Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

INTERACTIVE METHODS OF MOTIVATION FORMATION FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY AMONG COLLEGE STUDENTS

Priyatkina N.Y. 1 Mikhaylov A.A. 2
1 Ivanovo State University, Shuya branch, Shuya
2 Ivanovo State University, Shuya branch, Shuya
The attitude of college students to the process of obtaining professional pedagogical education largely determines the motivation for future professional activity. The development of cognitive interest, activity and creative self-realization of students is facilitated by the inclusion of interactive teaching methods in the organization of the educational process of the college. The purpose of the study: to study the influence of interactive teaching methods on the motivation of students of pedagogical specialties of the college for future professional activity. The article presents the results of an empirical study of motivation for educational activity and motivation for professional activity of college students - future teachers using the methods of "Motivation of educational activity" (A.A. Rean, V.A. Yakunin, as modified by N.Ts. Badmaeva), and the method of "Motivation of professional activity" (K. Zamfir as modified by A. Rean), the content and technique of using interactive techniques: modeling, thematic quests, intellectual warm-ups, clusters, cases, interactive lectures, crossens during the study of the disciplines of the general professional cycle "Pedagogy" and "Correctional and special pedagogy". Analysis of the results of experimental work showed positive dynamics in the development of educational and cognitive, communicative, professional, social motives and motives for creative self-realization of college students - future teachers, which indicates a significant impact on the motivation for future professional activity of the use of interactive techniques in the learning process. Interactive techniques helped to reveal the meaning of the chosen profession, design a positive model of future professional activity, and emphasize the relationship between theory and practice in the professional training of a future specialist.
educational motivation
motivation for professional activity
motivation formation
interactive techniques
students at pedagogical college

Введение

Мотивация к будущей профессиональной деятельности является основной частью структуры профессионального становления личности будущего специалиста и может быть представлена системой познавательных, профессиональных и личностных мотивов, вызывающих желание к освоению профессии. И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и В.А. Сластенин рассматривали мотивацию к профессии «Учитель» как педагогическую направленность личности. Именно личностное отношение к профессии и мотивы, побуждающие ее выбор, выступают как ключевые компоненты, которые обуславливают успех профессионального обучения [1, 2]. Т.Н. Князева отмечает, что низкий уровень сформированности профессиональной мотивации у выпускников педагогических учебных заведений становится причиной значительных недостатков в профессиональной деятельности учителя, «связанных с деформацией, а иногда и «стагнацией отдельных компонентов и деятельности в целом, потерей ее ценностно-смысловых ориентиров, традиционной ориентацией на формальные результаты деятельности» [3]. Положительная мотивация к будущей профессиональной деятельности позволяет студенту успешно адаптироваться в учебном заведении, погрузиться в процесс обучения, определиться с траекторией получения образования и перспективами построения своей будущей карьеры. Но, как показывает практика, многие абитуриенты чаще всего поступают в колледжи с низким уровнем обученности, учебной мотивации, а также несамостоятельным или неосознанным решением в выборе профессии. В соответствии с классификацией мотивов выбора профессии В.П. Каитовым выделены типы профессиональной мотивации [4]: доминантный, характеризующийся устойчивым интересом к профессии; ситуативный, включающий высокое влияние жизненных обстоятельств, и конформистский, отвечающий за внушающее влияние со стороны ближайшего социального окружения (мнение родителей, друзей и др.). Наиболее результативное профессиональное образование студента в колледже может быть только при высоко сформированном уровне профессиональной мотивации. С.М. Йулдашева, А.А. Гамова выявили зависимость профессиональной мотивации будущего специалиста от профессиональных взглядов, отношений, позиций, а также эмоций, чувств и профессиональных качеств индивидуума [5, 6]. К несформированности учебно-профессиональной мотивации, отсутствию интереса к обучению приводят устаревшие методики и техники преподавания в системе профессионального образования.

Среднее профессиональное образование как один из ранних этапов профессионализации дает толчок развитию прежде всего познавательной мотивации. А.В. Давыдова считает необходимым проводить систематическую работу по развитию профессионального интереса студентов с опорой на их мотивы профессионального выбора, что в дальнейшем обеспечит успешность решения профессиональных задач [7]. Г.Д. Комиловой, А.В. Акимовой проведен анализ мотивов профессионально-педагогической деятельности студентов с точки зрения их значимости. Доминирующим у студентов является интерес к практическим педагогическим делам, к механическому копированию достижений передового педагогического опыта и педагогических технологий [8, 9]. Поэтому в образовательный процесс будущих педагогов в колледже необходимо включать интерактивные приемы, способствующие повышению уровня познавательного интереса и профессиональной мотивации. Значимость применения интерактивных приемов определяется тем, что они направлены на развитие активности и личной инициативы студентов. Интерактивность усиливает интерес студентов к теме занятия, изучаемой дисциплине и будущей профессиональной деятельности студентов; способствует эффективному усвоению учебного материала; развивает коммуникативную и творческую составляющие будущего учителя. И.Н. Агеев, Г.К. Нуркенова отмечают, что при использовании интерактивных приемов «на первый план выходят диалогические формы общения между преподавателем и студентами по совместному поиску решений», тем самым повышается познавательная активность студентов [10, 11]. Р.Ф. Мурзабаева и М.Ю.Солощенко определили влияние интерактивных приемов на повышение эффективности образовательного процесса [12]. Б.Б. Муминов подчеркивает значимость использования интерактивных методов в формировании комплексных компетенций по будущим профессиональным специальностям [13].

