Введение. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) неизменно увеличивается с каждым годом. Это требует особых подходов и образовательных стратегий, способных подготовить их к успешному взаимодействию с обществом и развитию в условиях, наиболее подходящих для них. Обеспечение доступного дошкольного образования является ключевым элементом, который не только способствует развитию социальных и коммуникативных умений, но и закладывает фундамент для дальнейшего образовательного процесса. Ключевым является создание интегрированной образовательной среды, где каждый ребенок сможет учиться с учетом его индивидуальных потребностей и характеристик. Достижение высококачественного дошкольного образования для детей с ОВЗ не только даст им возможность раскрыть их таланты, но и укрепит их самооценку, что в дальнейшем окажет значительное влияние на социальное приспособление и жизненные успехи таких детей. Только благодаря комплексному подходу к образованию детей с ОВЗ общество сможет обеспечить равное право каждого на возможности для развития.
Среди детей с ОВЗ самая быстрорастущая категория – дети с расстройством аутистического спектра. Расстройство аутистического спектра (далее – РАС) характеризуется качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий [1].
Изучение результатов мониторинга, проведенного Департаментом государственной политики в области защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации в сотрудничестве с Федеральным ресурсным центром, занимающимся организацией комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра, функционирующим на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», показало, что на уровне дошкольного образования происходит значительное увеличение числа детей с РАС. В 2018 г. данную категорию детей составляли 6898 человек, в 2019 г. – 7192 человека (на 4% больше), в 2020 г. – 8089 человек (рост на 11%), в 2021 году – 10152 человека (на 20% больше), в 2022 г. – 12810 человек (на 20% больше). В 2023 г. их доля в общей численности лиц с РАС увеличилась на 28% [2].
Согласно части 4 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование детей с ОВЗ (включая детей с РАС) может осуществляться как в совместных группах с детьми без особенностей в развитии, так и в специализированных группах и учреждениях [3]. Среди различных форм организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях наиболее распространенной является компенсирующая группа для детей с расстройством аутистического спектра.
В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 25.10.2023 г. № 783 указано, что в данной группе реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП ДО) для детей с РАС, которая учитывает психофизическое развитие, особые образовательные потребности и индивидуальные возможности каждого ребенка. Основная цель данной программы заключается в коррекции нарушений развития и поддержке социальной адаптации детей с РАС. Кроме того, в группе компенсирующей направленности для детей с РАС количество детей должно быть ограничено до 5 человек для каждой возрастной категории, при этом необходимо учитывать режим дня, соответствующий анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной категории [4].
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544-н от 18.10.2013 г., указывает, что педагог в ходе реализации АОП ДО должен учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ. В соответствии с этим документом, при реализации АОП ДО следует применять диагностические методики для индивидуализации образовательного процесса, формировать развивающую образовательную среду для осуществления образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами, осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, со специалистами сопровождения детей с ОВЗ (при их наличии), в том числе детей-инвалидов [5].
Согласно приоритетным направлениям развития образования до 2030 г., утвержденным Министерством просвещения России, одной из ключевых задач является совершенствование системы и моделей подготовки педагогических кадров, занимающихся обучением и воспитанием обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Это направление включает актуализацию методов подготовки педагогов, повышение их квалификации и адаптацию образовательных программ, чтобы они максимально соответствовали потребностям обучающихся детей с ОВЗ [6].
Исследования в области педагогической практики показывают, что педагоги, в частности воспитатели, в дошкольных образовательных организациях испытывают сложности при создании специальных условий для обучения и воспитания детей с РАС, также возникают трудности при разработке индивидуальных маршрутов и адаптации образовательных программ к потребностям каждого ребенка с РАС. Это подчеркивает необходимость улучшения подготовки педагогов в университетах, поскольку на сегодняшний день подготовка будущих воспитателей для работы с детьми с РАС в группах компенсирующей направленности практически не осуществляется [7].
Изучение научных публикаций выявило, что вопрос о подготовке педагогов к их дальнейшей работе в образовательной, инклюзивной сфере поднимается в нескольких исследованиях в области педагогики.
Так, Н.Н. Малофеев акцентирует внимание на необходимости партнерского взаимодействия между преподавателями, студентами, родителями детей с особыми потребностями для эффективности инклюзивного образования [8]. В.В. Хитрюк, Д.З.Ахметова вносят значительный вклад в изучение взаимосвязи между теоретической и практической подготовкой будущих педагогов, а также анализируют проблему психологической готовности педагогов к работе в инклюзивном пространстве [9].
