Введение
Педиатрия как медицинская дисциплина радикально отлична от медицины взрослых, так как представляет сочетание медицины болезней и медицины развития [1]. Таким образом, в формировании заболеваемости детей имеет значение не только поражение конкретных органов и систем, но и особенности развития ребенка.
Под развитием понимают: 1) созревание организма, функции, способности в ходе онтогенеза, контролируемое генетическими и конституциональными факторами; 2) прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации, подразумевающее положительный характер прогресса, увеличение эффективности функционирования; это значение обычно предполагается в таких фразах, как развитие человека, социальное развитие, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие и т.д., и не подразумевает генетического смысла, а скорее связано с факторами окружающей среды (научение, питание и т.д.) [2].
Ранее было отмечено наличие гендерных особенностей развития нервной системы, поведения, когнитивных функций, а также формирования заболеваний нервно-психической сферы у детей [3].
Последнее крайне актуально, так как по данным аналитического доклада ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» на 1.01.2019 психические расстройства и расстройства поведения составляют 24,3 %; болезни нервной системы – 23,2 % среди причин инвалидности у детей. Значительное место в этой структуре занимают болезни развития и соотношение мальчиков и девочек с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью составляет 2–10:1; синдромом Жиля де ла Туретта – 3–6:1, кондуктивным расстройством – 10:1, дислексией – 1,7–2:1; специфическим расстройством речи – 2–3:1; ранним детским аутизмом – 4:1, синдромом Аспергера – 11:1 [4].
Следовательно, наиболее раннее выявление отклонений в неврологическом статусе и поведении младенца становится актуальной проблемой как для диагностики, так и определения прогноза нервно-психического развития ребенка [5–7]. Первичная клиническая оценка нервно-психической сферы затруднена наличием у новорожденного ребенка разнообразных адаптационных состояний со сложной динамикой, противоречивой интерпретацией выявленных знаков, существенным влиянием как эндогенных факторов, так и факторов внешней среды на неврологические и поведенческие процессы [8–10]. Рутинная оценка неврологического статуса новорожденного не позволяет преодолеть эти проблемы, и ее диагностическая и прогностическая ценности крайне невелики [11–13].
Цель исследования – выявление половых особенностей раннего психомоторного развития детей низкого уровня риска от 3 месяцев до 3 лет.
Материалы и методы исследования
Проведено проспективное наблюдение за детьми от 3 месяцев до 3 лет. Комплексное исследование осуществлено на первом году жизни один раз в 3 месяца, далее один раз в 6 месяцев. Изначально обследовано 43 ребенка в условиях амбулаторного приема и отделения патологии новорожденных в возрасте от 1 до 54 недель постменструального возраста (ПМВ). В соответствии с полом выделены две группы: в группу I вошли 18 младенцев женского пола, в группу II – 25 мужского пола.
Условия включения: отсутствие у младенца документированных гипоксии и гипоксически-ишемической энцефалопатии, грубых отклонений в течение беременности и родов, наличия тяжелых соматических заболеваний и пороков развития. Условия исключения: подтвержденные комплексным клинико-лабораторным обследованием поражения нервной системы, тяжелые соматические заболевания и пороки развития у детей.
Анализ пре- и перинатального периодов проведен с применением шкал оптимальности течения беременности и родов с балльной оценкой значимости факторов, изучены антропометрические показатели при рождении, оценка по шкале Апгар через 1 и 5 мин.
Все дети прошли рутинные соматоневрологическое и лабораторное обследования по общепринятым методикам [9, 14, 15]. Выделение и верификация клинических синдромов перинатального поражения мозга осуществлялись в соответствии с классификацией перинатальных поражений нервной системы у новорожденных. В качестве нейровизуализации использована чрезродничковая краниальная ультрасонография (НСГ) по методике К.В. Ватолина [16].
