Введение
В контексте пристального внимания государства к вопросам воспитания будущих поколений организации отдыха детей и их оздоровления в современной социокультурной ситуации в России занимают особое место, так как содержат значительный потенциал для развития личности ребенка и его социализации, а обучение в данных учреждениях на должном уровне дополняет образование, получаемое непосредственно в других социальных институтах. Об этом свидетельствует и ряд принятых в последние годы федеральных документов [1, 2, 3].
Соглашаясь с рядом ученых и практиков, рассуждающих о роли учреждений разного типа, организующих отдых и оздоровление детей и подростков летом, отметим, что по-прежнему воспитание личности (духовно-нравственное, физическое, патриотическое, эстетическое, экологическое и др.) остается основной задачей в работе с несовершеннолетними в период лагерных смен [4, 5].
Среди многочисленного состава работников организаций отдыха детей и их оздоровления самыми значимыми по численности являются вожатые, которые выполняют функции педагога и обучают детей определенным навыкам, передают им свой опыт [6]. Вместе с тем, набор вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) стал более сложным по ряду обстоятельств: в связи с общей тенденцией дефицита педагогических работников в целом в системе образования, по причине отсутствия обязательной подготовки обучающихся вузов и учреждений СПО к работе с детьми в летний период, из-за ограничения обучения молодежи рамками «Школы вожатых», краткосрочных курсов повышения квалификации, что является совершенно недостаточным для овладения необходимыми компетенциями в области организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних [7].
Поддерживая мнение ряда авторов, отметим, что многие будущие вожатые, готовясь к работе с детьми в детских оздоровительных лагерях, не знакомы с возможными трудностями и профессиональными вызовами. Отмечается, что у начинающих педагогов возникают проблемы с самоорганизацией и регуляцией своего поведения на фоне соблюдения режимных моментов детского лагеря; проявляются затруднения в установлении и поддержании контактов с сотрудниками, подростками и их родителями; выявляется недостаточная сформированность некоторых личностных качеств (трудолюбия, работоспособности, социальной зрелости, эмпатии, самоотдачи и др.). Углубленное системное изучение деятельности региональных детских оздоровительных лагерей и работы педагогического персонала в летний период на протяжении ряда лет позволяет выявить важнейшие проблемы, требующие глубокого осмысления и решения [8].
Одна из них обусловлена отсутствием или недостаточной ролью социально-педагогической составляющей в содержании обучения будущих педагогических работников ДОЛ. Это выражается в неготовности молодых специалистов к общению с разным контингентом несовершеннолетних в зависимости от их возрастных, социальных, психолого-педагогических, индивидуально-типологических особенностей. Начинающие вожатые часто выполняют функции социального педагога, не имея для этого соответствующих знаний и умений, поскольку среди их воспитанников оказываются дети-сироты, дети из опекаемой или замещающей семьи, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особенностями в поведении и др. [9]. Ситуации привыкания к новым условиям, включения во взаимоотношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми затрудняют процесс адаптации и требуют повышенного внимания к таким отдыхающим детям.
Таким образом, деятельность вожатого уже не ограничивается традиционной культурно-досуговой сферой, современная практика требует дополнения социально-педагогических компетенций в арсенале его профессиональной готовности.
Необходимость социально-педагогической подготовки вожатых объясняется также ежегодным увеличением численности воспитанников учреждений отдыха детей и их оздоровления, составляющих категорию оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Так, по данным Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в 2023 году в ДОЛ региона оздоровлены 46 811 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 5 559 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 438 детей-инвалидов,4 203 детей с ограниченными возможностями здоровья, 584 ребенка из семей участников специальной военной операции [9].
В масштабах государства планируется к 2025 году довести численность детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, включая находящихся в трудных жизненных ситуациях, до 7,2 млн человек. Для этого разработана специальная ведомственная целевая программа «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей», которая обеспечит безопасный и полезный летний отдых большому количеству несовершеннолетних, в том числе тем, кому требуются помощь и поддержка в сложных жизненных обстоятельствах [10].
