Введение
Успешная социализация является важнейшим фактором адаптации китайских студентов к образовательной среде российского технического вуза. Естественная потребность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса определяет необходимость их приспособленности к новым условиям обучения и проживания. Степень приспособленности влияет на активность и комфорт студентов во время обучения и характеризуется адаптивностью к новой среде.
Адаптивностью является предрасположенность студента к адаптации к новым условиям, характеризующая его личностный потенциал для дальнейшего развития. Чем выше адаптивность студента, тем успешнее происходит его адаптация к обучению и социализации, что способствует наилучшему усвоению ценностей, норм, правил поведения, законов и порядков, принятых в определенном обществе [1, с. 81-83]. Противоположным является понятие неадаптивности – несоответствие между целями и результатами деятельности, свидетельствующее о неспособности адаптироваться в конкретных условиях к предлагаемой деятельности.
Под адаптацией к условиям обучения в вузе Л.В. Мардахаев понимает способность учащихся приспосабливаться к изменившимся условиям, в результате чего происходит перестройка мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер при переходе к систематическому профессиональному обучению [2, с. 10]. Своевременная адаптация обучающихся имеет прямое влияние на успешность их обучения, профессионально-личностный рост. Одновременно она выступает качественной характеристикой престижности вуза, системы российского высшего образования на международной арене.
Технические университеты имеют ряд особенностей, влияющих на образовательный процесс китайских граждан. Для овладения большинством дисциплин технического профиля необходимо наличие развитого системно-логического мышления, направленного на решение конструктивных задач, аналитические, организационные и творческие способности, исследовательские и интеллектуальные навыки (умение формулировать мысли и собственную точку зрения, аргументировать свое высказывание и выстраивать доказательную базу), владение профессиональным языком общения. Одним из результатов обучения в техническом вузе является адаптированность - приспособленность китайских студентов к образовательной среде технического вуза с учетом успешности овладения вышеперечисленными навыками и компетенциями (рис.).
Процесс адаптации (составлено автором)
В ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (далее РУТ) наблюдается устойчивая динамика увеличения численности китайских студентов, поступающих для освоения технических специальностей.
Целью исследования является анализ адаптивности китайских студентов-первокурсников РУТ для организации эффективного педагогического сопровождения для облегчения их адаптации. В начале 2023-2024 учебного года среди китайских студентов была проведена диагностика, в результате которой выявлено большое количество трудностей, связанных с обучением в российском техническом вузе [3]. Эффективность их обучения может быть обусловлена успешной адаптацией в наиболее короткие сроки в начале обучения. Проектирование и обеспечение необходимого педагогического сопровождения, способствующего стимулированию адаптации китайских студентов к образовательной среде российского технического вуза, потребовало изучения адаптивных свойств личности каждого студента для составления его социально-педагогического портрета. Личностный подход при составлении индивидуальной характеристики позволил определить трудности, характерные для определенного студента, подобрать способы их решения, выявить его адаптивные возможности, проследить динамику адаптивности, успешность адаптации и уровень адаптированности по окончании периода обучения [4-6].
Материал и методы исследования. Степень адаптивности студента определялась по его поведению в социуме (учебной группе), его отношению к кому-либо/чему-либо, результативности его деятельности. Для обеспечения педагогического сопровождения процесса адаптации были составлены индивидуальные социально-педагогические характеристики каждого студента, содержащие информацию о степени адаптивности к социокультурной среде университета, межличностному общению, получению информации в процессе обучения, представлению усвоенных знаний, проявлению активности и самостоятельности.
Диагностика адаптивности китайских студентов-первокурсников РУТ проводилась в экспериментальной группе из 50 человек. Для оценки адаптивности каждого студента к среде обучения в техническом вузе были использованы различные методы и методики.
1. Для оценки адаптивности к образовательной среде вуза применялись:
- наблюдение систематически проводилось в экспериментальной группе без непосредственного вмешательства в образовательный процесс. С помощью внешних факторов проявления китайских студентов (речь, мимика, жесты, поведение) были определены следующие результаты в соответствии с рассмотренными критериями адаптивности: средняя степень приспособленности к образовательным условиям технического вуза (у 12% студентов - высокий уровень, 68% - средний, 20% - низкий), навыки самостоятельности при обучении (8% – высокий, 58% – средний, 34% - низкий), эмпатийность (4% – высокий, 92% – средний, 6% - низкий). Китайские студенты обладали высоким уровнем дисциплинированности, но испытывали трудности в формировании собственного стиля поведения, что может быть связано с особенностями национальной культуры (коллективизм, трудолюбие, четкое следование правилам и др.);
- беседы позволили получить личную информацию (впечатления, переживания, мнения) от китайских студентов, возможность корректировать данные о возникающих трудностях, информацию о трудностях преподавателей и кураторов при работе в данной группе. Большинство студентов отметили, что нуждаются в помощи куратора (92%) для обеспечения индивидуального сопровождения. 86% сочли дружелюбное отношение со стороны одногруппников и преподавателей необходимым условием комфортного обучения;
- оценка культурных барьеров – исследование влияния культурных различий на процесс обучения китайцев в российском техническом вузе, включающее восприятие авторитета преподавателя и куратора, предпочтительные стили обучения и способы представления знаний. Установлено, что личность китайского студента обладает следующими особенностями: визуальное восприятие информации, мнемотические способности, стремление к сотрудничеству на основе доверия и поддержки. Отмечено, что китайцы стараются держаться малыми обособленными группами по национальному признаку, что затрудняет их выход из зоны комфорта для преодоления языкового барьера. Различием в системах образования РФ и КНР является оценивание результатов обучения, внимание в КНР акцентировано на письменных видах деятельности, в то время как в технических вузах РФ больше внимания уделяется устным опросам. Возникающие проблемы могут быть решены с помощью предварительного консультирования китайских студентов по вопросам организации обучения в РФ.
