Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGY OF DESIGNING THE CONTENT OF THE PROGRAM FOR TRAINING TEACHERS TO WORK IN CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS ON THE BASIS OF THE OPINIONS OF THE MAIN PARTICIPANTS OF THE ORGANIZATION OF THIS PROCESS

Valiullina A.R. 1 Zakirova V.G. 1
1 "Kazan (Volga region) Federal University"
The emergence of the pioneer movement left a significant trace for the generation of children of the 40s-70s, who are characterized by team spirit, equality, and patriotism. While representatives of Y and Z are characterized by their focus on personal interests and needs. More and more difficulties arise with the development of such qualities as «civic position», «patriotism», «love for the Motherland» in the young generation, which are necessary for the development of the state, the unification of the country as a whole. In this regard, the Russian movement of children and youth appeared in 2022, which aims to form a worldview «based on traditional Russian spiritual and moral values». Therefore, the issues related to strengthening the quality of training of personnel engaged in the development of the young generation are particularly acute. The purpose of the study is to design a program for training teachers to work in child organizations. A questionnaire interview was chosen as empirical methods aimed at identifying the attitudes and needs of child organizations subjects in education and relevant aspects of the program of teachers' preparation for work in child organizations. The article reveals the role of public organizations, similarities and differences in the activities of a school teacher and an child organizations teacher, an analysis of child organizations teacher training programs, and the author's program was designed. The practical significance of this study lies in the fact that the presented distinctive and similar features in the activities of a teacher allow us to address the development of a separate training program for child organizations teachers, since the training programs for school teachers do not include distinctive features of child organizations activities. This program can be useful both for heads and leaders of child organizations and for teachers planning or already working in the system of children's public association.
children's public associations
teacher of a children's public association
children's organizations
teacher training

Современная Россия находится в процессе изменений во всех областях общественной жизни, что требует новых подходов к повышению эффективности основных социальных институтов. Одним из таких институтов является система детских общественных объединений (ДОО), целями которой служат создание условий для всестороннего развития личности детей и подростков с учетом их потребностей, а также формирование гражданско-патриотического сознания и чувства сопричастности к судьбе Отечества. Именно формирование общероссийских ценностей и ориентаций крайне необходимо молодому поколению страны в связи с глобальными социальными, политическими, экономическими изменениями в мире.

По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 22 декабря 2022 года, большинство указов и поручений Президента России касались молодежной политики, включая деятельность детских общественных объединений. На сегодняшний день в России осуществляют свою деятельность примерно 310 детских объединений как федерального, регионального, так и муниципального уровней. Так, за последние 3 года в Республике Татарстан возросло количество детских общественных объединений до 21, среди которых можно назвать такие организации, как «Академия творческой молодежи», движения «Созвездие-Йолдызлык», «Безнен Заман», «Сэлэт», «Форум татарской молодежи» и многие другие. Данное разнообразие общественных объединений предъявляет специфические требования к педагогам, работающим в ДОО, и к их подготовке.

Педагоги, которые работают в среде ДОО, сталкиваются с такими проблемами, как незнание основ и законов молодежной политики, незнание ценностей, миссии организации, отсутствие одного понятийного поля между представителями детских объединений и преподавателями, приглашенными извне; более того, различаются формат и условия преподавания. Представители детских общественных объединений сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированных кадров, готовых работать в новых для них условиях, отличающихся от классического понимания учебного процесса.

В связи с этим особую остроту приобретают вопросы, связанные с отбором и структурированием содержания программ подготовки кадров, занимающихся развитием молодого поколения, не только на школьном и студенческом уровнях, но и на общественном уровне. Публикации по данной проблеме активно стали появляться еще в конце 1990-х годов. Основной акцент в этих публикациях был сделан на влиянии ДОО на детей и развитии в них лидерских качеств, а также воспитательной составляющей ДОО для детей и подростков. А с начала XXI века, а именно с 2010-х годов, ученые стали активно обращать внимание на деятельность педагогов в данных общественных объединениях.

