Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NEW VECTORS IN THE TRAINING OF BACHELORS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Ketrish E.V. 1 Andryukhina T.V. 1
1 Russian state vocational pedagogical University
The aim of the study is to determine new vectors in the preparation of bachelors of vocational education and identify conditions that will contribute to the most effective preparation of future teachers for work in organizations of the secondary vocational education system. Research methods: analysis of program and methodological documentation, survey method, design method. The article considers the features of the preparation of bachelors of vocational education, analyzes various aspects of their activities in organizations of secondary vocational education (using the example of students studying in the educational program "Physical Culture and Sports Activity" at the Russian State Vocational Pedagogical University). The need to prepare future teachers not only for conducting lectures and seminars with college students, but also for preparation for participation in professional skills competitions, olympiads and championships, including the Professionals Championship in Professional Skills is revealed. The experience of the Russian State Vocational Pedagogical University in introducing elements of the Professionals Championship into the educational process of higher education students is presented. The necessity of conducting the demonstration exam procedure for monitoring the formed competencies required by future teachers of the secondary vocational education system, including competencies related to the preparation of college students for participation in the "Professionals" championship and conducting the demonstration exam procedure is substantiated. The results of conducting the demonstration exam of higher education students are presented, conclusions are formulated based on the results of the demonstration exam procedure.
secondary vocational education
bachelors of vocational training
championship «professionals»

Введение. Подготовка кадров для сферы физической культуры и спорта на современном этапе ведется в организациях среднего профессионального и высшего образования. Абитуриенты могут выбрать различные образовательные программы по ряду существующих направлений подготовки. Но, несмотря на широкое разнообразие интересных и весьма актуальных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта разного уровня и профиля, ежегодный анализ трудоустройства выпускников, проводимый в организациях высшего образования, показывает, что примерно 40% выпускников не готовы работать по профилю получаемого образования. Основной причиной при этом указывается недостаточная подготовленность к профессиональной деятельности. И, хотя студенты отмечают, что практической подготовки в вузах после принятия последней версии Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования стало значительно больше, содержание большей части практик значительно уступает тем реалиям, с которыми столкнутся выпускники, когда начнут свою профессиональную деятельность. Преодоление негативных тенденций при подготовке специалистов возможно только при условии систематического анализа содержания образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, своевременного применения новых методик и технологий обучения, а также своевременного выявления проблем, возникающих у студентов в процессе обучения, и поиска вариантов их решения. Помимо непосредственно практической подготовки, в последние годы актуальным способом получения опыта профессиональной деятельности в процессе обучения становится участие студентов в различных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах. Профессиональные конкурсы (конкурсы профессионального мастерства) – это давно известный и активно используемый в российской действительности инструмент, рассматривающийся исследователями с разных позиций. Например, Г.В. Белозерцева рассматривает конкурс профессионального мастерства как фактор профессиональной ориентации будущих специалистов [1], а А.Н. Колпакова – как элемент самоактуализации будущих педагогов [2]. По мнению ряда других исследователей, например И.В. Серафимович, Л.А. Колывановой, И.В. Стародубцевой, конкурс профессионального мастерства может быть рассмотрен с точки зрения формы развития профессиональных компетенций и средства повышения профессиональной компетентности педагогов [3, 4, 5]. Чемпионаты профессионального мастерства – это довольно молодая и активно продвигаемая на современном этапе инициатива, не имеющая на сегодняшний момент достаточного научного и методического обоснования [6].

Цель исследования: определить новые векторы в подготовке бакалавров профессионального обучения и выявить условия, которые будут способствовать наиболее эффективной подготовке будущих педагогов к работе в организациях системы среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Особенности подготовки бакалавров профессионального обучения раскрываются при помощи анализа научной литературы и программно-методических документов. Контент-анализ образовательной программы «Физкультурно-спортивная деятельность», реализуемой в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, помог определить учебные дисциплины, куда целесообразно было бы включить элементы чемпионата «Профессионалы»; метод опроса позволил выявить мнение студентов о практической подготовке в вузе и их потенциальной готовности к будущей профессиональной деятельности; метод проектирования дал возможность внести изменения в рабочие программы существующих дисциплин образовательной программы «Физкультурно-спортивная деятельность», а также разработать комплект оценочной документации для проведения процедуры демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации для студентов вуза. Ведущим методологическим подходом в данном исследовании стал компетентностно-деятельностный подход, позволяющий в качестве результата обучения представить не совокупность усвоенной информации, а способность обучающихся эффективно действовать как в стандартных, так и в нестандартных, проблемных ситуациях.

Результаты исследования и их обсуждение. На современном этапе развития системы профессионального образования пристальное внимание исследователей направлено на среднее профессиональное образование: внедрен и активно развивается федеральный проект «Профессионалитет», в колледжах проводится масштабное обновление материальной базы, оборудования и инвентаря, открываются новые лаборатории и мастерские. Также немаловажная роль сейчас отводится созданию условий для участия студентов колледжей в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, чемпионатах [7, 8].

