Введение
В современных условиях наставничество в педагогической среде целесообразно представлять не в формате перечня локальных, более или менее успешных практик, а как сложную и многогранную сетевую структуру, которая выполняет комплекс важнейших функций. Среди них:
– интеграция ресурсов, позволяющих педагогам оказывать взаимную профессиональную поддержку и помощь;
– содействие профессионально-личностному развитию коллег;
– вовлечение обучающихся в педагогическую деятельность и закрепление молодых педагогов в профессии и т.д.
В ряде научных трудов проанализированы многосторонние проблемы, особый статус и специфика организации образовательного процесса в сельской школе [1–3].
В региональной системе образования и, соответственно, в региональной сети наставничества сельская школа имеет ряд ограничений по сравнению с городской. Это, в частности, может проявляться в недостаточной доступности контактов и профессионального общения с коллегами из других образовательных организаций, которые могут оказать практическую пользу в вопросах наставничества.
Опытные педагоги нередко оказываются в профессионально замкнутой ситуации, которая ограничивает их желания и возможности в самореализации как наставника. В свою очередь, педагоги, нуждающиеся в наставнике (и это далеко не всегда молодые педагоги), зачастую просто не знают, к кому обратиться.
Кроме того, имеют место ограничения педагогов в актуальных педагогических ресурсах и получении независимой качественной обратной связи относительно процессных аспектов и результатов своей работы.
В подобной ситуации значительную роль приобретает педагогический университет, который может выступать в качестве образовательного, научно-методического и организационно-управленческого хаба наставничества в системе образования региона [4]. Учитывая целевую установку и ориентацию высшего образования на подготовку компетентных и социально активных специалистов, актуальную направленность современных вузов на персонализированное обучение и применение соответствующих педагогических технологий с возрастающим влиянием наставника [5; 6], современный педагогический вуз «в настоящее время не может полноценно выполнять свою миссию без сотрудничества с региональной системой образования, ориентации на его потребности и приоритеты развития» [7]. Представляется целесообразной и необходимой активная причастность педагогических вузов к обеспечению и сопровождению наставнической деятельности в общеобразовательных организациях. При этом следует согласиться с мнением, что ресурсы наставничества и потенциал его развития в вузах в настоящее время используются недостаточно и «наставничество в сфере профессионального образования не в полной мере формирует процесс накопления интеллектуальной базы в осваиваемых молодым поколением видах профессиональной деятельности» [8].
Цель исследования – определить и проанализировать основные направления взаимодействия педагогического университета с сельскими общеобразовательными организациями в контексте развития региональной системы наставничества.
Материалы и методы исследования
В рамках теоретического метода исследования осуществлены анализ научных источников по проблеме наставничества как метатехнологии и многогранной сетевой структуры, а также анализ результатов работы наставников Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Основные направления взаимодействия вуза с сельскими общеобразовательными учреждениями выявлены на основе проведенного анкетирования среди педагогов и преподавателей (количество респондентов – 127 чел.), сравнения данных опроса, их группировки, обобщения. В анкетах обратной связи, примененных после участия педагогов в различных научно-методических мероприятиях, организованных вузом, наряду с тематическими вопросами об образовательном событии предлагался блок вопросов, связанных с наставничеством.
Результаты исследования и их обсуждение
Обратившись к опыту Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова как научно-методического и организационно-управленческого центра в региональной системе наставничества, было выявлено, что, взаимодействуя с сельской школой, университет оказывает необходимое содействие в четырех направлениях.
В первую очередь это повышение доступности профессионального общения наставников друг с другом, а также наставников с молодыми и будущими педагогами. На практике это реализовывалось в нескольких аспектах:
1. Посредством организации выездов ученых и преподавателей университета в сельские образовательные учреждения для проведения занятий, мастер-классов, семинаров, круглых столов и т.д., а также участия в мероприятиях, которые проводятся в сельских районах. Только в 2024 г. состоялось более 10 таких выездов как в учреждения Ульяновской области, так и в сельские муниципалитеты Республики Татарстан.
