Введение. На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии является закономерным этапом развития общества [1].
Для эффективного осуществления физического воспитания обучающихся в условиях инклюзии к педагогам, в том числе и учителям физической культуры, должны предъявляться достаточно высокие требования, связанные с наличием целого комплекса профессионально-личностных качеств, основными из которых являются самоуправление и самоорганизация.
Согласно наблюдениям Т.В. Зобниной, А.С. Колобанова, способность к самоуправлению для педагога, в том числе работающего в инклюзивных условиях, является необходимым профессионально-личностным качеством [2].
Говоря о подготовке к предстоящей профессиональной деятельности, одно из условий актуализации потребности в саморазвитии и самореализации И.В. Мешкова видит «в развитии у студентов способности самоуправления» [3].
Ориентируясь на определение Т.Н. Носковой, С.С. Куликовой, где самоуправление представлено как «способность личности прогнозировать, ставить перед собой дальние цели, самостоятельно планировать свои действия и поступки, выдвигать критерии оценки качества, извлекать необходимую информацию о ходе процесса управления и вносить в него коррективы» [4], самоуправление можно отнести к «важным профессионально-личностным качествам, необходимым педагогу, в том числе и работающему в инклюзивных условиях» [5]. Здесь необходимо уточнить, что система самоуправления включает в себя «восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, формирование критериев оценки качества, принятия решения к действию, контроль, коррекцию» [6]. Исходя их этого, в работе учителя, в том числе и физической культуры, крайне важны многофункциональность, адаптивность, универсальность, связанные с особенностями работы в инклюзивном классе, вследствие чего определяется необходимость формирования профессионально обусловленных навыков самоуправления еще на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов.
При оценке важности и актуальности формирования у будущих педагогов профессионально-личностных качеств можно наблюдать довольно активный научный интерес следующих специалистов. Однако, по наблюдениям А.С. Колобанова, в процессе подготовки будущих педагогов исследователи не брали во внимание способность к самоуправлению как одну из весомых составляющих готовности к предстоящей профессиональной деятельности будущего педагога [7]. Как правило, методики по изучению способности к самоуправлению, а именно: разработанные в разное время Н.М. Пейсаховым – для измерения уровня сформированности способности к самоуправлению и отдельных ее звеньев [8], Ю. Кулем, А. Фурманом – «Методика исследования самоуправления» для исследования различных аспектов саморегуляции [9] – используются в исследованиях в форме диагностического инструментария для определения свойств профессионально-личностных качеств педагога.
Вследствие вышесказанного вопросы формирования способности к самоуправлению как одной из весомых составляющих готовности к предстоящей профессиональной деятельности будущего преподавателя физической культуры имеют актуальный характер.
Цель исследования: проследить динамику показателей способности к самоуправлению в процессе подготовки будущих учителей физической культуры как результат интегрирования в образовательный процесс специально разработанного комплекса профессионально ориентированных технологий.
Материал и методы исследования
Проводимое авторами педагогическое исследование строилось на использовании следующих методов: анализ и обобщение научной и методической литературы; анкетирование (осуществлялось по методике «Способность к самоуправлению» (методика предложена Н.М. Пейсаховым [10, с. 211])), педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Исследование было организовано на базе КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж имени В.К. Штильке» (г. Барнаул) в течение 2022/2023 учебного года, в котором были задействованы 25 студентов второго года обучения, специальности 49.02.01 Физическая культура.
Результаты исследования и их обсуждение. На начало учебного года общий показатель способности к самоуправлению в исследуемой группе студентов характеризовался средним уровнем и соответствовал 26,08±2,90 балла (максимально возможный показатель согласно методике Н.М. Пейсахова – 41 балл). На первый взгляд, выявленный уровень способности к самоуправлению у студентов на данном этапе обучения можно считать достаточным, однако, анализируя отдельные компоненты способности к самоуправлению, авторы выявили, что по ряду компонентов у студентов наблюдаются провалы, соответствующие нижней границе среднего уровня:
– «целеполагание» – 3,08±1,1 балла;
– «планирование» – 3,04±1,0 балла;
– «самоконтроль» – 3,16±0,70 балла.
