Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL AND PERSONALITY DEVELOPMENT OF PROSPECTIVE OFFICERS THROUGH THE FORMATIVE POTENTIAL OF THE MILITARY COLLEGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kalgina E.A. 1 Kirgintseva N.S. 1 Merkusheva O.V. 1 Putova I.N. 1
1 MESC AF "AFA"
The article reveals the features of a military college educational environment from the perspective of its influence on the professional and personality development of the prospective regular servicemen of the Russian military. It is demonstrated that the military environment is characterized by a high degree of communication formality and a hierarchical structure of social interaction, and its peculiarity reveals itself through not only fostering integrity, but also early professional orientation of learning practices. The fundamental role of the ethnopedagogic, andragogic and axiologic approaches in course of raising and educating prospective officers is being mentioned. The influence of such didactic means as a didactic learning environment on the quality of a military college educational environment is demonstrated. The positive impact of collaborative and facilitating technologies on developing military cadets’ professional competence, while using didactic learning environments for learning a foreign language is pointed. The paper also describes the model of cadets’ moral-ethical development within the educational environment of a military college. The algorithm of prospective officers’ moral values formation is developed. A conclusion is made about humanization of instructional content by way of exposing learners to the humanistic values of the mankind through cultural, historical and linguistic ties and using manifold didactic means.
environment
servicemen
upbringing
ethnopedagogics
didactic learning environment
foreign language

Введение

Понятие среды стало неотъемлемой частью педагогического дискурса начиная с XIX века, когда появилась педагогическая наука о среде, а затем и так называемая педагогика среды. Со второй половины XX века приобрел известность термин «образовательная среда». Образовательная среда военного вуза отличается уникальным сочетанием военного и профессионального образования. Здесь обучение проходит параллельно с военной службой, что отличает военный вуз от других образовательных учреждений. Критерии приема в военные вузы выходят за рамки выставления академических оценок и включают в себя строгий профессиональный и психологический отбор, позволяющий выявить важнейшие личностные качества абитуриентов, а также оценить их физические способности и степень медицинской пригодности к военной службе. Последующее обучение проходит в условиях полноценной военной службы, в соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерации и указаниями соответствующих органов власти [1].

В процессе обучения курсанты не только приобретают необходимые компетенции в выбранной ими профессиональной области, но и овладевают целым спектром знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения военной службы. Это включает в себя формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей и умение выполнять обязанности в различных условиях, таких как наряды, боевые дежурства, караульная и гарнизонная службы. В отличие от обычных университетов, военные учебные заведения осуществляют воспитательную работу в более широком смысле этого слова, что обусловлено требованиями военной службы [2]. Неотъемлемой частью формирования личности курсанта является не только развитие технического мастерства и лидерских качеств, но и воспитание стойкого характера, необходимого для военной профессии, связанной со значительным риском для жизни. Духовно-нравственное воспитание в условиях военного вуза способствует формированию национального самосознания и профессионального этикета у курсантов. Актуальность изучения взаимосвязи между профессиональным и личностным развитием в образовательной среде военного вуза подчеркивается требованиями современного общества.

Цель исследования – раскрыть воспитательный потенциал образовательной среды военного вуза (в частности, его аксиологические аспекты) в контексте профессионально-личностного развития будущих офицеров.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования послужила практика обучения и воспитания в военно-инженерном вузе с использованием методов наблюдения, анкетирования, дискуссий и теоретического анализа научной литературы, посвященной технологизации профессионального образования. Кроме того, исследование посвящено проблеме социализации курсантов в рамках учебного заведения.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ образовательной среды военного вуза показал, что в ее основе лежат структура и регламент, схожие со структурой и регламентом военной службы [1]. Следовательно, возникает необходимость выработки единых критериев для раскрытия аксиологического потенциала такой образовательной среды. Примечательно, что ценностная основа военной профессии глубоко укореняется в этой среде, пронизывая все аспекты курсантской жизни. В отличие от гражданских университетов, социальная динамика в военной среде характеризуется формализацией и иерархической структурой, что способствует формированию культуры дисциплинированного взаимодействия, регулируемого уставными нормами и повседневными ритуалами.

