Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF FUTURE DOCTORS: EXPERIENCE IN DEVELOPING AN EDUCATIONAL MODULAR PROGRAM

Kopysheva E.N. 1 Mishina I.E. 1 Gudukhin A.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State University"
The purpose of the study is to develop and evaluate the effectiveness of a model for the development of a complex of psychological and pedagogical competencies among students studying in the specialty 31.05.01 Medical business. To achieve this goal, an online questionnaire was conducted for students of 5–6 courses of the Medical Institute (1st stage of the study) of the St. Petersburg State University. 163 students took part in the survey. The questionnaire contained questions that allowed us to assess the skills of effective communication with the patient, collecting complaints and anamnesis, solving professional conflict situations, and professional counseling skills. The second stage was the analysis of the basic educational program of higher professional education in the specialty 31.05.01 Medical business, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standard and the professional standard. At the third stage of the study, a survey of employers was conducted in order to determine the set of psychological competencies necessary for the effective implementation of professional activities by graduates. 43 people in the positions of heads of polyclinics and doctors of polyclinics took part in the survey. The assessment of the formation of psychological and pedagogical competencies upon completion of the main educational program was carried out by solving complex practice-oriented case studies and working with standardized patients within the framework of the state final certification of graduates. The results of the study revealed the insufficient formation of psychological and pedagogical competencies among graduates, which necessitates the improvement of the educational process. To this end, the author's program «Formation of psychological and pedagogical competencies of future doctors» was developed and implemented, aimed at the comprehensive development of professional skills of medical university students. The program includes innovative learning technologies, such as the use of standardized patients, and consists of several modules covering the entire educational process. The results of the study show that the implementation of the proposed program contributes to improving the professional training of future doctors and increasing their readiness to interact with patients and colleagues.
medical education
psychological and pedagogical competencies
methods of formation
innovative technologies

Введение

Необходимость личностно-профессионального развития будущих врачей, освоения врачебных компетенций, осознание социальной значимости выбранной профессии и важности учебного процесса требуют создания в высшей профессиональной школе условий, обеспечивающих формирование психолого-педагогической компетентности выпускников.

Традиционная система профессиональной подготовки будущих врачей характеризуется высоким уровнем интеллектуальной и эмоциональной напряженности, поскольку направлена на освоение широкого круга медицинских знаний. В то же время она в недостаточной степени способствует формированию у студентов-медиков представления о психологических аспектах профессии [1]. Профессиональный успех врача зависит от умения находить общий язык с пациентами, аналитических способностей, позволяющих критически оценивать информацию и внедрять новые подходы в практику [2].

С учетом психологических особенностей развития личности формирование психолого-педагогической компетентности будущего врача требует целостного подхода к его профессиональной подготовке. Необходимо оптимизировать содержание и структуру обучения, внедрить современные образовательные технологии и создать психолого-педагогические условия, способствующие развитию профессионализма [3, 4]. Поэтому в рамках проведенного исследования основой для разработки авторской программы «Формирование психолого-педагогических компетенций» стало системное и концептуальное представление о личностном становлении будущего врача. В основе данного подхода лежит интеграция теоретических знаний фундаментальной медицины с клинической практикой, что позволяет сформировать у обучающихся необходимые умения для оказания эффективной медицинской помощи.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 31.05.01 Лечебное дело, в соответствии с актуальным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, представлена обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана образовательной программы по специальности «Лечебное дело» включает разделы, формирующие психологическую компетентность студентов, которые представлены лишь отдельными модулями в структуре двух дисциплин, которые можно считать дисциплинами, формирующими компетенцию: «Педагогика и психология» 1-й курс (3 зачетные единицы); и «Психиатрия, медицинская психология» 5-й курс (6 зачетных единиц).

Вместе с тем психологическая компетентность выпускников, ожидаемая по данным опроса работодателей, должна включать: коммуникативную компетентность, рефлексивную компетентность, конфликтологическую компетентность, психодиагностическую и психотерапевтическую компетентности, а также тактические компетентности будущего врача.

