Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONTENT OF THE ACTIVITY ON THE FORMATION OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR THE PREVENTION OF BULLYING

Zhilkina O.Y. 1
1 Penza State University Medical Institute
The purpose of this article is to describe the content of activities aimed at forming the readiness of future teachers to prevent bullying among schoolchildren. The following methods were used in the study: analysis, generalization and synthesis of scientific literature, which affects important aspects of the considered professional training process. The article presents the concept of «bullying», describes the essence of the readiness of future teachers to resist bullying and its structural components. The purpose of the program for preparing students of higher education for the prevention of bullying and its stages are indicated. At each of them, the implemented classroom and extracurricular activities are considered in detail, including various activities that contribute to the development of the desire of students of pedagogical directions to resist bullying, improve their knowledge system, skills and abilities to counteract this negative phenomenon, establish the importance for future teachers of self-reflection and self-development professionally. In conclusion, the conclusion is formulated that the application of the described program for the formation of the readiness of higher school students to prevent the considered negative phenomenon among the younger generation is one of the key points in solving the problem of bullying in the school environment.
higher school
professional training
future teachers
students of pedagogical direction
the process of formation of readiness
bullying among schoolchildren
opposition to bullying
educational organization

Введение

Одной из самых распространенных современных проблем всех образовательных организаций является буллинг (или травля) среди детей. Данное явление достаточно сильно влияет на каждого участника. Так, у агрессоров формируются ощущение вседозволенности и чрезмерная самовлюбленность; у жертв возникают нарушения с психикой, они не чувствуют себя уверенными и находятся в постоянной тревоге; наблюдатели постоянно обеспокоены тем, что они могут в любой момент оказаться на месте жертвы. Соответственно, важной задачей школы является создание условий образовательной среды, способствующих уменьшению количества таких негативных случаев, то есть деятельность общеобразовательных организаций должна быть направлена на проведение определенных мероприятий, направленных на борьбу с травлей, и прием в педагогический штат сотрудников, подготовленных к решению данной проблемы.

Таким образом, сегодня возникает необходимость в профессиональной подготовке специалистов, компетентных в области буллинга среди школьников, а этим вопросом занимается именно высшая школа. Для того чтобы решить указанную задачу, необходимо формировать у студентов педагогических направлений готовность к противодействию буллингу среди подростков. Следовательно, в педагогических вузах существует острая потребность в реализации специальной программы, которая будет способствовать повышению уровня подготовленности в данном вопросе.

Цель исследования – описать содержание деятельности по формированию готовности будущих педагогов к профилактике буллинга среди школьников.

Материалы и методы исследования

Методами данного исследования выступили анализ, обобщение и синтез научной литературы по психологии и педагогике, которая отражает различные аспекты проблемы профессиональной подготовки будущих педагогических работников, а именно учителей, к профилактике буллинга среди школьников.

Результаты исследования и их обсуждение

В научной литературе существует много исследований на тему «Буллинг среди школьников», в которых раскрываются сущность данного явления и его особенности. Так, Ш.Х.Сафаров, И.Н.Сыкеева и А.В.Успенский определяют буллинг как систематическое осуществление агрессивных действий, направленных на определенного уязвимого человека по различным причинам [1]. К.М.Айтбаева считает, что данное явление представляет собой агрессию одних людей против других, не способных защитить себя [2]. В свою очередь, В.С.Гарбузова и В.А.Сковородко делают акцент на характерных чертах буллинга, среди которых они выделяют повторяемость, неравность сил и намеренность [3]. О.А. Семиздралова и Г.А.Синтяева в своих научных исследованиях описывают причины буллинга (педагогические, психологические, семейные и социальные) [4], а Е.А.Данилова и Е.В.Щанина указывают формы данного негативного явления (прямая и косвенная) и его виды (буллинг в школе, кибербуллинг, моббинг, домогательства) [5].