В связи с этим все настоятельнее возникает потребность в обеспечении детских оздоровительных лагерей квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Внимательное изучение работ современных авторов, освещающих вопросы подготовки вожатых (А.А. Данилков, Е.А. Кантеева, Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер, А.А.Никульников и др.), привело к формулировке ряда противоречий, требующих основательной проработки и решения, о которых авторы уже упоминали в своих публикациях [11]. Так, например, начинающие вожатые в силу недостаточного профессионального опыта не могут продуктивно использовать в своей работе социально-педагогические методы и средства на фоне постоянной необходимости в решении социальных вопросов детства.
В контексте описываемого исследования внимание авторов обращено к феномену готовности вожатых к взаимодействию с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации [12]. Готовность в данном случае можно определить как структуру личности, представляющую собой совокупность ряда компонентов.
Ценностно-мотивационный компонент готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, целесообразно определить первым и системообразующим, поскольку от мотивации зависят активность личности, направление ее дальнейшей деятельности. Мотивация является ключевым фактором, определяющим активность индивида и направление его будущей деятельности. В содержании данного компонента рассматриваются следующие показатели: осознание личной и общественной значимости работы вожатого с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью; постоянное внимание к изменениям и новым тенденциям в сфере вожатского мастерства; личная заинтересованность в результатах труда, особенно в работе с воспитанниками, требующими повышенного внимания и заботы, и др.
Следующий компонент – когнитивный. В качестве наполняющих его характеристик отметим основные представления о специфике возрастного психологического развития детей и подростков, проявлениях нарушений в их поведении, факторах воспитания и социализации несовершеннолетних, создания условий для организации их продуктивной деятельности в рамках досуга и отдыха, владение методиками работы с временным детским коллективом, учитывая психофизиологические особенности детей разного возраста и разных социальных категорий, и др. [13].
Личностный компонент готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, предполагает сформированность определенного набора личностных характеристик специалиста, способствующих созданию благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности и развития для воспитанников в летний период: социальная ответственность, эмпатия, жизнестойкость, оптимизм, активность, умение совмещать разные виды деятельности и справляться сразу с многими задачами, и др. [14].
Следующий компонент обозначен как деятельностный. Основные его характеристики – способность вожатого организовывать разные виды деятельности и проводить множество разнонаправленных мероприятий с детьми и подростками с учетом их ожиданий и интересов, а также в зависимости от их физического, психологического, соматического состояния и возможностей, индивидуальных особенностей и потребностей; умение разрабатывать и реализовывать отрядные коллективные события и истории, масштабные акции и проекты, другие формы общественной жизни.
Организационный компонент предполагает овладение навыками, которые связаны с созданием структуры и порядка при включении вожатого в профессиональную деятельность: умение планировать время, свою работу, владение навыками самоменеджмента, способность грамотно распределять обязанности среди детей, взаимодействовать со всеми воспитанниками, коллегами, родителями.
Коммуникативный компонент определяется способностью устанавливать, продолжать и развивать контакты с разными группами окружающих, преодолевать барьеры в общении, профилактировать возникновение межличностных конфликтов, использовать педагогические средства для постоянного поддержания доброжелательных отношений с коллегами, детьми и родителями, формировать навыки социального партнерства при решении различных задач.
В течение многих лет на кафедре социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» осуществляется научно-исследовательская работа по проблеме социально-педагогического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в образовании и социальной сфере. Рассмотрены научные подходы к определению сущности и раскрытию характеристик понятия «трудная жизненная ситуация», классифицированы типы стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций в зависимости от их сложности [15], описаны трудные жизненные ситуации разных социальных и возрастных категорий детей и взрослых, разработаны методы и технологии обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через включение в неформальную деятельность [16].