Программа «Формирование психолого-педагогической компетентности студентов медицинского вуза» ориентирована на разрешение следующих противоречий:

- между требованиями, предъявляемыми государством к подготовке медицинских кадров, обладающих высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, и недостаточной разработанностью теоретических оснований и практических путей ее реализации в профессиональной подготовке специалистов сферы здравоохранения [5, 6];

- отсутствие общепризнанного понимания психолого-педагогической компетентности [7] как целостной системы, требующей специально организованных мероприятий по ее формированию и развитию, а также имеющей значительный потенциал в решении проблемы совершенствования профессиональной компетентности врачей;

- недостаточное внимание к проблеме формирования психолого-педагогической компетентности будущих врачей в процессе личностно-профессионального становления и развития в структуре Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [7];

- преобладание формального подхода к формированию у студентов психолого-педагогической компетентности, состоящего в подмене системных воздействий на их профессиональное становление использованием отдельных процедур [8, 9], дающих лишь общее представление о роли и сущности психолого-педагогической деятельности в работе врача.

Разрешение представленных противоречий актуализирует реализацию авторской программы «Формирование психолого-педагогической компетентности у студентов медицинского вуза».

 

Цель исследования – сформировать и апробировать программу развития комплекса психолого-педагогических компетенций у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Задачи исследования

1. Провести анализ основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

2. Выявить причины, обуславливающие недостаточный уровень сформированности психолого-педагогических компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело».

3. Внести изменения в структуру и методику преподавания дисциплин психолого-педагогического блока ОП «Лечебное дело».

Материалы и методы исследования

На первом этапе проведения исследования было проведено онлайн-анкетирование студентов 4–6-х курсов медицинского института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», в котором приняли участие 163 студента. В анкете, включающей 30 вопросов закрытого и открытого типов, отражались навыки эффективных коммуникаций с пациентом, навыки воспроизведения алгоритма сбора жалоб и анамнеза, решения профессиональных конфликтных ситуаций, навыки профессионального консультирования.

Для формирования психолого-педагогических компетенций впервые была предложена комплексная программа, в которой разработана теоретико-методологическая концепция формирования указанных компетенций студентов-медиков, раскрывающая ее сущность, содержание, структуру как подсистемы профессиональной компетентности, определяющей уровень успешности психической саморегуляции субъекта деятельности, психологического взаимодействия в соответствии с профессиональными целями. В программе указываются на технологическом уровне пути решения проблемы психолого-педагогического сопровождения студентов, оказания индивидуализированной помощи на первоначальных этапах формирования компетентности.

Содержательные аспекты авторской программы «Формирование психолого-педагогической компетентности студентов медицинского вуза» обусловлены стремлением медицинского образования не только к подготовке квалифицированных специалистов, но и к формированию личности будущего врача, обладающего высокими моральными качествами: ответственностью, состраданием и милосердием. Поэтому, с точки зрения авторов программы, психолого-педагогическая компетентность отражает две главные составляющие врачебной деятельности: ценностно-смысловую, направленную на формирование у будущих врачей гуманистического профессионального сознания, определение своего места в профессии и принятие ценностей, основанных на уважении и сострадании к человеку [10]; и практическую, включающую технологические аспекты, а именно – освоение студентами методов, приемов и техник, соответствующих принятым нормам и стандартам.

Ключевой задачей высшего медицинского образования является достижение баланса между этими компонентами, что напрямую определяет уровень сформированности психолого-педагогической компетентности будущего врача [11].

Цели программы – внедрение интегративной системы формирования психолого-педагогической компетентности и формирование активной позиции будущего врача как субъекта профессиональной деятельности.

Задачи программы:

- внедрение единой программы формирования психолого-педагогической компетентности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе;

- использование предметного содержания специализированных клинических учебных дисциплин как инструмента для практического освоения, поддержания сформированного уровня и закрепления психолого-педагогических компетенций, полученных на предыдущих этапах обучения;

- разработка и внедрение комплексной системы, включающей психолого-педагогическое проектирование образовательной деятельности, экспертную оценку ее эффективности и постоянный мониторинг результатов.

Авторская программа представлена 6 учебными модулями, охватывает все этапы обучения по специальности «Лечебное дело».

1-й курс: модуль 1 – Базовая учебная дисциплина «Педагогика и психология».

Цели для студентов: введение в профессию, формирование представлений о структуре простых коммуникаций, формирование представлений об адаптивных возможностях человека.

