Введение
Практика показывает, что проблема познавательной мотивации обучающихся остается актуальной по настоящее время. Это наглядно демонстрирует рис. 1, содержащий диаграммы ответов обучающихся на вопросы о непонимании нового материала, возникающих при этом негативных эмоциях и изначально отрицательном отношении к изучению новых тем, что, в свою очередь, способно приводить к снижению их познавательной мотивации. Несмотря на многообразие методических инструментов по решению данной проблемы, далеко не всем педагогам удается вовлечь обучающихся в содержание изучаемого предмета [1, с. 9–39].
Рис. 1. Диаграмма результатов опроса обучающихся.
Источник: составлено автором А.А. Дюдькиным
Следует учитывать, что предметом изучения выступают не только самостоятельные дисциплины, но и отдельные темы в рамках одного предмета или урока. Именно поэтому поиск эффективных способов повышения познавательной мотивации в современных условиях сохраняет актуальность: традиционные формы и методы подачи постепенно утрачивают привлекательность для поколения, выросшего в цифровой среде.
В связи с вышеизложенным активно ведется не только поиск новых более эффективных решений проблемы познавательной мотивации, но и переосмысление традиционных методов с их адаптацией под современные реалии.
В.И. Токтарова считает, что современные исследования показывают, что одним из наиболее доступных и эффективных решений данной проблемы является использование метода сторителлинга [2].
Одной из разновидностей данного метода выступает цифровой сторителлинг. Интеграция мультимедийных и интерактивных технологий делает обучение более динамичным и интересным для обучающихся, тем самым стимулируя их познавательный интерес.
Однако, несмотря на наличие эмпирических данных, вопросы формы подачи и технологической реализации цифрового сторителлинга остаются недостаточно изученными. От выбора инструмента зависит как сложность его применения педагогом, так и затраты на внедрение.
Одним из перспективных решений, на взгляд автора, являются чат-боты, позволяющие одним обучающимся делиться личными историями применения изучаемых тем, а другим – читать и обсуждать эти истории. Такое равноправное взаимодействие формирует модель цифрового сторителлинга, удобную для педагога, а также доступную педагогам как частных, так и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Цель исследования – предложить структуру чат-бота для повышения мотивации обучающихся через цифровой сторителлинг.
Материалы и методы исследования
В работе были выбраны и применены следующие методы исследования.
1. Изучение литературы, связанной с темой исследования.
2. Анализ накопленного научного и практического педагогического опыта по рассматриваемой проблеме.
3. Проведение констатирующего этапа эксперимента (анкетирование, беседа).
С целью повышения достоверности эмпирических данных на выборке из 102 школьников (на базе школ № 4, 6, 26, 27, 29, 34, 40 г. Смоленска в форме опроса (анкетирования) в 5–11 классах) к роли администраторов опроса были привлечены практиканты Смоленского государственного университета (молодые люди, близкие школьникам по возрасту и имеющие общий опыт работы в летних лагерях и на летних площадках), что снижало ощущение иерархии и стимулировало искренность (достоверность) ответов, а во введении к опросу размещался раздел с данными администратора, формулировкой цели исследования, указанием на общие интересы и прямым приглашением к участию, что должно было способствовать укреплению доверия и мотивации респондентов.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования выявлены основные понятия и определения, позволяющие более точно интерпретировать полученные результаты и не исказить суть эксперимента и основную проблематику работы.
Познавательная мотивация. Анализ работ по педагогической психологии, в особенности С.В. Сарычева и И.Н. Логвинова, позволяет определить познавательную мотивацию как устойчивую внутреннюю направленность обучающегося на поиск, освоение и применение новых знаний; она основана на познавательном интересе, сопровождается положительным эмоциональным откликом и волевым усилием и побуждает обучающегося к активному саморазвитию в процессе обучения [3, с. 143–148].