Назовем несколько примеров мероприятий, в которых участвовали преподаватели УлГПУ им. И.Н. Ульянова:
– на базе МОУ Чердаклинской СШ № 2 состоялся межмуниципальный фестиваль профессионального мастерства «Методический митап: связь поколений»;
– МБОУ «Тетюшская СОШ № 2 им. Соколовского А.А.» выступила площадкой семинара «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»;
– подготовка и проведение творческих отчетов региональных инновационных площадок, ведущих инновационную работу в сельских муниципальных образованиях.
2. Благодаря мероприятиям, организованным на площадках университета и объединяющих наставников и молодых педагогов, в этом направлении УлГПУ им. И.Н.Ульянова проводилась значительная работа как очно, так и дистанционно [9, с. 102–135; 10, с. 548–552]. В качестве иллюстраций отметим: серию мероприятий, проводимых ежегодно в рамках августовского форума (интерактивная площадка для молодых педагогов «Новое поколение. Шаг к успешной карьере», VI Региональный съезд наставников Ульяновской области «Наставничество в системе непрерывного профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров», Форум классных руководителей «Педагогический диалог»), а также конференции и конкурсы, в которых объединяются усилия наставников и молодых специалистов (Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Новые векторы в развитии педагогического и психологического образования: международный контекст»; конкурс учебно-методических, научно-методических, научно-популярных и публицистических разработок молодых педагогов «Персональный успех»).
3. Важным форматом непрерывного профессионального образования сегодня являются конкурсы профессионального мастерства. С одной стороны, «конкурс позволяет выявить тот предельно возможный потенциал мастерства педагога, задает планку требований к результатам его труда». С другой стороны, это «эффективная технология выращивания профессионала, которая обеспечивает шлифование всех граней мастерства педагога, способствует формированию личностных качеств» [11, с. 5]. Ежегодно представители педагогического университета выступают в роли наставников, встречаясь с педагогами, которые «выходят» на участие в региональный этап конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Лучший директор школы», «Воспитать человека», «Флагманы образования» и др. Большинство участников этих конкурсов – сельские педагоги, нацеленные на качественный анализ своего профессионального опыта и его соотнесение с опытом других коллег, на раскрытие личностного потенциала и дальнейший творческий поиск.
Суть второго направления взаимодействия с сельской школой в том, что для развития системы наставничества университетом предлагались разнообразные методические и образовательные ресурсы. С этой целью в вузе созданы и успешно работают специальные подразделения:
– факультет образовательных технологий и непрерывного образования, который предлагает соответствующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе для молодых педагогов (программа повышения квалификации «Персональный успех: школа карьеры для начинающего педагога») [12, с. 142–161];
– Центр непрерывного повышения профессионального педагогического мастерства, который осуществляет разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, организует такие мероприятия, как межрегиональный форум методистов, Фестиваль центров «Точка роста» и др.;
– Центр сопровождения молодых педагогов – реализует свою деятельность по четырем направлениям: научно-исследовательское (изучение затруднений молодых педагогов и практик наставничества), научно-методическое, учебно-методическое и организационно-методическое [12, с. 33, 115–118];
– Латышев-центр – научно-образовательный, музейный и просветительский центр новаторской педагогики и исследований, предлагающий для педагогов возможности пространства педагогической коллаборации, кластера образовательных технологий, центра смешанного обучения и воспитания, музейных пространств, представляющих педагогическое наследие Народного учителя РФ Юрия Ивановича Латышева.
Обозначим третье направление. Особая форма наставничества применялась в работе по организации и сопровождению деятельности психолого-педагогических классов и групп на базе школ области, из которых больше половины – сельские.
Развитие психолого-педагогической профилизации школьников, обеспечение качественного допрофессионального педагогического образования востребованы сегодня на федеральном уровне управления образования, представленные «в целостной системе непрерывного педагогического образования, позволяющей старшеклассникам непрерывно и преемственно осваивать образовательные и профильно-педагогические программы посредством формального и неформального образования, освоения индивидуальных образовательных траекторий» [13; 14, с. 15].
УлГПУ им. И.Н. Ульянова работает в этом направлении посредством создания соответствующего регионального научно-образовательного кластера [15] и организации деятельности психолого-педагогических классов (групп) [16, с. 27–35].