Цели для преподавателей: подготовка обучающихся к эффективной коммуникативной деятельности преимущественно в учебной, а также в профессиональной сферах; выявление психологических особенностей студентов на основе проведения первичной диагностики; оценка адаптационных возможностей, сформированности универсальных учебных действий студентов; разработка рекомендаций по формированию групп для деканата и совета кураторов.

В рамках дисциплины формируются простые навыки самооценки, знания о структуре личности, методах оценки личностных качеств, а также алгоритмы простых коммуникаций в профессиональной среде: врач – пациент; средний медицинский персонал – пациент; младший медицинский персонал – пациент.

Поддерживающими дисциплинами первого модуля программы являются дисциплины «Уход за больными терапевтического профиля», «Уход за больными хирургического профиля», где в процессе отработки навыков простых медицинских манипуляций закрепляются навыки простых коммуникаций.

Производственная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» после 1-го курса позволяет закрепить формирующиеся коммуникативные навыки в условиях профессиональной среды в медицинских организациях. По окончании практики в процессе аттестации по итогам практики производится оценка сформированности коммуникативных навыков не только преподавателями вуза, но и представителями профессионального сообщества в лице базовых руководителей практики, что является основным независимым критерием качества подготовки на данном этапе реализации программы.

2-й курс: модуль 2 элективная дисциплина «Психологические аспекты профессиональных коммуникаций в деятельности врача».

Цели для студентов: формирование коммуникативных навыков, развитие позитивных установок на коммуникацию, сотрудничество, креативность, самоанализ, самопознание, саморазвитие.

Цель для преподавателей: актуализация коммуникативных практик с учетом профессиональных задач (получение информации от пациента, сбор, детализация, обобщение жалоб и данных анамнеза, отработка навыков работы с «трудными» пациентами, алгоритмы простой разъясняющей беседы с пациентом) с целью их дальнейшего использования как поддерживающих для дисциплин: «Сестринское дело», «Пропедевтика внутренних болезней», «Пропедевтика детских болезней».

Оценка результата – «Производственная практика в должности помощник палатной медицинской сестры».

3-й курс: модуль 3 дисциплина «Психология конфликта».

Цели для студентов: формирование умений преобразовывать имеющиеся знания по эффективному общению в процессе решения нетиповых задач, с учетом будущей профессиональной деятельности; развитие навыков изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, бесконфликтного общения с пациентами в условиях медицинской организации.

Цели для преподавателей: оценка стратегий поведения в конфликте каждого студента; разработка личных рекомендаций о наиболее эффективных стратегиях поведения в конфликте в условиях медицинских организаций; формирование у студентов навыков бесконфликтного взаимодействия, направленных на выстраивание взаимоотношений с пациентами и коллегами (консультирование и получение консультаций специалистов; управление сестринским коллективом в диаде «врач – медсестра»; выстраивание взаимоотношений в диаде «врач – руководитель ЛПУ»).

Навыки совершенствуются в рамках дисциплины «Факультетская терапия».

Оценка результата – «Производственная практика Терапевтическая»

4-й курс: элективный модуль 4 «Технологии психологического консультирования».

Цель для студентов: формирование практических умений для организации комплексного психологического сопровождения детей раннего возраста, подростков и их семей, включающего первичную психологическую диагностику, позволяющую перейти к клиническим аспектам развития человека.

Цели для преподавателей: актуализация элективного курса с целью осознания его как поддерживающего для клинических дисциплин: «Внутренние болезни», «Неврология», «Детские болезни»; формирование и совершенствование практических умений выстраивания взаимоотношений врача с пациентом на амбулаторном приеме.

Навыки совершенствуются в рамках дисциплин «Госпитальная терапия».

Оценка результата – «Производственная практика Поликлиническая»

5-й курс: модуль 5 дисциплина «Психиатрия и медицинская психология».

Цель для студентов: формирование знаний о психологических аспектах, обусловленных длительным пребыванием индивида в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома; о психотравмирующих факторах.

Развитие умений использовать полученные знания о госпитализации, зависимости индивида от медикаментозной терапии, эффекте плацебо в деятельности, а также навыков психологической коррекции, изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий. Формирование навыков диагностики психосоматических заболеваний у пациентов.