Среди российских исследователей и ученых авторами были проанализированы программы и модели подготовки и педагогического сопровождения педагогов к работе в детских общественных объединениях. Так, на необходимости специальной подготовки педагогов для работы в детских и молодежных общественных объединениях акцентирует свое внимание А.М. Рудко, который подчеркивает нехватку или отсутствие педагогического образования, а также опыта у лидеров и руководителей ДОО [1, с. 4]; И.В. Руденко подчеркивает, что цели организатора ДОО и педагога схожи и совпадают, и приравнивает деятельность организатора к деятельности педагога, даже несмотря на отсутствие педагогического образования у организатора ДОО [2, с. 35]. Продолжая идею И.В. Руденко, кандидат педагогических наук, доцент Костромского государственного университета А.Е. Подобин на примере Костромского университета анализирует систему студенческого самоуправления, которая занимает особое место в контексте подготовки организаторов детского движения [3, с. 202].

О необходимости развития системы ДОО через нормативно-правовую составляющую, а также создания новых технологий и методов работы ДОО упомянул в своем исследовании В.В. Золотов [4, с. 94]. Так, проблемой подготовки кадров для ДОО занимаются коллеги из Омского государственного педагогического университета, которыми также было разработано учебное пособие для студентов магистерской программы «Педагогическое образование» по теоретическим основам подготовки педагога к взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями [5, с. 79].

О важности и неизбежности создания организаций для детей в современном обществе в своей работе упоминает С.Д. Поляков, который связывает это с соответствием интересов государства и общества [6, с. 79]. Роль педагога и их совместной деятельности с детьми акцентируется в исследовании А.Г. Филиповой, И.Н. Бухтияровой, Е.М. Скрыпниковой [7, с.149].

Таким образом, анализ российской научно-педагогической и методической литературы позволяет определить тенденцию к объединению должности организатора и педагога ДОО, выделению основных аспектов и тем, необходимых для подготовки педагогов ДОО к работе, таких как история зарождения, ценностные ориентиры детского движения, психолого-педагогический и воспитательный аспект, диагностический аспект и пр. Однако в большинстве случаев речь идет о подготовке студентов – будущих педагогов, о встраивании отдельных курсов и дисциплин по деятельности ДОО в программы вузов страны, а не о подготовке действующих, практикующих педагогов в детских общественных объединениях.

Подготовка учителей для работы в детских лагерях является важнейшим аспектом обеспечения безопасности, обучения и удовольствия отдыхающих. Несколько зарубежных научных статей дают представление о работе педагога в детских лагерях. Мэри Хилл Ахелпол в своей работе в целом подчеркивает важность летнего обучения и создания условий для того, чтобы каждый ребенок мог учиться, расти и процветать во время летних каникул [8, с. 14].

Как Гиллард и Уорнер обсуждают компетенции, которые летний персонал должен освоить во время обучения, так и ученые из Департамента парков, рекреации и туризма Университета штата Юта фокусируются на том, как работа в лагерях служит для учителей ценным местом для формирования необходимых навыков для их будущей карьеры [9; 10, с.65].

Кейт Уилсон и Джим Сибторп в своем исследовании роли летних лагерей в развитии академической готовности к работе подчеркивают возможности практического обучения, предоставляемые лагерями, а именно обучения навыкам взаимоотношений, командной работе, уверенности в себе, организованности, ответственности, независимости, настойчивости, карьерной ориентации и регулированию эмоций, личностному росту [11, с.84].

Таким образом, в совокупности эти статьи подчеркивают важность подготовки педагогов в детских лагерях, делая акцент на развитии компетенций, возможностях практического обучения для персонала. При этом отмечены недостаточная разработанность конкретных практик и отсутствие опыта специальной подготовки педагогов к деятельности в ДОО.

Цель исследования. Целью данной статьи является проектирование программы подготовки педагогов к работе в детских общественных объединениях. Данная цель достигалась посредством решения следующих задач:

1. Определить особенности разработки программ подготовки педагогов к работе в ДОО.

2. На основе результатов опроса выявить отношения и потребности среди субъектов ДОО в образовании и актуальные аспекты программы подготовки педагогов к работе в ДОО.

3. Осуществить отбор и структурирование авторской программы подготовки педагогов к работе в ДОО.

Материал и методы исследования. В качестве методов исследования авторами был применен теоретический метод, который основан на анализе существующих теорий в образовательной практике и подобных программ. Данный метод позволяет выявить основные схожие черты в существующих программах подготовки педагогов ДОО, а также различия, на основе которых была составлена авторская программа. В качестве эмпирических методов был выбран анкетный опрос, направленный на выявление отношения и потребностей субъектов ДОО в образовании и актуальных аспектов программы подготовки педагогов к работе в ДОО.

