Введение. Семья является одной из ключевых социальных единиц в обществе, она выполняет множество функций, включая социализацию, эмоциональную и экономическую поддержку, а также передачу культурных традиций. Однако с течением времени внутренние структуры семьи претерпевают значительные изменения, связанные с глобализацией и модернизацией общества. Поэтому даже в такой дисциплинированной стране, как Китай, существуют свои нюансы и проблемы семейного воспитания [1, с. 9]. В последние десятилетия в Китае произошли внушительные преобразования в механизме и функциях семьи, что оказало влияние не только на самих членов семьи, но и на общество в целом. Наблюдается тенденция, когда традиционная структура семьи, основанная на патриархальных ценностях и многопоколенной модели, постепенно уступает место более ячеистым формам. В связи с этим сегодня прослеживается рост числа нуклеарных семей, что связано с миграцией населения в поисках работы, изменением жизненных приоритетов и тенденцией к повышению уровня образования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что изменение отношения к браку и семье в Китае является значительным трендом. Многие молодежные пары предпочитают гражданские отношения, что отражает трансформирование культурных норм и эмоциональных ценностей. Это может привести к увеличению числа разводов и нестабильности в семейных отношениях. Поэтому первостепенная задача правительства страны – создать эффективную организацию образовательного и воспитательного процессов, которая будет представлять собой ключевой элемент для формирования у молодого поколения устойчивых духовно-нравственных ценностей.
Цели исследования – анализ состояния института семьи в Китае на сегодняшний день и выявление отличительных черт современного подхода в семейном воспитании.
Материал и методы исследования
· Анализ литературы и данных, помогающий выявить текущие тенденции воспитания в КНР и возникающие внутри семьи проблемы.
· Исторический анализ, позволяющий изучить семейную политику страны в ретроспективе и тем самым понять, как прошлые условия и факторы повлияли на современное восприятие семейных ценностей.
· Сравнение, анализ и оценка различных подходов, теорий по данным семейной педагогики в Китае, выявляющие их общие черты и различия.
· Аккумулирование эмпирических данных и теоретических результатов для создания широкой картины изучаемого вопроса.
Результаты исследования и их обсуждение
Уделение внимания семье и семейному воспитанию имеет глубокие корни в китайской культуре и философии. В древнем Китае семья рассматривалась как основа общества, а воспитание детей считалось одной из важнейших задач родителей. Конфуцианство как одна из главных философских школ Китая акцентировало внимание на ценностях, таких как почтение к родителям, уважение к старшим и следование моральным нормам. В глазах древних китайцев ключевая задача образования состоит в том, чтобы вести за собой других, чтобы быть хорошим человеком [2, с. 312]. Образование в этом контексте воспринималось не только как накопление знаний, но и как формирование личных качеств, таких как добродетель, ответственность и альтруизм.
Наиболее существенной чертой традиционного отношения страны к детям является игнорирование независимости личности ребенка. Из-за ограничений иерархического порядка в феодальном обществе было принято, что дети не имеют социального статуса и права высказываться. Поэтому вплоть до ХХ века государственная политика КНР была ориентирована на воспитание гражданина, члена коллектива с чувством уважения к семье, учителю, на постоянное самосовершенствование личности, стремление к знаниям, раскрытие творческих начал, учет достижений мировой культуры, образования и науки [3, с. 105]. В этой системе не существовала личность ребенка, она была поглощена интересами страны и общества в целом. Воспитание в такой структуре носило коллективистский характер, где ценились не индивидуальные достижения, а успехи группы, семьи или коллектива в целом. Роль индивида была вторична по сравнению с обязанностями перед социумом.
В связи с растущими потребностями семьи и общества, а также открытием страны для западного влияния Китай начиная с 1980-х годов проводит широкомасштабное продвижение рекомендаций по семейному образованию. Стали появляться исследовательские центры по семейному образованию, происходило целенаправленное информирование (через газеты, журналы, научные статьи) общественности о важностях формирования личности ребенка. Государственная политика постепенно стала акцентироваться на индивидуальном развитии, что явилось отражением модификации социокультурной парадигмы. Появилась идея о важности личного потенциала и уникальности каждого ребенка, что способствовало формированию более гибкого и индивидуализированного подхода к образованию. Тем не менее, даже с изменениями в воспитательных практиках отголоски традиционной системы все еще сохранялись. Общество продолжало высоко ценить уважение к старшим, ценности коллективизма и жесткой иерархии. В последние годы с развитием технологий и глобализации происходит дальнейшая трансформация взглядов на воспитание, где акцент все больше смещается на критическое мышление, креативность и самостоятельность.
