Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

INTEGRATION PROCESSES IN THE RUSSIAN GENERAL EDUCATION SYSTEM: HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS

Kashaev A.A. 1
1 Ryazan Institute for Education Development
The relevance of the study of the Russian general education system in a single educational space is due to the significant intensity of integration processes taking place in modern schools. The unity outlined in the most important strategic documents is a response to today's existential challenges facing the State. The article presents a historical and retrospective analysis of the main stages of the formation of a unified system of general education. The historical and cultural prerequisites for the new quality of today's interaction of subjects are revealed. Understanding the genesis of the educational space of the Russian school and the events taking place in it contributes to improving the quality of current processes and the formation of appropriate predictive development models. The author identifies the contradictions that made it possible to formulate the research problem, its purpose and hypothesis. A set of interrelated factors of the formation of the Russian school as one of the fundamental foundations of the country's centuries-old development (historical, historical, cultural, socio-economic, substantive, managerial) is revealed. The dialectical unity of the integrity of this space and the cultural uniqueness of regional spaces is revealed, ensuring the harmonization of internal and external development vectors aimed at achieving the national development goals of the country. The study reflects the mechanisms of integration of the Russian school system at the present stage. The results of the study may be of interest to management teams involved in the development of regional and municipal programs for the development of general education.
the system of general education
the formation of a unified educational space
the history of the russian school

Введение

Статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определила единство образовательного пространства одним из основных принципов государственной политики [1].

Единое образовательное пространство является сложной полиструктурной саморазвивающейся системой гармоничного взаимодействия участников образовательных отношений, обусловленного эффектами образовательной среды. В основу его процессов положены принципы системности, централизации, а также взаимодополнения содержания деятельности, что создаёт возможности для развития, выполнения внешних и внутренних задач, позволяющих достичь общезначимые цели [2, с. 82]. Образовательная среда представляет собой деятельностный компонент образовательного пространства – социальное окружение участников образовательных отношений [3, с. 19]. При этом система общего образования выступает относительно организованной формой образовательной среды, детерминированной факторами формирования образовательного пространства [4, с. 16, 22].

Отсюда интеграция в системе общего образования обусловлена формированием единого образовательного пространства. И здесь в значительной степени определяющими являются исторические и культурные факторы [4, с. 17-18].

Справедливость данной позиции усиливает Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В документе, определившем цивилизационную парадигму важнейших социально-экономических процессов, направленных на укрепление суверенитета и развитие страны, осмысление определяющих процессов и явлений с опорой на традиционные ценности, в том числе на историческую память и преемственность поколений, а также на накопленный культурно-исторический опыт обозначено в качестве условия эффективного ответа государства на стоящие перед ним угрозы и вызовы [5]. Указ соответствует национальным приоритетам, содержащимся в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: укрепление единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности рассматривается здесь в качестве аксиологической установки для защиты традиционных ценностей, культуры и исторической памяти [6].

Указ Президента России от 08.05.2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», развивающий идеологическую и мировоззренческую составляющие ранее принятых документов, также направлен на формирование научного понимания прошлого и настоящего России [7].

Готовность современной системы общего образования страны в её формирующемся единстве к достижению национальных целей, обозначенных в важнейших государственных документах, является результатом многовековой истории российской школы как многоаспектного феномена – социального, академического, профессионального, научного и т.д. Сегодня созданы базовые условия для интеграции с целью повышения качества образования: разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для каждого из школьных уровней, реализуются основные общеобразовательные программы, осуществляется переход на использование внесённых в федеральный перечень единых учебников по предметам. Всё это создаёт возможности для сохранения у Российской Федерации позиций лидерства в области школьного образования, достигаемого в многоуровневой среде эффективного мультисубъектного взаимодействия на основе общепринятых целей, задач, принципов и подходов к содержанию обучения и воспитания, управлению, инфраструктурным мероприятиям. К последним относится ряд интеграционных проектов, в которые вовлечены общеобразовательные организации страны. Один из них – «Школа Минпросвещения России».

Однако необходимо понимание генезиса пространства общего образования страны на основе ретроспективного анализа его развития с самых ранних этапов отечественной истории до настоящего времени, определения его культурно-исторических оснований, что, безусловно, будет способствовать совершенствованию качества процессов, имеющих место в российской школе и формированию её прогностических моделей.

Объектом настоящего исследования является развитие российской системы общего образования, а его предметом – исторические и историко-культурные основания процесса формирования единого образовательного пространства отечественной школы.

