Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING STUDENTS-FUTURE CLASSROOM TEACHERS IN HIGHER EDUCATION

Kalatskaya N.N. 1
1 Kazan (Volga Region) Federal University
For quality training of students-future classroom teachers it is necessary to search for new ways of planning and conducting training sessions. The aim of the study is to present effective technologies of interactive learning in the process of training students - future classroom teachers (by the example of the academic discipline «Theory and Practice of Education». In the article, the author describes in detail the interactive technologies, forms and methods that he applies in the process of studying individual topics of the academic discipline «Theory and Practice of Education». In order for students to master the professional terminology in the field of theory and methods of education (principles of education, methods of education, forms of education, means of education, etc.) the author suggests using the method «Content analysis», group work «Television advertising». The technique «Model Fraye» allows to study the essential characteristics of definitions with the help of visualization of these characteristics, to reveal the mechanisms and algorithm of functioning of the concept under consideration. Interactive technology «Traffic Light» allows students to form analytical skills (by the example of analyzing the errors that are made when conducting an educational event). Verification of the effectiveness of the application of interactive technologies in the process of training of students - future classroom teachers was carried out in the course of a survey of students (63 people) who were trained in the course. Students believe that the interactive technologies, forms and methods used by the teacher in the classroom, contributed to a deep understanding of the educational material, their application in pedagogical practice, increased cognitive activity and motivation of learning, contributed to the development of significant skills and qualities necessary for a classroom teacher: organizational, oratorical, creative, communicative.
interactive learning technologies
interactive teaching methods
interactive forms of learning
students
future classroom teachers
academic discipline
theory and practice of education
learning process

Введение

Подготовка будущего педагога, как правило, включает не только предметную, но и воспитательную составляющую. Это объясняется тем, что традиционно российские учителя-предметники совмещают должность классного руководителя с образовательной деятельностью. Для того чтобы подготовить будущих учителей к деятельности классного руководителя, в вузах организуется процесс изучения педагогических дисциплин и посещение педагогических практик. Теоретическая подготовка будущих классных руководителей включает в себя знания основ педагогики, возрастные особенности развития личности школьников, основы теории и методики воспитания, воспитательных технологий и т.д. В связи с этим в учебных планах вузов, занимающихся подготовкой педагогических кадров, всегда присутствовала дисциплина «Теория и методика воспитания». Анализ литературы показал, что вопрос применения интерактивных технологий в процессе подготовки студентов – будущих классных руководителей на учебной дисциплине «Теория и практики воспитания» недостаточно изучен [1-3].

Цель исследования - представить эффективные технологии интерактивного обучения в процессе подготовки студентов - будущих классных руководителей (на примере учебной дисциплины «Теория и практики воспитания»).

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. В опросе приняли участие 63 студента второго курса, обучающиеся по направлению подготовки «44.03.05 Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). В данном исследовании автор использовал методы: анализ научной и методической литературы, синтез, обобщение, опыт работы преподавателя, опрос (в форме анкетирования).

Результаты исследования и их обсуждение

С внедрением новых стандартов ФГОС ВО (3++) в Казанском (Приволжском) федеральном университете в обязательную часть образовательных программ (воспитательный модуль), осуществляющих подготовку специалистов по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.05.03 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, была введена дисциплина «Теория и практики воспитания». Данная дисциплина изучается на 2 курсе (3 или 4 семестр, в зависимости от профиля подготовки) в количестве 3 з.е. (108 ч). Помимо будущих учителей-предметников, данный курс в обязательном порядке изучают будущие педагоги-психологи, которые должны уметь давать психологический анализ воспитательного мероприятия, заниматься просветительской работой. А также социальные педагоги, поскольку им необходимо знать, как строится воспитательный процесс в школе. В процессе изучения данной дисциплины студенты не только знакомятся с профессиональной терминологией (воспитание, подход к воспитанию, модели воспитания, типы и виды воспитания, законы и закономерности воспитания, принципы и правила воспитания, методы воспитания, средства воспитания, формы воспитания, направления воспитания и др.), но и учатся применять данные понятия на практике. Например, студенты должны знать, как пишется конспект внеклассного мероприятия, как проводится воспитательное мероприятие; овладеть всеми компетенциями, видами деятельности классного руководителя в современной школе.

