Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

MUSICAL FOLKLORE IN THE EDUCATION OF PATRIOTISM IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS A MORAL QUALITY

Shevtsova A.B. 1 Gagua L.A. 1 Eldarova N.G. 1
1 U.D. Aliev Karachay-Cherkessia State University
For modern Russia, there is no more important national idea than patriotism, on the successful implementation of which the future of our country and its well-being depend. The relevance of this study is due to the education of the basics of patriotism in primary school age. The purpose of the article is to substantiate the influence of the musical folklore of the Karachays on the education of patriotism, as a moral quality of primary school students. The main material for the study was modified methods of T.M. Maslova. Methodology No. 1 "I am a patriot". The purpose of the method is to identify the level of patriotism of primary school students by motivational-need, activity and volitional components. Methodology No. 2 "Unfinished sentence". The purpose of the method is to determine the level of education of patriotism by the cognitive component. Methodology No. 3 "My attitude to the small homeland". The purpose of the methodology is to determine the level of education of patriotism by the emotional component of the intellectual and emotional component. The article specifies the essence, content and structure of patriotism as a moral quality of a primary school student. Within the framework of this study, the structure of patriotism as a moral quality (intellectual and emotional, need-motivational, behavioral, volitional components) is revealed, indicators and criteria for its manifestation are given. The experimental work includes ascertaining and formative stages. At the formative stage, the developed special course "Musical Folklore of the Karachays" was tested in extracurricular activities in grades 1-4. The article presents the results of the experimental work, indicating the positive dynamics of the development of patriotism components in primary school students. Thus, this article attempts to show the possibilities of musical folklore in educating patriotism in primary school students as a moral quality.
patriotism
musical folklore
extracurricular activities
music
song
students
primary school

Введение. В современной социально-политической ситуации от каждого россиянина требуется готовность отстаивать свободу и независимость Родины. Для нынешней России нет более важной национальной идеи, чем патриотизм. Задача государства, семьи, образовательных организаций – помочь подрастающему поколению найти своё место в новых социокультурных условиях, стать полноценным гражданином своей страны, патриотом своей Родины.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы патриотизма как нравственного качества личности. От того, каким образом и в какой форме они будут заложены в детях, зависит будущее России, её благополучие.

Проблеме воспитания патриотизма посвящены многие научные работы, охватывающие различные её аспекты. Особый интерес представляют исследования, раскрывающие сущность и структуру патриотизма как нравственного качества личности на разных возрастных этапах (Н.А. Абрамова, С.Т. Алиева, Т.Е. Вежевич, Н.И. Ивашкина, О.Ю. Камакина, Т.В. Козлова, Л.И. Манина, Я.В. Макарчук, И.Ф. Харламов, Е.В. Швецова и др.), рассматривающие фольклор как средство повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников (Г.Х. Валеева, Х.Т. Каюмова, Е.И. Корнеева. Р.Ш. Халикова и др.), характеризующие критерии и показатели уровня воспитания патриотизма (С.Т. Алиева, Г.Н. Лашкова, Е.В. Швецова, О.Ю. Камакина, И.Ф. Харламов и др.). Имеются научные исследования по использованию компонентов народной культуры в патриотическом воспитании школьников (Г.Х. Валеева, Х.Т. Каюмова, Е.И. Корнеева, Р.Ш. Халикова, Л.Н. Хубиева, Д.К. Койчуева и др.).

Многочисленные исследования последних десятилетий в области воспитания патриотизма и изучение опыта работы учителей начальных классов позволяют утверждать, что музыкальный фольклор карачаевцев, обладающий потенциальными возможностями в воспитании патриотизма у младших школьников как нравственного качества, недостаточно используется в начальной школе.

Цель исследования: обосновать возможности музыкального фольклора карачаевцев в воспитании патриотизма как нравственного качества у младших школьников.

Задачи исследования: уточнить сущность, содержание и структуру патриотизма как нравственного качества младшего школьника; показать возможности музыкального фольклора в воспитании патриотизма у обучающихся начальных классов; разработать и апробировать специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев» во внеурочной деятельности в 1-4 классах.

Материалы и методы исследования. Основным материалом для исследования послужили модифицированные методики Т.М. Масловой.

Методика № 1 «Я – патриот». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому компонентам. Методика № 2 «Незаконченное предложение». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по интеллектуальному компоненту. Методика № 3 «Моё отношение к малой родине». Цель методики – определить уровень воспитания патриотизма по эмоциональному компоненту.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, изучение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.

Эксперимент проходил в МКОУ «СОШ а. Джингирик» Карачаевского района, КЧР, в 2020–2024 гг. В исследовании участвовали 65 обучающихся 1–4 классов. В ходе эксперимента был апробирован специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев».

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важнейших нравственных качеств личности является патриотизм, проявляющийся в потребности преданно служить своей Родине, в выражении к ней чувства любви и верности, духовной связи с ней, в стремлении беречь её честь и достоинство, а также делами укреплять её могущество и независимость [1, с. 344]. С.М. Ёлкин, А.А. Косова патриотизм рассматривают как ценностное отношение человека к своему Отечеству и малой родине [2, с. 15].