Характер генерализованных движений (GMs – general movements) оценивался по видеозаписи, осуществлявшейся в стандартизированных условиях в состоянии спокойного бодрствования младенца в течение 10 мин, камерой установленной сагиттально или справа на расстоянии 1 м от кроватки или кювеза. Оценка движений проводилась сертифицированным участником исследования (А.Б. Пальчик) по принципам Geschtalt-perception c анализом качества, амплитуды движений, их плавности, элегантности, комплексности, начала и завершения движений, наличия или отсутствия тремора [9, 17, 18].
Статистический анализ выполнен с помощью пакета прикладных программ. Использованы описательная статистика с подсчетом средних арифметических величин (M) и стандартных отклонений (SD), границ 95 % доверительного интервала (95 % ДИ), а также расчет медианы (Ме) и квартилей (Q1; Q2) при отсутствии нормального распределения данных. Статистическая значимость различий рассчитывалась с использованием U-критерия Манна – Уитни, для установления связи между двумя категориальными переменными применялся хи-квадрат Пирсона. Статистически значимое значение p < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Группы наблюдения были сопоставимы по ПМВ, балльной оценке шкал оптимальности беременности и родов, массе, длине тела, оценке по шкале Апгар (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика групп наблюдения на старте исследования (M±2m)
Группы наблюдения
Параметры |
Группа I (женский пол) (n = 18) |
Группа II (мужской пол) (n = 25) |
p (U-критерий Манна – Уитни) |
Шкала оптимальности течения беременности (баллы) |
70,87±13,18
|
73,63±16,43 |
0,538 |
Шкала оптимальности течения родов (баллы)
|
54,54±23,43
|
75,52±21,83
|
0,051
|
ПМВ |
39,50±1,54 |
39,45±1,73 |
0,846 |
Масса при рождении |
3514, 31 ±556,01 |
3374,75 ± 552,73 |
0,391 |
Длина при рождении
|
52,52± 2,43 |
51,71± 2,64 |
0,701 |
Оценка по шкале Апгар 1 мин. |
7,96 ± 0,43 |
7,95 ± 0,49 |
0,929 |
Оценка по шкале Апгар 5 мин. |
8,82 ± 0,48 |
8,86 ± 0.36 |
0,775 |
Примечание. * – различия показателей статистически значимы (p < 0,05).
Источник: составлено авторами.
Большинство из оставшихся детей, включенных в группы наблюдения (9 девочек и 13 мальчиков), имели гипербилирубинемию. Концентрация билирубина не достигала критических цифр при поступлении в стационар на 4–5-е сутки после рождения (196,9 [159,40; 232,60] мкммоль/л и 237,15 [203,65; 268,90] мкммоль/л соответственно в группах наблюдения I и II). Гипербилирубинемия носила транзиторный характер, протекала доброкачественно. При этом общее состояние детей не страдало, часть из них получала фототерапию. По 5 младенцев в обеих группах наблюдения в неонатальном периоде перенесли вирусные инфекции, 7 младенцев в неонатальном периоде являлись условно здоровыми, поводом включения в группу наблюдения явилось добровольное желание родителей участвовать в исследовании (табл. 2).
Таблица 2
Клиническая характеристика групп наблюдения
Группы наблюдения Клинический диагноз |
Группа I Ж (n = 18) |
Группа II М (n = 25) |
χ2 |
Условно здоровые дети |
2 |
5 |
1,40 |
Неонатальная гипербилирубинемия |
9
|
13 |
0,09
|
Вирусные инфекции (ринит, ринофарингит, коньюнктивит) |
5 |
5 |
0,57 |
Другие расстройства системы пищеварения в перинатальном периоде (P78). |
2 |
1 |
0,09 |
Перелом ключицы |
0 |
1 |
0,67 |
Примечание. * – различия показателей статистически значимы (p < 0,05).
Источник: составлено авторами.
