Введение
Текущая ситуация государственной политики в сфере образования определяет социально-педагогическую потребность конструирования сетевого взаимодействия учебных учреждений, реализующих выполнение программ общего и дополнительного обучения. Основной задачей сетевого взаимодействия организаций является совершенствование конкурентоспособности российской системы образования за счет ее готовности к общению, изменчивости, доступности и качества образовательных услуг. Такая форма сотрудничества дает возможность решать просветительские задачи отдельному образовательному учреждению, которые изначально были не под силу. Такое сотрудничество предполагает не только обмен методическими материалами и разработками, а совместную работу над проектами, планирование и претворение в жизнь общеобразовательных программ.
Общеобразовательные учреждения, которые состоят в сети и связаны партнерскими отношениями, разрешают проблемы осуществления общеобразовательных программ; создают условия для проведения занятий с талантливыми и способными детьми посредством изучения материала, не входящего в школьную программу; занимаются подготовкой к поступлению в вуз и профессиональной подготовкой, организацией учебы вне учебного заведения. Результатом такого сотрудничества служат сетевые программы дополнительного образования. Деятельность учреждений, которая построена по типу какой-нибудь уже существующей модели, по принципам и подходам которой она будет выстроена, должна с ней соотноситься.
Цель исследования – осуществить комплексный анализ интернет-источников и отечественного опыта на предмет выявления всевозможных моделей партнерства организаций разного уровня образования, организованного в виде сетевого взаимодействия, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса.
Материал и методы исследования. Исследование было осуществлено посредством анализа существующего опыта деятельности образовательных заведений, принимающих участие в сетевом взаимодействии при организации процесса обучения. Поставленная цель в данном исследовании была достигнута при помощи проведенного теоретического анализа психологических, педагогических, методических источников, осмысления нормативно-правовых актов для выявления структурных элементов модели сетевого взаимодействия.
Результаты исследования и их обсуждение. В современном обществе в сфере образования идет выполнение федерального проекта «Цифровая образовательная среда», направленного на гарантированную реализацию цифровой трансформации в образовательном пространстве средствами разработки и применения во всех образовательных заведениях цифровой образовательной среды. В рамках данного проекта происходят оснащение образовательных организаций высокоэффективным оборудованием и развитие цифровых образовательных сервисов [1]. Но не все образовательные учреждения имеют возможность реализовать данное оснащение оборудованием. Вступление данных учреждений в сетевое взаимодействие организаций, при котором используются ресурсы других организаций, решит данный вопрос.
Организация сетевого сотрудничества среди учреждений разного типа предоставляет возможность обучающимся осваивать учебные предметы, используя ресурсы других организаций, которые также осуществляют образовательную деятельность, в случае их нехватки – применять ресурсы иных учреждений. Если организации, реализующие образовательные услуги, будут взаимно обмениваться имеющимися ресурсами, то учебно-воспитательный процесс будет показывать более высокие результаты, что позволит обучающимся легче ориентироваться на самоопределение и компетентностную ориентацию.
Под сетевым взаимодействием учебных объединений авторы понимают систему, дающую возможность обучающимся получить необходимые знания в результате обучения по образовательным программам, адаптированным под индивидуальную траекторию, из того набора образовательных ресурсов, которые доступны им как в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги [2].
Сетевое партнерство, построенное на взаимодействии сети образовательных учреждений, синтезируется как форма организации консолидированного функционирования, предоставляющая возможность разработать единое образовательное пространство для гарантирования качества и общедоступности образования, а также осуществления запроса общества на становление успешной личности. Основной целью формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций служит получение конкурентоспособного превосходства, базисом которого является добровольное привлечение интересующихся участников для решения конкретных задач.
Тип сотрудничества, организованного в виде сети и претворяющего в жизнь образовательные программы для получения образования, раскрывается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Отмечается, что указанная форма «предоставляет возможность освоить обучающимся образовательную программу, используя ресурсы двух и более организаций, ведущих деятельность в области образования, а также при необходимости использовать ресурсы иных организаций» [3].
Сетевая форма сотрудничества предоставляет учебным объединениям следующие привилегии: реализовать подготовку на более высоком уровне, повысив при этом результативность учебных достижений; конструктивно подойти к распределению материальных и технических ресурсов, квалифицированных кадров; переработать программы не только образовательного цикла, но и дополнительного обучения; усовершенствовать профессиональную квалификацию педагогов при непосредственном сетевом сотрудничестве с другими квалифицированными сотрудниками [4].