Наиболее актуальной организация наставничества в психолого-педагогических классах считается авторами применительно к учащимся одиннадцатых классов, поскольку свой выбор относительно будущей профессии они должны сделать уже сегодня. Из общего количества школ-партнеров УлГПУ им. И.Н. Ульянова (а в 2025 г. это 69 общеобразовательных организаций) сельских школ – 43 (значительно больше половины).
Если вместе с сельскими населенными пунктами учитывать еще и города, имеющиеся в Ульяновской области (кроме Ульяновска – в 2025 г. в нем 14 школ-партнеров и 283 выпускника из психолого-педагогических классов), Димитровград, Новоульяновск, Инза, Барыш, Сенгилей, то в них 12 школ-партнеров, в которых созданы и работают психолого-педагогические классы или группы.
Из 694 выпускников психолого-педагогических классов 2025 г. в сельских школах – 263 выпускника и в школах областных городов – 148 выпускников.
К наставнической деятельности педагоги также привлекались через проведение научно-методических семинаров и научно-практических конференций по соответствующей тематике. Для учащихся психолого-педагогических классов организовывались встречи с наставниками или с другими опытными учителями, обучающиеся вовлекались в парное ведение уроков вместе с наставником. Такие формы взаимодействия с педагогами и учащимися сельских образовательных организаций были нацелены на научно-методическое обеспечение процесса формирования допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассников [17].
В этом случае в сельских школах выстраивалась многокомпонентная система наставничества, где сотрудники университета являлись наставниками не только у администрации и педагогов таких школ, но и у обучающихся. В свою очередь, педагоги, работавшие в психолого-педагогических классах (группах), выступали в роли наставников как для своих учеников, так и (по определенным вопросам) для своих коллег и специалистов университета. Более того, даже ученики таких классов являлись источником нового профессионального опыта и обогащения профессиональной позиции для своих учителей и ученых.
В рамках четвертого направления университет проводил собственные исследования наставничества как феномена педагогической науки и практики, оказывая содействие в этом направлении региональным инновационным площадкам [18, с. 120].
В первом случае следует отметить проекты и гранты, полученные от РФФИ, Министерства просвещения Российской Федерации, УлГПУ им. И.Н. Ульянова и вузов-партнеров на поддержку исследований в области наставничества. В качестве примера укажем на государственное задание, полученное университетом в 2025 г. на реализацию проекта по теме «Теоретико-методологические и прикладные аспекты наставничества будущих и молодых педагогов в условиях педагогического университета».
Второй вариант – инновационная работа образовательных учреждений Ульяновской области, которая выполнялась под научным руководством сотрудников УГПУ им. И.Н. Ульянова [18, с. 135–153]. Так, в 2024–2025 учебном году в 36 из 92 региональных инновационных площадок научное руководство осуществляют сотрудники этого педагогического университета. Темы 23 площадок так или иначе связаны с изучением наставничества (например, «Организационно-педагогические условия создания системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров в общеобразовательной организации», «Организация управления горизонтальной карьерой учителя в условиях сельского лицея» и др.), из них 5 – непосредственно («Инновационные технологии многоуровневого наставничества в условиях образовательной организации», «Система наставничества как ресурс повышения качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования», «Развитие наставничества в практической подготовке специалистов педагогического профиля как условие ценностного и профессионального самоопределения», «Наставничество в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования», «Организационно-методическое обеспечение системы наставничества как основы развития социального капитала образовательной организации»). В рамках любой из названных тем инновационная деятельность учреждения направлялась на освоение и активизацию наставничества как средства и условия повышения качества общего образования и престижа профессии учителя.
Заключение
Анализ основных направлений деятельности педагогического университета и ее результативность в обеспечении развития сельских школ посредством укрепления региональной системы наставничества позволили свидетельствовать о создании открытого профессионально-педагогического сообщества, способного отвечать на глобальные вызовы в современной системе образования, содействовать развитию профессиональной компетентности педагогов, утверждая в качестве нормы культуру наставничества.
Обозначенные направления деятельности университета как регионального научно-методического и организационно-управленческого центра системы наставничества не ограничивались приведенными примерами. Авторами ставилась задача – показать палитру возможностей для школ, в первую очередь сельских, обозначить области пересечения взаимных интересов и оказать возможно большее содействие наставникам в развитии и реализации их профессионального потенциала.