Значительный вклад в изучение истории отечественной школы внёс П.В. Каптерев. В его трудах, в частности в «Истории русской педагогии», представлены основные вехи дореволюционного периода российского образования в контексте истории государства. Энциклопедичный характер содержания данной работы позволил в процессе настоящего исследования выявить существенные факторы культурологического характера, которые обусловили эволюционное развитие российской школы [8].

Каждый из укрупнённых периодов становления системы общего образования России характеризуется рядом изменений. Попытку исследования их факторов в дореволюционный и советский период предпринял В.А. Ситаров. Им выявлены основные закономерности реформирования, исходя из той или иной исторической эпохи [9]. Сопоставление результатов его исследования с работами других авторов способствует формированию всесторонней оценки генезиса системы общего образования в свете настоящей тематики.

Правовые аспекты, обусловившие модернизацию отечественного образования с XVIII века до начала XXI века, раскрываются в трудах А.В. Овчинникова. Характеристика нормативно-правовой базы реформ делает возможным понимание единства основ модернизационного развития в дореволюционный, советский и современный периоды [10; 11].

Ряд подходов к обеспечению регионального компонента содержания общего образования в годы реформ Александра II, актуальных в условиях формирования единого образовательного пространства современной России, описаны С.Д. Половецким, А.В. Овчинниковым и К.Ю. Миловановым [12]. Результаты их исследования подтвердили преемственность в развитии отечественной школы.

Культурно-исторические основы развития отечественного образования в советский и постсоветский периоды, обусловившие ретроинновационный характер современных принципов управления, были рассмотрены М.В. Богуславским, Т.Н. Богуславской, К.Ю. Миловановым, А.В. Овчинниковым [13; 14].

Тем не менее на основе анализа научных трудов, раскрывающих отдельные аспекты предмета исследования, были выявлены некоторые противоречия между:

– наличием широкого круга научных работ по истории общего образования в России и потребностью в изучении этапов развития отечественной школы с ранних периодов до настоящего времени в едином исследовании;

– большим вниманием к социально-экономическим, содержательным, управленческим, культурологическим факторам формирования пространства общего образования страны и потребностью в изучении исторического и историко-культурного факторов рассматриваемых интеграционных процессов;

– пониманием актуальности историко-ретроспективного анализа формирования единого образовательного пространства российской школы и необходимостью включения в данный анализ новейшего периода отечественной истории.

Обозначенные противоречия способствовали выявлению проблемы исследования: каковы исторические и историко-культурные факторы интеграционных процессов в современной российской системе общего образования как деятельностном компоненте единого образовательного пространства России?

Цель исследования - выявление исторических и историко-культурных факторов интеграционных процессов в современной российской системе общего образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что выявление исторических и историко-культурных факторов интеграционных процессов в системе общего образования страны возможно, если:

– проведён историко-ретроспективный анализ формирования пространства российской системы общего образования;

– раскрыта взаимосвязь факторов формирования единого пространства общего образования страны, в том числе социально-экономических, содержательных, управленческих и др.;

– определено диалектическое единство целостности пространства общего образования России и историко-культурной уникальности региональных пространств современной школы.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» в процессе изучения развития региональной системы общего образования в условиях единого образовательного пространства.

При достижении цели, проверке гипотезы использовались теоретические методы (анализ закономерностей развития системы общего образования, синтез, обобщение и систематизация данных, позволивших описать важнейшие характеристики значимых периодов истории российской школы), эмпирические методы (изучение нормативно-правовых актов дореволюционного, советского и современного периодов, определивших внутренние и внешне направленные процессы в системе общего образования страны, их обусловленность) и социально-исторические методы, обеспечившие возможность рассмотрения социальных феноменов и явлений генезиса школьного образования в контексте отечественной истории.

Кроме того, исследование потребовало учёта некоторых подходов. Системный подход позволил проанализировать сферу образования России как систему. Рассмотрение интеграционных процессов в полисубъектной системе общего образования обусловило использование диалектического подхода. Синергетический подход способствовал выявлению процессных закономерностей в открытых самоорганизующихся системах, к которым относится и система общего образования.

В основу исследования были положены труды отечественных учёных.

Результаты исследования и их обсуждение

Традиционно историю российской школы принято делить на три периода: дореволюционный (досоветский), советский и современный (постсоветский) [9, с. 201; 10, с. 19].

Выявление исторических и историко-культурных факторов интеграционных процессов в системе общего образования России обуславливает поиск оснований мировоззренческого характера, которые имели место в ранние периоды отечественной истории. Несмотря на длительность периода руководства ими, их объединяющая сила является актуальной и сегодня. При этом данная группа факторов находится во взаимообусловленности с организационными, академическими, управленческими и иными факторами, свойственными для определённого периода истории развития общего образования страны.

