Введение
Актуальным вектором развития отечественной педагогики выступает сегодня нахождение базиса, путей и способов формирования российской гражданской идентичности школьников. Представляемое исследование предлагает рассмотрение иностранного языка в качестве базиса реализации обозначенной идентичности, а изучение и описание используемого в этих целях методического инструментария важны для создания комплекса эффективных средств, нацеленных на формирование указанной идентичности. Исследование опирается на основные, значимые для выбранной компетенции методико-педагогические подходы и содержательную характеристику ведущей дефиниции – российской гражданской идентичности школьников. Материалами исследования послужили доступные информационные источники теоретического, научно-методического и практико-ориентированного характера. Результаты исследования и обсуждение представляют собой дефиниционный анализ и содержательное наполнение понятия российской гражданской идентичности школьников, определение базиса и раскрытие методического инструментария формирования обозначенного понятия на занятиях по иностранному языку, а также выявление комплекса наиболее действенных средств формирования российской гражданской идентичности, необходимого для экстраполяции в массовую школу. В заключение отмечается, что в качестве базиса формирования российской гражданской идентичности школьников рассматривается отечественная массовая школа, а значимым – учебный предмет «Иностранный язык». Формирование российской гражданской идентичности средствами иностранного языка возможно на основе выделенных ведущих подходов, с использованием методического инструментария в составе аттракции, различных организационных форм обучения и ряда современных методик, технологий, методов и отдельных приемов, анализ которых позволяет дать рекомендации учителям иностранного языка по созданию комплекса наиболее действенных средств для внедрения в массовое школьное обучение.
Цель исследования: с учетом дефиниционного анализа и содержательного наполнения термина «российская гражданская идентичность школьников» и на основе системно-деятельностного и межкультурного сопоставительного подходов изучить и описать возможный методический инструментарий формирования обозначенной идентичности в обучении иностранному языку, а также выделить комплекс наиболее эффективных средств ее формирования для рекомендации учителям иностранного языка в целях экстраполяции в массовую школу.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили доступные информационные источники, включающие: научно-теоретические труды, содержащие ведущие положения и базовые понятия по основным вопросам исследования; статьи научно-методического и педагогического характера, раскрывающие суть, основное содержание и определяющие векторы развития процесса; методические разработки учителей иностранных языков, успешно реализующих на практике указанную тему исследования и содержащие конкретный практический материал, а также оценку результативности его применения, но не получившие еще широкой академической известности. Методы исследования базируются на общенаучных методологических подходах, а именно: культурологическом, аксиологическом и системном, что позволяет комплексно рассмотреть методический инструментарий формирования российской гражданской идентичности средствами иностранного языка. Ведущие методы исследования: изучение положительного опыта учителей иностранных языков в заявленном направлении исследования, критический анализ и обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Иноязычное образование рассматривается сегодня как важное средство формирования и развития государственно, социально и личностно значимых компетенций обучаемых. Исторически за иностранным языком как учебным предметом закрепилась его прагматическая роль средства межличностного общения. С течением времени он становится маркером принадлежности к привилегированному слою населения, важным условием социального лифта, показателем образованности, широты кругозора и уровня общекультурного развития. Важной составляющей иноязычного образования стало признание за ним большого воспитательного потенциала. Это отражается в специфике учебного предмета «Иностранный язык» и получает дальнейшее развитие в актуальной на данный момент ситуации формирования гражданской идентичности школьников в условиях современной российской реальности [1].
Дефиниционную основу исследования составляет понятие «российская гражданская идентичность» – термин, относительно недавно вошедший в научный оборот, поэтому требующий уточнения, содержательного толкования и выделения базиса формирования.
Наиболее часто понятие «российская гражданская идентичность» используется в обобщенной трактовке как «осознание и ощущение глубокой причастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны, а процесс формирования гражданской идентичности предполагает адекватное восприятие прошлого, реальную социальную деятельность в настоящем, творческое оптимистическое отношение к будущему своей семьи, школы, города, страны» [2, с. 16]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) вводит в содержание термина наличие у обучаемого «чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание собственной национальной и этнической принадлежности, понимание ценностей многонационального российского социума, демократические и гуманистические ценностные ориентации» [3, с. 13].