Качественный уровень по остальным компонентам, таким как: «анализ противоречий», «прогнозирование», «оценка качества», «принятие решения», «коррекция», также соответствовал среднему уровню, однако числовой показатель был выше, чем у компонентов, обозначенных выше.
Выявленный недостаточный уровень в развитии отдельных компонентов способности к самоуправлению («целеполагание», «планирование», «самоконтроль») показал необходимость поиска оптимальных средств, приемов, методик и иного для разработки профессионально ориентированных технологий, интегрируемых в процесс подготовки у будущих учителей физической культуры.
В соответствии с выявленными пробелами по отдельным компонентам способности к самоуправлению и повышению их уровня был разработан и интегрирован в процесс обучения студентов комплекс мероприятий в форме практико-ориентированных технологий. С этой целью за счет часов вариативного компонента в программу подготовки специалистов среднего звена был введен междисциплинарный курс «Частные методики адаптивного физического воспитания», рассчитанный на один учебный год.
На практических занятиях данного курса были задействованы следующие практико-ориентированные технологии: моделирование педагогических ситуаций; профессионально ориентированная спортивная деятельность, моделирующая ограничения движений; решение проблемных профессиональных задач; задания по проектированию инклюзивных уроков в сотрудничестве с педагогом-наставником.
Далее представлено краткое содержание каждой практико-ориентированной технологии. В числе основных используемых технологий в процессе подготовки будущих учителей физического воспитания использовалось моделирование педагогических ситуаций. В рамках моделируемых ситуаций студенты отрабатывали фрагменты учебных занятий по физической культуре в инклюзивных классах, где роль обучающихся, в том числе и учащихся с ОВЗ, играли студенты-волонтеры. Примерами данных ситуаций были задания: «включить в эстафету учащегося с нарушением зрения (слуха, интеллекта и др.)», «адаптировать подвижную игру (на выбор) с включением в класс здоровых сверстников игрока на инвалидной коляске» и пр.
Не менее важной можно считать такую технологию, как профессионально ориентированная спортивная деятельность, моделирующая ограничения движений, суть которой заключается в выполнении студентами различных двигательных действий (упражнений, игр) с обязательными ограничениями, имеющими место у слабовидящих (слепых), слабослышащих (глухих), обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Например, в процессе занятий моделировались ограничения движений путем искусственной депривации зрения (повязка на глаза) или слуха (наушники/беруши); ограничивались движения в суставах (путем наложения фиксирующих повязок на локтевые, плечевые, коленные суставы и др.); предлагались упражнения/игры, выполняемые в инвалидных колясках, и т.д.
Подготовка будущего педагога к инклюзивному физическому воспитанию невозможна без такой проблемно-ориентированной технологии, как решение проблемных профессиональных задач.
Одним из примеров решения проблемных профессиональных задач, используемых на практических занятиях вариативного курса, была групповая форма работы студентов по планированию предстоящей инклюзивной образовательной деятельности, помогающая студентам заранее увидеть возможные риски и затруднения организационного, методического и психологического характера предстоящего инклюзивного урока.
Примером таких проблемных задач выступали следующие задания:
– задание 1 – спроектировать основную часть учебного занятия по физической культуре в инклюзивной форме для обучающихся 6-го класса (характеристика класса: 25 человек, из которых 2 ученика с нарушением опорно-двигательного аппарата);
– задание 2 – спроектировать подготовительную часть учебного занятия по физической культуре в инклюзивной форме для обучающихся 4-го класса (характеристика класса: 24 человека, в том числе 3 человека с нарушением зрения), и др.
Важную роль в развитии способности к самоуправлению играет внедрение совместных с педагогом-наставником заданий по проектированию инклюзивных уроков, где опытные учителя физической культуры выступали в качестве консультантов (методистов по практике), оказывая поддержку студентам будущим педагогам, давая рекомендации, помогающие им выстраивать план (траекторию) действий по достижению поставленных целей.
Особую актуальность данная технология имеет в связи с тем, что именно в процессе организации и проведения уроков с разноплановым контингентом обучающихся у учителя могут возникать наибольшие трудности: от организационных моментов, подбора методов, методических приемов и средств до выбора (и варьирования) стиля общения.