Рутинная оценка неврологического статуса в течение всего неонатального периода не выявила отклонений у 16 младенцев в группе I и у 23 в группе II. У 2 младенцев женского пола и 2 младенцев мужского пола имели место преходящие изменения мышечного тонуса.
Анализ параметров НСГ, осуществленной в неонатальном периоде, свидетельствовал об отсутствии морфологических изменений у большинства младенцев. Без статистически значимой разницы различий в обеих группах наблюдения имело место повышение эхогенности в перивентрикулярных зонах, расширение ликворных пространств и субэпендимальные кисты (табл. 3).
Таблица 3
Результаты нейросонографии у младенцев групп наблюдения в неонатальном периоде
Группы наблюдения
Результаты НСГ |
Группа I Ж (n = 18) |
Группа II М (n = 25) |
χ2 |
Норма |
8 |
13 |
0,797 |
Повышение эхогенности в перивентрикулярных зонах |
3 |
6 |
0,569 |
Субэпендимальные кисты |
4 |
3 |
0,543 |
Расширение ликворопроводящих путей
|
3 |
3 |
0,869 |
Примечание. * – различия показателей статистически значимы (p < 0,05).
Источник: составлено авторами.
К 56 неделям ПМВ лишь 5 младенцев имели расширение ликворных пространств на НСГ без формирования каких-либо клинических синдромов, у остальных детей параметры НСГ расценивались как нормальные.
Таким образом группы наблюдения были идентичны по исходным клиническим характеристикам. Все младенцы относились к группе низкого риска по формированию психоневрологических нарушений.
Анализ семейного анамнеза выявил в единичных наблюдениях наличие ближайших родственников с заиканием (n = 1), эпилептической энцефалопатией (n = 1), биполярным расстройством (n = 1), тугоухостью (n = 1), моторной дисфазией (n = 1), юношеской миоклонической эпилепсией (n = 1), глиомой зрительного нерва и хиазмы (n = 1).
Запись fidgety проведена в сроки от 48 до 56 недель ПКВ. Средний ПКВ в группе I составил 50,79±2,84 недель, в группе II – 51,36±3,22 недели.
Качественные характеристики fidgety представлены в табл. 4.
Таблица 4
Данные GMs fidgety у обследованных детей
Характеристика движений GMs fidgety |
Варианты параметров движений GMs fidgety |
Группа I Ж (n = 18) |
Группа II М (n = 25) |
χ2 |
|
1 |
Fidgety |
нормальные |
14 |
22 |
0,788 |
ненормальные |
4 |
3 |
0,450 |
||
отсутствуют |
0 |
0 |
|
||
2 |
Дополнительный репертуар |
соответствует возрасту |
14 |
19 |
0,960 |
уменьшен |
4 |
6 |
0,740 |
||
отсутствует |
0 |
0 |
|
||
3 |
Качество других движений |
N > A |
17 |
21 |
0,794 |
N = A |
0 |
3 |
0,150 |
||
N < A |
1 |
1 |
0,819 |
||
4 |
Поза |
N > A |
17 |
25 |
0,897 |
N = A |
1 |
0 |
0,245 |
||
N < A |
0 |
0 |
|
||
5 |
Характер движений |
плавные и свободные |
13 |
21 |
0,747 |
ненормальные, но не судорожно-cинхронизированные |
5 |
4 |
0,451 |
||
судорожно-синхронизированные |
0 |
0 |
|
||
Оценка оптимальности движений (Баллы Ме [Q1 –Q₃]) |
28,00 [24,00; 28,00 ] |
28,00 [26,00; 28,00] |
0,447
|
Примечание. * – различия показателей статистически значимы (p < 0,05).
Источник: составлено авторами.
Итоговая балльная оценка оптимальности движений по группам показывает статистически значимое высокие значения и не имеет гендерных различий.
Однако выделены отдельные субшкалы протокола с неоптимальными вариантами, в частности: ненормальные GMs fidgety, ненормальный характер движений, но не судорожно-синхронизированный, уменьшение дополнительного репертуара и неоптимальное качество других движений.
