Введение
В современном информационном мире, в том числе в связи с цифровизацией традиционных трудовых функций, развитием и внедрением технологий искусственного интеллекта во многие отрасли, сферы и трудовые процессы, выпускнику становится все труднее конкурировать не только с людьми, но и с современными информационными компьютерными технологиями, чтобы стать востребованным профессионалом на рынке труда. Ключевым фактором становится не только качественная профессиональная подготовка, но и «гибкие навыки», требуемые в процессе коммуникации и взаимодействия с людьми для эффективного решения профессиональных проблем и задач. Под «гибкими навыками» (soft skills), как правило, понимаются универсальные навыки и смежные с ними понятия («надпрофессиональные компетенции», «надпрофессиональные навыки», «навыки XXI века», «универсальные компетенции и компетентности», «ключевые компетенции», «гибкие компетенции») [1]. «Гибкие навыки» можно с уверенностью назвать критически важными, прежде всего для работников, относящихся к сфере «человек – человек», к которым прямо относятся специалисты в сфере межкультурной коммуникации и лингвистики.
С точки зрения О.В. Румянцевой, «soft skills» - это универсальные компетенции, набор которых не зависит от конкретной профессии, а также – это элемент профессиональной квалификации специалиста, который предусматривает специфические для конкретной профессии компетенции и навыки [2]. Вслед за О.В. Румянцевой можно полагать, что «гибкие навыки» могут выступать в широком понимании как универсальные базовые компетенции современных выпускников, а в узком понимании - как их специфические профессиональные навыки, актуальные для конкретной сферы деятельности.
Актуальный Федеральный государственный образовательный стандарт, как нормативный документ для высшего образования по всем профилям подготовки по направлению 45.03.02 Лингвистика, определяет акценты профессиональной деятельности будущих лингвистов. В группе универсальных компетенций можно выделить системное и критическое мышление (УК-1) как способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач [3]. Авторы статьи полагают, что эту важную компетенцию можно отнести к ключевым «гибким навыкам» любой современной профессиональной деятельности.
Среди универсальных компетенций также выделим УК-4 (коммуникация) как способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [3]. Специфика трудовых функций будущего лингвиста заключается в умении вести эффективную коммуникацию, в умении понять мысли и эмоции собеседника, а также адекватно донести свою собственную точку зрения.
Профессиональный лингводидактический опыт авторов даёт основания полагать, что эффективная коммуникация невозможна без навыков эмоционального интеллекта, который проблематично автоматизировать и реализовать в современных реалиях развития технологий и компьютерных систем. Тем самым авторы статьи определяют эмоциональный интеллект как ещё один ключевой и отличительный «гибкий навык» будущего специалиста в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации.
Более того, в образовательном стандарте указано, что студенты, обучающиеся по профессиональному лингвистическому направлению, смогут выполнять задачи, касающиеся процесса перевода, межъязыковой и межкультурной коммуникации. Перечисленные сферы профессиональной деятельности требуют умений интерпретировать сообщение от одного собеседника к другому, декодируя и кодируя информацию с одного языка на другой, то есть требуют умения проанализировать полученную информацию с точки зрения ключевой и дополнительной в одной языковой системе, а также умения синтезировать ее в другую языковую систему. Осуществление такой профессиональной коммуникации обуславливает необходимость владения как навыками эмоционального интеллекта, так и навыками критического мышления, что позволяет говорить об этих «гибких навыках» не только как об универсальных компетенциях специалистов в сфере лингвистики, но и как о специфических профессиональных навыках лингвиста для выполнения основных трудовых функций [4].
Логично заключить, что ядерными базовыми компонентами комплексной структуры профессиональной компетентности лингвиста являются эмоциональный интеллект и критическое мышление. Авторы статьи рассматривают их как в узком, так и в широком понимании, так как эти компетенции необходимы для выполнения профессиональной деятельности современного специалиста, а также являются специфическими профессиональными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, связанной с ведением эффективной коммуникации на разных языках.
Авторами отмечается, что, несмотря на актуальность развития вышеуказанных гибких навыков, в высшей школе отсутствуют единые методики входной и выходной их диагностики, что влияет на объективность оценки их уровней, и, следовательно, - на результаты подготовки будущих специалистов. Методисты образовательных программ, на взгляд авторов статьи, должны иметь стандартные инструменты для оперативной поэтапной коррекции проблем в развитии отдельных компетенций в ходе обучения студентов.