Цель исследования – изучить влияние интерактивных приемов обучения на мотивацию студентов педагогических специальностей колледжа к будущей профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

В эмпирическом исследовании приняли участие 45 студентов 3 курса образовательной программы 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» ГАПОУ «Городецкий губернский колледж».

Методами исследования стали теоретический анализ научной литературы, обобщение, эксперимент, сравнение. Опрос проводился с помощью Яндекс Формы с использованием методики «Мотивация учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин, в модификации Н.Ц.Бадмаевой), методики «Мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана).

Результаты исследования и их обсуждение

Предметом нашего исследования стали интерактивные приемы, способствующие развитию учебно-познавательных, коммуникативных, социальных, профессиональных мотивов и мотивов творческой самореализации. Учебно-познавательные мотивы связаны с внутренним содержанием процесса обучения и выражаются в желании успешно учиться, быть постоянно готовым к очередным занятиям, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», приобрести глубокие и прочные знания, получить интеллектуальное развитие. Профессиональные мотивы включают желание стать высококвалифицированным и компетентным специалистом в данной профессиональной сфере, чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, использовать все задатки и способности в выбранной профессии. Эти мотивы способствуют активной работе студентов на учебных занятиях, изучeнию специальной и дoпoлнительной литерaтуры, выпoлнению зaдaний творческого характера [14]. Коммуникативные мотивы способствуют успешному и плодотворному общению, развитию речевой культуры, установлению необходимых профессиональных контактов, уважению со стороны одногруппников. Мотивы творческой самореализации предполагают значимость для студента нового, интересного и нешаблонного. Социальные мотивы определяют практико-ориентированный подход к процессу обучения, учет зависимости материальной составляющей будущей профессиональной деятельности и уровня продвижения в карьере от уровня полученных в колледже знаний, умений и навыков, признание социальной значимости своей профессии [15].

Первым этапом эмпирического исследования стал опрос о профессиональных планах студентов после завершения обучения в колледже. Среди опрошенных лишь 33,3 % планируют после завершения обучения в колледже работать в системе образования. Можно предположить, что у этих студентов в наибольшей степени развиты профессиональные мотивы. Планируют поступление в вуз 44,4 % студентов, что свидетельствует о том, что у этой части студентов в наибольшей степени развиты учебно-познавательные мотивы, и 22,3 % планируют работать в другой сфере, следовательно, для этой части студентов ключевым мотивом было получение среднего образования, и, поступив в колледж, они вынуждены завершить процесс обучения в нем. Эти студенты не связывают свою будущую трудовую деятельность со сферой образования, а диплом о среднем профессиональном образовании является лишь отправной точкой для построения профессиональной карьеры.

Вторым этапом эмпирического исследования стало изучение мотивов учебной деятельности студентов педагогического колледжа по методике А.А. Реан, В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Студентам необходимо было оценить приведенные мотивы учебной деятельности по значимости: 5 баллов соответствуют максимальной значимости, 1 балл соответствует минимальной значимости. После математической обработки ответов студентов были получены следующие данные: средний показатель учебно-познавательных мотивов составил 4,2; коммуникативных мотивов – 3,97; профессиональных мотивов – 4,2; мотивов творческой самореализации – 3,59; социальных мотивов – 3,8. Для изучения мотивов профессиональной деятельности была использована методика «Мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана). Вес внутренней положительной мотивации студентов педагогического колледжа составил 3, вес внешней положительной мотивации – 4; вес внешней отрицательной мотивации – 3,5. Получилось соотношение ВПМ > ВОМ > ВМ: для будущих педагогов значимым является заработок и социальный престиж, чтобы было меньше претензий к выполняемой работе, и в меньшей степени они в настоящий момент рассматривают возможность самореализации именно в педагогической деятельности. Исходя из полученных результатов, был сделан вывод, что в образовательный процесс необходимо включать приемы обучения, способствующие развитию учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов колледжа – будущих педагогов.