Сетевое партнерство, созданное как сотрудничество в образовательно-воспитательном процессе, можно трактовать как нетривиальный инструмент, настроенный на соучастие в учебном или внеурочном процессе сразу некоторого количества организаций разного типа [5]. В свою очередь, такое сотрудничество позволяет образовательным учреждениям осуществлять консолидированную деятельность, гарантирующую участникам способ освоения программы с применением общих ресурсов. Следует отметить, что сетевое партнерство может развиваться не только в виртуальной среде, но и в социальном пространстве, как при многоуровневом образовании.
Образовательно-воспитательные сети, образующиеся при сетевом партнерстве, способствуют доступности образования, а также повышению его уровня. Несколько взаимодействующих между собой образовательных объединений, которые связаны партнерским договором, объединяются в сетевую среду, ориентированную на: координирование законодательных актов партнерства среди учебных объединений; использование всего необходимого оборудования ресурсной базы другого учреждения на основе контрактных обязательств; проведение занятий по программам общего и дополнительного обучения; подготовку и переподготовку педагогов, направленную на повышение их профессионального роста [6].
Описанный выше материал представляет собой сущность сетевого партнерства образовательных учреждений, при этом образовательная сеть выступает как комплекс субъектов образовательно-воспитательной деятельности, предоставляющих в распоряжение друг друга свои образовательные ресурсы, что позволяет сделать образование современным и качественным.
Сетевая образовательная среда направлена на обеспечение доступа обучающихся к различным образовательным информационным ресурсам, оборудованию, развивает творческий потенциал школьников, создает потенциал для продуктивного диалога всех участников, формирует условия для реализации не только массовых программ обучения, но и эксклюзивных. Представленная в образовательном пространстве сетевого партнерства информация становится открытой и общедоступной, учащиеся в любой момент времени имеют возможность вновь ее использовать, оценить и переосмыслить.
Далее рассмотрим, как происходит сетевое взаимодействие между организациями, в которой хотя бы одна должна быть образовательной организацией. Основная задача подобного взаимодействия – создание сетевой формы организации совместной деятельности, при которой образуется единое образовательное пространство – сетевая образовательная среда, направленная на реализацию современного, качественного и доступного обучения, реализующая спрос на личность, которая сможет стать востребованным специалистом.
Партнерство среди нескольких сторон, организованное на основе сетевого сотрудничества, нуждается в назначении базовой организации, при этом предпочтение отдается той, которая занимается учебным процессом и воспитанием подрастающего поколения, а точнее – принимает на обучение и следит за реализацией всех модулей сетевой образовательной программы, контролирует других участников. Организацией-участником при таком виде сотрудничества может быть любой структурный элемент, имеющий необходимый набор ресурсов и обладающий правом сопровождения части образовательных дисциплин сетевой программы. В качестве организации, которая будет являться базовой, может выступать единственное учреждение, в то время как партнеров-участников может быть несколько.
Учреждение, за которым будет закреплена функция базовой, может являться только образовательным. При этом партнером-участником могут являться учреждение, как занимающееся обучением и воспитанием, так и осуществляющее иные виды деятельности, а также производственные предприятия. При этом необходимо уточнить, что организация-партнер, не занимающаяся предоставлением услуг в сфере образования, но имеющая необходимые ресурсы, не обладает правом составлять и утверждать сетевые программы, проводить учебные занятия по ним, выставлять промежуточную и итоговую аттестацию и вручать документы об образовании.
Далее рассмотрим основные модели сетевой образовательной среды. Следует уточнить, что модели сетевого взаимодействия в образовании обусловлены тем, какими ресурсами будет производиться обмен. Базовой задачей сетевой образовательной среды является реализация первоначально поставленной цели. В зависимости от того, какие непосредственно проблемы сетевого взаимодействия в образовании определены в качестве ведущих, такие образовательные учреждения и подключатся к создаваемой системе.
Образовательная организация (базовая) – образовательная организация (организация-партнер). Любая действующая учебная организация должна обладать действующей лицензией на право ведения учебной деятельности. Не является исключением и объединение нескольких учреждений в сетевое партнерство. При этом партнер-участник обладает правом преподавания дисциплин сетевой программы того уровня, по которому ему выдана лицензия.
Образовательная организация (базовая) – организация, осуществляющая обучение (организация-партнер). Организация-партнер, получившая лицензию на реализацию программ дополнительного профессионального обучения, может оказывать только такие образовательные услуги, поскольку имеет лицензию на предоставление только их. В этот же сегмент попадают иностранные учреждения, имеющие возможность вести образовательную деятельность и выдавать документы своих национальных образцов.