Современное высшее образование, в том числе и военное, формируется под влиянием двух тенденций: усвоения инокультурных ценностей в условиях глобализации и возрождения национальной идентичности на фоне геополитических сдвигов. Однако, как утверждает В.С. Болбас [3], эти тенденции не следует рассматривать как полярные противоположности. Напротив, интеграция глобальных и локальных элементов может обогатить культуру и способствовать взаимному обогащению личностей обучающихся.

Учитывая богатое поликультурное наследие России, можно отметить, что принципы мультикультурализма, основанные на традиционных ценностях и учитывающие образовательные потребности различных этнических сообществ, занимают значительное место в системе отечественного образования. Этнопедагогика играет ключевую роль в обеспечении культуросообразности образования, непосредственно влияя на его результаты. Согласно справедливому комментарию В.С. Болбаса [3], она служит стержнем в решении трех основных стратегических задач современного образования: содействует этнокультурному развитию и этнонациональной идентичности, способствует естественной интеграции с общечеловеческими ценностями и повышает общую эффективность образовательного процесса. В контексте военного образования создание качественной образовательной среды, направленной на воспитание межэтнической толерантности и формирование у военнослужащих высоких морально-этических норм, становится настоятельной необходимостью. В связи с этим закономерно возникает вопрос: как можно оптимизировать качество образовательной среды в высших военных учебных заведениях? Отвечая на этот вопрос, авторы статьи [4] выступают за активное вовлечение курсантов в формирование элементов образовательной среды и их интеграцию в учебный процесс с помощью фасилитирующих и коллаборативных технологий. Они предлагают активизировать самостоятельное обучение и когнитивную активность курсантов, а преподаватели будут способствовать приобретению знаний с помощью ресурсов, доступных в военной образовательной среде. Это подчеркивает актуальность использования андрагогического подхода, в котором особое внимание уделяется использованию практических знаний курсантов, развитию практического опыта обучения, распределению ответственности между всеми участниками образовательного процесса и предоставлению курсантам возможности самим определять свою образовательную траекторию.

Качество образовательной среды зависит не только от методологии, лежащей в ее основе, но и от конкретных дидактических средств, используемых для реализации ключевых методологических принципов. Среди них особое место занимает дидактическая информационная среда. Специально созданные дидактические информационные среды предоставляют уникальную возможность способствовать целостному развитию профессиональной компетентности военнослужащих в условиях высшего образования. Примечательно, что такие среды позволяют как преподавателям, так и курсантам участвовать в разработке материалов. Такой совместный подход способствует развитию у обучающихся чувства сопричастности, повышая их мотивацию к обучению и содействуя формированию активного профессионального учебного сообщества. Практический опыт показывает эффективность применения фасилитирующих и коллаборативных технологий, которые путем совместных усилий, таких как разработка программ тестирования, создание учебных материалов и электронных учебников, позволяют обучающимся самостоятельно с помощью преподавателя вырабатывать знания в процессе работы в группе, анализировать присущие им способы работы с информацией, а также гармонизируют взаимодействие курсантов в группе с помощью фасилитатора. Курсанты не просто получают знания, а являются активными участниками творческого процесса, создавая ресурсы вместе со своими преподавателями. Это не только повышает мотивацию, демонстрируя ощутимые результаты, но и развивает интеллектуальную и коммуникативную составляющие их профессиональной компетенции, а также важнейшие навыки управления ресурсами, совместного планирования и критического мышления.

В образовательной среде военного вуза учебная программа основана на ритуализированных традициях, которые транслируют ценности, присущие военной профессии. Таким образом, использование отличительных особенностей военной образовательной среды открывает возможности для повышения ее аксиологического потенциала. Один из эффективных подходов, получивший название «погружение в армейскую среду», подразумевает не навязчивое, но всепроникающее влияние всех аспектов военной среды на личность курсантов [1]. Это и материально-техническая база, и ежедневные ритуалы, и стили взаимодействия, и одежда, и символика – все это формирует личность курсантов. По сути, образовательная среда военного вуза служит средоточием для раскрытия внутренней ценности военной профессии. Таким образом, процесс педагогического целеполагания и управления формируется как ключевая стратегия воспитания ценностных ориентаций, необходимых будущим офицерам. Благодаря целенаправленному руководству и наставничеству педагоги играют жизненно важную роль в формировании профессиональной этики следующего поколения военнослужащих.