Проспективное наблюдение за детьми выявило следующие особенности развития.
К 36 месяцам большинство детей (12 девочек и 15 мальчиков) были здоровы и имели типичные темпы развития (табл. 5).
Ведущим отклонением в развитии и неврологическом статусе была моторная дисфазия, сформировавшаяся у 4 девочек и 6 мальчиков.
Таблица 5
Особенности развития детей в возрасте 3 лет
Группы наблюдения Клинические синдромы |
Группа I Ж (n = 18) |
Группа II М (n = 25) |
χ2
|
Здоровые |
12 |
15 |
0,743 |
Простые моторные тики |
1 |
2 |
0,829 |
Моторная дисфазия развития (МДР) |
4 |
6 |
0,561 |
Нарушение ритма и темпа речи судорожного характера (заикание) |
0 |
1 |
0,421 |
Аффективно-респираторные приступы |
0 |
1 |
0,421 |
Нарушение пищевого поведения |
1 |
0 |
0,421 |
Примечание. * – различия показателей статистически значимы (p < 0,05).
Источник: составлено авторами.
Анализ развития и неврологического статуса детей, имевших девиантные показатели по субшкалам протокола оценки GMs fidgety, показал, что в группе II моторная дисфазия развивалась достоверно чаще при низких показателях субшкал дополнительного репертуара GMs fidgety (р ≤ 0,012), качества других движений (р ≤ 0,037) и наличия ненормальных, но не судорожно-синхронизированных движений (р ≤ 0,037).
Отмечено статистически значимое более частое формирование простых моторных тиков у мальчиков при наличии ненормальных GMs fidgety (р ≤ 0,002), уменьшении дополнительного репертуара движений (р ≤ 0,033), снижении качества других движений (р ≤ 0,006) и изменения характера движений (р ≤ 0,002).
Оценка прогностической ценности по отдельным шкалам показывает, что уменьшение дополнительного репертуара имеет положительную прогностическую ценность 50 %, отрицательную – 88,9 %; поза – 6,3; 100 %, характер движений – 18,8; 92,6 %; качество движений 25; 96,3 %; соответственно.
Следовательно, изучение эндогенно модулируемых спонтанных движений в период 48–60 недель демонстрирует высокую (близко к абсолютной) отрицательную прогностическую ценность (определение благоприятного исхода) с невысокой положительной прогностической ценностью (определение неблагоприятного исхода) в отношении формирования негрубых психоневрологических расстройств у детей.
Полученные результаты свидетельствует, что характер GMs в меньшей степени предсказывают развитие негрубых неврологических расстройств, чем детского церебрального паралича, синдрома дефицита внимания и расстройств аутистического спектра и ряда других заболеваний, как это было показано ранее [19].
Тем не менее комплексное обследование детей первых трех лет низкого уровня перинатального риска при рождении, показало связь девиации в количественных и качественных показателях спонтанной двигательной активности fidgety с формированием моторной дисфазии и простых тиков.
В соответствии с концепцией GMs, они возникают с 8 недель гестации как результат действия центральных (эндогенных) паттерн-генераторов и являются одной из первичных форм нервной деятельности. Особое значение имеют GMs в период «основной неврологической трансформации» (48–60 недель ПКВ), когда они приобретают характер fidgety (ерзанье, суета). В этот период происходят основополагающие изменения в структуре, функции нервной системы и поведении младенца, предопределяющие его дальнейшее психомоторное развитие [20].
Заключение
Полученные результаты демонстрируют связь девиаций в количественных и качественных показателях fidgety c развитием моторной дисфазии и простых тиков преимущественно у мальчиков, что позволяет предположить наличие полового диморфизма на ранних этапах онтогенеза, что в дальнейшем может определять специфичность нервно-психических заболеваний в зависимости от пола.