Концепция государственной семейной политики
В Китае государственное управление играет важную роль в развитии семейного образования. В последние годы правительство страны стало более открытым к различным формам образования, включая семейное. Это связано с ростом интереса родителей к альтернативным методам обучения и необходимостью адаптации образовательной системы к изменяющимся условиям. В рамках 12-го, 13-го пятилетних планов (2011–2015, 2016–2020 гг.) правительство достигло следующих результатов.
Во-первых, в Китае – стране с глубокими традиционными ценностями – формирование нравственных качеств у молодежи имеет не только образовательное, но и стратегическое значение [4, с. 111]. Это обусловлено тем, что в современном обществе, быстро меняющемся под воздействием глобализации и технологий, крайне важно сохранить культурное наследие и укрепить социальную стабильность. Кроме того, формирование моральных ценностей у молодежи способствует развитию чувства общности и патриотизма, что, в свою очередь, усиливает приверженность к идеалам и целям государства. В условиях растущего влияния западной культуры и идеологии Китай стремится подготовить новое поколение лидеров, способных не только адаптироваться к изменениям, но и быть активными участниками социального и экономического развития страны. Поэтому правительством было инициировано создание таких общественных организаций, как Всекитайская Федерация Молодежи (共青团) и Всекитайская Федерация Женщин (中华全国妇女联合会), которые реализуют проекты государственных услуг по семейному образованию; в некоторых местах семейное образование включено в правительственный каталог рекомендаций по приобретению услуг социальных организаций; созданы общественные клубы и волонтерские группы, где пропагандируется методика современного воспитания. Особенно ярко такая политика проводится в школах согласно документу «Руководство по дальнейшему усилению работы родительских школ» (关于进一步加强家长学校工作的指导意见), в котором родительские школы по всей стране рассматривались как важное место для популяризации семьи.
Во-вторых, по состоянию на 2020 год в 32 провинциях, автономных районах, муниципалитетах и Синьцзянском производственно-строительном корпусе (新疆生产建设兵团) были созданы ведущие группы семейного образования и образована совместная система встреч, чтобы взять на себя полную ответственность за координацию, руководство и оценку семейного образования на местном уровне. Рабочий механизм постоянно совершенствовался (Закон о содействии семейному воспитанию – 中华人民共和国家庭教育促进法), и партия и правительство взяли на себя ведущую роль. Модель работы по семейному воспитанию под руководством Министерства образования КНР (中华人民共和国教育部) и государственного комитета по плановому деторождению (国家人口和计划生育委员会), при межведомственном сотрудничестве Министерства гражданской администрации КНР (中华人民共和国民政部) и участии общественных сил, начала усиленно продвигать идею семейных ценностей в народные массы.
В-третьих, вопросы семейного воспитания в Китае непосредственно связаны с целевыми нравственными установками [5, с. 9]. Поэтому Коммунистическая партия Китая продолжила продвигать работу по семейному воспитанию для включения в общий план строительства духовной цивилизации, заключающийся в развитии программы образования детей на всех уровнях социума (Пятилетний план по руководству и развитию семейного образования (2021–2025 годы) 关于指导推进家庭教育的五年规划), а также включать мониторинг и оценку работы по семейному воспитанию в идеологические программы крупных городов, сел и поселков. Также стоит отметить, что в некоторых бедных сельских районах девочки и мальчики лишены права на образование из-за экономического положения семьи, личного отношения родителей и других факторов, влияющих на посещаемость детьми школы [1, с. 8]. Поэтому государство выделяет денежные средства на семейное образование, а консультационные услуги по семейному образованию были включены в государственные проекты по обеспечению средств к существованию (Руководящие заключения Министерства образования по усилению семейного образования – 关于加强家庭教育工作的指导意见). В маленьких населенных пунктах (провинция Хайнань) средства на семейное образование получают посредством социальной поддержки, тем самым постепенно создается механизм гарантий финансирования, совместно продвигаемый правительством, общественными организациями и предприятиями.
