общественной жизни был создан целый комплекс видов искусств с определёнными эстетическими характеристиками, которые выражают жизнь, чувства и эмоции народа. Танец - самый ранний вид искусства для каждого народа, самый простой для выражения эмоций вид искусства [17]. Несмотря на то, что Китай считается консервативной страной, наблюдаются тенденции обновления в области культуры и искусств, в том числе и в области хореографии [18]. Важно отметить, что ценностное отношение к миру побуждает человека, представителя любого национального сообщества, к действию, к творчеству, к изменению реальности в соответствии с существующей в обществе системой ценностей, а также сообразно собственным ценностным ориентациям [19]. Духовные ценности имеют приоритет над всеми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ним инструментальную функцию или являются производными от них. Особенно важно это в системе образования, результаты деятельности которой будут определять будущее страны и каждого в отдельности [20], ведь искусство хореографии рассматривается как постоянно обновляющийся феномен культуры, зародившийся в глубокой древности [21].

Структура хореографического образования в Китае также отягощена исторической традицией в сочетании с требованиями ориентации на передовые европейские образовательные технологии. Во все времена развития Китая танец имел важнейшее значение в общественной жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии. За тысячелетия эволюции в Китае возникли и продолжают появляться разнообразные танцевальные школы, создаются уникальные хореографические композиции [22]. Однако неизменно в лучших образцах китайской хореографии традиция и новаторство существуют неразделимо, китайский классический танец берет за основу тысячелетнюю историю танцевального искусства Китая, задает правильные принципы движения и дыхания, воспитывает чувство ритма, объединяет мастерство с искусством, формируя таким образом особую китайскую танцевальную систему [23-25].

Выводы

1. Выявлены три этапа развития педагогики танца в Китае:

- ритуальный период: танец как сакральная практика (петроглифы Юньнань);

- дворцовый период: формирование системы обучения танцу (трактат «Танцующая жемчужина»);

- современный период: интеграция технологий (Motioncaptur), которые базируются на уникальном сочетании традиционных и современных подходов.

2. Ключевой особенностью китайской системы хореографического образования является строгая дисциплина и высокие требования к исполнительскому мастерству. Обучающиеся с раннего возраста проходят интенсивную подготовку, включающую не только практические занятия, но и изучение теории танца, истории искусства и культурологии. Китайские педагоги активно используют культурное наследие для формирования у учащихся чувства национальной гордости и уважения к традициям. Традиционные китайские танцы рассматриваются не только как форма искусства, но и как средство передачи моральных и этических ценностей (так, например, танец льва символизирует храбрость и благополучие, а танец дракона - силу и единство).

3. Опыт китайской системы хореографического образования может быть полезен для других стран, особенно в аспекте интеграции традиций и инноваций. Китайские методики преподавания танца, основанные на глубоком уважении к культурному наследию в сочетании со строгой дисциплиной, могут стать образцом для разработки образовательных программ в других странах.

Заключение

Создание международных российско-китайских инновационных образовательных кластеров позволит сформировать межотраслевые производственные, научные и образовательные связи с учетом мировых тенденций. Однако в силу различных субъективных и объективных причин в данной интеграции в Китае по-прежнему существует много проблем. Современное пространство культуры и искусства не может развиваться без внимания к национальному многообразию хореографического искусства, которое влияет на все сферы жизни человека.