Для качественной подготовки будущих специалистов требуется поиск новых способов планирования и проведения учебных занятий [2], использование потенциала учебных дисциплин для формирования у студентов компетенций и личностных качеств, необходимых для реализации классного руководства, поиск вариантов подготовки будущих учителей к деятельности классного руководителя в процессе изучения педагогических дисциплин [1]. Ученые считают, что использование интерактивных технологий в процессе преподавания повышает у студентов познавательную активность, мотивацию учения, умения работать в группах, продуктивно общаться друг с другом на занятиях [4].

Исследованиями по проблеме внедрения интерактивных технологий и использования их в учебно-воспитательном процессе занимались такие исследователи, как А.Н.Алехин [5], Н.В.Провоторова [6], Д.П.Тимошина [7] и др. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий преподавателя и обучающегося как субъектов учебной деятельности. Одной из форм реализации технологий интерактивного обучения выступает групповая форма (работа в группе). Различают разнообразные методы и приемы применения технологий интерактивного обучения, а их количество каждым годом только увеличивается [8].

Применение интерактивных технологий обучения меняет традиционный формат проведения занятия, требует от преподавателя соблюдать основные элементы интерактивной методики: подготовить студентов к активному восприятию учебного материала, отобрать содержание учебного материала, подобрать соответствующие вопросы и творческие задания, подобрать различные интерактивные формы организации обучения, интерактивные методы обучения.

Остановимся на некоторых интерактивных формах и методах преподавания, которые положительно себя зарекомендовали, по мнению автора, при изучении отдельных тем по курсу «Теория и практики воспитания».

Поскольку будущий классный руководитель должен овладеть профессиональной терминологией в области теории и методики воспитания (принципы воспитания, методы воспитания, формы воспитания, средства воспитания и т.д.), необходимо формировать у студентов знания и опыт применения терминологии в учебном процессе. С этой целью можно применить следующие интерактивные формы и методы обучения.

Групповая работа «Телевизионная реклама». Данную форму организации обучения можно применять при изучении темы «Принципы воспитания». Под принципами воспитания принято понимать общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Выделяют различные классификации принципов воспитания, которые реализуются через правила.

Важность изучения данной темы заключается в том, что характер поведения педагога или классного руководителя, стратегия его деятельности, мотивы регулируются данными принципами воспитания. Именно на принципы воспитания должен опираться педагог при решении важных воспитательных задач; они регулируют характер поведения педагога или воспитателя, стратегию его деятельности, мотивы его действий. Важно, чтобы студент понимал суть каждого принципа, чтобы в дальнейшем выстраивать свою воспитательную работу с классным коллективом с опорой на воспитательные принципы.

Продолжительность проведения: 1-1,5 часа.

Предварительная подготовка: студенты должны дома познакомиться с различными принципами воспитания и их правилами реализации (например, обратиться к рекомендуемым источникам, авторам).

Количество участников: студенты академической группы делятся на микрогруппы, в зависимости от количества изучаемых принципов воспитания.

Кто организует деятельность: преподаватель.

Методика проведения:

1 этап: после того как студенты поделились на группы, преподаватель предлагает каждой команде создать рекламный агитационный ролик по приему школьников в первый класс от лица администрации школы. Продолжительность ролика – не более 5-7 минут. В своем выступлении студенты должны отразить концепцию работы своей школы с опорой на предложенный принцип воспитания. В процессе изготовления ролика студенты могут использовать образы известных людей (педагогов, ученых и др.), создать слоган.

2 этап: работа студентов в группе (30-40 минут).

3 этап: выступление каждой группы с агитационным роликом.

Следующий интерактивный метод - «Контент-анализ». Это практический метод, направленный на изучение основных характеристик дефиниций, установления существенных признаков изучаемого понятия. Благодаря данному методу студенты осваивают термин, начинают разбираться в различных классификациях данного понятия. В дальнейшем студенты научатся выделять ключевое «рабочее понятие», формулировать авторское понятие, подбирать диагностический инструментарий. Автор адаптировал метод «Контент-анализ» для изучения понятия «метод воспитания».

Предварительная подготовка: студенты дома должны сделать подборку нескольких (5-10) определений метода воспитания (за последние 10-15-20 лет).

Форма реализации данного метода: индивидуальная, групповая.

Методика проведения:

1 этап: студенты должны заполнить таблицу 1. В первый столбик записывается ФИО автора определения (или указать источник), во второй столбик выписывается родовое понятие (слово или словосочетание, которое следует после понятия). В третий столбик помещаются характеристики термина.

Таблица 1

Пример заполнения таблицы «Методы воспитания»

Автор понятия

Родовое понятие (заполняется совместно со студентами)

Характеристики понятия

(заполняется совместно со студентами)

Исламова З.И.