Образовательная организация (базовая) – ресурсная организация (организация-участник). Данная модель партнерства предполагает отсутствие у организации-участника образовательной лицензии, но зато обладание большой ресурсной базой для ведения учебной деятельности.
В законодательной базе Минобрнауки РФ о сопровождении образовательных процессов вне учебного учреждения рекомендован ряд моделей, которые могут выбираться и корректироваться в зависимости от условий, в которых находится образовательное учреждение [7].
Модель дополнительного образования охватывает следующих сторонников: образовательная организация (внутришкольное дополнительное образование) и организация дополнительного образования детей. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными организациями к управлению образовательными программами.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательной организации. Указанная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательной организации с организациями дополнительного образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Ресурсный центр – модель построена на содействии профессорско-преподавательского состава вузов, техническом и просветительском потенциале вузов, организаций дополнительного образования. Его задача – привнести образовательным учреждениям и профессиональным коллективам практический опыт [8, с. 65–67].
Модель построения образовательных сетей на основе стратегического партнерства образовательных организаций – моделирование при таком использовании сети происходит средствами разукрупнения базы ресурсов стратегического партнерства учебно-воспитательных объединений различных ступеней образования. Такая модель имеет большой потенциал, поскольку все стороны обладают необходимым количеством ресурсов, при этом дополняя друг друга.
Модель построения образовательной сети на основе ресурсного центра – моделирование данного типа сотрудничества строится вокруг одного учреждения, обладающего ресурсным преимуществом перед остальными и производящего их распределение среди тех, у кого их не хватает, т.е. он выступает как бы ресурсным центром, а также гарантирует партнерам-участникам обладание учебными и методическими материалами, оборудованием, квалифицированными специалистами и пр. Организация – участник сетевого взаимодействия, в свою очередь, набирает обучающихся на обучение с реализацией сетевых программ [9]. Данная модель чаще всего используется во взаимодействии вуз – образовательные организации (СОШ, организации дополнительного образования, СПО). Схематично модель изображена на рисунке.
Модель построения образовательной сети на основе ресурсного центра
Следует отметить, что при выборе данной модели базовая организация и учреждение-партнер должны придерживаться основных положений сетевого партнерства.
Определение порядка организации образовательной деятельности организаций, участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ, – закрепление за каждым участником следующих функций: написание и утверждение сетевых программ, зачисление на обучение, осуществление промежуточной и итоговой аттестации, выдача документов и пр.
Обучение при сетевом взаимодействии проходит по сетевой образовательной программе, утверждение которой возможно либо автономно, либо совместно со стороной-партнером. В случае утверждения программы сетевого сотрудничества базовым учреждением единолично сторона-партнер должна предоставить разработанные разделы программы по преподаваемым дисциплинам, включая оценочные и учебно-методические материалы к ним. Учреждение, выступающее в качестве базового, рассматривает представленную информацию и принимает решение о ее включении в образовательную программу сети.
Осуществление обучения по сетевой программе. Приемом на обучение в образовательные учреждения занимается базовая организация. Обучающиеся, которые зачисляются в базовую организацию, получают услуги, прописанные в договоре. Обучающиеся, получившие часть образовательной программы в организации-партнере по дисциплинам, установленным нормативными актами организации (например, положением о сетевом партнерстве организаций), отчисляются из нее без отчисления из базового учреждения.
Статус учащегося – учащиеся по сетевой образовательной программе являются обучающимися базовой организации, а в период реализации части сетевой программы – одновременно еще и обучающимися организации-участника.
Завершение обучения – окончанием образовательного процесса будут являться изучение всех дисциплин и отчисление.
Промежуточная и итоговая аттестация по сетевой программе – осуществление проверочных испытаний по дисциплинам, которые преподаются базовым учреждением, если такое зафиксировано в законодательных соглашениях сетевого партнерства, и в тот период, когда это указано [10].
Использование организациями моделей сетевой образовательной среды оказывает влияние на дифференциацию базы ресурсов так, чтобы все организации-участники могли обладать всем необходимым для получения нужных показателей; могли выстроить тактический путь своего функционирования в постоянно изменяющихся условиях.
Заключение. При исследовании в области моделирования сетевого взаимодействия можно сделать вывод, что конструирование сетевой образовательной среды в области предоставления образовательных услуг на основе представленных в данной статье моделей дает возможности для восполнения нехватки ресурсов в организациях полноценного образовательного процесса за счет их распределения между несколькими учреждениями.