Понятие, однако, представляет собой более сложное социально-педагогическое явление, что отражено, например, в авторских дефинициях. У А.С. Потемкина это «комплексное личностное качество, позволяющее обучающимся всецело отождествлять себя с Россией, осознавать свою принадлежность к ней, ее обществу и культуре» [3, с. 14]. Кроме того, названный ученый интегрирует ее с социальной, национальной, локальной идентичностью. В содержательный аспект он включает понимание своей страны, видение и осознание ее достижений и достоинств, отмечает целевую установку на труд для развития родной страны и движения вперед [1]. Культура рассматривается им как «смысловой базис формирования гражданской идентичности школьников» [3, с. 14].
Российскую гражданскую идентичность как педагогическую категорию представили исследователи И.Н. Шухат, А.Н. Кохичко [4]. Базисом формирования называется массовая отечественная школа, где в рамках ФГОС происходит непрерывная реализация этого процесса. В начальной школе необходимо заложить основы гражданской идентичности и опыта гражданского поведения; на этапе средней школы процесс найдет свое развитие в различных видах деятельности обучаемого; итогом школьного обучения определяется овладение выпускником «социокультурным пространством, развитием критической рефлексии, потребности самоопределения и гражданской активности» [4, с. 457]. Ключевым элементом авторам видится современное школьное историческое образование, а аксиологически значимой предметной областью – «Общественные науки» в составе учебных предметов «История», «Обществознание» и «География». Проведенный авторами анализ значимых факторов/инструментов позволил выделить такие скрепы, как «общее историческое прошлое, гражданская общность, общий язык и культура в широком смысле понятия (социальная, политическая, экономическая, бытовая и т.д.), переживание совместных эмоциональных состояний, общегосударственные праздники» [4, с. 447].
На основе полиаспектного дефиниционного анализа А.В. Дубаков определяет российскую гражданскую идентичность как «качество личности, предполагающее осознанное отождествление себя с Россией, российским социумом, культурой страны, осознание себя гражданином Российской Федерации», базисом формирования которого он также определяет школьное образование, а одним из ведущих предметов – иностранный язык [1, с. 156].
Иностранный язык, по мнению автора, обладает не менее ценным воспитательно-образовательным потенциалом, чем историческое или социальное знание, так как дает возможность обучаемому не только овладеть языком и познакомиться с иными культурами, но и включиться в компаративный процесс, осознать себя в поликультурном мире. Актуальное сегодня использование для изучения иностранного языка социально ориентированных, важных для становления личности тем открывает новые перспективы для формирования российской гражданской идентичности школьников. Кроме того, нормативные документы в образовании декларируют как важное свойство духовно-нравственного развития гражданина его открытость миру и готовность к диалогу с другими национальными культурами [5], что невозможно реализовать без знания иностранных языков.
Для достижения требуемого результата педагогической деятельности используется определенный набор методик, технологий, методов, средств, приемов и иного, что принято называть методическим инструментарием, под которым понимают совокупность форм, методов, средств, приемов и иного воспитания и образования. В современной педагогической науке методический инструментарий разрабатывается с учетом определенных подходов. Анализ существующих педагогических, дидактических и методических подходов позволил выделить те, которые, по мнению автора, будут наиболее результативными в реализации процесса формирования российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку.