Рассматривая проблему подготовки будущих учителей к борьбе с издевательствами среди подрастающего поколения, необходимо понимать, в чем состоит сущность готовности к противодействию буллингу. Т.Ф. Пушкина в своей научной работе сообщает о том, что данная готовность представляет собой интегративное образование, которое состоит из пяти аспектов: побудительного (желание противостоять этому опасному явлению), содержательного (знание важных аспектов буллинга), операционно-технологического (осведомленность об условиях наиболее эффективного достижения результата, наличие опыта по профилактике данной проблемы), результативного (проведение рефлексии достигнутых результатов) и прогностического (ориентация на личностное развитие в профессиональном плане) [6]. О.Н.Богатикова, О.А.Воскрекасенко, О.В.Дунаева, С.С.Калашникова и А.В.Куц выделяют такие компоненты готовности будущих учителей к профилактике буллинга, как мотивационно-ценностный (устойчивая мотивация студентов педагогических направлений к формированию навыков противодействия буллингу), когнитивный (наличие знаний по профилактике данного явления) и операционально-деятельностный (владение умениями по противодействию буллингу и способностью к саморефлексии) [7].

Ознакомление с сущностью готовности позволило определить само содержание программы по антибуллинговой подготовке будущих педагогов, которая была реализована на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Цель данной программы – сформировать готовность студентов – будущих учителей к противодействию буллингу среди школьников.

Процесс формирования данной готовности осуществляется на протяжении трех лет в ходе обучения в высшей школе. Из этого следует необходимость разделения всего периода реализации программы на этапы:

- мотивационно-ориентационный;

- учебный;

- интегративный.

Мотивационно-ориентационный этап осуществляется в начале первого года обучения. Изначально проводится диагностика уровня сформированности готовности будущих учителей к профилактике буллинга. Она заключается в проведении анкетирования на основе таких методик, как «Диагностика заинтересованности в овладении профессиональными умениями» (В.Б.Успенский и А.П.Чернявская) [8], «Цель – Средство – Результат» (А.А.Карманов) [9], «Методика диагностики уровня развития рефлексивности» (А.В.Карпов) [10], «Оценка уровня готовности педагога к развитию» (В.И.Зверева и Н.В.Немова) [11], а также авторских анкет, направленных на оценку степени заинтересованности в противодействии данному негативному явлению и овладения знаниями и умениями по противодействию буллингу.

После реализации диагностики проводится кураторский час «Актуальность проблемы буллинга в современной школе». Данное мероприятие проходит в форме дискуссии, где обсуждаются следующие вопросы: «Актуальна ли проблема буллинга среди подрастающего поколения в школьной среде?», «Какую роль играет учитель в профилактике буллинга среди обучающихся общеобразовательных организаций?», «В чем заключаются функции школьного учителя по профилактике буллинга?» и т.д.

В рамках дисциплины «Педагогика» целесообразно проведение дискуссии на тему «Содержание и особенности педагогической деятельности», где ключевыми моментами для обсуждения являются такие вопросы, как «В чем заключается будущая профессиональная деятельность педагога?», «Каковы содержание и особенности педагогической деятельности?», «Какими компетенциями обладает современный педагог?» и т.д.

Данные мероприятия позволят обосновать студентам педагогических направлений актуальность проблемы буллинга, разъяснить им значимость роли учителя в противодействии данному негативному явлению, раскрыть сущность деятельности педагога по противодействию буллингу, сообщить о тех требованиях, которым они должны соответствовать, чтобы в дальнейшем стать хорошими специалистами в своей области.

Следующий этап – учебный, он включает в себя окончание первого года и второй год обучения. Здесь происходит процесс глубокого осмысливания изучаемого материала, то есть раскрытие сущности изучаемого явления, всесторонний анализ и синтез, применение заданий, формирующих умения и навыки, где важную роль играют задания творческого и поискового характера. Этот этап подразумевает использование возможностей следующих дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Основы вожатской деятельности» и «Технология и организация воспитательных практик».

