Введение. В современной социально-политической ситуации от каждого россиянина требуется готовность отстаивать свободу и независимость Родины. Для нынешней России нет более важной национальной идеи, чем патриотизм. Задача государства, семьи, образовательных организаций – помочь подрастающему поколению найти своё место в новых социокультурных условиях, стать полноценным гражданином своей страны, патриотом своей Родины.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы патриотизма как нравственного качества личности. От того, каким образом и в какой форме они будут заложены в детях, зависит будущее России, её благополучие.
Проблеме воспитания патриотизма посвящены многие научные работы, охватывающие различные её аспекты. Особый интерес представляют исследования, раскрывающие сущность и структуру патриотизма как нравственного качества личности на разных возрастных этапах (Н.А. Абрамова, С.Т. Алиева, Т.Е. Вежевич, Н.И. Ивашкина, О.Ю. Камакина, Т.В. Козлова, Л.И. Манина, Я.В. Макарчук, И.Ф. Харламов, Е.В. Швецова и др.), рассматривающие фольклор как средство повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников (Г.Х. Валеева, Х.Т. Каюмова, Е.И. Корнеева. Р.Ш. Халикова и др.), характеризующие критерии и показатели уровня воспитания патриотизма (С.Т. Алиева, Г.Н. Лашкова, Е.В. Швецова, О.Ю. Камакина, И.Ф. Харламов и др.). Имеются научные исследования по использованию компонентов народной культуры в патриотическом воспитании школьников (Г.Х. Валеева, Х.Т. Каюмова, Е.И. Корнеева, Р.Ш. Халикова, Л.Н. Хубиева, Д.К. Койчуева и др.).
Многочисленные исследования последних десятилетий в области воспитания патриотизма и изучение опыта работы учителей начальных классов позволяют утверждать, что музыкальный фольклор карачаевцев, обладающий потенциальными возможностями в воспитании патриотизма у младших школьников как нравственного качества, недостаточно используется в начальной школе.
Цель исследования: обосновать возможности музыкального фольклора карачаевцев в воспитании патриотизма как нравственного качества у младших школьников.
Задачи исследования: уточнить сущность, содержание и структуру патриотизма как нравственного качества младшего школьника; показать возможности музыкального фольклора в воспитании патриотизма у обучающихся начальных классов; разработать и апробировать специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев» во внеурочной деятельности в 1-4 классах.
Материалы и методы исследования. Основным материалом для исследования послужили модифицированные методики Т.М. Масловой.
Методика № 1 «Я – патриот». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому компонентам. Методика № 2 «Незаконченное предложение». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по интеллектуальному компоненту. Методика № 3 «Моё отношение к малой родине». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по эмоциональному компоненту.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, изучение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Эксперимент проходил в МКОУ «СОШ а. Джингирик» Карачаевского района, КЧР, в 2020–2024 гг. В исследовании участвовали 65 обучающихся 1–4 классов. В ходе эксперимента был апробирован специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев».
Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важнейших нравственных качеств личности является патриотизм, проявляющийся в потребности преданно служить своей Родине, в выражении к ней чувства любви и верности, духовной связи с ней, в стремлении беречь её честь и достоинство, а также делами укреплять её могущество и независимость [1, с. 344]. С.М. Ёлкин, А.А. Косова патриотизм рассматривают как ценностное отношение человека к своему Отечеству и малой родине [2, с. 15].
По Е.В. Швецовой, патриотизм как нравственное качество младшего школьника проявляется в любви и преданности к своей малой и большой Родине, в понимании её великой силы и славы, в желании изучать родную культуру и придерживаться традиций своего народа, в стремлении изучать родной язык и употреблять его в разговорной речи, в неравнодушном отношении к жизни семьи, класса, школы, страны, в старании беречь её честь и достоинство, в силу своих возможностей вносить вклад в укрепление могущества и независимости России. [3, с. 9].
Проведённый выше анализ показывает многогранность понятия «патриотизм», однако основным элементом, определяющим его сущность, выступает любовь к Родине, к родному краю, к земле, где человек родился и вырос.
Необходимо отметить, что воспитание патриотизма как нравственного качества детерминировано возрастными особенностями личности [4]. Нельзя сразу во всей полноте сформировать патриотизм, так как он является слишком сложным нравственным качеством.
К.Т. Джумаева и З.И. Норова воспитание патриотизма рассматривают как ступенчатый процесс: первая ступень – формирование родственных чувств к своей семье, ближним и дальним родственникам; вторая ступень – воспитание любви к малой Родине; третья ступень – воспитание любви к Отечеству, его истории, культуре, традициям [5].
