Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUTURE CAMP COUNSELORS’ PREPAREDNESS TO WORK WITH CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Fedosova I.V. 1 Kibalnik A.V. 1 Soloveva R.A. 2
1 Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Irkutsk state University"
2 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The authors’ goal is to assess the level of complex training of future camp counselors in order to evaluate their preparedness to various kinds of social interaction with different categories of children, including education and socialization of special groups of minors. Moreover, the article describes the requirements for camp counselor’s professional activity taking into account the modern reality and risks, and defines the role of social and pedagogical components in the structure of student’s preparedness to educational work in children’s summer camps. Special attention is paid to examining the concept of preparedness to work with children in difficult life situations as applied to camp counselor’s activity. The results of examining the indicators of motivational, cognitive, personality, activity, organizational, and communicative criteria of preparedness are described in detail. All the respondents were divided into three groups. The respondents with medium level of preparedness to working with children in difficult life situations formed the largest of the three groups. The cognitive and personality components of preparedness turned out to be the least developed. In conclusion, the authors prove the necessity of developing and testing a pedagogical model of training camp counselors for working with children in difficult life situations, taking into account social and psychological specifics of different categories of children in summer camps.
camp counselors
difficult life situation
preparedness to work with children in difficult life situations

Введение

В контексте пристального внимания государства к вопросам воспитания будущих поколений организации отдыха детей и их оздоровления в современной социокультурной ситуации в России занимают особое место, так как содержат значительный потенциал для развития личности ребенка и его социализации, а обучение в данных учреждениях на должном уровне дополняет образование, получаемое непосредственно в других социальных институтах. Об этом свидетельствует и ряд принятых в последние годы федеральных документов [1, 2, 3].

Соглашаясь с рядом ученых и практиков, рассуждающих о роли учреждений разного типа, организующих отдых и оздоровление детей и подростков летом, отметим, что по-прежнему воспитание личности (духовно-нравственное, физическое, патриотическое, эстетическое, экологическое и др.) остается основной задачей в работе с несовершеннолетними в период лагерных смен [4, 5].

Среди многочисленного состава работников организаций отдыха детей и их оздоровления самыми значимыми по численности являются вожатые, которые выполняют функции педагога и обучают детей определенным навыкам, передают им свой опыт [6]. Вместе с тем, набор вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) стал более сложным по ряду обстоятельств: в связи с общей тенденцией дефицита педагогических работников в целом в системе образования, по причине отсутствия обязательной подготовки обучающихся вузов и учреждений СПО к работе с детьми в летний период, из-за ограничения обучения молодежи рамками «Школы вожатых», краткосрочных курсов повышения квалификации, что является совершенно недостаточным для овладения необходимыми компетенциями в области организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних [7].

Поддерживая мнение ряда авторов, отметим, что многие будущие вожатые, готовясь к работе с детьми в детских оздоровительных лагерях, не знакомы с возможными трудностями и профессиональными вызовами. Отмечается, что у начинающих педагогов возникают проблемы с самоорганизацией и регуляцией своего поведения на фоне соблюдения режимных моментов детского лагеря; проявляются затруднения в установлении и поддержании контактов с сотрудниками, подростками и их родителями; выявляется недостаточная сформированность некоторых личностных качеств (трудолюбия, работоспособности, социальной зрелости, эмпатии, самоотдачи и др.). Углубленное системное изучение деятельности региональных детских оздоровительных лагерей и работы педагогического персонала в летний период на протяжении ряда лет позволяет выявить важнейшие проблемы, требующие глубокого осмысления и решения [8].

Одна из них обусловлена отсутствием или недостаточной ролью социально-педагогической составляющей в содержании обучения будущих педагогических работников ДОЛ. Это выражается в неготовности молодых специалистов к общению с разным контингентом несовершеннолетних в зависимости от их возрастных, социальных, психолого-педагогических, индивидуально-типологических особенностей. Начинающие вожатые часто выполняют функции социального педагога, не имея для этого соответствующих знаний и умений, поскольку среди их воспитанников оказываются дети-сироты, дети из опекаемой или замещающей семьи, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особенностями в поведении и др. [9]. Ситуации привыкания к новым условиям, включения во взаимоотношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми затрудняют процесс адаптации и требуют повышенного внимания к таким отдыхающим детям.