2. Для оценки адаптивности к технической среде вуза:
- в результате анкетирования и интервью изучены способы получения информации, используемые китайскими студентами (100% – интернет-ресурсы, 88% – социальные сети и мессенджеры, 48% – академические мероприятия, 50% – общение с преподавателями и сверстниками, 16% – печатные источники). Дана оценка их эффективности в контексте российской образовательной системы. Большее количество студентов экспериментальной группы использовали цифровые источники получения информации. Применение коммуникативных способов и печатных источников вызывали большие трудности из-за языкового барьера. Определена степень удовлетворенности студентов качеством учебных материалов и поддержкой со стороны преподавателей и кураторов (14% – высокая, 58% – средняя, 28% - низкая). 48% китайских студентов отметили необходимость дублирования материалов на китайский язык для облегчения понимания специфической информации. Выявлен средний уровень взаимодействия между студентами, преподавателями и кураторами из-за проблем с изучением русского языка. Собраны пожелания по улучшению образовательной среды: обеспечение методическими материалами на русском и китайском языках, учет личностных особенностей при обучении, сопровождение куратора, дополнительные консультации с разбором ошибок по техническим дисциплинам, вовлечение во внеурочную деятельность с учетом культурных и национальных интересов;
- работа в фокус-группах (5-6 участников) – в малых группах проводились дискуссии по наиболее актуальным проблемам, связанным с обучением в техническом вузе, направленные на нахождение способов их преодоления. Обсуждались вопросы, связанные с мотивацией, форматами и методами обучения, недостатком практических навыков у студентов, использованием современных технологий и др. Данный вид деятельности способствовал повышению интереса китайских студентов и стимулировал их вовлеченность в учебный процесс, что положительно сказывалось на их адаптации;
- параметрический метод («до» и «после») позволил определить динамику адаптивности китайских студентов к получению информации и представлению усвоенных знаний в процессе обучения в техническом вузе, анализ академической успеваемости (табл.);
- при использовании метода самооценки учебных навыков была получена информация о восприятии китайскими студентами учебного процесса, выявлены области, требующие внимания и улучшения. Каждый студент заполнял лист самооценки учебных навыков, позволивший выявить индивидуальные сильные и слабые стороны в обучении, установить учебные цели, развить саморегуляцию, усилить мотивацию, стимулировать критическое мышление, формировать ответственность и уверенность в себе.
3. Для оценки индивидуальных качеств личности и самостоятельности китайских студентов:
- биографический метод, основанный на анализе личных данных, применялся для исследования личностного отношения студентов к общественной жизни и степени их социализации;
- тренинг знакомства в учебной группе проводился для стимулирования адаптации китайских студентов и заключался в проведении комплекса занятий для создания в группе комфортной атмосферы, снятия коммуникативного барьера и облегчения взаимодействия студентов друг с другом и куратором;
- личностные опросники и тесты использовались при исследовании различных личностных особенностей: для диагностики учебной мотивации студентов - «Методика для диагностики учебной мотивации» (В.А. Якунин, А.А. Реан), для определения особенностей характера - «Акцентуации характера» (опросник Шмишека), для определения уровня эмоциональной напряженности - «Методика изучения эмоциональной напряженности», для оценки общего уровня тревожности - «Методика измерения уровня тревожности» (шкала Дж. Тейлора).
Результаты исследования и их обсуждение. Совокупность вышеперечисленных методов и методик применялась в экспериментальной группе китайских студентов первого курса в течение первого семестра обучения в РУТ. Анализ данных позволил выделить следующие структурные компоненты адаптивности китайских студентов к образовательной среде технического вуза [7]:
1) когнитивный - знания о приемах и способах адаптации, правилах эффективного общения, правилах поведения в конфликтных ситуациях;
2) мотивационно-ценностная ориентация личности, ее мотивированность на успех, установка на активное изменение положения в адаптационных ситуациях;
3) деятельностно-практический - навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации, умение регулировать свое поведение и целенаправленно выстраивать его в ситуации адаптации, умения и навыки эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации;
4) рефлексивный - умение анализировать свое поведение и деятельность в ситуациях адаптации и соотносить их цели с полученными результатами, способность оценивать адекватность выбранных стратегий адаптации, готовность корректировать поведение и деятельность.