Предполагается, что студенты, закончившие обучение по направлению подготовки «Профессиональное обучение» образовательной программы «Физкультурно-спортивная деятельность», будут читать лекции и вести семинарские занятия у будущих педагогов по физической культуре, обучающихся в колледжах. Однако, попадая в организации среднего профессионального образования, вчерашние выпускники сталкиваются с тем, что им приходится изучать особенности использования нового оборудования и инвентаря (н-р многофункциональной рамы, анализатора тела Inbody, болстеров, ролов, bosu и т.д.), готовить студентов к участию в различных образовательных и профессионально ориентированных проектах, к участию в конкурсах и чемпионатах, участвовать в процедуре проведения демонстрационного экзамена и заниматься другими видами деятельности, к которым, как правило, в процессе обучения в вузе их не готовят. Вчерашние выпускники, помимо чтения лекций и проведения семинарских занятий, сегодня должны владеть методикой подготовки студентов колледжей к участию в конкурсах профессионального мастерства, в том числе и в чемпионате «Профессионалы», уметь пользоваться новым оборудованием, знать технологию проведения демонстрационного экзамена и т.д. Тут и возникает главный вопрос: в рамках каких дисциплин готовить бакалавра к этим видам деятельности?

Начиная с 2021 года в высших учебных заведениях шло активное внедрение движения «Ворлдскиллс»: на базе вузов проводились открытые вузовские чемпионаты, а студенты, занявшие призовые места, получали возможность участвовать в региональном этапе чемпионата. Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) в это же время активно включился в реализацию этого направления – в 2021 и 2022 годах на базе РГППУ был проведен открытый вузовский чемпионат «Ворлдскиллс». В 2021 году в конкурсе было заявлено 8 компетенций, в том числе компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес», по которой студенты кафедры теории и методики физической культуры РГППУ заняли второе и третье места. В 2022 году в чемпионате было заявлено 12 компетенций, в том числе компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» и «Технологии физического развития». От кафедры теории и методики физической культуры в чемпионате 2022 года участвовали 7 студентов, обучавшихся по программе «Физкультурно-спортивная деятельность». По результатам конкурса студенты получили первые места в обеих компетенциях. Такие высокие результаты позволяли обучающимся участвовать в региональном этапе чемпионата, но осенью 2022 года стало известно, что Россия больше не является участником конкурсного движения Ворлдскиллс, и, соответственно, региональный этап, запланированный на осень 2022 года, не состоялся. Студенты, готовившиеся к региональному этапу, в ходе проведенного опроса высказывали сожаление о сложившейся ситуации, поскольку, по их мнению, участие в конкурсе было отличной практикой, реально показывающей профессиональные возможности каждого участника и дававшей уверенность в будущей профессиональной деятельности.

В 2023 году студенты организаций среднего профессионального образования получили возможность участвовать в новом проекте, который стартовал под эгидой Института развития профессионального образования и получил название «Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству» (с отдельным направлением – «Всероссийский чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы») [9]. По большому счету, содержательное наполнение чемпионата «Профессионалы» не многим отличается от содержательного наполнения конкурсов «Ворлдскиллс» и «Молодые профессионалы», за исключением одной детали – в новом воплощении чемпионат лишил возможности участия студентов вузов.

Проанализировав все вышеперечисленные моменты, руководство кафедры теории и методики физической культуры РГППУ пришло к выводу о необходимости внесения изменений в подготовку бакалавров профессионального обучения. С целью подготовки студентов – будущих педагогов системы СПО к инновационным видам профессиональной деятельности, о которых упоминалось выше, было принято решение о внесении изменений в содержательное наполнение образовательной программы «Физкультурно-спортивная деятельность».

Анализ образовательной программы «Физкультурно-спортивная деятельность» [10], реализуемой кафедрой теории и методики физической культуры РГППУ, позволил выявить, что наиболее подходящей дисциплиной для внедрения элементов чемпионата «Профессионалы» и отработки технологии проведения процедуры демонстрационного экзамена является дисциплина «Новые физкультурно-спортивные виды деятельности и методика их преподавания». В рабочей программе этой дисциплины были скорректированы задачи освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по дисциплине. В содержании дисциплины были выделены «теоретические» часы на изучение тем, посвященных разработке: конспектов учебных занятий, спортивных тренировок и физкультурных занятий по общеразвивающим программам; дополнительных общеразвивающих программ физкультурной направленности; информационных материалов для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом.

Отдельно были выделены «практические» часы для отработки навыков демонстрации фрагментов учебных занятий по разработанным конспектам, аналогично заданиям, представленным в конкурсных заданиях чемпионата «Профессионалы».

В оценочные материалы дисциплины также были внесены изменения, в частности был разработан комплект оценочной документации (КОД) для проведения процедуры демонстрационного экзамена (ДЭ) в рамках промежуточной аттестации по дисциплине [11].

Первый этап разработки заключался в выборе видов профессиональной деятельности, подлежащих оцениванию в процессе проведения демонстрационного экзамена (табл. 1).