Исследования таких авторов, как Г.А. Баранова, Л.В. Горюнова, Е.С. Тимченко, Е.С.Федосеева, А.В. Хаустов, А.Г. Цой и иные, направлены на изучение специфики работы педагогов с детьми с РАС [10].
Таким образом, сочетая различные исследовательские подходы, можно создать более полное представление о том, каким образом должна осуществляться подготовка педагогов к работе с детьми с РАС в условиях инклюзивного пространства.
Несмотря на то что в научном сообществе уже существует значительный объем опыта, вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с РАС в дошкольном образовании по-прежнему остаются недостаточно исследованными. В сфере педагогических наук дети с РАС наиболее детально изучаются в рамках специального дефектологического образования, тем не менее, воспитатели в сфере дошкольного образования, не обладающие специальным дефектологическим образованием, также имеют возможность взаимодействовать с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности.
Цель исследования заключается в представлении обновленного содержания подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми с РАС в группах компенсирующей направленности.
Материалы и методы. В рамках проведенного исследования была проанализирована осведомленность о детях с РАС студентов 1–4-х курсов 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование. В центре внимания находилось понимание будущих педагогов такой категории детей, как дети с РАС, их особенностей и потребностей, а также научно доказанных технологий работы с данными детьми, методов обучения и адаптации в социальной среде. Для получения информации был выбран метод онлайн-опроса. Все участники обучения были осведомлены о поставленных задачах исследования. Процесс заполнения анкет осуществлялся при содействии преподавателей и исследователя. Результаты опроса показали, что будущие педагоги дошкольного образования практически не обладают достаточными знаниями и умениями в использовании современных подходов, что мешает им эффективно взаимодействовать с детьми, имеющими РАС. Кроме того, у этих педагогов возникают трудности при применении современных программ и методов развития детей с РАС, а также при разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных учебных планов для детей с РАС. Одним из ключевых факторов является то, что будущие педагоги испытывают страх при взаимодействии с детьми с РАС, что связано с нехваткой знаний о специфике данной работы и с психологической неподготовленностью к взаимодействию с такими детьми. Также у них возникают сложности при использовании современных программ развития и образования для таких детей, при разработке и внедрении индивидуальных образовательных маршрутов развития и адаптированных учебных программ для детей с РАС. Эти данные подчеркнули важность обучения будущих педагогов методам создания специальных условий, которые будут способствовать воспитанию и развитию детей с РАС дошкольного возраста, а также личностному росту самого педагога.
Кроме того, в рамках исследования был проанализирован учебный план студентов, что позволило выявить дисциплины, в рамках которых возможно обновление содержания образования. Были выделены ключевые темы, которые требуют дополнительного внимания и интеграции в основной курс. Также уточнено количество часов, которое следует выделить для глубокого изучения данных тем.
Обновленное дидактическое содержание профессионального обучения будущих педагогов для работы с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности представляет собой целостную систему теоретических знаний, которые охватывают особенности и образовательные потребности детей с РАС, методы их диагностики, технологии обучения, а также подходы к взаимодействию с родителями и другими специалистами, работающими в одной команде. Также данное содержание включает в себя практические навыки, связанные с использованием технологий для работы с детьми с РАС, разработкой индивидуальных маршрутов развития, умением оценивать собственную педагогическую деятельность, корректировать воспитательные стратегии и выстраивать эффективный диалог с родителями и специалистами, вовлеченными в процесс. Все эти знания и навыки нацелены на развитие готовности педагогов дошкольного образования к работе с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности и способствуют формированию таких качеств, как эмоциональная и социально-коммуникативная компетентность.
Это обновленное содержание основано на специальных образовательных потребностях детей с РАС, включая необходимость организации образовательного процесса, индивидуализации содержания адаптированных программ, а также формирования художественно-эстетического, физического, познавательного и социально-коммуникативного развития, что, в свою очередь, отражает особенности работы педагога в группе компенсирующей направленности.
Обновленное дидактическое содержание профессиональной подготовки будущих педагогов к работе с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности представляет собой совокупность теоретических знаний об особенностях и образовательных потребностях детей с РАС, о методах диагностики, технологии обучения детей с РАС, о методах работы с родителями детей с РАС и другими специалистами, практических умений, связанных с использованием технологий для работы с детьми с РАС, с разработкой индивидуального маршрута развития ребенка с РАС, с умением оценивать свою педагогическую деятельность, с умением корректировать воспитательные стратегии и грамотно выстраивать диалог с родителями детей с РАС и со специалистами, которые включены в работу с ребенком с РАС. Эти знания и умения, навыки направлены на формирование готовности педагога ДОО к работе с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности и предполагают развитие таких качеств, как эмоциональная и социально-коммуникативная компетентность.