По Е.В. Швецовой, патриотизм как нравственное качество младшего школьника проявляется в любви и преданности к своей малой и большой Родине, в понимании её великой силы и славы, в желании изучать родную культуру и придерживаться традиций своего народа, в стремлении изучать родной язык и употреблять его в разговорной речи, в неравнодушном отношении к жизни семьи, класса, школы, страны, в старании беречь её честь и достоинство, в силу своих возможностей вносить вклад в укрепление могущества и независимости России. [3, с. 9].

Проведённый выше анализ показывает многогранность понятия «патриотизм», однако основным элементом, определяющим его сущность, выступает любовь к Родине, к родному краю, к земле, где человек родился и вырос.

Необходимо отметить, что воспитание патриотизма как нравственного качества детерминировано возрастными особенностями личности [4]. Нельзя сразу во всей полноте сформировать патриотизм, так как он является слишком сложным нравственным качеством.

К.Т. Джумаева и З.И. Норова воспитание патриотизма рассматривают как ступенчатый процесс: первая ступень – формирование родственных чувств к своей семье, ближним и дальним родственникам; вторая ступень – воспитание любви к малой Родине; третья ступень – воспитание любви к Отечеству, его истории, культуре, традициям [5].

Далее следует уточнить содержание патриотизма младшего школьника как нравственного качества, проявляющегося в различных отношениях личности к малой родине и включающего в себя: чувство привязанности к местам, где он родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; уважительное отношение к историческому прошлому малой и большой Родины; уважительное отношение к народным традициям; заботу о близких и окружающих людях; бережное отношение к природе; желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности; гордость за достижения класса, школы, своего родного края; готовность посвящать свой труд и силы процветанию семьи, класса, школы, малой и большой Родины.

Необходимость целенаправленной работы учителей в начальной школе по воспитанию патриотизма обучающихся детерминирована документами, обусловливающими содержание начального образования. Так, одним из обязательных требований ФГОС НОО является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. В ходе гражданско-патриотического воспитания педагогам необходимо обратить особое внимание на формирование у обучающихся понятия «Родина»; проводить целенаправленную воспитательную работу по ознакомлению с государственной символикой России; воспитывать уважительное отношение к культуре и истории малой и большой Родины; научить подрастающее поколение уважать старших, помогать им; прививать навыки бережного отношения к окружающему миру [6].

Для успешной работы по воспитанию патриотизма следует иметь представление не только о сущности и содержании этого нравственного качества, но и знать те внутренние структурные компоненты,которые в своей совокупности выступают его носителями. В настоящем исследовании патриотизм рассматривается как нравственное качество личности. Нравственные качества как психологические образования в структуре личности младшего школьника являются результатом воспитания как специально организованного педагогического процесса [7, с. 43].

Анализ различных подходов к изучению патриотизма показывает, что данное понятие имеет сложную структуру, включающую ряд компонентов. Однако в выделении его структурных компонентов единого мнения среди исследователей не имеется. Исследователи, рассматривающие патриотизм как нравственное качество, в его составе выделяют различные компоненты: патриотические чувства, патриотическое сознание, патриотическое поведение [8]; интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и действенно-практический [9]; когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий [10]; когнитивно-интеллектуальный, поведенческо-волевой, мотивационно-потребностный [11].

Личность младшего школьника в процессе воспитания патриотизма следует рассматривать как целостную психическую систему (Л.С. Выготский). Вследствие этого в структуре патриотизма как нравственного качества выделяются интеллектуально-эмоциональный, потребностно-мотивационный, поведенческий, волевой компоненты (И.Ф. Харламов).

Безусловно, нельзя вести речь о воспитании патриотизма младшего школьника, не определив критерии и показатели сформированности его компонентов, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты, критерии и показатели патриотизма младшего школьника

Компоненты патриотизма

Критерии воспитанности патриотизма

Показатели воспитанности патриотизма

Интеллектуально-эмоциональный

Знания и представления о малой родине

- знание родословной семьи

- знание национальных праздников

- знание народных песен, танцев

- знание истории малой родины

- знание народных традиций

- чувство привязанности к местам, где родился и вырос (малая родина)

 

Потребностно-мотивационный

Отношение к малой родине

- интерес к познанию истории семьи, малой родины

- интерес к праздникам, традициям своего народа

- уважительное отношение к родному языку

- уважительное отношение к историческому прошлому малой и большой Родины

- желание участвовать в мероприятиях патриотической направленности

Поведенческий

Патриотическое поведение

- участие в народных праздниках

- забота о близких и окружающих людях

- участие в деятельности, направленной на благо малой родины

Волевой

Стремление к проявлению

патриотизма

- готовность участвовать в патриотической деятельности

Источник: составлено авторами на основе изучения работ С.Т. Алиевой, Л.И. Маниной, О.Ю. Камакиной, И.Ф. Харламова.

В настоящее время процесс воспитания патриотизма младшего школьника требует новых подходов. В этом возрасте прививать детям любовь к Родине, к истории и культуре своего края целесообразно начинать посредством музыкального фольклора, учитывая его доступность и богатый воспитательный потенциал [12; 13]. Обращение к музыкальному фольклору содействует более успешному и основательному осуществлению процесса патриотического воспитания детей в младшем школьном возрасте [14].