Таблица 1

Виды профессиональной деятельности, оцениваемые в процессе проведения (ДЭ)

Модуль 1

Организация и проведение физкультурно-спортивной работы

Модуль 2

Разработка содержания учебных занятий по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

Модуль 3

Преподавание по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

Второй этап был связан с определением соответствия формируемых у студентов компетенций и видов профессиональной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Содержательная структура КОД

Вид профессиональной деятельности

Перечень оцениваемых компетенций

Организация и проведение физкультурно-спортивной работы

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПКС-4. Способен организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия в сфере физической культуры и спорта

Разработка содержания учебных занятий по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

ПКО-2. Способен разрабатывать, обновлять программное и учебно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов, дисциплин, практик и планировать занятия

Преподавание по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

ПКО-1. Способен реализовывать программы СПО по учебным предметам, курсам, дисциплинам, практикам

ПКО-4.Способен использовать педагогически обоснованные формы, методы и средства контроля в процессе текущей и промежуточной аттестации

Третий этап представлял собой разработку критериев оценивания демонстрационного экзамена и распределение баллов по выбранным критериям (табл. 3).

Таблица 3

Критерии оценивания

Модуль задания (вид деятельности)

Критерий оценивания

Баллы

Организация и проведение физкультурно-спортивной работы

Использование современных средств поиска, анализа и интерпретации информации, информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности

10,0

Организация спортивно-массовых соревнований и мероприятий по тестированию населения по нормам ГТО

16,0

Разработка содержания учебных занятий по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

Определение цели и задач, планирование учебных занятий по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

18,0

Ведение первичной учетно-отчетной документации, обеспечивающей учебные занятия

6,0

Преподавание по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

Проведение учебных занятий по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования

24,0

Осуществление контроля и учета, оценивание и анализ процесса и результатов деятельности обучающихся на учебных занятиях

6,0

Итого инвариантная часть

80,0

Четвертый этап предполагал формулирование заданий для каждого модуля (табл. 4).

Таблица 4

Примерные задания по модулям

Модуль 1. Организация и проведение физкультурно-спортивной работы. Время выполнения – 60 минут

Задание: разработать конспект занятия по подготовке юношей/мужчин или девушек/женщин разных возрастных групп к сдаче обязательного испытания/норматива ВФСК ГТО (по выбору). Оформление документа в формате word. Демонстрация не предполагается

Модуль 2. Разработка содержания учебных занятий по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования. Время выполнения – 60 минут

Задание: разработать конспект учебного занятия по программам среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта. Оформление документа в формате word. Демонстрация не предполагается

Модуль 3. Преподавание по программе обучения физической культуре для системы среднего профессионального образования (по выбору)

Задание: продемонстрировать упражнения из основной части разработанного конспекта учебного занятия по программам среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта. Время на демонстрацию упражнений для одного обучающегося – 10 минут.

На последнем этапе разрабатывались подробные критерии оценивания заданий по каждому модулю.

В апреле 2024 года студенты, освоившие дисциплину «Новые физкультурно-спортивные виды и методика их преподавания», прошли промежуточную аттестацию по дисциплине в формате демонстрационного экзамена. В процедуре сдачи демонстрационного экзамена приняли участие 20 обучающихся выпускного курса. Согласно разработанным критериям оценивания, максимальное количество баллов, которое могли набрать участники по каждому модулю, было следующим: модуль 1 – 26 баллов; модуль 2 – 24 балла: модуль 3 – 30 баллов. Результаты прохождения процедуры демонстрационного экзамена студентами, обучающимися по образовательной программе «Физкультурно-спортивная деятельность», представлены на рисунке.

Результаты прохождения процедуры демонстрационного экзамена

Результаты проведения демонстрационного экзамена позволили сделать следующие выводы.

1. Все участники успешно справились с процедурой, при этом 70% участников показали достаточно высокие результаты, получив оценки «отлично» (7 участников) и «хорошо» (7 участников) по результатам демонстрационного экзамена.

2. Результаты выполнения участниками заданий модуля 1 и модуля 2 позволили говорить о том, что преподавательскому составу необходимо обратить внимание на методическую подготовку будущих педагогов – в рамках не только конкретной дисциплины, по которой проводилась промежуточная аттестация, но и других дисциплин учебного плана, предполагающих разработку методического сопровождения учебных занятий.

3. Результаты выполнения задания модуля 3 свидетельствуют о качественной практической подготовке студентов в рамках рассматриваемой дисциплины и иных профильных дисциплин учебного плана.

Заключение. Качество профессиональной подготовки студентов на современном этапе является актуальнейшей проблемой, влияющей на уровень конкурентоспособности выпускников и эффективность их дальнейшей профессиональной деятельности. Авторы в своем исследовании попытались выявить новые векторы в подготовке бакалавров профессионального обучения, а также создать условия для преодоления разрыва, возникшего между профессиональной подготовкой бакалавров профессионального обучения и реалиями, ожидающими их в организациях среднего профессионального образования.

Подготовка будущих педагогов системы СПО к новым видам деятельности в процессе обучения в вузе, по мнению авторов, даст возможность сформировать у них необходимые компетенции, повысить качество профессиональной подготовки, что, в конечном счете, может помочь выпускнику с успешным трудоустройством.