Кроме того, в опубликованных работах за этот период освещаются вопросы формирования готовности студентов к социально-педагогическому сопровождению семей в социально опасном положении и группы риска, оказания помощи и поддержки отдельным категориям граждан, например членам семей участников СВО, и др.
Данное исследование органично встраивается и продолжает логику проводимых научных изысканий коллектива авторов, внимание которого сконцентрировано на анализе компонентов готовности вожатых к работе с неоднородным составом ДОЛ, включающим оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В итоге планируется получить эмпирические данные для оценки уровня владения будущими педагогами способами взаимодействия и социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних, что в итоге будет положено в основу разработки модели формирования готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в условиях организаций отдыха детей и их оздоровления.
Цель исследования: определить уровень комплексной подготовки будущих вожатых к взаимодействию с неоднородным контингентом детей, к реализации процессов воспитания и социализации особых категорий несовершеннолетних.
Материал и методы исследования
Изучение готовности вожатых к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, проводилось на нескольких экспериментальных площадках: Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Ангарского педагогического колледжа, Иркутского регионального колледжа педагогического образования. В работу были включены 80 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и планирующих работу летом в детских оздоровительных лагерях в качестве вожатых.
Диагностика осуществлялась по определенным ранее и описанным выше компонентам (критериям) и составляющим их показателям с применением методов шкалирования, тестирования и следующих методик:
1) авторская «Карта самодиагностики готовности вожатого к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере» (все компоненты готовности);
2) «Карта диагностики уровня педагогической культуры» (адаптированный вариант) Т.В. Белоусовой, Е.В. Бондаревской (ценностно-мотивационный, когнитивный, личностный компоненты) [17];
3) методика Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности» (личностный компонент) [18];
4) Методика В.В. Синявского, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности» (организационный, коммуникативный компоненты) [19];
5) методика Г.Я. Розена «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности» (коммуникативный компонент) [18].
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные эмпирическим способом данные диагностических методик были тщательно проанализированы, соотнесены с ранее выделенными компонентами и обобщены с целью распределения студентов по уровням готовности к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Каждый респондент был отнесен к одному из трех уровней готовности: низкий, средний и высокий.
Таким образом, в группу с высоким уровнем вошли 10 человек (13%). Это обучающиеся, которые обладают высокой мотивацией, необходимыми коммуникативными навыками и способами решения конфликтных случаев в работе с детьми категории оказавшихся в трудной жизненной ситуации; высоко оценивают социальную значимость своей профессиональной деятельности, в том числе с особыми группами воспитанников. Кроме того, они показывают знания фундаментальных основ психолого-педагогической науки, включающей формы, методы, средства, цели и принципы воспитания и социализации детей и подростков; способны понимать и воспринимать эмоции детей в трудной жизненной ситуации, успешно адаптируются к различным ситуациям и проявляют терпимость к разнообразию в поведении особых воспитанников. Умеют планировать время и организовывать различные мероприятия [11].
Наибольшее количество опрошенных – 53 человека (66%) – были отнесены в группу со средним уровнем готовности к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в загородном оздоровительном учреждении. В этой группе вожатые понимают значимость своей работы с детьми, требующими повышенного внимания. Вместе с тем, они испытывают определенные трудности в установлении контактов с особыми воспитанниками, в принятии решений робки и сомнительны, сложные ситуации в отряде вызывают у них затруднения в плане осмысления и нахождения верного решения. Может возникнуть необходимость организации дополнительного обучения для них или помощи для развития необходимых навыков.
