Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN PEDAGOGICAL TOOLS FOR MOTIVATING AND INVOLVING GENERATION «Z» STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Perednikh L.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
With the advent of a new generation of "digital people", the education system has a need to review the effectiveness of those pedagogical tools and approaches in teaching that have been widely and quite successfully used in teaching students belonging to generations X and Y, since the motives, interests, behavioral and psychological aspects of the new generation Z differ significantly from the students of "yesterday" of the day. These circumstances impose new requirements on the professional and personal characteristics of teachers, lead to the need to develop new competencies, require the search for new pedagogical tools that increase students' motivation, actively involving them in the educational process to achieve educational goals. This article examines the characteristic features of representatives of generation Z, identifies their motives, interests and analyzes the pedagogical tools that teachers use during training sessions. The aim of the study is to determine the influence of pedagogical tools on the degree of student involvement in the educational process. To achieve this goal, a study was conducted in which 60 students enrolled in the 1st year of the Financial University in the field of Advertising and public Relations took part. In the process of conducting the research, scientific general logical and sociological methods were used, such as: analysis, synthesis, observation method and a survey of students was conducted. During the analysis, a correlation was revealed between the psychological characteristics of representatives of generation Z and the use of those pedagogical tools that are based on modern IT technologies, which motivate students to be active, despite the presence of distracting factors, which include smartphones, social networks and other entertainment content. Also, in the course of the study, it was found that traditional pedagogical tools such as polling and testing have somewhat lost their former relevance.
generation z
digital children
involvement
motivation
active learning
educational tools
gamification

Современные студенты - это яркие представители поколения Z (Generation Z), или зумеры (zoomers), которые родились на временном отрезке между 1995 и 2010 годами. Поколение Z является одной из составляющих теории поколений, разработанной в 1991 году американскими исследователями Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, которая является в некотором роде основой для объяснения причин постоянного «конфликта поколений», проявляющегося через отображение различий в ценностях, мотивах и целях, формирующихся под воздействием политических, социальных, экономических и технологических перемен, происходящих в обществе. Данная теория раскрывает повторяющиеся поколенческие циклы, ее авторы определили тот промежуток времени, на котором рождаются представители одного поколения. По их мнению, он составляет временной интервал продолжительностью около 20 лет, а длительность одного цикла составляет порядка 80–90 лет [1].

В последние несколько десятилетий, по мнению автора, происходят значительные преобразования в обществе: наиболее быстрыми темпами развивается технологический прогресс, меняется политическая ситуация и усиливается процесс глобализации во всём мире, что неизбежно приводит к процессу слияния экономик, унификации культур и появлению всё более сложных технологий, внедряющихся во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательную среду. Мир меняется на глазах, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на формирование интересов, ценностей, целей, поведения и мотивов молодого поколения. В отношении поколения Z можно смело утверждать, что его представители живут в кардинально ином мире по сравнению со своими предшественниками, так как для них интернет, социальные сети, цифровые сервисы и технологии стали более важными элементами жизни, чем живое социальное взаимодействие. Как они сами признаются, в случае если они вышли из дома по делам и через какое-то время обнаружили, что забыли взять с собой смартфон, то данная ситуация тут же ввергает их в панику, они чувствуют себя потерянными и уязвимыми в этом огромном мире.

Соответственно, сформировавшаяся психологическая зависимость поколения Z от технических устройств создаёт проблему и для преподавателей. Эта проблема состоит в том, что многие студенты на лекциях и семинарах постоянно «уходят» в виртуальное пространство в поисках новых эмоций через игру, просмотр различного развлекательного контента и общение в социальных сетях. Возможность в любое время через смартфон заглянуть в виртуальное пространство значительно отвлекает студентов от целенаправленного мыслительного процесса и является серьёзным препятствием на пути к формированию знаний, навыков и необходимых компетенций по выбранному направлению обучения.