Роль семьи в развитии педагогической мысли
В идеале родительский стиль формируется на основе гуманных взаимоотношений, ведь в противном случае возникает риск увеличения числа социальных сирот, которые впоследствии вряд ли смогут привить своим детям гуманистические идеалы [6, с. 111]. Но на практике наблюдается палитра девиантного поведения молодежи в современном Китае, заключающаяся, например, в повышении уровня разводов и преступлений [7, с. 36].
Важным аспектом является то, как общество и государство реагируют на эти изменения, включая образовательные и социальные программы, направленные на предотвращение девиантного поведения и поддержку молодых людей в решении возникающих у них проблем. Поэтому борьба с вышеназванными социальными проблемами видится в повышении уровня осведомленности родителей об образовании и их желании участвовать в школьном воспитании детей. Изменения в компетентности отцов и матерей в образовании отражаются в четырех аспектах.
Во-первых, родители уделяют все больше внимания просвещению своих детей и надеются увеличить инвестиции в эту сферу, чтобы дать им преимущество в конкуренции. Старшее поколение в дополнение к школьной программе стремится обеспечить младшее поколение дополнительными знаниями и навыками, что включает в себя внеурочные мероприятия, такие как клубы по интересам, спортивные секции и творческие группы [8, с. 259], а также платные курсы, различные образовательные программы, учебные стажировки в России.
Во-вторых, раньше в парадигме китайской педагогики родители добавляли много дополнительных домашних заданий и упражнений ребенку, тем самым игнорируя психологический рост ребенка и развитие способностей и привычек. Эта модель ослабляла функцию семьи в образовании и даже усугубляла психологическое давление на детей [9, с. 2306]. Также старшеклассники китайских школ проводят большую часть дня на учебе, часто возвращаясь домой только около девяти вечера [8, с. 258], что тоже пагубно влияет на психоэмоциональное состояние ученика. На сегодняшний день фиксируется модернизация в подходах к образованию в Китае, которые учитывают не только академические достижения, но и психологическое благополучие детей. Современные педагогические модели стремятся сбалансировать академическую нагрузку и сформировать у учеников эмоциональный интеллект, креативность и навыки критического мышления.
В-третьих, наблюдается усиление тенденции проявления уважения к личности ребенка и поощрения его свободного развития [5, с. 13]. С одной стороны, родители продолжают изучать образовательные концепции различными методами, повышают уровень своих знаний и совершенствуют свои способности в просветительской сфере. С другой стороны, старшее поколение начинает активно фигурировать в школьном образовании и, более того, конфликтовать со школой по поводу концепций и методов обучения. Некоторые родители, достигшие академических успехов или получившие образование за границей, часто используют свой собственный опыт для обучения своих детей.
И, наконец, в настоящее время образовательные организации по всей стране начали ускорять построение информатизации семейного образования на основе консолидации и расширения традиционных средств массовой информации. Периодические издания, телевизионные рубрики, онлайн-школы для матерей и отцов, медиаплатформы (каналы WeChat, Weibo) – все это способствует расширению педагогической мысли среди родителей, которые взаимодействуют с преподавателями, инструкторами или экспертами в области образования посредством IT-технологий. Руководство по семейному образованию полностью вступило в эпоху новых средств массовой информации.
Участие семьи является важным способом улучшения управления школой. Разрешение родителям активно участвовать в управлении школой и принятии решений представляет собой одну из ключевых мер в построении современной школы в Китае. Поэтому местные отделы образования, а также начальные и средние детские сады должны рассматривать родительские комитеты как важную часть построения современной школьной системы, которая управляет школами в соответствии с законом, выступает как независимая управленческая система и демократический надзор.
