Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

THE MAIN ACTIVITIES OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE REGIONAL MENTORING SYSTEM: VECTORS OF RURAL SCHOOL DEVELOPMENT

Danilov S.V. 1 Lukyanova M.I. 1
1 Ulyanovsk state pedagogical university named after I. N. Ulyanov
The effectiveness of creating regional mentoring systems is largely determined by the quality of scientific and methodological activities of pedagogical universities and their activity in promoting this issue, including organizing interaction with rural schools. The purpose of the study was to identify and analyze the main areas of work of the I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University as a regional scientific, methodological, organizational, and managerial center of the mentoring system. This was achieved through the analysis of scientific sources on the issue and the analysis of the results of the mentoring activities of university professors. It is concluded that by interacting with rural schools, a pedagogical university can provide the necessary assistance in four areas: increasing the accessibility of professional communication between mentors and young and future teachers; providing rural schools with a variety of methodological and educational resources from the university; supporting the activities of psychological and pedagogical classes and groups; and conducting research on mentoring as a phenomenon in pedagogical science and practice. The implementation of these areas has enabled rural schools to strengthen their resources for developing the professional competencies of young specialists, increase the role of psychological and pedagogical classes in the pre-professional training of students, and identify areas of mutual interest between general education institutions and universities in the system of continuous teacher education. The article provides specific examples of scientific, methodological, and organizational-managerial activities, as well as forms of interaction, through which rural schools have become active participants in the development of mentoring in the region and the realization of the professional potential of today's and future teachers.
pedagogical University
regional mentoring system
rural school
scientific and methodological and organizational and managerial center

Введение

В современных условиях наставничество в педагогической среде целесообразно представлять не в формате перечня локальных, более или менее успешных практик, а как сложную и многогранную сетевую структуру, которая выполняет комплекс важнейших функций. Среди них:

– интеграция ресурсов, позволяющих педагогам оказывать взаимную профессиональную поддержку и помощь;

– содействие профессионально-личностному развитию коллег;

– вовлечение обучающихся в педагогическую деятельность и закрепление молодых педагогов в профессии и т.д.

В ряде научных трудов проанализированы многосторонние проблемы, особый статус и специфика организации образовательного процесса в сельской школе [1–3].

В региональной системе образования и, соответственно, в региональной сети наставничества сельская школа имеет ряд ограничений по сравнению с городской. Это, в частности, может проявляться в недостаточной доступности контактов и профессионального общения с коллегами из других образовательных организаций, которые могут оказать практическую пользу в вопросах наставничества.

Опытные педагоги нередко оказываются в профессионально замкнутой ситуации, которая ограничивает их желания и возможности в самореализации как наставника. В свою очередь, педагоги, нуждающиеся в наставнике (и это далеко не всегда молодые педагоги), зачастую просто не знают, к кому обратиться.

Кроме того, имеют место ограничения педагогов в актуальных педагогических ресурсах и получении независимой качественной обратной связи относительно процессных аспектов и результатов своей работы.

В подобной ситуации значительную роль приобретает педагогический университет, который может выступать в качестве образовательного, научно-методического и организационно-управленческого хаба наставничества в системе образования региона [4]. Учитывая целевую установку и ориентацию высшего образования на подготовку компетентных и социально активных специалистов, актуальную направленность современных вузов на персонализированное обучение и применение соответствующих педагогических технологий с возрастающим влиянием наставника [5; 6], современный педагогический вуз «в настоящее время не может полноценно выполнять свою миссию без сотрудничества с региональной системой образования, ориентации на его потребности и приоритеты развития» [7]. Представляется целесообразной и необходимой активная причастность педагогических вузов к обеспечению и сопровождению наставнической деятельности в общеобразовательных организациях. При этом следует согласиться с мнением, что ресурсы наставничества и потенциал его развития в вузах в настоящее время используются недостаточно и «наставничество в сфере профессионального образования не в полной мере формирует процесс накопления интеллектуальной базы в осваиваемых молодым поколением видах профессиональной деятельности» [8].

Цель исследования – определить и проанализировать основные направления взаимодействия педагогического университета с сельскими общеобразовательными организациями в контексте развития региональной системы наставничества.

Материалы и методы исследования

В рамках теоретического метода исследования осуществлены анализ научных источников по проблеме наставничества как метатехнологии и многогранной сетевой структуры, а также анализ результатов работы наставников Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Основные направления взаимодействия вуза с сельскими общеобразовательными учреждениями выявлены на основе проведенного анкетирования среди педагогов и преподавателей (количество респондентов – 127 чел.), сравнения данных опроса, их группировки, обобщения. В анкетах обратной связи, примененных после участия педагогов в различных научно-методических мероприятиях, организованных вузом, наряду с тематическими вопросами об образовательном событии предлагался блок вопросов, связанных с наставничеством.