Таким образом, деятельность вожатого уже не ограничивается традиционной культурно-досуговой сферой, современная практика требует дополнения социально-педагогических компетенций в арсенале его профессиональной готовности.

Необходимость социально-педагогической подготовки вожатых объясняется также ежегодным увеличением численности воспитанников учреждений отдыха детей и их оздоровления, составляющих категорию оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так, по данным Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в 2023 году в ДОЛ региона оздоровлены 46 811 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 5 559 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 438 детей-инвалидов,4 203 детей с ограниченными возможностями здоровья, 584 ребенка из семей участников специальной военной операции [9].

В масштабах государства планируется к 2025 году довести численность детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, включая находящихся в трудных жизненных ситуациях, до 7,2 млн человек. Для этого разработана специальная ведомственная целевая программа «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей», которая обеспечит безопасный и полезный летний отдых большому количеству несовершеннолетних, в том числе тем, кому требуются помощь и поддержка в сложных жизненных обстоятельствах [10].

В связи с этим все настоятельнее возникает потребность в обеспечении детских оздоровительных лагерей квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Внимательное изучение работ современных авторов, освещающих вопросы подготовки вожатых (А.А. Данилков, Е.А. Кантеева, Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер, А.А.Никульников и др.), привело к формулировке ряда противоречий, требующих основательной проработки и решения, о которых авторы уже упоминали в своих публикациях [11]. Так, например, начинающие вожатые в силу недостаточного профессионального опыта не могут продуктивно использовать в своей работе социально-педагогические методы и средства на фоне постоянной необходимости в решении социальных вопросов детства.

В контексте описываемого исследования внимание авторов обращено к феномену готовности вожатых к взаимодействию с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации [12]. Готовность в данном случае можно определить как структуру личности, представляющую собой совокупность ряда компонентов.

Ценностно-мотивационный компонент готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, целесообразно определить первым и системообразующим, поскольку от мотивации зависят активность личности, направление ее дальнейшей деятельности. Мотивация является ключевым фактором, определяющим активность индивида и направление его будущей деятельности. В содержании данного компонента рассматриваются следующие показатели: осознание личной и общественной значимости работы вожатого с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью; постоянное внимание к изменениям и новым тенденциям в сфере вожатского мастерства; личная заинтересованность в результатах труда, особенно в работе с воспитанниками, требующими повышенного внимания и заботы, и др.

Следующий компонент – когнитивный. В качестве наполняющих его характеристик отметим основные представления о специфике возрастного психологического развития детей и подростков, проявлениях нарушений в их поведении, факторах воспитания и социализации несовершеннолетних, создания условий для организации их продуктивной деятельности в рамках досуга и отдыха, владение методиками работы с временным детским коллективом, учитывая психофизиологические особенности детей разного возраста и разных социальных категорий, и др. [13].

Личностный компонент готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, предполагает сформированность определенного набора личностных характеристик специалиста, способствующих созданию благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности и развития для воспитанников в летний период: социальная ответственность, эмпатия, жизнестойкость, оптимизм, активность, умение совмещать разные виды деятельности и справляться сразу с многими задачами, и др. [14].

Следующий компонент обозначен как деятельностный. Основные его характеристики – способность вожатого организовывать разные виды деятельности и проводить множество разнонаправленных мероприятий с детьми и подростками с учетом их ожиданий и интересов, а также в зависимости от их физического, психологического, соматического состояния и возможностей, индивидуальных особенностей и потребностей; умение разрабатывать и реализовывать отрядные коллективные события и истории, масштабные акции и проекты, другие формы общественной жизни.

Организационный компонент предполагает овладение навыками, которые связаны с созданием структуры и порядка при включении вожатого в профессиональную деятельность: умение планировать время, свою работу, владение навыками самоменеджмента, способность грамотно распределять обязанности среди детей, взаимодействовать со всеми воспитанниками, коллегами, родителями.