Контролировать данный процесс крайне сложно, но необходимо для достижения запланированного образовательного результата и формирования у студентов профессиональных компетенций через применение более эффективных инструментов и приёмов вовлечения подростков в учебный процесс. При этом важную роль играет сам преподаватель и его отношение к тем вызовам, которые ставит перед системой образования технологический прогресс. На данном этапе технического развития и его значительного влияния на интересы молодого поколения необходимо сформировать у профессорско-преподавательского состава понимание необходимости в пересмотре традиционных и применении новых методов, а также средств психолого-педагогического воздействия на обучающихся [2]. В данных обстоятельствах важными задачами современной педагогики, которая концентрирует своё внимание на процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни, являются:

- определение того, как постоянная включенность в информационные процессы современного мира влияет на ценности, установки, цели, психологические аспекты и развитие представителей поколения Z;

- поиск тех существенных различий, которые могут формировать некоторые барьеры при взаимодействии поколений;

- выявление очевидных плюсов и проблем, которые вне зависимости от отношения к ним представителей разных поколений неизбежно возникают во взаимодействии между ними;

- нахождение общих фундаментальных ценностных установок, которые позволят достичь эффективного взаимодействия между представителями разных поколений.

Исходя из вышеизложенного, автор полагает, что наиболее актуальным вопросом, который заставляет как психологов, так и педагогов всерьез задуматься об эффективном взаимодействии в образовательном процессе разных поколений, является вопрос о том, как мотивировать и вовлекать в активный учебный процесс детей, родившихся на рубеже XXI века, которые обладают характерными отличительными особенностями, свойственными представителям их поколения. Определить, что для представителей поколения Z является ценным, интересным и увлекательным в процессе социального взаимодействия при получении установленных учебной программой профессиональных компетенций.

Такие современные исследователи в области психологии и педагогики, как Грошева Е.К., Чуприна А.Д., Кулакова А.Б., Соколова Н.Е., Титов В.В., выделяют следующие характерные особенности представителей поколения зумеров:

- очень хорошо разбираются в технике, легко осваивают управление новыми техническими устройствами, но при этом испытывают сложности при распознавании человеческих эмоций и анализе человеческого поведения;

- стремятся получать удовольствие от всего того, что делают, и ставят простые по способу достижения цели, стараясь уклониться от сложных алгоритмов в действиях;

- обладают более низкой концентрацией внимания по сравнению с представителями поколений X и Y, быстро переключаются между различными видами деятельности;

- объёмы восприятия различного рода информации непрерывно возрастают при отсутствии возможности обработки и запоминания такого объёма информации;

- в системе восприятия информации у подростков данного поколения преобладает визуальное восприятие;

- активно используют новые технологии, гаджеты, сотовые телефоны и приложения к ним;

- часто и надолго погружаются в виртуальное пространство и онлайн-общение, склонны к интернет-зависимости, испытывают высокий уровень тревожности и депрессии;

- обладают недостаточностью критического и системного мышления;

- не признают возрастных авторитетов, стремятся к полной свободе и независимости;

- ориентируются на гибкую профессиональную мобильность, стараясь уже во время учёбы апробировать свои теоретические знания на практике, отдавая предпочтение дистанционной форме занятости.

Принимая во внимание выявленные психологические особенности «цифровых детей», процесс обучения необходимо выстраивать так, чтобы нивелировать слабые черты, присущие многим детям данного поколения, помочь им преодолеть трудности, возникающие в процессе обучения, вызванные прежде всего условиями формирования личности в цифровой среде, повысить их заинтересованность процессом обучения, вовлечь в групповую работу и замотивировать на достижение высоких результатов. Реализация поставленных задач значительно повышает требования и к современным преподавателям, а именно: требует от преподавателя освоения новых компетенций в области IT-технологий, широкого использования в процессе проведения занятий мультимедийного оборудования, пересмотра технологии процесса проведения учебных занятий, заменяя привычные педагогические методы и инструменты обучения на новые подходы, позволяющие отвлечь внимание детей от сотовых телефонов, а также других гаджетов, заинтересовав их учебным процессом, вдохновив на освоение новых навыков и требуемых компетенций по выбранному направлению.