Процесс социализации курсантов в военно-учебных заведениях включает в себя осознание, усвоение и принятие норм и традиций, присущих военно-профессиональной среде. Этот планомерный путь формирует личность военнослужащего, способствуя активному взаимодействию в социально-профессиональной сфере и укреплению морально-этических норм общества, основанных на внутренних убеждениях [5, с. 54]. Социализированная личность обладает компетенциями, охватывающими мировоззрение, коммуникацию, культурологию, духовную и гражданскую ответственность, готовность к непрерывному обучению [6]. Воспитание культурной и нравственной личности требует пристального внимания к языку как основному способу коммуникации. Язык, являясь точным индикатором человеческих качеств и культурной идентичности, играет в этом незаменимую роль. В рамках изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» закладывается уникальный потенциал не только для развития языковой компетенции, но и для воспитания личностных качеств курсантов.

В учебном процессе перед педагогами стоит задача активизировать воспитательный потенциал образовательной среды, используя обучение иностранному языку [7] для воспитания патриотизма, уважения к старшим, толерантности, эмпатии, ответственности и самосознания [8, с. 168]. Благодаря целенаправленному участию и педагогическому мастерству преподаватели иностранных языков могут быть катализаторами целостного развития курсантов, вооружив их навыками межличностного общения, необходимыми им как будущим военным лидерам. Благодаря этому курсанты получают возможность взять на себя самостоятельную, активную и независимую роль в обществе [9]. Модель, описывающая духовно-нравственную эволюцию курсантов в образовательных учреждениях, включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: когнитивно-познавательный, эмоционально-чувственный, ценностно-мотивационный и волевой. Эти компоненты взаимно обогащают друг друга и в совокупности определяют общий уровень духовно-нравственного развития курсантов. Каждый компонент воплощает в себе определенные критерии развития: 1) когнитивно-познавательный компонент предполагает осознанное понимание курсантом понятий «духовность» и «нравственность» [10] в сочетании с устойчивой Я-концепцией, активной жизненной позицией, всесторонним пониманием человеческой личности и ее значимости; 2) эмоционально-чувственный компонент характеризуется оптимистичным взглядом на жизнь, восприимчивостью к разнообразному опыту и точкам зрения, активным взаимодействием с окружающим миром, склонностью к сопереживанию, определяющим принятие решений; 3) ценностно-мотивационный компонент характеризуется умением курсантов оценивать ситуации через призму морали, заниматься самоанализом, иметь мотивацию к достижению целей и стремлением реализовать свой потенциал в значимых начинаниях; 4) волевой компонент подчеркивает владение курсантами методами саморегуляции, включая самоуправление, самоконтроль и самостимуляцию поведения. Они демонстрируют сильное чувство ответственности в сочетании со способностью осуществлять выбор, соответствующий общественным и моральным нормам [9, с. 206].

Кроме того, модель включает в себя триггерные механизмы, имеющие ключевое значение для катализации профессионального и личностного развития курсантов: идентификация (курсанты устанавливают эмоциональные связи и усваивают нормы, ценности и модели отдельных людей, групп или символов, интегрируя их в свои собственные системы убеждений); рефлексия (курсанты занимаются самоанализом, что позволяет им выйти за рамки непосредственного жизненного опыта и занять критическую позицию по отношению к нему; опосредование (курсанты проходят обучение, сопереживая жизненным обстоятельствам других людей, представленным в искусстве, литературе, кино или учебных материалах); механизмы самостимуляции морального развития (курсанты развивают навыки самовнушения, осознавая необходимость самоприказа, самопоощрения и самоодобрения) [9, с. 206]. Предлагается следующий алгоритм формирования духовно-нравственных ценностей, состоящий из следующих последовательных этапов.

1. Исследовательский этап (начинается с постановки вопросов, направленных на углубление понимания курсантами духовно-нравственных ценностей, таких как честь, совесть, страна, долг, любовь, здоровье, уважение). Этот этап включает в себя развитие концентрации внимания и постановку проблемных вопросов. Например, преподаватель может предложить курсантам связать дату практического занятия с известным историческим событием или персоналией из истории России.