Далее следует уточнить содержание патриотизма младшего школьника как нравственного качества, проявляющегося в различных отношениях личности к малой родине и включающего в себя: чувство привязанности к местам, где он родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; уважительное отношение к историческому прошлому малой и большой Родины; уважительное отношение к народным традициям; заботу о близких и окружающих людях; бережное отношение к природе; желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности; гордость за достижения класса, школы, своего родного края; готовность посвящать свой труд и силы процветанию семьи, класса, школы, малой и большой Родины.
Необходимость целенаправленной работы учителей в начальной школе по воспитанию патриотизма обучающихся детерминирована документами, обусловливающими содержание начального образования. Так, одним из обязательных требований ФГОС НОО является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. В ходе гражданско-патриотического воспитания педагогам необходимо обратить особое внимание на формирование у обучающихся понятия «Родина»; проводить целенаправленную воспитательную работу по ознакомлению с государственной символикой России; воспитывать уважительное отношение к культуре и истории малой и большой Родины; научить подрастающее поколение уважать старших, помогать им; прививать навыки бережного отношения к окружающему миру [6].
Для успешной работы по воспитанию патриотизма следует иметь представление не только о сущности и содержании этого нравственного качества, но и знать те внутренние структурные компоненты,которые в своей совокупности выступают его носителями. В настоящем исследовании патриотизм рассматривается как нравственное качество личности. Нравственные качества как психологические образования в структуре личности младшего школьника являются результатом воспитания как специально организованного педагогического процесса [7, с. 43].
Анализ различных подходов к изучению патриотизма показывает, что данное понятие имеет сложную структуру, включающую ряд компонентов. Однако в выделении его структурных компонентов единого мнения среди исследователей не имеется. Исследователи, рассматривающие патриотизм как нравственное качество, в его составе выделяют различные компоненты: патриотические чувства, патриотическое сознание, патриотическое поведение [8]; интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и действенно-практический [9]; когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий [10]; когнитивно-интеллектуальный, поведенческо-волевой, мотивационно-потребностный [11].
Личность младшего школьника в процессе воспитания патриотизма следует рассматривать как целостную психическую систему (Л.С. Выготский). Вследствие этого в структуре патриотизма как нравственного качества выделяются интеллектуально-эмоциональный, потребностно-мотивационный, поведенческий, волевой компоненты (И.Ф. Харламов).
Безусловно, нельзя вести речь о воспитании патриотизма младшего школьника, не определив критерии и показатели сформированности его компонентов, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты, критерии и показатели патриотизма младшего школьника
Компоненты патриотизма |
Критерии воспитанности патриотизма |
Показатели воспитанности патриотизма |
Интеллектуально-эмоциональный |
Знания и представления о малой родине |
- знание родословной семьи |
- знание национальных праздников |
||
- знание народных песен, танцев |
||
- знание истории малой родины |
||
- знание народных традиций |
||
- чувство привязанности к местам, где родился и вырос (малая родина) |
||
Потребностно-мотивационный |
Отношение к малой родине |
- интерес к познанию истории семьи, малой родины |
- интерес к праздникам, традициям своего народа |
||
- уважительное отношение к родному языку |
||
- уважительное отношение к историческому прошлому малой и большой Родины |
||
- желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности |
||
Поведенческий |
Патриотическое поведение |
- участие в народных праздниках |
- забота о близких и окружающих людях |
||
- участие в деятельности, направленной на благо малой родины |
||
Волевой |
Стремление к проявлению патриотизма |
- готовность участвовать в патриотической деятельности |
Источник: составлено авторами на основе изучения работ С.Т. Алиевой, Л.И. Маниной, О.Ю. Камакиной, И.Ф. Харламова.
В настоящее время процесс воспитания патриотизма младшего школьника требует новых подходов. В этом возрасте прививать детям любовь к Родине, к истории и культуре своего края целесообразно начинать посредством музыкального фольклора, учитывая его доступность и богатый воспитательный потенциал [12; 13]. Обращение к музыкальному фольклору содействует более успешному и основательному осуществлению процесса патриотического воспитания детей в младшем школьном возрасте [14].
Музыкальный фольклор карачаевцев представлен историко-героическими, охотничьими, обрядовыми, трудовыми песнями, песнями-пожеланиями, колыбельными и детскими песнями, эпическими сказаниями, музыкальными наигрышами, танцами. Как отмечают исследователи, образовательно-воспитательная функция песен определяется наличием в песнях педагогической идеи, в том числе патриотической. Такие музыкальные жанры, как танец и песня, прославляют родину, красоту её природы, любовь и труд человека, воздействуют на эмоциональную сферу личности, тем самым способствуют успешному воспитанию патриотизма как нравственного качества личности [15].