По мнению автора, одна из главных задач современного преподавателя во взаимодействии с поколением Z состоит в том, чтобы замотивировать и вовлечь студентов в учебный процесс, несмотря на наличие технических устройств, отвлекающих их внимание от процесса обучения. В своей научной работе Белоусова М.Н. отмечает, что понятие «мотивация» можно рассматривать как «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и достижению определенных целей» [3]. Следовательно, одна из основных целей преподавателя состоит в том, чтобы пробудить в студентах внутренние мотивы, направляя их на самосовершенствование и развитие за счёт использования различных педагогических приёмов и образовательных инструментов, вовлекая их в учебный процесс для достижения поставленных целей. Американский исследователь А. Астин, считающийся классиком теории студенческой вовлеченности, дает следующее определение данному понятию: «Студенческая вовлеченность – это совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения академического опыта» [4]. Как показывает анализ научной литературы, на сегодняшний день большинство исследователей проблемы вовлеченности в образовательный процесс выделяют 5 типов вовлечённости: академическую, когнитивную, эмоциональную, поведенческую и социальную. Вовлеченность, по мнению В.В. Дудко, можно трактовать как академическую успешность, удовлетворенность, благополучие и мотивацию учащихся [5]. Проектирование современного процесса обучения, достижение образовательных результатов, мотивация и повышение вовлечённости студентов в учебный процесс должны главным образом опираться на модель активного обучения, направленного на формирование практических навыков на основе деятельностного подхода, с использованием интерактивных форматов[6-8].

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить психологические характеристики представителей поколения Z, определить те образовательные инструменты и приёмы, которые способствуют формированию более высокой степени вовлеченности студентов в образовательный процесс с учётом их психологических особенностей, целей и мотивов.

Материал и методы исследования

В процессе проведения исследования автором проанализирована научная литература по актуальным вопросам в педагогике и психологии, а также проведён анализ информационных интернет-ресурсов по новым тенденциям в образовании, мотивации, использованы научные общелогические и социологические методы, такие как анализ, синтез, метод наблюдения, анкетирование студентов, для оценки эффективности используемых образовательных инструментов и их влияния на степень вовлеченности студенческой аудитории в учебный процесс.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выяснения того, какие образовательные инструменты в большей степени мотивируют студентов на активную работу в учебной аудитории и повышают уровень их вовлечённости в учебный процесс, автором было проведено анкетирование студентов первого курса, обучающихся в Финансовом университете при Правительстве РФ по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью». В письменном опросе приняли участие 60 студентов. На первый вопрос анкеты: «Какие образовательные инструменты мотивируют Вас на более глубокое вовлечение в учебный процесс?» ответ «игры» выбрали 49 студентов, что составляет 81,6% от общего числа опрашиваемых и соответствует интересам большинства представителей поколения Z, «желание «работать в малых группах» отметили 43 студента, на увлекательность «кейс-методов» указали 33 студента, анализ «видеокейсов» вызывает живой интерес у половины опрашиваемых студентов, «заслушивание докладов» и последующую дискуссию по теме доклада выбрали 19 студентов, а ранее популярный формат проведения практических занятий – «устный опрос и тестирование», как показал анализ опрашиваемых, практически не способствует формированию интереса и вовлечению студентов в учебный процесс, составляя самую низкую долю в списке отмеченных образовательных инструментов. Результаты опроса приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Какие из образовательных инструментов мотивируют Вас на более глубокое вовлечение в учебный процесс?

Также в процессе проведения анкетирования студентам была предоставлена возможность самостоятельно дать оценку уровня своей вовлечённости в учебный процесс, отметить отвлекающие их от процесса обучения факторы и выбрать предпочтительный вариант работы на семинаре (рис. 2). По оценкам опроса был получен следующий результат: на 100% вовлечёнными в учебный процесс на семинаре считают себя 7 человек, на 75% вовлечены в учебный процесс 39 человек, на 50% свой уровень вовлечённости оценили 9 человек, и, по мнению 5 человек, их вовлеченность в учебный процесс составляет менее чем 50%.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Как Вы считаете на сколько Вы вовлечены в учебный процесс на семинаре?. Количество ответов: 61ответ.