2. Этап осмысления (способствует изучению и осмыслению моральных ценностей через поиск и анализ информации). Поощряются взаимное обучение, обмен мнениями и мозговые штурмы. Задаются вопросы, чтобы стимулировать дискуссии и выявить различные точки зрения. Организуются дискуссии, что побуждает курсантов подкреплять свои ответы примерами, давать подробные объяснения и формулировать свои доводы.

3. Этап анализа информации (углубление в понимание духовно-нравственных ценностей, изучение их теоретической значимости в контексте национальной истории).

4. Этап развития навыков (формирование навыков устной речи по изучаемой теме путем участия в дискуссиях, устранения пробелов в понимании, побуждения к завершению предложений, различения истинных и ложных утверждений с объяснением различных точек зрения).

Сегодня на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах преподаватели обычно используют следующие приемы: чтение и анализ аутентичных текстов (поощряются критический анализ и обсуждение аутентичных текстов, затрагивающих моральные темы и дилеммы); совместная и групповая работа (содействие совместному обучению, включая групповые дискуссии, работу в парах и ролевые игры, для поощрения эмпатии, видения перспектив и совместного решения проблем); тематические семинары (организуются тематические занятия, посвященные изучению моральных ценностей с помощью интерактивных мероприятий и дискуссий); использование мультимедийных презентаций (используются мультимедийные средства для обогащения учебного опыта, повышения вовлеченности и закрепления моральных концепций с помощью визуальных и вербальных опор) [11]. Интегрируя эти разнообразные методики, преподаватели могут создать эффективную образовательную среду, способствующую целостному развитию личности и прививающую курсантам моральные ценности. Разнообразные формы работы на занятиях по иностранному языку воспринимаются преподавателями не только как инструменты, способствующие «открытой работе» с обучающимися, но и как механизмы объективной оценки сформированности духовно-нравственных ценностей у курсантов на разных этапах обучения [7]. Это подчеркивает необходимость разработки педагогами материалов, которые не только решают духовно-нравственные дилеммы, стимулируют дискуссии и побуждают курсантов к принятию моральных решений, но и дают возможность оценить собственные нравственные ориентации и индивидуальные моральные качества в условиях учебного процесса.

В современной политической и социокультурной среде духовное богатство курсанта приобретает первостепенное значение. На протяжении всего образовательного процесса преподаватели играют ключевую роль, воспитывая в них любовь к Родине, прививая культурные ценности, воспитывая гордость за достижения соотечественников, укрепляя их решимость противостоять любой агрессии в адрес Родины [12]. Влияние научно-технического прогресса в сочетании с меняющимися требованиями военно-профессиональной деятельности обусловливает необходимость постоянного повышения качества обучения иностранным языкам будущих офицеров в рамках военного вуза. Перед преподавателями, которые развивают умения в области иностранного языка в неязыковых военных вузах, стоит задача повысить эффективность подготовки офицеров. Преподавание иностранных языков должно быть организовано таким образом, чтобы стимулировать интерес и повышать познавательную активность курсантов, принимая во внимание междисциплинарные связи со специализированными военными дисциплинами, контекстуализируя содержание и формы работы с учетом текущей оперативной ситуации как внутри страны, так и на международном уровне.

Заключение. Безусловно, учет психологических особенностей и аксиологических предрасположенностей обучающихся играет важнейшую роль в процессе их профессионально-личностного развития в рамках образовательной среды военного вуза. Однако преподавательский состав военных вузов должен ориентироваться на согласование образовательных задач со служебными и профессиональными требованиями, стоящими перед курсантами. Центральное место в повышении аксиологического потенциала образовательной среды военных университетов занимает гуманизация содержания обучения. Это подразумевает целенаправленные усилия по искоренению пережитков формализма, пассивности, инертности и бюрократии, способствуя тем самым не только социальному благополучию людей, но и раскрытию их врожденного потенциала. Интеграция современных образовательных технологий открывает перспективы для активизации социального и образовательного потенциала курсантов. Погружение курсантов в гуманистические ценности человечества через культурные, исторические и языковые связи требует применения разнообразных педагогических средств. Используя такие многогранные подходы, преподаватели могут способствовать более глубокому пониманию гуманистических ценностей курсантами, обогащая их образовательную траекторию и воспитывая всесторонне развитых офицеров, способных ориентироваться в сложностях современного мира.