Музыкальный фольклор карачаевцев представлен историко-героическими, охотничьими, обрядовыми, трудовыми песнями, песнями-пожеланиями, колыбельными и детскими песнями, эпическими сказаниями, музыкальными наигрышами, танцами. Как отмечают исследователи, образовательно-воспитательная функция песен определяется наличием в песнях педагогической идеи, в том числе патриотической. Такие музыкальные жанры, как танец и песня, прославляют родину, красоту её природы, любовь и труд человека, воздействуют на эмоциональную сферу личности, тем самым способствуют успешному воспитанию патриотизма как нравственного качества личности [15].

С целью повышения эффективности воспитания патриотизма младших школьников разработан специальный курс «Музыкальный фольклор карачаевцев» для внеурочной деятельности в начальной школе (изучение курса желательно на родном языке). Примерный тематический план курса представлен в таблице 2. Основные задачи курса: расширить знания детей о своей семье, о народных традициях; способствовать формированию у детей представлений об истории родного края, о родословной своей семьи; о зарождении карачаевского народа; формировать положительное отношение к малой родине и стране; формировать готовность помочь близким и окружающим людям и др.

Таблица 2

Примерный тематический план курса «Музыкальный фольклор карачаевцев»

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Происхождение карачаевского народа

2

 

 

 

2.

Осенне-зимний календарь и календарная обрядность

3

3

3

3

3.

Музыкальные инструменты карачаевцев

2

3

2

2

4.

Песенный фольклор карачаевцев

2

3

3

3

5.

Народный танец

2

3

3

3

6.

Весенне-летний календарь и календарная обрядность

3

3

3

3

7.

Традиционные виды занятий карачаевцев

2

2

3

3

Итого:

6

7

7

7

Источник: составлено авторами на основе программы курса «Музыкальный фольклор карачаевцев», разработанного в ходе исследования.

На занятиях по теме «Происхождение карачаевского народа» дети знакомятся с историей возникновения карачаевского народа, изучают «Песнь о Карче», повествующую о жизнедеятельности легендарного вождя карачаевцев, составляют родословное древо своей семьи. С историко-героическими, охотничьими, обрядовыми, трудовыми песнями, песнями-пожелания, колыбельными, детскими и другими песнями обучающиеся знакомятся при изучении темы «Песенный фольклор карачаевцев».

С традиционными видами трудовой деятельности народа дети знакомятся при изучении тем «Осенне-зимний календарь и календарная обрядность», «Весенне-летний календарь и календарная обрядность», «Традиционные виды занятий карачаевцев». Каждый вид трудовой деятельности в народе сопровождался песнями: при обработке земли – «Эрирей», при сбивании масла – «Долай», при ткачестве сукна – «Инай», на охоте – «Апсаты», «Бийнёгер» и другие. Всем этим песням приписывались магические функции: обращаясь в песне к божествам, люди надеялись как можно быстрее получить больше масла, зерна, красивую и прочную одежду. Эти занятия указывают на важность трудовой деятельности, помогают прививать любовь к труду. Заключительные занятия по каждой теме проходят в форме экскурсии, конкурса танцев и песен, народных праздников, так как атмосфера таких занятий положительно воздействует на эмоциональную сферу школьников, позволяет получить наиболее полные представления о жизни своего народа и его традициях.

Предпочтение отдаётся интерактивным методам обучения: работа в парах, работа в малых группах, ролевые игры, творческие задания, исследовательские проекты и др. Выбор методов и средств зависит от целей, задач и содержания занятия.

Динамика развития компонентов патриотизма по уровням в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах наглядно представлена в таблице 3. Результаты демонстрируют положительную динамику развития по всем компонентам патриотизма.

Таблица 3

Динамика развития патриотизма младшего школьника

Уровни

 

Интеллектуально-эмоциональный

компонент

Потребностно-мотивационный компонент

Поведенческий

компонент

Волевой

компонент

КГ

(%)

ЭГ

(%)

КГ

(%)

ЭГ

(%)

КГ

(%)

ЭГ

(%)

КГ

(%)

ЭГ

(%)

Высокий

17,8

36,6

42

72

36

64,1

26

62,1

Средний

46

53

30

22

26

30,7

23

33,7

Низкий

36,2

10,4

28

6

38

5,2

20

4,2

Итого:

100

100

100

100

100

100

31

100

Источник: составлено авторами по результатам анализа экспериментальных данных, полученных в ходе диагностики уровня воспитания патриотизма у младших школьников на контрольном этапе.

Заключение. Воспитание патриотизма относится к важнейшей и необходимой функции государства, общества, семьи и образовательных учреждений.

В целом, результаты исследования доказывают потенциальные возможности музыкального фольклора в воспитании патриотизма в младшем школьном возрасте как нравственного качества: в экспериментальной группе улучшились показатели по всем критериям. Следовательно, изучение курса «Музыкальный фольклор карачаевцев» во внеурочной деятельности в начальной школе способствует повышению эффективности воспитания патриотизма.