Коммуникативный компонент определяется способностью устанавливать, продолжать и развивать контакты с разными группами окружающих, преодолевать барьеры в общении, профилактировать возникновение межличностных конфликтов, использовать педагогические средства для постоянного поддержания доброжелательных отношений с коллегами, детьми и родителями, формировать навыки социального партнерства при решении различных задач.

В течение многих лет на кафедре социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» осуществляется научно-исследовательская работа по проблеме социально-педагогического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в образовании и социальной сфере. Рассмотрены научные подходы к определению сущности и раскрытию характеристик понятия «трудная жизненная ситуация», классифицированы типы стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций в зависимости от их сложности [15], описаны трудные жизненные ситуации разных социальных и возрастных категорий детей и взрослых, разработаны методы и технологии обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через включение в неформальную деятельность [16].

Кроме того, в опубликованных работах за этот период освещаются вопросы формирования готовности студентов к социально-педагогическому сопровождению семей в социально опасном положении и группы риска, оказания помощи и поддержки отдельным категориям граждан, например членам семей участников СВО, и др.

Данное исследование органично встраивается и продолжает логику проводимых научных изысканий коллектива авторов, внимание которого сконцентрировано на анализе компонентов готовности вожатых к работе с неоднородным составом ДОЛ, включающим оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В итоге планируется получить эмпирические данные для оценки уровня владения будущими педагогами способами взаимодействия и социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних, что в итоге будет положено в основу разработки модели формирования готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в условиях организаций отдыха детей и их оздоровления.

Цель исследования: определить уровень комплексной подготовки будущих вожатых к взаимодействию с неоднородным контингентом детей, к реализации процессов воспитания и социализации особых категорий несовершеннолетних.

Материал и методы исследования

Изучение готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, проводилось на нескольких экспериментальных площадках: Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Ангарского педагогического колледжа, Иркутского регионального колледжа педагогического образования. В работу были включены 80 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и планирующих работу летом в детских оздоровительных лагерях в качестве вожатых.

Диагностика осуществлялась по определенным ранее и описанным выше компонентам (критериям) и составляющим их показателям с применением методов шкалирования, тестирования и следующих методик:

1) авторская «Карта самодиагностики готовности вожатого к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере» (все компоненты готовности);

2) «Карта диагностики уровня педагогической культуры» (адаптированный вариант) Т.В. Белоусовой, Е.В. Бондаревской (ценностно-мотивационный, когнитивный, личностный компоненты) [17];

3) методика Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности» (личностный компонент) [18];

4) Методика В.В. Синявского, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности» (организационный, коммуникативный компоненты) [19];

5) методика Г.Я. Розена «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности» (коммуникативный компонент) [18].

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные эмпирическим способом данные диагностических методик были тщательно проанализированы, соотнесены с ранее выделенными компонентами и обобщены с целью распределения студентов по уровням готовности к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Каждый респондент был отнесен к одному из трех уровней готовности: низкий, средний и высокий.

Таким образом, в группу с высоким уровнем вошли 10 человек (13%). Это обучающиеся, которые обладают высокой мотивацией, необходимыми коммуникативными навыками и способами решения конфликтных случаев в работе с детьми категории оказавшихся в трудной жизненной ситуации; высоко оценивают социальную значимость своей профессиональной деятельности, в том числе с особыми группами воспитанников. Кроме того, они показывают знания фундаментальных основ психолого-педагогической науки, включающей формы, методы, средства, цели и принципы воспитания и социализации детей и подростков; способны понимать и воспринимать эмоции детей в трудной жизненной ситуации, успешно адаптируются к различным ситуациям и проявляют терпимость к разнообразию в поведении особых воспитанников. Умеют планировать время и организовывать различные мероприятия [11].

Наибольшее количество опрошенных – 53 человека (66%) – были отнесены в группу со средним уровнем готовности к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в загородном оздоровительном учреждении. В этой группе вожатые понимают значимость своей работы с детьми, требующими повышенного внимания. Вместе с тем, они испытывают определенные трудности в установлении контактов с особыми воспитанниками, в принятии решений робки и сомнительны, сложные ситуации в отряде вызывают у них затруднения в плане осмысления и нахождения верного решения. Может возникнуть необходимость организации дополнительного обучения для них или помощи для развития необходимых навыков.