Результаты анализа динамики адаптивности китайских студентов «до» и «после» обучения в первом семестре первого курса представлены в таблице. Для обработки данных использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Динамика показателей адаптивности китайских студентов в начале и конце первого семестра (кол-во студентов)
Показатель адаптивности |
Начало семестра (А) |
Конец семестра (В) |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
||
Значение А |
Ранг А |
Значение В |
Ранг В |
|||
Когнитивный компонент |
||||||
Способность к обучению |
47 |
22 |
49 |
23,5 |
-1,5 |
2,25 |
Критическое мышление |
18 |
1 |
23 |
1 |
0 |
0 |
Гибкость мышления |
20 |
2 |
25 |
2 |
0 |
0 |
Проблемное мышление |
27 |
4 |
31 |
6 |
-2 |
4 |
Понимание контекста |
41 |
19 |
40 |
14,5 |
4,5 |
20,25 |
Планирование и предвидение |
34 |
10 |
38 |
11 |
-1 |
1 |
Долгосрочная память |
48 |
23,5 |
47 |
22 |
1,5 |
2,25 |
Мотивационно-ценностный компонент |
||||||
Целеполагание |
29 |
7,5 |
34 |
9 |
-1,5 |
2,25 |
Мотивированность |
36 |
12,5 |
31 |
6 |
6,5 |
42,25 |
Ценности |
42 |
20 |
42 |
17 |
3 |
9 |
Личностные убеждения |
43 |
21 |
44 |
19,5 |
1.5 |
2.25 |
Эмоциональная устойчивость |
48 |
23,5 |
49 |
23,5 |
0 |
0 |
Социальная поддержка |
25 |
3 |
28 |
3 |
0 |
0 |
Рефлексия и самоанализ |
39 |
17,5 |
44 |
19,5 |
-2 |
4 |
Деятельностно-практический компонент |
||||||
Практические навыки |
38 |
15,5 |
40 |
14,5 |
1 |
1 |
Умение решать проблемы |
28 |
5,5 |
31 |
6 |
-0,5 |
0,25 |
Коммуникационные компетенции |
34 |
10 |
39 |
12,5 |
-2,5 |
6,25 |
Организационные навыки |
39 |
17,5 |
42 |
17 |
0,5 |
0,25 |
Использование технологий |
50 |
25 |
50 |
25 |
0 |
0 |
Саморегуляция |
37 |
14 |
42 |
17 |
-3 |
9 |
Рефлексивный компонент |
||||||
Самоанализ |
38 |
15,5 |
45 |
21 |
-5,5 |
30,25 |
Оценка опыта |
34 |
10 |
39 |
12,5 |
-2,5 |
6,25 |
Умение задавать себе вопросы |
36 |
12,5 |
37 |
10 |
2,5 |
6,25 |
Установка на саморазвитие |
28 |
5,5 |
30 |
4 |
1,5 |
2,25 |
Интерпретация результатов |
29 |
7,5 |
33 |
8 |
-0,5 |
0,25 |
Суммы |
|
325 |
|
325 |
0 |
151,5 |
По каждому компоненту адаптивности китайских студентов были выбраны показатели, фиксируемые куратором в начале и конце первого семестра. Для обработки данных применен метод ранговой корреляции Спирмена. Выполнено ранжирование значений А (в начале семестра) и В (в конце семестра), произведен подсчет разности между рангами А и В (d), каждая разность возведена в квадрат (d2), подсчитана сумма квадратов, произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле: . В результате расчетов определены следующие критические значения: rs = 0,942, критическое значение для N=25, Н0 отвергается, корреляция между А и В статистически значима и имеет сильную положительную связь (r>0,70≤1,00).
Выявлено влияние периода обучения на повышение уровня адаптивности китайских студентов в образовательной среде технического вуза. Повышение адаптивности связано с эффективным воздействием социально-педагогического сопровождения на личность каждого студента, включающего в себя применение совокупности разнообразных методов и методик, способствующих приспособленности и развитию многочисленных умений и навыков.
Заключение. Таким образом, можно отметить, что социально-педагогическое сопровождение является эффективным инструментом развития адаптивности китайских студентов к образовательной среде технического вуза. Для этого необходимо разработать комплекс организационно-педагогических, психолого-педагогических и социально-педагогических условий, учитывающих когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический и рефлексивный компоненты, а также национальные и культурные особенности, техническую направленность вуза и специфику будущей специальности.
Высокая адаптированность повышает адаптивные возможности личности китайских студентов за счет накопления социального опыта, что будет иметь благоприятное воздействие в последующем обучении и при вхождении в профессиональную деятельность. Следствием является повышение эффективности обучения и престижа университета на международном уровне.