Цели для преподавателей: обогащение психолого-педагогической готовности обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности, реализация психологических знаний в профессиональной деятельности.

Навыки совершенствуются в рамках дисциплины «Поликлиническая терапия».

Оценка результата – «Производственная практика Поликлиническая».

6-й курс: элективный модуль «Психология кризисных ситуаций».

Цель для студентов: формирование теоретических основ организации экстренной психологической помощи, практических умений психологического консультирования, психодиагностики, психотехник воздействия и процедур оказания психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Цель для преподавателей: использовать клинико-психологические методы для оценки психоэмоционального состояния студентов, включая выявление психопатологических симптомов, защитных механизмов и копинг-стратегий, с целью индивидуального подбора для них рекомендаций по поведению в кризисных ситуациях.

Программа реализует тематический междисциплинарный принцип, согласно которому каждый модуль фокусируется на определенной ключевой теме, объединяющей различные учебные формы и дисциплины в единое целое. Эта тема определяет вектор обучения в модуле, а также устанавливает границы предметной области и соответствующие ей учебные дисциплины. Все дисциплины в модуле взаимосвязаны и дополняют друг друга, обеспечивается интеграция знаний из различных предметных областей, необходимых для эффективного решения конкретных профессиональных задач, возникающих в повседневной работе врача.

Программа обучения реализуется в форме тренинговых и практических занятий продолжительностью 2 часа на 2–3-х курсах по фронтальному расписанию и 6 часов на 4–6-х курсах по цикловому расписанию на клинических базах. В качестве учебных материалов используются клинические задачи и стандартизированные практико-ориентированные кейс-задания.

Важным моментом в разработке авторской программы было применение инновационных технологий формирования ценностного отношения к жизни и здоровью пациентов путем имитации работы в профессиональной среде, что достигалось использованием технологии «Стандартизированный пациент». Занятия проводились в интерактивном формате, в качестве методических материалов применялись специальные кейс-задания или стандартизированные учебные видеоинтервью с пациентами, где в качестве пациентов выступали актеры. По окончании изучения дисциплин все студенты сдавали зачет в форме беседы: на 1–3-х курсах – с преподавателем; на 4–6-х курсах беседа проходила со стандартизированным пациентом под наблюдением преподавателя (супервизия) с использованием специально разработанных оценочных листов.

С целью оценки сформированности набора психологических компетентностей, необходимых для эффективного осуществления выпускниками профессиональной деятельности, проведен опрос работодателей на втором этапе исследования. Опрос проводился методом фокус-групп. В исследовании приняли участие 43 человека в должностях заведующих поликлиниками и врачей поликлиник. Оценку сформированности психолого-педагогических компетенций по завершении основной образовательной программы проводили путем решения комплексных практико-ориентированных кейс-заданий и работы со стандартизированными пациентами в рамках государственной итоговой аттестации выпускников. Статистическая обработка была проведена с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение

Девушки (128 человек, 78,5%) составляли большую часть среди опрошенных студентов. Большинство респондентов (150 человек, 92%) считали себя полностью готовыми к профессиональной деятельности. В качестве потенциальных проблем в предстоящей профессиональной деятельности студенты отмечали: сложные клинические случаи, трудности оформления медицинской документации, недостаточное время на прием пациента, сложности работы в электронных медицинских системах. Всего 6 человек (3,7%) в качестве трудностей в предстоящей профессиональной деятельности указали установление эффективных взаимоотношений в коллективе, 4 студента (2,5%) – установление контакта с пациентами, что свидетельствует о недостаточной проработке данных аспектов профессионального взаимодействия в процессе обучения.

В процессе опроса удалось выяснить, что более чем у половины опрошенных отсутствовали навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях (рис. 1а), затруднения в ответах на вопрос о выборе эффективных стратегий ведения диалога с пациентами в различных контекстных ситуациях испытывали 40,3% студентов (рис. 1б), а каждый третий студент не мог без ошибок воспроизвести структуру беседы с пациентом на амбулаторном приеме (рис. 1в). Более половины респондентов не могли воспроизвести алгоритм мотивирующей беседы с пациентами в вопросах формирования приверженности к длительной системной терапии (рис. 1г), обоснования необходимости изменения пищевого поведения пациента (рис. 1д). Подавляющее большинство студентов не смогли ответить на вопрос о тактике построения беседы с пациентом в ситуации «сообщения тяжелых новостей» (рис. 1е).