В ходе опытно-экспериментальной работы были подобраны интерактивные приемы и адаптированы к процессу обучения студентов педагогического колледжа. Интерактивные приемы применялись при изучении дисциплин «Педагогика» и «Коррекционная и специальная педагогика» в течение одного учебного года. Для развития коммуникативных мотивов при изучении темы «Контрольно-оценочная деятельность учителя» использовался прием «Аквариум» – группа студентов делится на две подгруппы, образуя два круга: внутренний и внешний. Студенты внутреннего круга – активные участники, их роль заключается в решении педагогического кейса. За их деятельностью наблюдают студенты внешнего круга, задачей которых является выявление лидера в данной группе, как проявил себя лидер, какой способ взаимодействия он выбрал, как управлял группой, как взаимодействовали участники группы, какие групповые эффекты можно было наблюдать, какие способы влияния были продемонстрированы. При проведении итоговых занятий по темам «Обучение как часть целостного педагогического процесса», «Воспитание как часть целостного педагогического процесса» использовался прием «Квест»: группа студентов была разделена на команды, которые перемещались по площадкам и выполняли тематические задания теоретического и практического характера. Данный прием позволил обобщить и систематизировать полученные знания, повысить интерес к изучаемой дисциплине.

Для развития профессиональных мотивов использовался прием «Займи позицию!» – работа начиналась с постановки дискуссионного вопроса, включающего в себя противоположные и взаимоисключающие вопросы. Например: «Вы за или против использования инновационных приемов на уроках?» Студенты определяются с ответом и кооперируются с группой единомышленников. Прием применялся при изучении темы «Инновационная педагогика». Для развития учебно-познавательных мотивов использовалась «Интеллектуальная разминка», команды студентов характеризовали конкретное педагогическое понятие на практическом занятии по схеме Что? Где? Как? Когда? Зачем? Прием апробирован при изучении темы «Основные понятия дидактики». Прием «Кластер» позволил студентам установить взаимосвязь ключевых понятий темы. Этот прием способствовал развитию памяти, пространственного и логического мышления. Работа по составлению кластера осуществлялась как индивидуально, так и в подгруппах. Данный прием использовался авторами при изучении темы «Методы исследования в педагогике». Для развития социальных мотивов использовался прием «Спарринг-партнерство»: в рамках данного приема студенты были соперниками в парной работе, выполняя практические задания, решая ситуационные задачи, по заранее подготовленному алгоритму, разработанному педагогом. Прием прошел апробацию при изучении темы «Основные понятия коррекционной и специальной педагогики». При изучении темы «Сущность, виды и причины неуспеваемости обучающихся» активно использовались кейсы с ситуациями из реальной образовательной практики. При изучении темы «Целостный педагогический процесс» использовался прием «Кроссенс», в ходе которого студенты устанавливали смысловую взаимосвязь между тематическими изображениями. В качестве самостоятельной работы студентам предлагалось самим составить кроссенс и продемонстрировать его на занятии. При изучении темы «Инновационная педагогика» интерес студентов вызвал прием «Крестики-нолики». Для развития мотивов творческой самореализации использовался прием «Моделирование»: студенты сами добывают информацию о предмете (явлении) и составляют модель. Данный прием использовался при изучении темы «Возникновение и развитие педагогики». При использовании приема «Лабиринт» студентам предлагается решить задачу (например, педагогическую, ситуационную, проблемную), параллельно с этим они получают ряд верных и неверных вариантов решения задачи. Пользуясь разными путями по лабиринту, студенты находят верные варианты решения задачи (один или несколько). Именно так студенты приближаются к обозначенной цели. Прием использован при изучении темы «Методы и приемы воспитания».

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику в развитии всех групп мотивов учебной деятельности студентов: показатель учебно-познавательных мотивов составил 4,6; коммуникативных мотивов – 4,2; профессиональных мотивов – 4,5; социальных мотивов – 4,3; Наибольшее изменение произошло в мотивах творческой самореализации студентов, средний показатель проявления мотива составил 4,6, что свидетельствует о результативности комплекса интерактивных приемов, способствующего творческому развитию студентов, проявить свои умения и знания в получаемой профессии. Изменения произошли и в мотивах профессиональной деятельности: вес внутренних мотивов увеличился с 3 до 4,3, вес внешней положительной мотивации и вес отрицательной мотивации остались неизменными. Таким образом, соотношение показателей ВМ > ВПМ > ВОМ изменилось, и у студентов стала преобладать внутренняя мотивация, связанная с профессиональной самореализаций именно в области педагогической деятельности, что также свидетельствует о позитивном влиянии применения интерактивных приемов.

Заключение

Мотивация к профессиональной деятельности студентов среднего профессионального образования основывается в первую очередь на удовлетворении потребностей в той учебной деятельности, которую они выполняют непосредственно в данный момент. Важным компонентом образовательного процесса в педагогическом колледже является изучение мотивов профессионального выбора студентов, их склонностей, интересов и способностей, конструирование профессионального будущего. Развитию профессиональной мотивации студентов способствует применение интерактивных приемов. Эти приемы позволили раскрыть смысл выбранной профессии, спроектировать положительную модель профессиональной деятельности, подчеркнуть взаимосвязь теории и практики в профессиональной подготовке будущего учителя.