Также была сформирована и третья группа участников диагностики – будущие вожатые с низким уровнем готовности к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, – 17 человек (21%). Такие студенты в зависимости от сложившихся условий не всегда эмпатичны и отзывчивы к детям, которые нуждаются в помощи и поддержке. Они могут некорректно реагировать на нестандартные ситуации ввиду отсутствия навыков принятия чужих проблем, неразвитости эмоционального интеллекта, черствости и инертности. Полагаем, что только специализированное обучение позволит подготовить будущих вожатых данной группы к сопровождению воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Углубленный анализ данных по каждому компоненту (критерию) привел к следующим выводам. Наименее развитыми у будущих педагогов оказались показатели когнитивного и личностного компонентов, а именно уровень саморегуляции, самоконтроля, дисциплины, конфликтности и педагогических знаний.
Так, при анализе показателей по когнитивному критерию посредством использования в качестве инструмента «Карты диагностики уровня педагогической культуры» (адаптированный вариант) Т.В. Белоусовой, Е.В. Бондаревской низкий уровень педагогической саморегуляции отмечен у 59 (74%) человек, что говорит об отсутствии должного уровня самоконтроля и дисциплины при работе с детьми. Отсутствие самоконтроля может привести к недостаточной организации работы с воспитанниками, отсутствию четкого планирования и контроля за процессом, что способно вызвать недовольство как у детей, так и у родителей. Для успешной работы с несовершеннолетними вожатым крайне важно иметь высокий уровень самоконтроля и дисциплины, чтобы эффективно управлять группой, поддерживать позитивную обстановку, регулировать поведение и эмоции, а также создавать безопасную и комфортную среду для развития детей [11].
Согласно результатам диагностики при помощи авторского варианта карты самооценки готовности, был зафиксирован низкий уровень знаний в области нормативно-правовых, психолого-педагогических, методических основ профессиональной деятельности с особыми категориями детей в ДОЛ у 40 (50%) студентов. Недостаток подобных знаний может послужить причиной использования в работе неэффективных или даже вредных методов, которые не помогут детям адаптироваться в новой среде и развиваться.
При анализе показателей по личностному критерию, определенных с помощью методики Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Диагностика личностной агрессивности и конфликтности», выявлен высокий уровень конфликтности у 48 (61%) студентов. Высокий уровень конфликтности вожатых может негативно сказаться на их работе и взаимодействии с детьми, коллегами и администрацией ДОЛ, создавать трудности на пути карьерного роста и развития в профессии и жизни.
Заключение
В заключение отметим, что результаты экспериментальной работы подтвердили теоретические предположения и выводы, в рамках которых можно говорить об обязательной организации процесса особой подготовки вожатых к взаимодействию с разным контингентом отдыхающих детей в летний период. Предстоящая эмпирическая работа должна быть специально подготовлена и профессионально реализована. Как продолжение проведенного исследования планируются разработка и внедрение специальной педагогической модели подготовки вожатых, в которой особое внимание будет уделено вопросам целенаправленной организации жизнедеятельности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предполагается включение в содержание модели отдельного модуля, посвященного специфике работы с разными категориями несовершеннолетних в период пребывания в летнем оздоровительном учреждении. Возможно освещение вопросов: дети группы риска; психолого-педагогические особенности данной категории детей; специфика работы в период смены с детьми, требующими особого внимания, младшего школьного возраста, подросткового возраста; отклоняющееся поведение; девиации, делинквентное поведение, аддиктивное поведение; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: социально-педагогическая характеристика детей данной категории; причины и факторы особой социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского оздоровительного лагеря; беспризорные дети, безнадзорные дети; разные виды насилия в детском коллективе, включая травлю (буллинг), и др.
Учитывая данные проведенной диагностики, следует обратить внимание на включение в будущую модель модуля по снижению уровня конфликтности у потенциальных вожатых через лекции, практические занятия и тренинги по конфликтологии. А также планируется разработка соответствующего методического обеспечения в форме рабочей тетради и хрестоматии для обучающихся и практического самоучителя для преподавателей.
Итоги внедрения модели, в целом, можно будет отследить по индикаторам каждого компонента готовности вожатых, развитию их коммуникативных навыков и формированию личностных качеств в общении с разными категориями несовершеннолетних.