Метод воспитания – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение воспитательной цели

способ взаимодействия

1) субъекты: воспитатель и воспитанники;

2) для чего: направлен на достижение воспитательной цели

Асипова Н.А., Ткачёва С.А.

Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение

способы взаимодействия

1) зависят от общественной формации (общественно обусловлены);

2) субъекты: взрослые и дети;

3) для чего: способствуют организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулируют их активность и регулируют поведение

Щукина Г.И.

Методы воспитания – это способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение воспитанников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельности и многообразных отношений

способы воздействия

1) имеет цель;

2) субъекты: педагоги и дети;

3) процесс: направлено на сознание, поведение воспитанников;

4) для чего: формирование необходимых качеств, обогащение опыта полезной деятельности и многообразных отношений

 

Харламов И.Ф.

Методы воспитания - это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования

совокупность способов и приемов

1) имеет специфику (отличаются друг от друга);

2) организует воспитательную работу (т.е. ее организуют преподаватели);

3) для чего: формирование личностных качеств;

4) процесс: развитие потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, выработка навыков и привычек поведения, его коррекция и совершенствование

Подласый И.П.

Методы воспитания - способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств

способ воздействия

1) процесс: направлен на сознание, волю, чувства;

2) субъекты: педагоги (явно не говорится) и воспитанники;

3) для чего: выработка заданных целью воспитания качеств

 

2 этап: обсуждение выполненной работы. Во-первых, студенты приходят к выводу, что данный термин трактуется по-разному. Метод, прежде всего, «инструмент» в работе классного руководителя, состоит из способов и приемов (например, «рассказ» может выступать приемом в методе «беседа»). Кроме того, важно акцентировать внимание студентов на том, что метод воспитания как «взаимодействие» подчеркивает «субъект-субъектные» взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса, а «воздействие» - «субъект-объектные» взаимоотношения.

Во-вторых, студенты должны обратить внимание на общие и отличительные характеристики данного понятия, которые выделяются авторами. Объединяющее начало данных терминов - субъекты (взрослые и дети). Причем методы воспитания всегда реализуются взрослыми. Некоторые авторы конкретизируют, что именно воспитатели, преподаватели реализуют методы воспитания. Н.А.Асипова, С.А.Ткачёва отмечают, что методы воспитания реализуют взрослые, что дает основание считать, что воспитание - общественное явление. Воспитанием подрастающего поколения занимаются не только педагоги-профессионалы, но и представители различных социальных институтов. Тем более, что Н.А.Асипова и С.А. Ткачёва в своем определении подчеркивают, что методы воспитания общественно обусловлены.

Анализ характеристик данной дефиниции позволяет сделать еще один важный вывод: методы воспитания отличаются целенаправленностью, т.е. направлены на решение воспитательных задач. Однако можно встретить и конкретизацию данной мысли, например: методы направлены на формирование личностных качеств и пр.

Интересный вывод можно сделать по поводу механизма реализации метода воспитания. Авторы считают, что метод воспитания направлен на сознание, поведение воспитанников (Щукина Г.И.); потребностно-мотивационную сферу, сознание учащихся и поведение (Харламов И.Ф.); сознание, волю, чувства (Подласый И.П.). Данный вывод в дальнейшем позволит обосновать авторские классификации методов воспитания и те признаки, которые заложены в них.

3 этап - выход на ключевое («рабочее») понятие. После того как был проведен анализ понятий, студенты приходят к пониманию того, какую формулировку можно считать наиболее полной и раскрывающей все важные характеристики.

Прием «Модель Frayer». Данный прием обучения можно использовать при изучении различных терминов, например «метод воспитания». А.М.Гайфутдинов, Т.В.Гайфутдинова [9] выделяют следующие элементы структуры метода воспитания: характер действий, последовательность их выполнения, результат применения метода. По мнению ученых, описание метода воспитания должно включать следующие элементы: цель метода воспитания; исходные данные (возраст учащихся и др. особенности); характер действий; действия (приемы метода) и последовательность их выполнения. Для того чтобы студенты умели дифференцировать компоненты любого метода воспитания, можно использовать на практических занятиях прием «Модель Frayer».

«Модель Fraye» (Dorothy Frayer) - прием обучения, направленный на изучение сущностных характеристик дефиниций, установления существенных признаков изучаемого понятия с помощью визуализации этих характеристик и признаков, а также выявление механизмов функционирования рассматриваемого понятия, выделение его основных компонентов, алгоритма функционирования. Данный прием можно применять в составе различных интерактивных методов и форм обучения.