Дореволюционный период. Его возможно разделить на несколько временных этапов, связанных с правовыми сторонами институционального формирования отечественной школы. Первый этап продлился с IX века до реформ Петра I конца XVII века. Он отмечен событиями, позволившими в значительной степени сформировать культурно-мировоззренческие основания социального устройства страны, как и системы общего образования:

– использованием азбуки, созданной в IX веке Кириллом и Мефодием, послужившей языковой основой обучения и воспитания на русских землях;

– принятием христианства в IX веке, сформировавшего уникальный культурный код и приобщившего Русь к мировой цивилизации. На фоне ранее распространённого семейного воспитания, обусловленного славянской языческой культурой, большую роль в образовании детей начинают играть организуемые при храмах школы;

– использованием текстовой основы для обучения и воспитания. В Киевской Руси повсеместно происходит знакомство с библейскими текстами. Здесь применяются воспитательные подходы, содержавшиеся в трудах Иоанна Златоуста и в «Домострое». Появляются литературные памятники в качестве источников содержания образования, например «Поучение детям» Владимира Мономаха, или опоры для мастеров грамоты при обучении детей грамматике или риторике, например «Изборник Святослава». С X по XIII век открываются школы «учения книжного», когда «русский человек заимствовал педагогическую систему из Библии» [8, с. 15];

– распространением книгопечатания с XVI века. Печатные «Буквари» Ивана Фёдорова уже содержат в послесловиях обращения к родителям и самим детям, что свидетельствует о наличии методического компонента в формальном и неформальном образовании того времени;

– всеобщим семейным воспитанием, обусловленным едиными мировоззренческими основами, источником которых стало сочетание христианского вероучения и элементов языческой культуры.

Таким образом, с IX по XVI век образование в церковных и светских институтах, а также обучение и воспитание в семьях осуществлялось в отсутствие формальной регуляции. Тем не менее, несмотря на параллельность процессов, содержание деятельности в этой сфере было относительно гармонизировано в силу ценностных и культурных основ деятельности, детерминированных вышеназванными событиями.

XVI - конец XVII века – время зарождения общих идейно-содержательных оснований, дидактической и организационной составляющей учебного процесса. Конечно, о системе отечественного школьного образования ещё невозможно говорить как о структурном явлении, компоненты которого ориентированы на общие регламенты и стандарты. Однако начинается процесс организационной гармонизации школьного образовательного пространства:

– содержание воспитывающего образования пока ещё в большей степени религиозного характера определялось Русской православной церковью, которая создавала разноуровневое пространство для субъектов, связанных общей идеологией и методиками;

– система школьного образования развивается на базе государственных и братских школ при монастырях;

– родителей постепенно вовлекают в образовательный процесс, фактически превращая их в участников образовательных отношений;

– появляются учебные заведения флагманского уровня, способные влиять на всю систему образования страны – Киево-Могилянская академия и Московская славяно-греко-латинская академия. Это событие принято считать окончанием времени церковной педагогики.

Второй этап – от времени правления Петра I до Александра II, с конца XVII века до середины XIX века. Он характеризуется следующими результатами:

1. Содержание обучения и воспитания стало коррелироваться с государственными задачами.

2. Сословное школьное образование как стройная унифицированная система распространилось по всей стране.

3. Появилось учительское сословие.

Обозначенные результаты стали возможны в силу следующих обстоятельств:

– теория и практика используются в образовательном процессе в сочетании;

– школьное образование становится частью государственной службы;

– осуществлён переход системы школьного образования на единые регламенты на всей территории страны;

– при отсутствии единого учебного плана имеет место относительная идентичность преподаваемых предметов;

– реализована идея создания школ для всех сословий, кроме крепостного крестьянства;

– проведены реформы 70-80-х годов XVIII века, направленные на относительное единство содержания уроков с использованием учебников единого содержания и изменением роли учителя с контролёра на активного профессионального организатора. В каждой губернии организованы главные и малые народные училища с едиными учебными планами. Училища становятся универсальными центрами подготовки обучающихся. При этом в стране отсутствовало всеобщее школьное образование и чёткая вертикальная система управления им [8, с. 197].