Цифровой сторителлинг. Авторы изучили работы следующих исследователей для того, чтобы понять методику применения сторителлинга. А.И. Азевич и Д.Т. Рудакова в своих работах определяют, что такое сторителлинг [4]. О.С. Назарова рассказывает историю создания сторителлинга как метода обучения [5, с. 15–16]. Статьи Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова, В.А. Смирнова [6], О.Б. Пяткова [7] дают различные примеры историй, используемых в процессе обучения, и правила их использования и приходят к выводу, что единой методики применения метода цифрового сторителлинга не существует в связи с многогранностью и новизной данного понятия. А.А. Быков и О.М. Киселева оценивают эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе [8, с. 34]. В данном исследовании под цифровым сторителлингом будем понимать создание и распространение сформировавшихся рассказов с использованием различных медиа, синхронизированных для формирования целостного нарратива [9, с. 55–57].
Цифровой образовательный сторителлинг. Существуют работы, которые рассматривают использование цифрового сторителлинга в контексте образования и выделяют отдельно цифровой образовательный сторителлинг – многокомпонентную модель, которую можно использовать в качестве технологии педагогического проектирования курсов, способа представления учебного контента, инструмента выстраивания образовательных коммуникаций и подхода к проектной деятельности обучающихся [10].
Чат-бот – это программа, которая имитирует человеческое общение, алгоритм которой ориентирован на решение поставленных задач посредством ведения диалога.
В исследовании были проанализированы работы, которые, на наш взгляд, наилучшим образом отражают суть цифрового сторителлинга в образовании.
В современном мире активно проводятся исследования, показывающие, как в целом нарративный подход, связанный с личными историями, влияет на психологию мышления каждого обучающегося. В.В. Москвичев исследовал влияние нарративного подхода на выбор инструмента, повышающего познавательную мотивацию, а также предпринял комплексный анализ влияния социального контекста на механизмы использования сторителлинга в образовательном процессе, а также его воздействие на формирование микроклимата в ученическом коллективе [11].
В современном образовательном процессе все больше внимания уделяется не только передаче знаний, но и способности заинтересовать учащихся, увлечь их изучением предмета. Одним из эффективных инструментов, помогающих достичь этой цели, является сторителлинг. В рамках научного семинара, посвященного современным методикам преподавания, Е.В. Харунжева представила детальный анализ принципов и алгоритмов применения сторителлинга в образовательном процессе [12]. Доклад Е.В. Харунжевой был подкреплен результатами эмпирических исследований, проведенными А.Н. Толкачевой, А.Б. Орышевой [13, с. 142–145] и С.С. Гречихиной [14].
Несмотря на то, что существует множество работ, посвященных теме использования сторителлинга в образовательном процессе, сама методика использования находится на стадии формирования.
Наиболее удобной формой сторителлинга являются чат-боты. Исследования в данном направлении только набирают обороты, а научная база находится на стадии формирования [15]. Следовательно, несмотря на доказанную эффективность, цифровой образовательный сторителлинг все еще нуждается в методической стандартизации и системной подготовке педагогов к его использованию.
Анализ использования чат-ботов в контексте образования показывает, что теория их применения в учебной деятельности только начинает формироваться, что и подтверждают исследования авторов.
Результаты исследования «Влияние различных факторов на формирование познавательной мотивации обучающихся» представлены в таблице. Ответы респондентов распределены по нескольким факторам/показателям, связанным с пониманием/непониманием темы, испытываемыми эмоциями, познавательным интересом.
Результаты исследования «Влияние различных факторов на формирование познавательной мотивации обучающихся»
№ |
Показатель |
Доля/число респондентов (n = 102) |
Что это значит |
1 |
Непонимание новой темы на уроке («Иногда бывает» + «Часто») |
79 чел. = 77,5 % |
Систематическое ощущение «потерянности» |
2 |
Отрицательные эмоции при непонимании («чувствую себя глупым», «теряю интерес», «злюсь») |
58 чел. = 56,9 % |
Эмоции снижают познавательный интерес |
3 |
Пассивные стратегии после непонимания (ждут/смиряются) |
26 чел. = 25,5 % |
Низкая саморегуляция |
4 |
Тревога/паника при объявлении новой сложной темы |
49 чел. = 48,0 % |
Низкая исходная установка на изучение |
5 |
Ситуативный интерес к теме после истории: тема «стала интересной», «проще» – положительная реакции |
79 чел. = 77,5 % |
История мгновенно поднимает познавательную мотивацию и снижает тревогу в критический момент «входа» в новую тему |
6 |
Получение знаний через интернет впервые |
40 чел. = 39,2 % |
Для большинства респондентов цифровой формат привычен; канал уже используется |
Источник: составлено автором А.А. Дюдькиным.