Также была сформирована и третья группа участников диагностики – будущие вожатые с низким уровнем готовности к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, – 17 человек (21%). Такие студенты в зависимости от сложившихся условий не всегда эмпатичны и отзывчивы к детям, которые нуждаются в помощи и поддержке. Они могут некорректно реагировать на нестандартные ситуации ввиду отсутствия навыков принятия чужих проблем, неразвитости эмоционального интеллекта, черствости и инертности. Полагаем, что только специализированное обучение позволит подготовить будущих вожатых данной группы к сопровождению воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Углубленный анализ данных по каждому компоненту (критерию) привел к следующим выводам. Наименее развитыми у будущих педагогов оказались показатели когнитивного и личностного компонентов, а именно уровень саморегуляции, самоконтроля, дисциплины, конфликтности и педагогических знаний.

Так, при анализе показателей по когнитивному критерию посредством использования в качестве инструмента «Карты диагностики уровня педагогической культуры» (адаптированный вариант) Т.В. Белоусовой, Е.В. Бондаревской низкий уровень педагогической саморегуляции отмечен у 59 (74%) человек, что говорит об отсутствии должного уровня самоконтроля и дисциплины при работе с детьми. Отсутствие самоконтроля может привести к недостаточной организации работы с воспитанниками, отсутствию четкого планирования и контроля за процессом, что способно вызвать недовольство как у детей, так и у родителей. Для успешной работы с несовершеннолетними вожатым крайне важно иметь высокий уровень самоконтроля и дисциплины, чтобы эффективно управлять группой, поддерживать позитивную обстановку, регулировать поведение и эмоции, а также создавать безопасную и комфортную среду для развития детей [11].

Согласно результатам диагностики при помощи авторского варианта карты самооценки готовности, был зафиксирован низкий уровень знаний в области нормативно-правовых, психолого-педагогических, методических основ профессиональной деятельности с особыми категориями детей в ДОЛ у 40 (50%) студентов. Недостаток подобных знаний может послужить причиной использования в работе неэффективных или даже вредных методов, которые не помогут детям адаптироваться в новой среде и развиваться.

При анализе показателей по личностному критерию, определенных с помощью методики Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности», выявлен высокий уровень конфликтности у 48 (61%) студентов. Высокий уровень конфликтности вожатых может негативно сказаться на их работе и взаимодействии с детьми, коллегами и администрацией ДОЛ, создавать трудности на пути карьерного роста и развития в профессии и жизни.

Заключение

В заключение отметим, что результаты экспериментальной работы подтвердили теоретические предположения и выводы, в рамках которых можно говорить об обязательной организации процесса особой подготовки вожатых к взаимодействию с разным контингентом отдыхающих детей в летний период. Предстоящая эмпирическая работа должна быть специально подготовлена и профессионально реализована. Как продолжение проведенного исследования планируются разработка и внедрение специальной педагогической модели подготовки вожатых, в которой особое внимание будет уделено вопросам целенаправленной организации жизнедеятельности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предполагается включение в содержание модели отдельного модуля, посвященного специфике работы с разными категориями несовершеннолетних в период пребывания в летнем оздоровительном учреждении. Возможно освещение вопросов: дети группы риска; психолого-педагогические особенности данной категории детей; специфика работы в период смены с детьми, требующими особого внимания, младшего школьного возраста, подросткового возраста; отклоняющееся поведение; девиации, делинквентное поведение, аддиктивное поведение; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: социально-педагогическая характеристика детей данной категории; причины и факторы особой социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского оздоровительного лагеря; беспризорные дети, безнадзорные дети; разные виды насилия в детском коллективе, включая травлю (буллинг), и др.

Учитывая данные проведенной диагностики, следует обратить внимание на включение в будущую модель модуля по снижению уровня конфликтности у потенциальных вожатых через лекции, практические занятия и тренинги по конфликтологии. А также планируется разработка соответствующего методического обеспечения в форме рабочей тетради и хрестоматии для обучающихся и практического самоучителя для преподавателей.

Итоги внедрения модели, в целом, можно будет отследить по индикаторам каждого компонента готовности вожатых, развитию их коммуникативных навыков и формированию личностных качеств в общении с разными категориями несовершеннолетних.