Рис. 2. Уровень вовлеченности в учебный процесс

Источник: составлено автором.

В качестве факторов, препятствующих полной вовлечённости в учебный процесс, студентами были отмечены: невозможность долгое время сосредотачиваться на одном предмете и виде деятельности, данный фактор отметили 28 человек, семинар с отсутствием переключения на различные виды деятельности считают неинтересным 12 человек, мобильные телефоны отвлекают внимание от занятий у 14 человек, и 6 человек признались в том, что отвлекаются на социальное взаимодействие с одногруппниками (рис. 3).

Рис. 3. Факторы, препятствующие вовлечённости студентов в процесс обучения

Источник: составлено автором.

Дальнейшее исследование показало, что предпочтительной работой на семинаре большинство студентов считают работу в малой группе, данный ответ выбрали 47 человек, работу в более крупной группе, численность которой составляет от 5 до 10 человек, выбрали 7 человек, а вот за индивидуальную работу на семинаре проголосовали всего лишь 6 человек, что подтверждает рисунок 4.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Какой формат работы для Вас более привлекателен на семинаре
. Количество ответов: 61ответ.

Рис. 4. Предпочтительный формат работы на семинаре

Источник: составлено автором.

В качестве основных мотивов, побуждающих к активной деятельности на семинаре, студенты выбрали следующие:

- «возможность работать в группе, проявлять свои знания на практике и формировать навыки коллективного общения» - такой ответ выбрали 46 участников опроса;

- «возможность участвовать в дискуссии и задавать коллегам интересующие вопросы» - данный вариант ответа выбрали 36 человек;

- «решение трудных и интересных задач» выступает мотивом для 29 человек;

- «самостоятельное решение задач» привлекает лишь 14 участников опроса.

Далее в процессе опроса автором был проведён анализ времени концентрации внимания студентов на одном виде деятельности. Результаты опроса приведены на рисунке 5.

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Как долго Вы можете концентрировать внимание на одном виде деятельности
. Количество ответов: 61ответ.

Рис. 5. Время концентрации внимания на одном виде деятельности (по оценкам студентов)

В процессе проведённого исследования удалось выяснить, что удерживать внимание и увлечённо работать над однотипными задачами менее чем 30 минут способны 10 человек из числа опрашиваемых, в течение 30-45 минут готовы к непрерывной однотипной деятельности 18 человек, 17 студентов отметили, что им легко удерживать внимание на протяжении 45-60 минут, работая над определённой задачей, и 15 человек могут увлечённо работать более часа, но при этом большинство студентов сходятся во мнении, что введение кратковременных перерывов в середине учебного занятия повысило бы степень вовлечённости в дальнейший учебный процесс, что прежде всего обусловлено ранее выделенными психологическими особенностями представителей поколения Z.

Заключение

В результате проведённого исследования автору удалось собрать необходимые аргументы, доказывающие факт того, что те педагогические инструменты, методы и образовательные технологии, которые преимущественно использовались преподавателями 15-20 лет тому назад, такие как устный опрос и тестирование, уже не вызывают интерес у студентов, как и ранее, в силу того, что изменились мотивы, интересы, ценности и некоторые психологические аспекты нового поколения «цифровых детей».

Исходя из полученных результатов, автор данного исследования полагает, что сегодня основными образовательными инструментами современного преподавателя должны стать:

- геймификация. Данный инструмент применяется в учебном процессе с целью повышения вовлеченности студентов в решение прикладных задач и может существенно повысить эмоциональную вовлечённость аудитории в совместную деятельность за счёт использования игрового формата, возникновения элемента соревновательности между группами и организации командной работы;

- бизнес-кейсы. Кейс-метод является достаточно распространённым инструментом, используемым в современном образовательном процессе, поскольку позволяет на практическом примере с учётом реальных событий рассмотреть проблемную ситуацию, обсудить её в команде, разработать предложения по выходу из сложившейся ситуации, используя теоретические и методологические познания. Данный инструмент позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний, развивает навыки самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, а также приводит к формированию критического мышления, умению определять причинно-следственные связи и развитию способности самостоятельно находить альтернативы, выбирая наиболее рациональные пути решения проблем;