Предварительная подготовка: студенты дома должны познакомиться с характеристиками методов воспитания. Например, этическая беседа, убеждение, создание воспитывающих ситуаций, упражнение и т.д.

Форма реализации данного приема: групповая.

Методика проведения:

1 этап - заполнение модели (рис.). На данном этапе студентам необходимо заполнить каждое из четырех полей модели:

- назначение данного метода (для чего применяется данный метод воспитания, цель);

- недостатки данного метода;

- деятельность классного руководителя (действия учителя при реализации данного метода, алгоритм его работы, приемы работы, требования к речи, мимике, пантомимике);

- деятельность обучающихся (действия обучающихся, их реакция на данный метод).

Для максимального и продуктивного включения студентов в работу можно их предварительно разделить на группы, а каждой группе предложить выбрать один из методов воспитания.

Прием «Модель Fraye»

2 этап - презентация модели. От каждой группы выбирается один студент, который представит составленную модель.

Интерактивная технология «Светофор» (Вяра Гюрова). Классный руководитель должен уметь организовывать воспитательные мероприятия. Для того чтобы научить студентов не совершать педагогические ошибки при проведении воспитательного мероприятия, можно использовать на практическом занятии интерактивную технологию «Светофор». Следует также отметить, что значимое место при подготовке студентов занимает работа по формированию значимых навыков, необходимых для организации деятельности классного руководителя (организаторские, ораторские, творческие, коммуникативные и т.д.). Данная технология способствует развитию у студентов организаторских, ораторских и коммуникативных навыков.

Цель интерактивной технологии «Светофор» - развитие аналитических навыков студентов, организация деятельности студентов на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества; обогащение индивидуального смысла за счет обмена, соотношения с другими смыслами в процессе групповой работы.

Студенту(ам) предлагается серия проблемных вопросов, посвященных одной теме. Обязательным условием реализации данной технологии является обсуждение каждого вопроса. Ответы студентов можно оценить следующим образом:

1. Правильно (полный ответ) - зеленый цвет.

2. Частично правильный (неполный ответ) - желтый цвет.

3. Неправильный ответ – красный цвет.

Ответы маркируются цветом (отсюда название – «Светофор»). Если цветных карандашей нет, то ответы можно заносить в виде плюсов (галочек, точек) в таблицу (например, как в таблице 2).

Предварительная подготовка: студенты дома должны познакомиться с учебным материалом. Преподаватель готовит раздаточный материал (табл. 2).

Таблица 2

Пример раздаточного материала к практическому занятию на тему «Педагогические ошибки в воспитательном мероприятии»

Информация для размышления

Полностью согласен

Согласен только при определенных условиях

Не согласен

При выборе формы воспитательной работы следует отталкиваться от интересов учащихся

 

 

 

Классный час - самая эффективная форма воспитательной работы

 

 

 

В подготовке воспитательного мероприятия должны участвовать обучающиеся

 

 

 

При составлении конспекта воспитательного мероприятия следует обращаться к журналам и книгам

 

 

 

Содержание воспитательного мероприятия должно соответствовать целям и задачам

 

 

 

Главная задача классного руководителя - провести занятие согласно намеченному конспекту

 

 

 

Чем больше проведет воспитательных мероприятия классный руководитель, тем лучше

 

 

 

Не важно, где проводишь воспитательное мероприятие, главное - с кем

 

 

 

Уместна ли пословица «Доброе начало - полдела откачало» в работе классного руководителя при проведении воспитательных мероприятий?

 

 

 

Продолжительность проведения: 1-1,5 часа.

Кто организует деятельность: преподаватель.

Форма реализации данной технологии: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методика проведения интерактивной технологии «Светофор»:

1 этап: студенты делятся на несколько групп и заполняют таблицу. Каждый вопрос обсуждается отдельно, затем принимается коллегиальное решение. Ответ фиксируется в виде галочки (плюсика) в соответствующем столбике. Время для работы 20-30 минут. Если в группе оказалось четное количество участников и их мнения разделились, то окончательное решение принимается с помощью жеребьевки!

2 этап: преподаватель предлагает каждой команде «по цепочке» представить ответы на каждый вопрос. Каждая команда может дополнить ответ оппонентов, поделиться своими мыслями.

3 этап: подведение итогов.