В первой половине XIX века осуществляются административные реформы. В числе нововведений – структуризация единой и распределённой системы управления сферой образования во главе с Министерством народного просвещения; преобразование главных народных училищ в губернские гимназии, формирование четырёхступенчатой системы, включающей в качестве центров школьного образования одноклассные приходские училища, двуклассные уездные училища и губернские гимназии; каждый из этапов последовательной системы отличается относительной завершённостью; в основе системы – единые юридические основания, позволяющие достигать идентичности подходов к организации образовательного процесса.

Таким образом, государство постепенно предлагает единство управленческих механизмов, регламентирующих пространство школьного образования.

Третий этап затрагивает период с середины XIX века до Октябрьской революции 1917 года. Освобождение крепостных крестьян в 1861 году объективно требовало от государства предоставления им права на образование. Однако полностью исполнить эту задачу в то время не удалось. Тем не менее имели место социально объединяющие тенденции в образовании. Большую роль стали играть такие общественные институты, как земства. Для обучения большего числа людей в городах и на селе стали открываться воскресные школы с идентичными программы и государственной регламентацией.

Как результат сотрудничества между центральной властью, губерниями и общественностью были утверждены «Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 года и «Устав гимназий и прогимназий» от 19 ноября 1864 года, направленные на всеобщее обучение.

Ряд исследователей подчёркивают, что в России была создана единая правовая основа развития образовательного пространств, которая позволила центру передать регионам возможность дополнения содержания обучения региональным культурным компонентом, что крайне важно и в настоящее время [12, с. 10].

Процесс модернизации продолжился в области процесса распространения знаний и нравственных ориентиров, но значительных изменений до 1917 года не отмечалось.

Советский период. Его временные рамки – от Октябрьской революции 1917 года до 1991 года. Система образования страны на заре советской власти была подчинена задаче развития главных отраслей экономики и преодоления низкого уровня грамотности населения как следствия нереализованных в Российской империи проектов, связанных со всеобщим образованием. В Конституции 1918 года провозглашалось полное всестороннее и бесплатное образование рабочим и беднейшим крестьянам [15].

Были организованы единые трудовые школы, деятельность которых координировал Наркомат просвещения. Важнейшими документами первых лет данного периода стали «Положение о единой трудовой школе РСФСР», принятое 30 сентября 1918 года, и Декрет ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР» от 16 октября 1918 года. Статья 13 Положения провозглашала политехнический характер школы, а единство требований, предъявляемых ко всем общеобразовательным организациям, сопровождалось необходимостью учёта местных особенностей [16].

Для преодоления безграмотности Положение обусловило создание отделами образования равномерно распределённой школьной сети, которая должна была учитывать всех детей школьного возраста. За созданием инфраструктурных условий, в том числе организацией питания и снабжением детей обувью, одеждой, учебниками на территории, следовало немедленное введение обязательного обучения [16].

В 30-х годах урок стал основой организации образовательного процесса [9, с. 208].

Большим событием в развитии отечественного общего образования стало принятие в 1958 году Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который обусловил реформирование советской школы, позволил осуществлять подготовку кадров для важнейших отраслей экономики через тесную связь общего и политехнического образования. Полный переход ко всеобщему обязательному 8-летнему образованию произошёл в 1963 году, а срок полного среднего образования был увеличен с 10 до 11 лет [17]. Данный закон «сформировал правовое пространство отечественного образования», как утверждает А.В. Овчинников [11, с. 566].

Значительными вехами в укреплении единства общего образования СССР в 70-80-х годах стали принятия:

– Устава средней общеобразовательной школы 8 сентября 1970 года как следствие утверждённых ранее единых учебных планов, программ, принципов образовательного процесса с внедрением 10-летнего срока обучения в общеобразовательной организации [18];

– Закона «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» 1973 года, в котором утверждалось право на всеобщее среднее образование [19];

– Постановления Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», среди основных эффектов которого – переход к одиннадцатилетнему школьному образованию, его началу с возраста 6 лет, переход на новое качество профориентационной работы [20];

– Концепции общего среднего образования 1988 года, которая будет положена в основу Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1. Это позволило обеспечить преемственность подходов к организации школьной системы от одной формации к другой [21].

Современный период. Он начался в 1991 году и продолжается до настоящего времени. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 года содержит понятие «образовательное пространство», закладывает принципы государственной политики в области образования, в том числе его гуманистический характер, единство федерального культурного и образовательного пространств; развитие системой образования национальных и региональных культурных традиций, общедоступность образования, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений [22]. М.В. Богуславский и другие, высоко оценивая передовой характер Закона, констатируют свободное толкование положений данного нормативно-правового акта в 1990-е годы, что способствовало демонтажу единого образовательного пространства России на фоне обесценивания традиционных ценностей [14, с. 96].