Обновленное содержание опирается на особые образовательные потребности детей с РАС (потребность в организации образовательного процесса детей с РАС, потребность в индивидуализации содержания адаптированной образовательной программы для детей с РАС, потребность в формировании художественно-эстетического, физического, познавательного, социально-коммуникативного, речевого развития) и отражает специфику деятельности педагога группы компенсирующей направленности для детей с РАС.
Данное содержание было представлено в темах, реализуемых в течение четырех лет на разных учебных дисциплинах с указанием часов, отведенных на изучение особенностей работы с детьми с РАС у студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование. Кроме того, был сформирован лист актуализации, в котором систематизированы все виды практик (педагогическая, проектно-технологическая). Главная задача заключается в выявлении особенностей детей с РАС, определении их образовательных потребностей, анализе условий образовательной среды и особенностей взаимодействия педагогов с детьми с РАС, другими специалистам и родителями (табл. 1).
Таблица 1
Обновленное содержание подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми с РАС
Наименование дисциплины |
Семестр |
Темы |
Лекции (час) |
Прак. занятия (час) |
Сам. раб (час) |
Всего |
Дошкольная педагогика (468 ак.ч.) |
1–4 |
Характеристика детей с РАС |
4 |
4 |
2 |
72 ак.ч. |
Нормативно-правовой аспект работы с детьми с ОВЗ |
||||||
Методы работы с родителями детей с РАС |
||||||
Социально-коммуникативное развитие дошкольников (36 ак.ч) |
3 |
Особенности социально-коммуникативного развития детей с РАС |
4 |
4 |
2 |
|
Методы диагностики социально-коммуникативного развития детей с РАС |
||||||
Технологии работы с детьми с РАС в области социально-коммуникативного развития |
||||||
Теория и методика развития речи детей (108 ак.ч) |
1–2 |
Особенности речевого развития детей с РАС |
4 |
4 |
2 |
|
Методы диагностики речевого развития детей с РАС |
||||||
Технологии работы с детьми с РАС в области речевого развития |
||||||
Теория и методика музыкального воспитания дошкольников (72 ак.ч) |
3 |
Особенности художественно-эстетического развития детей с РАС |
2 |
2 |
2 |
|
Методы диагностики музыкального развития детей с РАС |
||||||
Технологии работы с детьми с РАС в области музыкального развития |
||||||
Теория и методика физического развития и воспитания дошкольников (108 ак.ч) |
3 |
Особенности физического развития детей |
2 |
4 |
2 |
|
Методы диагностики физического развития детей с РАС |
||||||
Технологии работы с детьми с РАС в области физического развития |
||||||
Теория и методика развития детского изобразительного творчества (108 ак.ч) |
3 |
Особенности художественно-эстетического развития детей с РАС |
2 |
4 |
2 |
|
Методы диагностики изобразительного творчества детей с РАС |
||||||
Технологии работы с детьми с РАС в области изобразительного творчества детей с РАС |
||||||
Инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ (72 ак.ч.) |
5 |
Проектирование и организация инклюзивного обучения, воспитания детей с РАС |
2 |
2 |
2 |
|
Проектирование индивидуального образовательного маршрута (72 ак.ч.) |
6 |
Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с РАС |
6 |
6 |
4 |
|
Педагогическая (воспитательная) практика (216 ак.ч) |
3 |
Выполнение индивидуального задания в группе для детей с РАС |
|
|
|
18 ак.ч. |
Технологическая (проектно-технологическая) практика (216 ак.ч) |
6 |
Выполнение индивидуального задания в группе для детей с РАС |
|
|
|
18 ак.ч. |
ГИА (216 ак.ч.) |
8 |
Включение вопросов обновленного содержания в экзаменационные билеты |
2 ак.ч. |
|
4 ак.ч. |
6 ак.ч. |
В результате реализации данного обновленного содержания у будущих педагогов дошкольного образования была сформирована готовность к работе с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности, представленная как комплексная характеристика, включающая в себя профессиональные знания смежных наук (медицины, нейропсихологии, физиологии, коррекционной педагогики, психологии и др.), эмоциональную и социальную-коммуникативную компетентность, практические навыки, необходимые для эффективной образовательной и воспитательной, развивающей работы с детьми с РАС.
В ходе эксперимента автором проведена учебная деятельность в рамках определенных дисциплин, что включало в себя структурирование лекционного материала, планирование практических занятий и размещение заданий для самостоятельной работы. Все меры были направлены на формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к взаимодействию с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности. Также были подобраны такие формы и средства обучения, которые способствуют саморазвитию студентов и помогают им самостоятельно найти ответы на вопросы о том, как устроить свою работу, какие цели стоит ставить перед собой, какие знания, умения, навыки необходимы для этого. Когда студент обладает этими знаниями, он способен осмысленно определить свой путь обучения, акцентируя внимание на обязательных и личных потребностях.