На учебном этапе необходимо проводить различные беседы и дискуссии по следующим темам: «Психолого-возрастные особенности обучающихся общеобразовательных организаций», «Содержание и особенности педагогической деятельности», «Стиль педагогической деятельности и его влияние на ситуацию буллинга среди подростков» и т.д. Необходимо создавать такие интеллект-карты, как «Участники буллинга и их темперамент» и «Органы ученического самоуправления для борьбы с травлей и их полномочия», которые отражают связь между участниками этого негативного явления и их особенности, позволяют рассмотреть то, какие бывают структуры органов ученического самоуправления, спроектировать свою модель органов ученического самоуправления для борьбы с буллингом и указать их деятельность.

Важное место в формировании готовности будущих учителей к профилактике травли занимают мини-проекты «Этап психического развития, на котором чаще всего встречается буллинг» и «Важность командообразования в борьбе с агрессией в классе», где студенты выясняют, на каком этапе развития обучающегося чаще всего встречается травля среди школьников, как сплочение команды влияет на урегулирование ситуации буллинга среди подростков. Результаты, полученные в ходе реализации проектов, должны быть представлены остальным студентам для их последующего обсуждения.

Полезным является проведение таких мозговых штурмов, как, например, «Ситуация SOS» и «Отличия травли от конфликта». Мероприятие «Ситуация SOS» начинается с того, что будущим учителям предлагается социальный ролик с ситуацией, в которой показано систематическое проявление агрессии по отношению к беззащитному школьнику. Это может быть один из следующих видеороликов: «Невидимка», «Отвали», «Выход есть» и т.д. После просмотра студентам необходимо проанализировать ситуацию и выделить проблему. Далее от них требуется ответить на следующие вопросы: «Какие признаки буллинга вы заметили?», «В чем заключается причина сложившейся ситуации?», «Правильно ли действовал учитель?», «Как стоит поступить педагогу в данной ситуации?» После обсуждения данных вопросов необходимо будет вместе со студентами выбрать наилучший предложенный путь решения проблемы, которая была представлена в видеоролике.

Мозговой штурм на тему «Отличия травли от конфликта» предполагает то, что в самом начале студенты разделяются на несколько групп, а затем перед каждой из них ставится вопрос: «В чем сходства и различия между буллингом и конфликтом?» В течение 5–10 минут будущие учителя думают над вопросом, затем они по очереди отвечают на него. После озвучивания вариантов происходит их обсуждение, а в конце оформляется таблица под названием «Сходства и различия травли и конфликта».

Также необходимо проводить деловые игры, которые позволяют сформировать первичные умения по профилактике рассматриваемого негативного явления в школьных стенах. Среди таких мероприятий наиболее интересным для студентов является «Антибуллинговый огонек», суть которого заключается в написании сценария вечернего огонька по разрешению ситуации травли среди детей.

Важным для формирования первичных умений по противодействию буллингу является проведение метода «Аквариум». Участникам предлагается разыгрывание ситуации противодействия травле, когда учителю необходимо организовать общение с жертвой и агрессором. В данной игре изначально подробно сообщается негативная ситуация, которая возникла между учениками, и распределяются роли. Так, первый студент исполняет роль учителя, второй – жертвы, третий – агрессора, а остальные студенты наблюдают за происходящим и проводят анализ. В конце игры происходит обсуждение тех действий, которые осуществлял студент, исполнявший роль учителя, оцениваются их рациональность и целесообразность. Это будет способствовать развитию у будущих учителей навыков использования многообразных форм контроля учеников и умений по организации системы форм сотрудничества учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом.

На данном этапе должны проводиться в рамках научных кружков круглые столы, затрагивающие такие темы, как «Агрессия в межличностных отношениях современных подростков», «Психологические аспекты буллинга» и иные, а также подготавливаться статьи по проблеме школьной травли. Необходимо организовать виртуальную педагогическую лабораторию, где перед студентами ставится задача разработки электронного пособия «Буллинг среди учеников», полезного для учителей и будущих педагогов.

Таким образом, на этом этапе осуществляется непосредственная профессиональная подготовка студентов к противостоянию буллингу среди подрастающего поколения, которая заключается в формировании у них необходимых знаний и первичных умений по профилактике данного негативного явления.