Вариативность образовательных программ, типов общеобразовательных организаций, с одной стороны, создала условия для творчества в школах, инновационных методик и технологий обучения, управленческих практик, но с другой стороны, стали проявляться признаки децентрализации системы управления системой общего образования, ослабления вертикального и горизонтального взаимодействия в решении общих задач. В условиях осознанной к середине 2000-х годов потребности в научно-технологическом суверенитете и достижении стратегических целей страны происходила корректировка образовательной политики. Ценность регионов и муниципалитетов стала определяться не только исходя из их уникальности, но на основе оценки их вклада в выполнение задач, обусловленных стоящими перед страной вызовами экзистенциального характера.

Формируется федеральная система оценки и управления качеством образования как один из существенных механизмов усиления единства в общем образовании России. Начало его реализации – выполнение Постановления Правительства России от 16 февраля 2001 года №116 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» [23]. Государственная итоговая аттестация (ГИА) позволила осуществлять объективную оценку образовательных результатов во всех российских школах на единой основе.

Единая оценка образовательных результатов в форме ГИА, национальных исследований качества образования (НИКО), Всероссийских проверочных работ (ВПР) и др. сформировали инфраструктурную основу для формирования единого пространства общего образования.

Парадигма интеграции усиливается в поликультурности страны. Единство образовательного пространства способствует «культурной идентификации обучающихся, пониманию ценностных ориентиров и установок родной культуры» через гармоничное сочетание уважения к культуре страны, её территорий и к культурным ценностям своего региона [24, с. 81]. Основой диалектического единства этих составляющих аксиологического характера являются традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Данный подход способствовал совершенствованию механизмов единства пространства российской школы посредством интеграционных проектов («Оценка региональных / муниципальных механизмов управления качеством образования», «Школа Минпросвещения Российской Федерации» и др.).

Выстраивание основ формирования единства в системе общего образования страны отвечает мировым тенденциям и усиливается эффектами второй ретроинновационной волны, настраивающей федеральный уровень управления на анализ и использование лучших традиций советской школьной системы 60-70-х годов, в том числе единства и преемственности образовательных программ, создания соответствующей инфраструктуры, процессной непрерывности и целостности [14, с. 96].

Со времени Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года до начала Специальной военной операции в системе образования страны имело место сосуществование двух стратегий развития: стратегии, ориентированной на западные либеральные ценности, и стратегии развития образования на «российской национально-патриотической и традиционно-консервативной основе, государственных социоориентированных ценностях» [13, с. 18].

Вторая стратегия стала доминирующей. Наполняющие её отечественный исторический опыт, богатство российской и национальных культур лежат в основе модернизации системы образования, становясь отправной точкой инновационного развития. Мировоззренческая парадигма современной системы общего образования получила окончательное оформление с началом реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Единое образовательное пространство как условие повышения качества результатов нашло отражение в важнейших документах стратегического характера, в том числе в:

– «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

– «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.

Их реализация способствовала достижению целевых показателей Национального проекта «Образование» (с 01.01.2019 г. по 31.12.2024 г.):

1) обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования;

2) воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных ценностей [25].

Сегодня реализуется Национальный проект «Молодёжь и дети».

Единство и объективность оценки образовательных результатов с целью выполнения национальных стратегических целей в области общего образования потребовали:

1) единого содержания общего образования как результата разработки и использования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ, единых федеральных учебников и т.п. Приняты обновлённые ФГОС, федеральные программы, поэтапно издаются учебники, входящие в федеральный перечень;

2) единства управления качеством образовательных результатов на основе реализации механизмов формирования единого образовательного пространства общего образования.

Таким образом, интеграционные процессы являются неотъемлемой характеристикой многовековой истории отечественного школьного образования. При этом они обусловлены совокупностью факторов, важнейшими из которых стали исторические и историко-культурные.

Выводы

В рамках настоящего исследования при проверке гипотезы:

1. Был проведён историко-ретроспективный анализ формирования пространства российской системы общего образования.

2. Было установлено то, что факторы формирования единого пространства общего образования страны, в том числе социально-экономические, содержательные, управленческие и др., выступают в органичном сочетании.

3. Определено, что целостность пространства общего образования России и историко-культурная уникальность региональных пространств современной школы выступают в диалектическом единстве.

Это позволило выявить существенные исторические и историко-культурные факторы интеграционных процессов в системе общего образования России, имеющих значение для достижения актуальных национальных целей развития страны на основе историко-культурной преемственности.