В общепедагогическом аспекте значимым выступает системно-деятельностный подход, исследование которого в научно-педагогическом и методическом аспектах представляет М.С. Инкижекова [6]. Ее исследование показывает, что подход соответствует социальным требованиям как к системе образования, так и к ее модернизации, применим для изучения сложных иерархически устроенных объектов и органично-целостных феноменов. Ключевым технологическим элементом реализации предлагается «ситуация актуального активизирующего затруднения» [6, с. 39], нахождение в которой стимулирует обучаемого научиться мыслить, системно анализировать проблему, решать поставленные задачи, причем делать это через призму личностного участия и рефлексии школьника как представителя национальной культуры и традиций с выраженным стремлением внести вклад в процветание Родины. Тематика ситуаций нацелена на формирование ценностных установок, интериоризацию родной культуры, сохранение и приумножение ее достижений, веру в будущее Отечества и национальное самосознание (символы Родины, самоопределение нации, «русская идея» и национальная идентичность и т.д. [6, с. 40]).
Аксиологически значимым для процесса формирования российской гражданской идентичности в рамках учебного предмета «Иностранный язык» автор считает также межкультурный компаративный подход, определение которого дано М.П. Пушкаревой на основе дефиниционно-содержательного анализа понятия и важности проявлений межкультурного и компаративного характера в процессе соизучения языков и культур. Такой подход понимается как «способствующий детерминированию процесса формирования у обучающихся полноценного умения адекватно общаться с представителями иной культуры и языка вследствие сравнения сопоставимых в родной и иностранной культурах реалий» [7, с. 77]. Методико-педагогическая ценность этого подхода заключается в его целевой установке: использовании сопоставительного механизма для изучения двух культур с превалированием родной культуры. Вышеобозначенный подход позволяет сравнить социокультурную специфику страны изучаемого языка с подобной спецификой своей страны [1], что способствует более глубокому пониманию отечественных культурных проявлений при сравнивании по достоинству достижений свою страны, определении места родной культуры в общемировом культурном наследии.
Для формирования российской гражданской идентичности в процессе обучения иностранному языку автор предлагает использовать методический инструментарий, включающий следующие компоненты.
Аттракция в качестве общего направления в содержании и реализации методического инструментария. В обобщенном контексте под аттракцией (от англ. attraction – «привлекательность») подразумеваются привлекательность, симпатия, положительная установка не только на человека, но и на конкретное явление, процесс [8, с. 299]. Как компонент методического инструментария аттракция значима, во-первых, для межличностного дискурса участников образовательного процесса: учитель обеспечивает аттракцию к учебному материалу, влияя тем самым на качество образования; способствует формированию и развитию когнитивного интереса, желанию узнать что-то большее и постичь новое [8]. Во-вторых, аттракция важна в установке на восприятие подрастающим поколением своей страны и культуры своего народа. В этом случае необходима положительная аттракция. Автор согласен с точкой зрения А.В. Дубакова, что достижению аттракции при обучении иностранному языку способствуют яркая презентация России, акцент на ее природных красотах, культурном многообразии, позитивных ментальных особенностях населения, выдающихся исторических и современных достижениях и т.д. Основываясь на рассмотрении аттракции через триаду «чувство, отношение, оценка», исследователь предлагает следующую методическую схему: презентация мотивационного дидактического материала (текстов на иностранном языке, видеоматериалов, презентаций и т.д.); изучение предложенного материала и формирование оценки полученной информации на основе анализа; формирование рефлексивной позиции и общей положительной оценки. Этот компонент методического инструментария вызывает эмоциональный отклик у обучаемого, интерес, привлекает внимание к родной стране, вызывает желание лучше узнать ее. В перспективе аттракция обеспечивает формирование многих личностных качеств у подрастающего поколения [8].
Организационные формы обучения выступают основным способом реализации иноязычного образования. Анализ организационных форм, выбираемых учителями иностранного языка для формирования российской гражданской идентичности обучаемых, показывает, что проведение традиционных уроков нацелено на выполнение практико-ориентированных заданий. Ведущим видом речевой деятельности выступает чтение или говорение. Методическая схема реализует традиционную методику, носит поэтапный характер и представлена в заданиях до и после прочтения текста. Например, работа над мотивационными дидактическими текстами о выдающихся личностях в отечественной истории (полководцах, ученых, поэтах, писателях, политических деятелях и т.д.) и выполнение заданий к ним интегрируют развитие коммуникативной компетенции в иностранном языке, расширение информационного поля обучаемого, реализуют аттракцию, позволяя испытать гордость за свою страну и ее великих сынов. Задания творческого характера включают школьника в деятельностное восприятие изучаемого материала.