На последнем этапе, интегративном, который соответствует обучению на третьем курсе, осуществляется процесс применения усвоенных ранее знаний и сформированных умений и навыков в практической деятельности. Здесь необходимо проводить в рамках учебных практик следующую работу: решение кейс-задач, написание психолого-педагогической характеристики класса, организация тематического дня «Буллинг не для нас», проведение беседы с родителями на тему «Травля среди подростков».

Решение кейс-задач предполагает то, что студентам показываются различные фрагменты фильмов («Чучело», «Телекинез», «Говори», «Школьный стрелок» и т.д.), в содержании которых представлены различные ситуации буллинга среди подростков. Затем им необходимо ответить на такие вопросы, как: «Какая ситуация травли отражена в данном фрагменте?», «Правильно ли поступил учитель?», «Как бы вы поступили на месте учителя?», «Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?» и т.д.

Написание психолого-педагогической характеристики класса позволяет студентам на практике в школе выяснить общие сведения о классе, лидерах, микрогруппах, определить статусную характеристику класса, приоритеты и ценности данной группы детей, мнение педагогов о классе и отдельных учениках и т.д.

Организация тематического дня «Буллинг не для нас» подразумевает то, что будущим учителям на основе наблюдения, проведения бесед и психолого-педагогической характеристики класса необходимо придумать, какие мероприятия целесообразно провести с детьми для противодействия данному негативному явлению среди подрастающего поколения, а затем организовать этот тематический день с последующей рефлексией.

Проведение беседы с родителями на тему «Травля среди подростков» нацелено на то, чтобы студенты научились привлекать внимание родителей учеников к актуальности и опасности буллинга среди детей. В процессе беседы будущим учителям необходимо обозначить важность проблемы травли среди школьников, рассмотреть главные причины данного негативного явления и его основные признаки, указать способы противодействия этой проблеме.

На интегративном этапе работа студентов последовательно усложняется тем, что повышается степень их самостоятельности, но всегда при непосредственном внешнем контроле, а также самоконтроле и самоанализе. Здесь происходит использование приобретенных знаний и навыков по профилактике буллинга среди подрастающего поколения уже на практике в школе.

Важным условием на протяжении всех трех этапов формирования данной готовности является реализация тренинга, состоящего из трех блоков. Первый блок ориентирован на проведение следующих мероприятий:

1. Мозговой штурм «Что такое буллинг?», в процессе которого студенты пытаются разобраться с тем, что собой представляет данное явление, чем буллинг отличается от моббинга, шейминга, троллинга и т.д.

2. Дискуссии «Роль учителя в ситуации буллинга» и «Роли участников буллинга», которые позволяют объяснить студентам важность борьбы учителя с буллингом, а также сообщить им о позициях, которые принимают ученики в этом негативном явлении.

3. Упражнение «Психологический портрет участников буллинга», в процессе которого студенты делятся на три группы. Первая группа выделяет основные личностные характеристики жертвы, вторая – агрессора, третья – свидетелей. Далее происходят обсуждение обозначенных особенностей участников буллинга, а затем их фиксация в виде конспекта.

4. Мини-лекция «Формы и виды буллинга», позволяющая подробно рассмотреть формы и виды данного негативного явления.

5. Игра «Признаки и причины буллинга», которая заключается в том, что организатор просит студентов поднять руку, если он называет признаки травли, или поднять две руки, если называет ее причины, а если он ничего из этого не называет, то не поднимать руки.

Данный блок способствует знакомству с проблемой школьного буллинга, основными аспектами травли, донесению до участников важности профилактики данного явления и пояснению студентам роли учителя в этом процессе.