Метод контроля «Журнал-эстафета» (Крикунова Л.В.). Данный метод тематического контроля можно применять после изучения темы «Форма организации воспитательной работы». Данный метод позволяет не только проверить знания студентов по теме, но и сформировать у них творческие способности, навыки работы в группе, критическое мышление. Это также необходимо будущему классному руководителю.

Предварительная подготовка: студенты дома должны повторить учебный материал по теме «Форма организации воспитательной работы». Заранее студентов необходимо поделить на группы. Каждой группе дается название одной формы воспитания, например: викторина, брейн-ринг, соревнование, конкурс, турнир и т.д. Студентам необходимо составить журнал, посвященный данной форме воспитания. Страницы журнала лучше сообщить заранее, чтобы студенты могли подобрать дополнительный материал (кроме страницы «Ода знаниям»). Можно попросить студентов принести на занятие бумагу, цветные карандаши для оформления страниц журнала.

Продолжительность проведения: 3 часа (2 практических занятия).

Форма реализации данного метода: групповая.

Методика проведения:

1 этап: инструктаж. Преподаватель сообщает цели, задачи предстоящей работы, информацию о том, в каком формате необходимо будет оформить страницу журнала «Ода знаниям» (в виде кластера, таблицы, карты ума и пр.).

2 этап: работа в группах. Студенты оформляют журнал, состоящий из шести страниц:

1. Титульный лист (название данного раздела журнала в соответствии с избранной темой; аннотация раздела, основные понятия; иллюстрации, картинки, графики и т.д.).

2. Ода знаниям (изложение основного теоретического материала (в любой форме); выводы, доказательства, гипотезы и т.д.).

3. Сказка малышам (наглядное доказательство необходимости знаний для человека в виде сказки для малышей, комикса и т.д.).

4. Экспромт-сюрприз (дополнительный материал по заданной теме; занимательные истории, факты, неизвестные страницы).

5. Лирическая страничка (стихи, песни, баллады, посвящённые данной теме, или инсценировка ситуации).

6. Автограф на память (каждый участник группы оставляет свои личные впечатления по заданной теме).

3 этап: презентация журнала каждой группой. Оценивание выполненных работ.

Для проверки эффективности интерактивных технологий в образовательном процессе был проведен опрос студентов. Данные респонденты прошли обучение по дисциплине «Теория и практики воспитания» с применением вышеназванных интерактивных технологий. Студентам предлагалось перечислить позитивные и негативные стороны влияния интерактивных технологий на результативность изучения учебной дисциплины; оценить, насколько интерактивные технологии способствовали развитию значимых навыков и качеств, необходимых классному руководителю, а также перечислить их. 91% студентов отметили, что интерактивные технологии обучения, которые применял преподаватель на занятиях, способствовали глубокому пониманию учебного материала; 74% респондентов считают, что они смогут применить полученные знания в педагогической практике; 77% студентов считают, что у них повысилась познавательная активность и мотивация учения. Студенты отметили, что применение интерактивных технологий способствовало развитию значимых навыков и качеств, необходимых классному руководителю: организаторские (82%), ораторские (65%), творческие (85%), коммуникативные (100%). Полученные результаты опроса позволяют судить об эффективности применения интерактивных технологий в процессе подготовки студентов – будущих классных руководителей на учебной дисциплине «Теория и практики воспитания».

Заключение

Основная задача любого преподавателя вуза - подготовить специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков, компетенций, составляющих содержание преподаваемой дисциплины, способного творить, создавать новые знания в своей профессиональной области, способного применять их в процессе деятельности самостоятельно. Для этого преподаватель стремится проектировать собственную методическую систему, подобрать эффективные технологии и методы обучения в вузе, включая методы контроля и средства оценивания. Как показала практика, повышение качества образования, интереса студента к учебе, творческого потенциала преподавателя во многом зависит от применения интерактивных технологий обучения, в том числе при изучении учебной дисциплины «Теория и практики воспитания».

На учебных дисциплинах преподавателю приходится решать различные дидактические цели: обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей; формирование умений применения теоретических положений в условиях решения учебно-профессиональных задач; контроль усвоения компетенций и пр. Свою эффективность при решении разнообразных дидактических задач показали следующие интерактивные формы и методы обучения: групповая работа «Телевизионная реклама», прием «Модель Frayer», метод «Контент-анализ», интерактивная технология «Светофор». Поскольку студентам - будущим классным руководителям необходимы глубокие профессиональные знания, то данные интерактивные технологии помогают в практическом освоении этих знаний и применении их на практике.