С целью проверки результативности владения иностранным языком и уровня сформированности гражданской идентичности рекомендуется реализовывать проекты страноведческого или культурологического характера с элементами сравнения и сопоставления; проекты, позволяющие обучаемым продемонстрировать фоновые знания и личный опыт, показать личное отношение к Родине. С учетом специфики предмета и целевых установок нормативных документов (формирование и развитие коммуникативной компетенции в иностранном языке) на уроках выполняются условно-коммуникативные и подлинно-коммуникативные задания, обучение грамматике также имеет тематическое наполнение [9].
Популярны у учителей-практиков также нетрадиционные уроки: например, инсценирование сказок на младшем этапе обучения иностранному языку. Авторы таких уроков М.А. Ариян, А.О. Кнор исходят из особенности российской гражданской идентичности – ее эмоционально-ценностного содержания. Сказка развивает ребенка эмоционально, закладывает морально-ценностные установки, влияет на когнитивность, дает возможность деятельностно-событийного участия. Сюжеты отечественных сказок презентуют родную культуру, учат различать добро и зло, хорошее и плохое, показывают сильных, добрых, умных, красивых, героев. Иноязычные сказки «строятся на общечеловеческом, интернациональном содержании, они приобщают младших школьников к культурным универсалиям и позволяют усваивать важнейшие нравственные понятия в контексте диалога культур» [10, с. 163]. Представление себя героем сказки дает возможность культурного сравнения и способствует «лучшему осознанию собственной этнической принадлежности и создает условия для формирования основ детской идентичности» [10, с. 164].
Особое место среди нетрадиционных уроков занимает урок-экскурсия, он рассматривается в качестве универсального инструмента в решении ряда задач культурологического, дидактического, мотивационного и воспитательного планов. Ценность экскурсий учителям-практикам видится в личностном восприятии страноведческого материала через собственное наблюдение и практическую деятельность. Пример – экскурсия на английском языке по родному городу (посещение набережной реки, на которой основан город) [11]. Наряду с задачами по развитию коммуникативной компетенции (формирование социокультурной компетенции через знакомство с достопримечательностями, развитие навыков аудирования и говорения, семантизация нового лексического материала и отработка его употребления в речи [11]) урок-экскурсия способствует формированию гражданской идентичности путем получения новой (обязательно в положительной аттракции) информации об объекте, пробуждению интереса к историко-культурным корням, стимулированию желания узнать больше об истории места своего проживания, его людях и, наконец, сохранить и приумножить то, что мы получили в наследство от предыдущих поколений. Завершающий этап экскурсии можно провести в аудиторной форме как для проверки усвоенного языкового материала, так и для рефлексии социокультурной компетенции.
Еще одной организационной формой выступает внеурочная и внеклассная деятельность, характеризующаяся большой вариативностью, добровольностью участия обучаемых, самостоятельностью, мотивированностью и заинтересованностью. Внеурочная и внеклассная деятельность в формировании российской гражданской идентичности реализуется в проведении олимпиад, конференций, разного рода встреч, обсуждении статей и иной информации, деловых и ролевых играх, диспутах. Использование такой организационной формы дает возможность разнообразить работу, позволяет школьнику создать общую картину мира и выработать собственное отношение.