Целью исследования было провести анализ, или «контрольный срез», двух типов «гибких навыков» обучающихся для апробации и интерпретации результатов базовых методов диагностики на входной и выходной группах студентов-лингвистов.
Методы и материалы исследования
В исследовании принимали участие две группы обучающихся - 26 студентов первого курса и 21 студент четвёртого курса, средний балл ЕГЭ на входе при приёме их в университет у обеих групп составлял 74.
Анализ эмоционального интеллекта двух фокусных групп студентов в исследовании проводился с учётом теории и практики тестирования, изложенных в работе Кочетовой Ю. А., Климаковой М. В., с использованием теста Дэниэла Гоулмана [5, 6].
Диагностика критического мышления была осуществлена при помощи теста Л. Старки (Critical Thinking Skills Pretest) в адаптации Е.Л. Луценко. Перевод данного теста является полноценной кросскультурной адаптацией, соответствующей всем психометрическим требованиям и рассчитанным на студентов и взрослых людей [7, 8].
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании принимали участие студенты кафедры «Прикладная лингвистика» Ульяновского государственного технического университета направления подготовки 45.03.02 Лингвистика. Констатирующий педагогический эксперимент, направленный на изучение состояния изучаемого вопроса, проводился среди студентов первого и четвёртого курсов. Целью эксперимента была апробация и интерпретация результатов популярных тестовых методик и диагностика гибких навыков эмоционального интеллекта и критического мышления у студентов-лингвистов первого и четвертого курсов обучения для выявления проблемных моментов в развитии универсальных компетенций и соответствующих навыков.
На первом этапе исследования проходила диагностика критического мышления (КМ-уровень) входной и выходной групп студентов (таблица 1).
Таблица 1
Данные по КМ-уровню студентов
№ |
Выборка 1 Уровень КМ на 1 курсе |
Ранг 1 |
Выборка 2 Уровень КМ на 4 курсе |
Ранг 2 |
1 |
20 |
30 |
21 |
36,5 |
2 |
22 |
41,5 |
21 |
36,5 |
… |
… |
… |
… |
… |
21 |
15 |
10 |
13 |
4,5 |
22 |
15 |
10 |
|
|
23 |
12 |
3 |
|
|
24 |
21 |
36,5 |
|
|
25 |
21 |
36,5 |
|
|
26 |
9 |
2 |
|
|
Суммы: |
|
597,5 |
|
530,5 |
На основе статистической метрики (U-критерия Манна-Уитни) авторы статьи обработали данные по двум фокусным группам обучающихся. Результаты измерений отражают статистическую равнозначность КМ-уровней студентов первого и четвёртого годов обучения (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты по оси значимости для UЭмп= 246,5
Диагностику уровней эмоционального интеллекта (ЭИ-уровень) тестируемых студентов авторы также провели посредством критерия Манна-Уитни (таблица 2).
Таблица 2
Данные по ЭИ-уровню студентов
№ |
Выборка 1 Уровень ЭИ на 1 курсе |
Ранг 1 |
Выборка 2 Уровень ЭИ на 4 курсе |
Ранг 2 |
1 |
25 |
42,5 |
16 |
8,5 |
2 |
23 |
35 |
16 |
8,5 |
… |
… |
… |
… |
… |
21 |
19 |
21,5 |
13 |
1,5 |
22 |
22 |
29,5 |
|
|
23 |
17 |
13 |
|
|
24 |
19 |
21,5 |
|
|
25 |
26 |
45,5 |
|
|
26 |
19 |
21,5 |
|
|
Суммы: |
|
691 |
|
437 |
После обработки результатов авторы статьи выяснили, что разница в ЭИ-уровнях, как и в случае с оценками КМ-уровней, в двух исследуемых выборках находится в зоне незначимости (рисунок 2).
Рис. 2. Результаты по оси значимости для UЭмп= 206
Таким образом, полученные и статистически обработанные данные по критическому мышлению и эмоциональному интеллекту согласно критерию Манна-Уитни среди студентов первого и четвертого курсов фактически демонстрируют, что нет статистически значимых различий в уровнях измеряемых параметров среди сравниваемых групп.