Итак, реализация специально разработанного комплекса мероприятий на основе практико-ориентированных технологий привела к положительной динамике способности к самоуправлению, результаты которой отражены в таблицах 1, 2.
аблица 1
Динамика показателей способности к самоуправлению у студентов в процессе исследования (по методике Н.М. Пейсахова), в баллах
До |
После |
|||
Хдо±m |
Уровень |
Хдо±m |
Уровень |
|
Анализ противоречий |
3,33±1,00 |
СР* |
4,20±0,93 |
ВС* |
Прогнозирование |
3,54±1,06 |
СР |
4,45±0,72 |
ВС |
Целеполагание |
3,08±1,10 |
СР |
4,08±0,65 |
ВС |
Планирование |
3,04±1,04 |
СР |
3,87±0,89 |
СР |
Критерий оценки качества |
3,37±1,13 |
СР |
3,91±0,88 |
ВС |
Принятие решения |
3,29±1,04 |
СР |
4,04±0,97 |
ВС |
Самоконтроль |
3,16±0,70 |
СР |
4,08±0,97 |
ВС |
Коррекция |
3,33±0,86 |
СР |
3,91±0,88 |
СР |
Результат (общая сумма) |
26,08±2,90 |
СР |
32,58±2,04 |
ВС |
Примечания: * СР – средний уровень (23–31 балл), * ВС – выше среднего (32–39 баллов)
Таблица 2
Результаты математической обработки результатов способности к самоуправлению (по χ2 тесту Пирсона)
Этап |
Уровни |
Р |
||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
||
До |
0 |
1 |
24 |
0 |
0 |
<0,001 |
После |
0 |
0 |
6 |
19 |
0 |
По окончании учебного года большинство студентов продемонстрировали положительную динамику способности к самоуправлению– ее рост составил с 26,08±2,90 до 32,58±2,04 балла, а качественная характеристика изменилась с уровня «средний» до «выше среднего».
Интерес представляет сравнение динамики результатов отдельных компонентов самоуправления.
В частности, по тем компонентам, в которых наблюдались провалы, динамика характеризуется следующим образом:
– по компоненту «целеполагание» зафиксированы положительные изменения в 1,0 балл;
– по компоненту «планирование» отмечаются изменения в 0,83 балла;
– по компоненту «самоконтроль» обнаружена динамика в 0,92 балла.
Таким образом, интегрирование в процесс подготовки будущих педагогов к инклюзивному физическому воспитанию практико-ориентированных технологий позволяет воздействовать на уровень сформированности как способности к самоуправлению в целом, так и отдельных ее компонентов в частности.
Выводы
1. Анализ литературных источников показал, что формирование навыков рационального управления своими профессионально-личностными ресурсами, в том числе способности самоуправления, является одной из важных задач в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзивному физическому воспитанию. Вместе с тем в процессе профессиональной подготовки в колледже приоритет прежде всего отдается формированию профессиональных компетенций в области теории и методики физического воспитания, а становление способности самоуправления будущих педагогов остается без должного внимания.
2. Подход к формированию способности самоуправления должен иметь комплексный характер и включать в себя не только педагогические, психологические, но и практические аспекты. В качестве практико-ориентированных технологий предложены: моделирование педагогических ситуаций; профессионально ориентированная спортивная деятельность, моделирующая ограничения движений; решение проблемных профессиональных задач; задания по проектированию инклюзивных уроков в сотрудничестве с педагогом-наставником. Используемые технологии, разработанные с учетом первоначальной диагностики уровня и выявленных пробелов в развитии отдельных компонентов способности самоуправления, способствуют ее формированию в целом и коррекции отдельных компонентов данной способности.
3. Результаты по интегрированию в образовательный процесс подготовки комплекса практико-ориентированных технологий свидетельствуют о том, что у студентов исследуемой группы обнаружена положительная динамика способности самоуправления.
Предложенные практико-ориентированные технологии, используемые в процессе подготовки будущего педагога к инклюзивному физическому воспитанию, доказали свою результативность, что приводит к выводу о необходимости их введения в программу подготовки специалистов среднего звена.