Методики, технологии, методы и приемы обучения составляют самую многочисленную и разнородную часть компонентного состава методического инструментария формирования российской гражданской идентичности, но именно они претворяют в жизнь идеи и планы педагога. На основе проведенного автором аналитического обзора [9] выделены наиболее частотные и результативные, с точки зрения учителей, методики, технологии, методы и приемы. В их число вошли:
– проектная методика – широко представлена как мини-проектами младших школьников, так и долгосрочными проектами обучаемых старшей школы самой разной тематики и направленности: страноведческие проекты с элементами сравнения (символика стран, национальные особенности, влияние географического положения на образ жизни и формирование национального характера, национальные виды спорта, культура досуга подростков, национальные игрушки и т.д.); создаются как реальные проекты (например, экскурсии на иностранном языке по популярным туристическим объектам), так и виртуальные, представленные мультимедийными средствами, в процессе создания которых обучаемые опираются на отечественные историко-просветительские проекты и самостоятельно знакомятся с объектами;
– метод диалога культур, ориентированный на анализ национальной языковой картины мира представителей различных культурных общностей;
– методика актуализации фоновых знаний, реализуемая в заданиях с опорой на личный опыт и фоновые знания о России и своей малой родине;
– методы научного творчества, реализуемые через инновационные педагогические технологии, например систему непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых и теорию решения изобретательских задач (НФТМ-ТРИЗ);
– компаративный метод обучения (например, при изучении английских поговорок и сравнении их содержания с русскими [7, с. 77–79]);
– методика использования сказки и сказочных сюжетов [10];
– интерактивные методы обучения: дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы [1];
– приемы критического мышления для работы с текстовым материалом: ЗУХ, 5W, «Тонкие и толстые вопросы», «Карта главного героя» и т.д. [1].
Иностранный язык позволяет использовать также активные методы обучения, игровые, информационно-компьютерные и интерактивные технологии (например, технологии критического мышления, коллаборативного и контекстного обучения) [6].
Таким образом, для создания комплекса наиболее эффективных средств формирования российской гражданской идентичности школьников учитель иностранного языка должен руководствоваться пониманием содержательной стороны формируемого личностного качества, вычленив его из списка предлагаемых направлений; учитывать возраст обучаемых, их интересы, общий уровень обученности и уровень сформированной коммуникативной компетенции в иностранном языке. Инвариантную часть комплекса составят актуальные педагогические подходы в интеграции с системно-деятельностным и межкультурным компаративным подходами, а также аттракция в обоих ее направлениях. Вариативная часть будет представлена набором компонентов методического инструментария, адекватных целевым установкам, тематическому наполнению и материально-техническим возможностям учебного заведения.
Заключение
Таким образом, российская гражданская идентичность понимается сегодня как педагогическая категория и важное качество личности, формируемое в процессе школьного образования, в том числе и на занятиях по иностранному языку. Обобщенной характеристикой выпускника школы со сформированной гражданской идентичностью можно назвать знание им и принятие родной страны в единстве ее исторического и современного развития, осознанной интериоризации культурного наследия и актуальных культурных проявлений, понимания ее особенностей и роли в общемировом культурном развитии, оптимистического взгляда на ее будущее и стремление к деятельности на благо своей страны, ее совершенствование и приумножение материально-культурного достояния.
Методический инструментарий формирования российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку основывается на системно-деятельностном и межкультурном компаративном подходах. Компонентный состав включает: рассматриваемую в двух направлениях аттракцию: педагогическом – как непременное условие создания аттрактивной среды, наиболее комфортной для обучения, и содержательном – когда содержание предлагаемого учебного материала представляет привлекательным родную страну, ее культуру и живущих в ней людей и т.д.; организационные формы обучения, включающие традиционные (урок иностранного языка) и нетрадиционные занятия, внеклассные и внешкольные мероприятия; перечень выделенных на основе анализа практической деятельности учителей по формированию обозначенной идентичности средствами иностранного языка конкретных методик, технологий, методов и приемов обучения.
Формирование российской гражданской идентичности в процессе обучения иностранному языку должно осуществляться комплексно в единстве инвариантной (методико-педагогические подходы и аттракция) и вариативной частей (методический инструментарий). Конкретизация компонентов методического инструментария с целью создания эффективного комплекса ставится в зависимость от возрастных и учебных характеристик обучаемых, воспитательно-образовательных установок, возможностей учебного заведения.