Рис. 1. Структура ответов студентов при оценке трудностей в предстоящей профессиональной деятельности

Примечание: (а) – отсутствие навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях, (б) – ошибки в выборе эффективных стратегий ведения диалога с пациентами в различных контекстных ситуациях, (в) – ошибки в воспроизведении структуры беседы с пациентом на амбулаторном приеме, (г) – ошибки в воспроизведении алгоритма мотивирующей беседы с пациентами в вопросах формирования приверженности к длительной системной терапии, (д) – ошибки в обосновании необходимости изменения пищевого поведения пациента, (е) – ошибки в тактике построения беседы с пациентом в ситуации «сообщения тяжелых новостей».

 

После внедрения программы «Формирование психолого-педагогической компетентности студентов медицинского вуза» оценку сформированности психолого-педагогических компетенций проводила государственная экзаменационная комиссия, в состав которой входило не менее 50% работодателей. При проведении оценочных мероприятий с использованием кейс-заданий было установлено, что эффективный алгоритм сбора жалоб и анамнеза у пациентов демонстрировали все выпускники (рис. 2а), большинство показали грамотное поведение в конфликтных ситуациях (рис. 2б) и профессионально строили мотивирующую беседу с пациентом по вопросам приверженности к длительной системной терапии и обоснования необходимости изменения пищевого поведения (рис. 2в).

Рис. 2. Структура ответов выпускников при оценке сформированности психолого-педагогических компетенций

Примечание: (а) – эффективный алгоритм сбора жалоб и анамнеза у пациентов, (б) – грамотное поведение в конфликтных ситуациях, (в) – профессиональное построение мотивирующей беседы с пациентом по вопросам приверженности к длительной системной терапии и обоснования необходимости изменения пищевого поведения.

Опыт реализации авторской программы «Формирование психолого-педагогической компетентности студентов медицинского вуза» позволил выявить наиболее значимые педагогические условия для ее успешности:

1) согласование целей, задач и предметного содержания как внутри формирующих компетенции дисциплин, так и со специализированными клиническими дисциплинами каждого модульного блока;

2) наличие учебных модулей на всех курсах обучения для поддержания уровня освоения компетенций;

3) использование интерактивных образовательных технологий в процессе работы с предметным содержанием, сочетающих гуманитарные (case-study, деловая игра) и информационные (виртуальная клиника) подходы, а также моделирование клинических ситуаций при помощи технологии «стандартизированный пациент» (simulated patient);

4) использование в качестве оценочных средств стандартизированных чек-листов, обеспечивающих преемственность алгоритмов между формирующими и поддерживающими дисциплинами.

Заключение

Результаты исследования выявили недостаточную сформированность психолого-педагогических компетенций у студентов, что указывает на необходимость усовершенствования образовательного процесса. С этой целью была разработана и внедрена авторская программа «Формирование психолого-педагогических компетенций будущих врачей», направленная на комплексное развитие профессиональных навыков студентов медицинского вуза. Программа основана на интеграции медико-биологических, клинических и психологических знаний, что позволяет обеспечить всестороннюю подготовку будущих врачей к профессиональной деятельности. Она подразумевает введение системы последовательных учебных модулей, охватывающих все этапы обучения студентов.

Ключевым моментом в реализации программы стало использование инновационных образовательных технологий, таких как технология «стандартизированный пациент», что позволило студентам развить практические навыки взаимодействия с пациентами в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности.

В результате реализации программы были выявлены важные педагогические условия, необходимые для ее успешного применения, включая согласование целей и задач между дисциплинами, использование интерактивных образовательных методов обучения и стандартизированных оценочных средств. Интегрированный подход позволяет обеспечить постепенный переход от фундаментальных общеобразовательных знаний к профессионально ориентированным умениям в рамках одного дисциплинарного модуля, делая процесс обучения более осмысленным и целенаправленным.

Авторская программа показала свою эффективность в развитии психолого-педагогической компетентности, которая играет ключевую роль в успешной профессиональной деятельности будущих врачей.