- видеокейс представляет собой видеосюжет с визуально интересным, ярким и содержательным наполнением, основанным на проблемной ситуации, которая позволяетт студентам более детально погрузиться в реальную обстановку объекта и предмета исследования с подключением визуального и эмоционального восприятия информации, что в полной мере соответствует психологическим особенностям представителей поколения Z. Видеоконтент позволяет кратко и в то же время многогранно продемонстрировать необходимую для дальнейшего обсуждения информацию, а также дать визуальные и звуковые подсказки при решении поставленных задач;

- подготовка и демонстрация презентаций на семинаре позволяют обучающимся удовлетворить потребность в индивидуальной творческой деятельности, сформировать навыки завоевания и удержания внимания аудитории, овладеть мастерством ораторского искусства, развить умение аргументированно убеждать и при необходимости отстаивать свою точку зрения, а также самостоятельно формулировать вопросы по представленной теме, вынося их на общее обсуждение, вовлекая в данный процесс всю учебную аудиторию;

- работа в малых группах, проводимая в рамках практического занятия, способствует развитию важных навыков эффективного социального взаимодействия у обучающихся, формирует умение работать в команде, распределять роли между участниками группы, учит ставить задачи, урегулировать возникающие в процессе взаимодействия конфликты, обмениваться опытом и знаниями для достижения поставленных учебных целей, что невозможно достичь при выполнении индивидуальной работы;

- микрообучение. Несмотря на то, что процесс микрообучения в первую очередь связан с электронным обучением, он также может быть успешно применим и в учебной аудитории, когда учебный процесс разбивается на более мелкие блоки или фрагменты, что в итоге способствует лучшему усвоению учебной информации. Данный вывод подтверждает проведённое автором исследование, в ходе которого большинство студентов первого курса обучения отметили, что им достаточно сложно длительное время концентрировать своё внимание на одном виде деятельности и сохранять усидчивость, поскольку продолжительность урока в школе в 2 раза короче, чем в студенческой аудитории, и оперативно адаптироваться к этим временным изменениям многим непросто. Именно для решения данной проблемы, которая значительным образом влияет на степень эффективности усвоения учебного материала, автор и рекомендует применять микрообучение, переключая внимание студентов между различными видами деятельности.

Исходя из вышеизложенного, автор полагает, что современному преподавателю необходимо в процессе установления эффективного взаимодействия с новым поколением Z в первую очередь учитывать их психологические особенности, научиться выявлять мотивы и цели, активно вовлекая их в учебный процесс с помощью тех образовательных инструментов, которые в полной мере отвечают их психологическим характеристикам и актуализируют предметные знания студентов, обеспечивая тесную взаимосвязь теории с практикой. Поскольку современное поколение студентов желает получать информацию в интерактивном игровом формате, то, помимо традиционных образовательных инструментов, в учебный процесс необходимо вводить и цифровые инструменты. А также не оставлять без внимания необходимость в течение учебного занятия сменять виды деятельности, переключая внимание с одной задачи на другую, так как ранее уже упоминалось: зумерам сложно длительное время концентрировать внимание на однотипной работе. Именно системный подход к процессу обучения способствует формированию устойчивой мотивации и развитию фундаментальных профессиональных навыков в рамках выбранной специальности. По мнению автора, достижение указанных целей является отражением академической эффективности и социальной направленности процесса обучения, способствующих дальнейшей профессиональной и социальной самореализации личности каждого обучающегося, пробуждая в нём всё новые мотивы и усложняя систему целей.

Чтобы получить объективную оценку того, насколько студенты замотивированы процессом обучения, автор считает необходимым организовать в вузах проведение анализа эффективности действующей системы учебной мотивации через осуществление на регулярной основе диагностических срезов. Результаты данного анализа в свою очередь позволят преподавателю при выявлении низкой мотивации студентов к процессу обучения произвести своевременную корректировку применяемых педагогических инструментов, создав тем самым благоприятные условия для активного вовлечения студентов в учебный процесс, формирования необходимых профессиональных компетенций и раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого студента.