На примере одной из тем обновленного содержания: «Особенности речевого развития» – представлены обновленное содержание дисциплины «Методика и развитие речевого развития детей дошкольного возраста» и этапы его реализации.
В данном содержании автор учитывал особенности речевого развития ребенка с РАС и образовательную потребность в формировании речевых навыков. Выделены следующие темы:
- психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка с РАС (нарушение речи, понимание речи, особенности слухового восприятия, экспрессивная речь, функциональная речь) в форме проблемной лекции, где рассматриваются основные аспекты речевого развития;
- методы диагностики речевого развития ребенка (нейропсихологические диагностики речевых нарушений (Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Ю.О. Титова), протокол педагогического обследования детей с РАС «Речь» (А.В. Хаустов, Е.Л. Красносельская, И.М. Хаустова), VB-MAPP (разделы: такт, манд, поведение слушателя)). В форме парного обучения студенты получают новые знания и практикуют умение использовать диагностический инструментарий;
- технологии и методы работы с детьми с РАС (методика В.С. Садриковой, Л.Г. Нуриевой, методика применения языковой программы «Макатон, Т.А. Бондарь, система PECS Л. Фрост, Э. Бонди, альтернативная коммуникация, игровые методы развития речи, формирование речевой коммуникации А.В. Хаустова). Реализация данного содержания проходила в форме решения кейсов в малых группах, где студенты разбирали конкретные случаи из практики и предлагали необходимые технологии и методы работы с детьми с РАС.
В ходе самостоятельной работы студенты разрабатывали рекомендации для родителей в области речевого развития в форме наглядной информации для размещения в группе компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации.
Для формирования навыков разработки индивидуального маршрута развития ребенка с РАС студенты, изучив детей группы компенсирующей направленности для детей с РАС, учились выстраивать стратегии работы с ребенком в области речевого развития. Данная работа также проходила в тесной взаимосвязи с такими специалистами, как логопед, психолог, учитель-дефектолог. В ходе лекционных занятий студенты учились разрабатывать индивидуальный маршрут развития ребенка с РАС, в ходе проектно-технологической практики изучали особенности речевого развития ребенка, составляли проект речевого развития ребенка с РАС, на практических занятиях в форме мозгового штурма данные стратегии разрабатывались, и в итоге данный проект согласовывался непосредственно на базе дошкольной организации.
Результаты: в ходе реализации данного содержания у студентов были сформированы:
- ОПК-3 (способен координировать как групповую, так и индивидуальную образовательную и воспитательную работу обучающихся, в том числе с обучающими с ОВЗ, согласно нормам федеральных государственных образовательных стандартов), а именно уточняется: ИОПК-3.2. использует технологии в работе в групповой и индивидуальной учебной и вне учебной деятельности обучающихся ОВЗ, включая детей с РАС;
- ОПК-6 (способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ. ИОПК-6.1. в своей профессиональной деятельности принимает во внимание индивидуальные, возрастные, психофизиологические характеристики обучающихся, включая детей с РАС. ИОПК-6.2. применяет в своей работе психолого-педагогические технологии, которые необходимы для индивидуализации процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, в том числе детей с РАС.
Проведенное исследование, посвященное обновленному содержанию профессиональной подготовки будущих педагогов к работе с РАС в группе компенсирующей направленности, подтвердило значимость формирования выделенных компонентов готовности будущих педагогов к работе с детьми с РАС. Эти компоненты не только иллюстрируют целостный подход к подготовке будущих педагогов, но и становятся основой для успешной интеграции детей с РАС в общество. Обновленное дидактическое содержание профессиональной подготовки будущих педагогов может быть эффективно включено в образовательную программу высших учебных заведений педагогического профиля. Кроме того, данное содержание может быть реализовано на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников дошкольного образования с целью расширения и углубления их профессиональных знаний и навыков. Кроме того, результаты исследования акцентировали внимание на необходимости дальнейшего совершенствования учебных программ и содержания подготовки педагогов дошкольного образования, а также подчеркнули важность активного внедрения современных методов работы с детьми с РАС в практическую деятельность студентов.
Заключение. Таким образом, в статье автор подчеркнул актуальность заявленной тематики, представил обновленное содержание профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми с РАС и пример его реализации на теме «Речевое развитие детей с РАС». Продолжение исследований в этой области станет важным шагом к дальнейшему улучшению системы подготовки педагогических кадров.