Факторы 1–4 показывают падение уровня внутренней (познавательной) мотивации во время столкновения обучающихся с новой темой: им сложно, они тревожатся и склонны выбирать пассивное поведение.
На основании факторов 5, 6 можно сделать вывод, что интерактивный сторителлинг через чат-боты может быть оптимален в решении поставленной проблемы – само использование метода повышает познавательную мотивацию, а использование привычных для современных детей средств получения информации повысит вовлеченность обучающихся, обеспечив им безопасный и привычный канал для изучения нового материала.
В рамках проводимого исследования была предпринята попытка разработки пробной версии чат-бота, реализующего цифровой сторителлинг как средство повышения познавательной мотивации за счет вовлечения в реальные истории применения знаний по математике. Однако стоит отметить, что использование этого бота возможно и для других дисциплин.
Разработка велась в конструкторе ботов Bothunter. Алгоритм взаимодействия для обучающегося (пользователя) с чат-ботом следующий:
1. Пользователь вводит команду /start в чате с ботом для начала диалога.
2. Бот приветствует обучающегося и предлагает выбрать через меню с кнопками класс, в котором он учится.
3. В зависимости от выбора класса пользователю предлагается выбрать через кнопки меню тему, которой должна быть посвящена история.
4. В зависимости от выбора темы пользователю отправляется сообщение с краткой историей о сверстнике, который применил выбранную тему и добился результата, способного эмоционально отозваться у самого ученика (например, победа в игре, экономия на гаджете или успешный проект). В качестве конкретного примера на рис. 2 приведена конечная цепочка алгоритма чат-бота для темы «Логарифмы», а на рис. 3 показан фрагмент реального диалога в Telegram, иллюстрирующий, как эти сообщения выглядят для пользователя.
Рис. 2. Фрагмент алгоритма чат-бота: конечная цепочка выдачи истории на тему «Логарифмы».
Источник: составлено автором А.А. Дюдькиным
Чат-бот показывает ценность учебной темы через короткие истории ровесников: вместо сухой теории ученику сразу предлагают живой пример того, как знание помогло добиться полезного и эмоционально понятного результата – выиграть соревнование, улучшить любимый проект или заработать на желанный гаджет. Мы предполагаем, что данный прием позволит переключить внимание обучающихся с тревожных мыслей на познавательный интерес и создает внутренний стимул для более детального изучения материала, что и является дальнейшей задачей в исследовании автора.
Таким образом, на взгляд автора, предложенный чат-бот обладает потенциалом частично нивелировать проблему познавательной мотивации: он переносит учебный материал в привычную цифровую среду и подает его через персонализированные истории сверстников, тем самым переводя внешнюю учебную задачу во внутренне значимую. Конструкторы типа Bothunter делают разработку и развертывание такого инструмента относительно малозатратными, что позволяет интегрировать его в общеобразовательные учреждения без существенных финансовых и технических барьеров.
Рис. 3. Цепочка выдачи истории на тему «Логарифмы» в мессенджере.
Источник: составлено автором А.А. Дюдькиным
Кроме того, при доработке системы для приема пользовательского контента ученики смогут загружать собственные истории, а роль педагога сведется к минимальному курированию – модератор потребуется лишь для проверки и публикации материалов, после чего учителю останется перед началом новой темы выдать ссылку на соответствующий диалог.
Заключение
Исследование подтвердило, что при знакомстве с новой темой многие обучающиеся испытывают тревогу и пассивность, в целом испытывают дефицит познавательной мотивации. Короткий рассказ о том, как ровесник применил изучаемое знание на практике, может повысить интерес и снять напряжение, что и будет указывать на эффективность сторителлинга. Разработанный чат-бот переносит такие истории в привычный для обучающихся мессенджер, создавая приватный и психологически безопасный канал: материал воспринимается как личностно значимый, а не как внешнее требование для изучения. Платформа Bothunter делает реализацию недорогой и технически доступной для школ; при расширении функционала обучающиеся смогут добавлять собственные истории, а педагогу остается лишь модерация и выдача ссылки перед новой темой. Таким образом нами предложена структура чат-бота с использованием метода сторителлинга, направленная на повышение познавательной мотивации обучающихся.