Второй блок способствует уже формированию необходимых знаний, умений и навыков будущих учителей именно осуществлять деятельность по противодействию буллингу. Здесь следует провести:

1) мини-лекцию «Формы и методы противодействия буллингу», где студентам сообщаются различные эффективные формы и методы противодействия буллингу, направленные на работу с обучающимися и их родителями;

2) практическое задание «Правила класса», направленное на то, что будущим учителям необходимо составить правила класса, которые будут способствовать предотвращению буллинга среди одноклассников;

3) различную работу с видеоматериалами, затрагивающими тему буллинга, где будущим учителям показываются видеоролики, отражающие ситуацию буллинга, а затем студентам предлагается ответить на такие вопросы, как: «Какие признаки указывают на буллинг?», «Каковы форма и вид данной ситуации буллинга?», «Какие могли быть причины, которые спровоцировали данное негативное явление?», «Что необходимо предпринять учителю для предотвращения данной ситуации?» После этого студентам нужно составить список вопросов к беседе с агрессором / жертвой из просмотренного ролика и обсудить их с остальными участниками тренинга;

4) упражнение «Я смогу помочь», заключающееся в том, что организатор озвучивает ситуацию буллинга, которая часто встречается в школьной среде, затем каждому студенту дается своя роль (жертва, агрессоры, свидетели), а после подготовки они разыгрывают эту ситуацию, и в окончании происходит обсуждение, которое позволяет сделать акцент на правильных и неправильных действиях участников. Затем по такому же плану разыгрываются еще две наиболее распространенные ситуации буллинга в школе.

Следовательно, второй блок тренинга дает студентам возможность попробовать себя в роли учителя, занимающегося профилактикой буллинга.

Третий блок направлен на проведение рефлексии «Обратная связь», где участники данного тренинга оценивают свой уровень готовности к борьбе с буллингом, а также обозначают для себя, в каком направлении стоит развиваться для улучшения своих профессиональных качеств.

Данный тренинг представляет собой интенсивный и систематический курс теории по проблеме буллинга среди школьников и практические мероприятия, направленные на отработку навыков по его противодействию.

Завершающим мероприятием программы по формированию готовности будущих учителей к противодействию буллингу является кейс-турнир. Он включает в себя три этапа. На первом этапе организатор предоставляет студентам заранее подготовленные ситуации буллинга из школьной практики. Второй этап включает в себя подготовку будущих учителей к кейс-турниру, а именно написание сценария мини-спектакля, отражающего выбранный студентами подход к решению предложенной ситуации буллинга, его репетицию и возможную корректировку, подготовку необходимого инвентаря для осуществления сценки. Третий этап подразумевает проведение самого кейс-турнира, состоящего из двух туров. Первый тур предполагает, что студенты разыгрывают свой мини-спектакль, а жюри оценивает рациональность предложенного решения и отбирает три лучшие команды во второй тур. Затем вышедшие в финал команды одновременно в течение 10 минут обсуждают между собой выход из ситуации буллинга, которая была предложена им после первого тура. Далее они озвучивают эффективный с их точки зрения вариант выхода из данной негативной ситуации между школьниками, а жюри в это время снова оценивает целесообразность предложенного подхода. Лучшее решение определяет команду-победителя кейс-турнира.

На основе проведенного мероприятия следует создать карточки с эффективными решениями, которые впоследствии будут применены на занятиях по профессиональной подготовке к противодействию буллингу.

Данный турнир представляет собой творческую игру, где происходит состязание в умении решать поставленные задачи, правильно представлять собственное решение и стойко отстаивать свои позиции, а также она еще и сплачивает временный коллектив, формирует у студентов навыки коммуникации.

После проведения всех мероприятий предложенной программы проводится повторная диагностика на основе вышеуказанных методик оценки уровня сформированности готовности студентов педагогических направлений к противодействию буллингу в современных школах, позволяющая увидеть динамику рассматриваемой готовности.

Заключение

Таким образом, антибуллинговая программа является одним из решений проблемы устранения такого негативного явления, как буллинг, среди обучающихся общеобразовательных организаций. Указанная программа применяется в высшем учебном заведении в процессе профессионального обучения студентов на протяжении трех лет обучения и состоит из нескольких этапов, на каждом из которых реализуется аудиторная и внеаудиторная деятельность, включающая в себя различные мероприятия, которые направлены на профессиональную подготовку студентов к противодействию буллингу среди подрастающего поколения.