Такого рода данные позволяют авторам, как методистам и преподавателям, сделать первые выводы о необходимости апробации и внедрения комплексных методик и проведения дальнейших исследований для разных групп, курсов, расширяя количество выборок и обучающихся не только в рамках отдельного вуза, но и в целом для вузов по образовательным программам по лингвистическому направлению.
При проведении диагностических мероприятий также важна более глубокая интерпретация данных. Авторы проанализировали результаты диагностики эмоционального интеллекта и критического мышления обучающихся обеих групп. Ранжирование уровней критического мышления происходило по следующим рекомендуемым в методике диапазонам: высокий (22-27 баллов); средний (7-21 баллов); низкий (0-6 баллов). Ранжирование уровней эмоционального интеллекта распределялось по следующим диапазонам: высокий (28-40 баллов); средний (14-27 баллов); низкий (0-13 баллов).
Таблица 3
Оценка различий в КМ- и ЭИ-уровнях тестируемых
Уровни ЭИ и КМ |
КМ |
ЭИ |
||||||
1 курс |
4 курс |
1 курс |
4 курс |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Высокий |
3 |
12 |
4 |
19 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Средний |
23 |
88 |
17 |
81 |
25 |
96 |
20 |
96 |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
1 |
4 |
В таблице 3 представлены результаты ранжирования эмоционального интеллекта и критического мышления у студентов-лингвистов на первом и последнем курсах обучения. На основе данных таблицы мы видим, что средним КМ-уровнем обладают 88% студентов первого курса и 81% студентов четвертого курса, а высокий уровень критического мышления отмечается у 12% и 19% студентов входной и выходной групп соответственно.
Полученные результаты диагностики критического мышления студентов обеих групп фиксируют, что среди обучающихся выходной группы количество студентов с высоким уровнем критического мышления на 7% больше, чем во входной группе, при этом ни у одного студента не диагностируется низкий уровень измеряемого показателя. Данные результаты интересны, но для объективной картины и выводов требуют дальнейших исследований на большей выборке студентов, так как могут свидетельствовать об индивидуальных различиях обучающихся.
Замеры эмоционального интеллекта на той же выборке испытуемых выявляют, что только 4% студентов первого курса и 5 % студентов выпускного курса показывают низкий уровень эмоционального интеллекта, а большинство студентов демонстрируют средний уровень данного показателя.
Выводы
1. Понимание «гибких навыков» в контексте профессиональной деятельности будущих лингвистов позволяет комплексно рассмотреть критическое мышление и эмоциональный интеллект как универсальные ключевые компетенции, так и как специфические профессиональные навыки, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности лингвистов с учётом тенденций развития искусственного интеллекта и изменением всей структуры высшего образования и рынка труда.
2. Эксперимент авторов показал, что количество студентов с высоким уровнем критического мышления несколько больше в выборке студентов выпускной группы по сравнению с данными полученными в выборке входной группы первого курса. Показатели эмоционального интеллекта на этой же выборке испытуемых демонстрируют отсутствие каких-либо изменений в диагностических данных. Полученные результаты доказывают необходимость расширения эксперимента на большем количестве респондентов, внедрения поэтапных диагностических методических практик для исключения информационного шума и объективной картины в целом.
3. Констатирующий педагогический эксперимент определил дальнейший вектор исследований авторского коллектива, определив ряд возможных методических проблем как в рамках конкретной программы, так, возможно, и в целом по направлению, в силу выявления статистически незначимой разницы в уровнях критического мышления и эмоционального интеллекта между сравниваемыми группами студентов первого и выпускного четвертого курса. Такого рода эксперименты доказывают необходимость более фундаментальных исследований проблематики, а также разработки и внедрения единых диагностических методик для оценки профессиональных навыков, что мы пытались продемонстрировать в данной статье.
4. На взгляд авторов статьи, эксперимент доказывает, что существует необходимость разработки методического инструментария по проведению регулярных «контрольных срезов» уровней критического мышления и эмоционального интеллекта для целенаправленного развития «гибких навыков» у студентов-лингвистов в процессе обучения в вузе с целью интенсификации динамики развития важных профильных компетенций и навыков. Можно сделать выводы о том, что следует разработать методический комплекс по развитию «гибких навыков» у будущих лингвистов в процессе преподавания различных профильных дисциплин, например, иностранного языка, что позволило бы в практической деятельности, в процессе коммуникации на иностранном языке, развивать исследуемые навыки в контексте профессиональной деятельности будущих лингвистов.