Результаты исследования и их обсуждение

Обратившись к опыту Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова как научно-методического и организационно-управленческого центра в региональной системе наставничества, было выявлено, что, взаимодействуя с сельской школой, университет оказывает необходимое содействие в четырех направлениях.

В первую очередь это повышение доступности профессионального общения наставников друг с другом, а также наставников с молодыми и будущими педагогами. На практике это реализовывалось в нескольких аспектах:

1. Посредством организации выездов ученых и преподавателей университета в сельские образовательные учреждения для проведения занятий, мастер-классов, семинаров, круглых столов и т.д., а также участия в мероприятиях, которые проводятся в сельских районах. Только в 2024 г. состоялось более 10 таких выездов как в учреждения Ульяновской области, так и в сельские муниципалитеты Республики Татарстан.

Назовем несколько примеров мероприятий, в которых участвовали преподаватели УлГПУ им. И.Н. Ульянова:

– на базе МОУ Чердаклинской СШ № 2 состоялся межмуниципальный фестиваль профессионального мастерства «Методический митап: связь поколений»;

– МБОУ «Тетюшская СОШ № 2 им. Соколовского А.А.» выступила площадкой семинара «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»;

– подготовка и проведение творческих отчетов региональных инновационных площадок, ведущих инновационную работу в сельских муниципальных образованиях.

2. Благодаря мероприятиям, организованным на площадках университета и объединяющих наставников и молодых педагогов, в этом направлении УлГПУ им. И.Н.Ульянова проводилась значительная работа как очно, так и дистанционно [9, с. 102–135; 10, с. 548–552]. В качестве иллюстраций отметим: серию мероприятий, проводимых ежегодно в рамках августовского форума (интерактивная площадка для молодых педагогов «Новое поколение. Шаг к успешной карьере», VI Региональный съезд наставников Ульяновской области «Наставничество в системе непрерывного профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров», Форум классных руководителей «Педагогический диалог»), а также конференции и конкурсы, в которых объединяются усилия наставников и молодых специалистов (Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Новые векторы в развитии педагогического и психологического образования: международный контекст»; конкурс учебно-методических, научно-методических, научно-популярных и публицистических разработок молодых педагогов «Персональный успех»).

3. Важным форматом непрерывного профессионального образования сегодня являются конкурсы профессионального мастерства. С одной стороны, «конкурс позволяет выявить тот предельно возможный потенциал мастерства педагога, задает планку требований к результатам его труда». С другой стороны, это «эффективная технология выращивания профессионала, которая обеспечивает шлифование всех граней мастерства педагога, способствует формированию личностных качеств» [11, с. 5]. Ежегодно представители педагогического университета выступают в роли наставников, встречаясь с педагогами, которые «выходят» на участие в региональный этап конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Лучший директор школы», «Воспитать человека», «Флагманы образования» и др. Большинство участников этих конкурсов – сельские педагоги, нацеленные на качественный анализ своего профессионального опыта и его соотнесение с опытом других коллег, на раскрытие личностного потенциала и дальнейший творческий поиск.

Суть второго направления взаимодействия с сельской школой в том, что для развития системы наставничества университетом предлагались разнообразные методические и образовательные ресурсы. С этой целью в вузе созданы и успешно работают специальные подразделения:

– факультет образовательных технологий и непрерывного образования, который предлагает соответствующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе для молодых педагогов (программа повышения квалификации «Персональный успех: школа карьеры для начинающего педагога») [12, с. 142–161];

– Центр непрерывного повышения профессионального педагогического мастерства, который осуществляет разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, организует такие мероприятия, как межрегиональный форум методистов, Фестиваль центров «Точка роста» и др.;

– Центр сопровождения молодых педагогов – реализует свою деятельность по четырем направлениям: научно-исследовательское (изучение затруднений молодых педагогов и практик наставничества), научно-методическое, учебно-методическое и организационно-методическое [12, с. 33, 115–118];

– Латышев-центр – научно-образовательный, музейный и просветительский центр новаторской педагогики и исследований, предлагающий для педагогов возможности пространства педагогической коллаборации, кластера образовательных технологий, центра смешанного обучения и воспитания, музейных пространств, представляющих педагогическое наследие Народного учителя РФ Юрия Ивановича Латышева.

Обозначим третье направление. Особая форма наставничества применялась в работе по организации и сопровождению деятельности психолого-педагогических классов и групп на базе школ области, из которых больше половины – сельские.

Развитие психолого-педагогической профилизации школьников, обеспечение качественного допрофессионального педагогического образования востребованы сегодня на федеральном уровне управления образования, представленные «в целостной системе непрерывного педагогического образования, позволяющей старшеклассникам непрерывно и преемственно осваивать образовательные и профильно-педагогические программы посредством формального и неформального образования, освоения индивидуальных образовательных траекторий» [13; 14, с. 15].