С целью повышения эффективности воспитания патриотизма младших школьников разработан специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев» для внеурочной деятельности в начальной школе (изучение курса желательно на родном языке). Примерный тематический план курса представлен в таблице 2. Основные задачи курса: расширить знания детей о своей семье, о народных традициях; способствовать формированию у детей представлений об истории родного края, о родословной своей семьи; о зарождении карачаевского народа; формировать положительное отношение к малой родине и стране; формировать готовность помочь близким и окружающим людям и др.
Таблица 2
Примерный тематический план курса «Музыкальный фольклор карачаевцев»
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
1. |
Происхождение карачаевского народа |
2 |
|
|
|
2. |
Осенне-зимний календарь и календарная обрядность |
3 |
3 |
3 |
3 |
3. |
Музыкальные инструменты карачаевцев |
2 |
3 |
2 |
2 |
4. |
Песенный фольклор карачаевцев |
2 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Народный танец |
2 |
3 |
3 |
3 |
6. |
Весенне-летний календарь и календарная обрядность |
3 |
3 |
3 |
3 |
7. |
Традиционные виды занятий карачаевцев |
2 |
2 |
3 |
3 |
Итого: |
6 |
7 |
7 |
7 |
Источник: составлено авторами на основе программы курса «Музыкальный фольклор карачаевцев», разработанного в ходе исследования.
На занятиях по теме «Происхождение карачаевского народа» дети знакомятся с историей возникновения карачаевского народа, изучают «Песнь о Карче», повествующую о жизнедеятельности легендарного вождя карачаевцев, составляют родословное древо своей семьи. С историко-героическими, охотничьими, обрядовыми, трудовыми песнями, песнями-пожелания, колыбельными, детскими и другими песнями обучающиеся знакомятся при изучении темы «Песенный фольклор карачаевцев».
С традиционными видами трудовой деятельности народа дети знакомятся при изучении тем «Осенне-зимний календарь и календарная обрядность», «Весенне-летний календарь и календарная обрядность», «Традиционные виды занятий карачаевцев». Каждый вид трудовой деятельности в народе сопровождался песнями: при обработке земли – «Эрирей», при сбивании масла – «Долай», при ткачестве сукна – «Инай», на охоте – «Апсаты», «Бийнёгер» и другие. Всем этим песням приписывались магические функции: обращаясь в песне к божествам, люди надеялись как можно быстрее получить больше масла, зерна, красивую и прочную одежду. Эти занятия указывают на важность трудовой деятельности, помогают прививать любовь к труду. Заключительные занятия по каждой теме проходят в форме экскурсии, конкурса танцев и песен, народных праздников, так как атмосфера таких занятий положительно воздействует на эмоциональную сферу школьников, позволяет получить наиболее полные представления о жизни своего народа и его традициях.
Предпочтение отдаётся интерактивным методам обучения: работа в парах, работа в малых группах, ролевые игры, творческие задания, исследовательские проекты и др. Выбор методов и средств зависит от целей, задач и содержания занятия.
Динамика развития компонентов патриотизма по уровням в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах наглядно представлена в таблице 3. Результаты демонстрируют положительную динамику развития по всем компонентам патриотизма.
Таблица 3
Динамика развития патриотизма младшего школьника
Уровни
|
Интеллектуально-эмоциональный компонент |
Потребностно-мотивационный компонент |
Поведенческий компонент |
Волевой компонент |
||||
КГ (%) |
ЭГ (%) |
КГ (%) |
ЭГ (%) |
КГ (%) |
ЭГ (%) |
КГ (%) |
ЭГ (%) |
|
Высокий |
17,8 |
36,6 |
42 |
72 |
36 |
64,1 |
26 |
62,1 |
Средний |
46 |
53 |
30 |
22 |
26 |
30,7 |
23 |
33,7 |
Низкий |
36,2 |
10,4 |
28 |
6 |
38 |
5,2 |
20 |
4,2 |
Итого: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
31 |
100 |
Источник: составлено авторами по результатам анализа экспериментальных данных, полученных в ходе диагностики уровня воспитания патриотизма у младших школьников на контрольном этапе.
Заключение. Воспитание патриотизма относится к важнейшей и необходимой функции государства, общества, семьи и образовательных учреждений.
В целом, результаты исследования доказывают потенциальные возможности музыкального фольклора в воспитании патриотизма в младшем школьном возрасте как нравственного качества: в экспериментальной группе улучшились показатели по всем критериям. Следовательно, изучение курса «Музыкальный фольклор карачаевцев» во внеурочной деятельности в начальной школе способствует повышению эффективности воспитания патриотизма.