В китайских семьях с самых первых минут жизни ребенка начинается целенаправленный процесс воспитания, который влияет на его будущее. Физиологический метод туалетного обучения обычно начинается в возрасте около 6 месяцев, чтобы воспитывать в малыше когнитивные и рефлекторные навыки. К 2 годам родители и воспитатели поощряют малышей в выполнении простых задач, таких как уход за собой и наведение порядка в своих игрушках. Это благоприятствует не только развитию практических навыков, но и формированию важнейших качеств, таких как самодисциплина и организованность. В возрасте 3–4 лет многие дети начинают обучение чтению и письму, что представляется слишком ранним для России и стран Запада. Родители и образовательные учреждения придают большое значение раннему развитию ребенка, что на практике способствует более высоким результатам по сравнению с детьми из других стран.
В китайской культуре воспитания акцентируется внимание на эмоциональной саморегуляции детей. Многие китайские родители верят, что важно не только удовлетворять физические потребности ребенка, но и учить его справляться с эмоциональными состояниями самостоятельно. Плач ребенка может рассматриваться как способ выражения эмоций и не всегда как сигнал о проблемах. Существует мнение, что чрезмерная забота и немедленное реагирование на каждый крик приводят к тому, что ребенок начнет манипулировать мамой и папой, используя свое поведение для достижения желаемого. Поэтому китайские родители предпочитают подход, при котором они занимаются другими делами, давая ребенку время успокоиться самостоятельно, чтобы он научился управлять своими эмоциями (как правило, это происходит к 2 годам). А улыбка и хорошее настроение у детей, наоборот, поощряются родителями. Это важно для эмоционального и социального развития ребенка.
Также наметилась тенденция, когда участие бабушек и дедушек в семейном образовании стало обычным явлением. Одним из известных типов семьи является так называемая межпоколенческая нуклеарная семья (или семья с «пропущенным поколением»), когда оба родителя переезжают в большой город на работу, оставляя своего ребенка (детей) с бабушкой и дедушкой дома [10, с. 251]. Хотя межпоколенческое воспитание решает проблемы многих молодых родителей, большинство пожилых людей чрезмерно вовлечены в образование своих внуков, что ослабляет образовательные функции, которые должны нести родители, и даже блокирует взаимоотношения детей и родителей. Мать с отцом могут чувствовать себя ненужными или менее значимыми в роли воспитателей, что подрывает их авторитет и вызывает конфликты с бабушками и дедушками. Кроме того, если пожилые люди слишком сильно влияют на воспитание, это может затруднить развитие у детей самостоятельности и принятия собственных решений. Чтобы не создавать конфликты между поколениями, современные родители отходят от традиций и находят решение проблемы в следующих действиях.
1. Некоторые семьи в Китае предпочитают отправлять своих детей в ранние ясли. Родители считают, что ранние ясли способствуют социальному развитию детей, так как они получают возможность взаимодействовать со сверстниками, развивать коммуникативные навыки и привыкать к групповой жизни.
2. В последние годы наблюдается рост интереса к услугам нянь, особенно в больших городах, таких как Пекин и Шанхай. Различные семьи стремятся обеспечить индивидуальный подход к воспитанию. Няни могут быть как местными, так и иностранными, и уровень их квалификации может варьироваться. В некоторых случаях нанимают также специалистов по раннему развитию и педагогов.
3. В Китае распространяется традиционная российская модель семейной структуры, где мать берет на себя основные обязанности по уходу за детьми, а отец работает и зарабатывает деньги. После внедрения политики, направленной на увеличение рождаемости и улучшение условий для семей, родители воспитывают детей сами, без вмешательства бабушек и дедушек.
Таким образом, адаптация к современным условиям и поиск новых подходов в воспитании стимулируют более гармоничные отношения внутри китайской семьи и помогают родителям находить общий язык как с детьми, так и с представителями старшего поколения.
Заключение
Долгая история развития китайской национальной культуры раскрыла много секретов семейного воспитания, но многие современные родители также осознают, что древняя китайская семейная педагогика как культурный продукт феодального общества является пережитком прошлого и пагубно влияет на развитие детей в наши дни. Традиционное образование не способствует формированию у детей новаторского духа и стремления к совершенству. Поэтому значительная часть ученых в области образования и родители выступают за то, что возрождение семейной культуры в Китае должно идти в ногу со временем, исходя из предпосылки уважения особенностей и прав детей, принятия изменений в современной действительности и избавления от анахронизмов традиционной семейной педагогики; все это поспособствует продвижению и укреплению семейных ценностей китайской нации.