УлГПУ им. И.Н. Ульянова работает в этом направлении посредством создания соответствующего регионального научно-образовательного кластера [15] и организации деятельности психолого-педагогических классов (групп) [16, с. 27–35].

Наиболее актуальной организация наставничества в психолого-педагогических классах считается авторами применительно к учащимся одиннадцатых классов, поскольку свой выбор относительно будущей профессии они должны сделать уже сегодня. Из общего количества школ-партнеров УлГПУ им. И.Н. Ульянова (а в 2025 г. это 69 общеобразовательных организаций) сельских школ – 43 (значительно больше половины).

Если вместе с сельскими населенными пунктами учитывать еще и города, имеющиеся в Ульяновской области (кроме Ульяновска – в 2025 г. в нем 14 школ-партнеров и 283 выпускника из психолого-педагогических классов), Димитровград, Новоульяновск, Инза, Барыш, Сенгилей, то в них 12 школ-партнеров, в которых созданы и работают психолого-педагогические классы или группы.

Из 694 выпускников психолого-педагогических классов 2025 г. в сельских школах – 263 выпускника и в школах областных городов – 148 выпускников.

К наставнической деятельности педагоги также привлекались через проведение научно-методических семинаров и научно-практических конференций по соответствующей тематике. Для учащихся психолого-педагогических классов организовывались встречи с наставниками или с другими опытными учителями, обучающиеся вовлекались в парное ведение уроков вместе с наставником. Такие формы взаимодействия с педагогами и учащимися сельских образовательных организаций были нацелены на научно-методическое обеспечение процесса формирования допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассников [17].

В этом случае в сельских школах выстраивалась многокомпонентная система наставничества, где сотрудники университета являлись наставниками не только у администрации и педагогов таких школ, но и у обучающихся. В свою очередь, педагоги, работавшие в психолого-педагогических классах (группах), выступали в роли наставников как для своих учеников, так и (по определенным вопросам) для своих коллег и специалистов университета. Более того, даже ученики таких классов являлись источником нового профессионального опыта и обогащения профессиональной позиции для своих учителей и ученых.

В рамках четвертого направления университет проводил собственные исследования наставничества как феномена педагогической науки и практики, оказывая содействие в этом направлении региональным инновационным площадкам [18, с. 120].

В первом случае следует отметить проекты и гранты, полученные от РФФИ, Министерства просвещения Российской Федерации, УлГПУ им. И.Н. Ульянова и вузов-партнеров на поддержку исследований в области наставничества. В качестве примера укажем на государственное задание, полученное университетом в 2025 г. на реализацию проекта по теме «Теоретико-методологические и прикладные аспекты наставничества будущих и молодых педагогов в условиях педагогического университета».

Второй вариант – инновационная работа образовательных учреждений Ульяновской области, которая выполнялась под научным руководством сотрудников УГПУ им. И.Н. Ульянова [18, с. 135–153]. Так, в 2024–2025 учебном году в 36 из 92 региональных инновационных площадок научное руководство осуществляют сотрудники этого педагогического университета. Темы 23 площадок так или иначе связаны с изучением наставничества (например, «Организационно-педагогические условия создания системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров в общеобразовательной организации», «Организация управления горизонтальной карьерой учителя в условиях сельского лицея» и др.), из них 5 – непосредственно («Инновационные технологии многоуровневого наставничества в условиях образовательной организации», «Система наставничества как ресурс повышения качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования», «Развитие наставничества в практической подготовке специалистов педагогического профиля как условие ценностного и профессионального самоопределения», «Наставничество в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования», «Организационно-методическое обеспечение системы наставничества как основы развития социального капитала образовательной организации»). В рамках любой из названных тем инновационная деятельность учреждения направлялась на освоение и активизацию наставничества как средства и условия повышения качества общего образования и престижа профессии учителя.

Заключение

Анализ основных направлений деятельности педагогического университета и ее результативность в обеспечении развития сельских школ посредством укрепления региональной системы наставничества позволили свидетельствовать о создании открытого профессионально-педагогического сообщества, способного отвечать на глобальные вызовы в современной системе образования, содействовать развитию профессиональной компетентности педагогов, утверждая в качестве нормы культуру наставничества.

Обозначенные направления деятельности университета как регионального научно-методического и организационно-управленческого центра системы наставничества не ограничивались приведенными примерами. Авторами ставилась задача – показать палитру возможностей для школ, в первую очередь сельских, обозначить области пересечения взаимных интересов и оказать возможно большее содействие наставникам в развитии и реализации их профессионального потенциала.