Анкетный опрос проводился среди основных субъектов ДОО, к которым относятся непосредственно учащиеся, дети, принимающие участие в ДОО, так как являются основными благополучателями и ключевым звеном в ДОО; их родители, которым также важно, кто работает с их детьми и влияет на конечный результат. Еще одним контингентом опрашиваемых являются руководители и лидеры – организаторы ДОО, которые работают над реализацией программ для детей и молодежи и осуществляют поиск и отбор педагогов ДОО, которые также являются субъектом ДОО как основное звено в нашем вопросе.

Исследование состояло из 3 этапов:

– подготовительного, в рамках которого авторами были разработаны вопросы, связанные с определением понятия «образование в ДОО», значимостью образовательной составляющей в зависимости от конкретной категории опрашиваемых. Анкетный опрос также включал вопросы о требованиях к педагогу ДОО с возможностью ранжирования вариантов по приоритету. Опрос позволил выявить потребность в проведении подготовки педагогов и определении наиболее значимых тем и направлений для включения их в содержание авторской программы подготовки педагогов ДОО;

– сбора данных, который включал анализ ответов субъектов по 9 вопросам, включающим как вопросы с вариантом выбора, с возможностью определения приоритета, так и открытые по сбору мнений и рассуждений участников. Ответы респондентов были сведены в единую таблицу результатов;

– анализа данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа отечественной и зарубежной литературы авторы определили отличительные и схожие черты в деятельности педагога школы и педагога ДОО по разным аспектам (табл. 1).

Таблица 1

Сходства и отличительные черты в работе педагога школы и педагога ДОО

Педагог школы

Педагог ДОО

1. Цель преподавания

Формирование социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира. Предоставление возможности детям включиться в систему общественных отношений, обеспечивание жизнедеятельности ребенка, удовлетворение его потребности в развитии

Ориентация на образовательные результаты по предметным областям (УУД), освоение предмета/дисциплины на базовом уровне (уровне сдачи ЕГЭ и ОГЭ)

Знакомство с предметом/дисциплиной, привитие интереса к предмету

2. Аудитория

Учащиеся школы

Учащиеся одного возраста/класса, фиксированное количество человек (до 35 человек)

Учащиеся разного возраста/классов, непостоянное количество человек, малые классы (до 20 человек)

3. Содержание деятельности

Обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся

Основывается на ФГОС, требованиях школы, Министерства просвещения РФ.

Полноценный курс на продолжительный промежуток времени

Основывается на требованиях ДОО.

Краткосрочный курс, рассчитанный на короткий промежуток времени

4. Технологии обучения

Технологии проблемного обучения, проектного обучения

Формальное образование (классический урок в 35–45 минут, оценочная система)

Преобладает фронтальная форма работы

Неформальное образование (спаренное занятие на 90 минут; спаренное укороченное занятие на 70 минут; занятие произвольной длительности.

Преобладают индивидуальная и групповая формы работы

5. Результат обучения

Усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения

Итогом работы чаще всего выступают проверочные работы, тесты и т.д.

Итогом работы выступают воркшопы, групповые выступления, продукт, ярмарки и т.д.

На втором этапе было проведено анкетирование среди основных субъектов ДОО, а именно детей, их родителей, вожатых и лидеров ДОО, а также среди самих педагогов. Всего в опросе участвовали 80 человек, наибольшее число опрашиваемых пришлось на детей (54,4%), 21,5% опрашиваемых оказались организаторами и руководителями ДОО, а педагогов, участвовавших в опросе, оказалось 17,7%. 47 участников (58%) определили значимость образовательной составляющей в ДОО по 5-балльной шкале на самую высшую оценку, что очередной раз подчеркивает актуальность совершенствования педагогической подготовки педагогов к работе в ДОО. Относительно требований к педагогам ДОО 36% опрашиваемых отметили наличие педагогического образования по наиболее важному приоритету значимости, 40% определили необходимость наличия у педагогов высшего образования в целом, в то время как участники опроса отметили наличие у педагога профиля образования как не самое обязательное требование (66%).

Возраст педагогов ДОО опрашиваемые определили неоднозначно: одна треть опрашиваемых отметили среднюю значимость данного показателя по отношению к педагогам. Возраст педагога от 20 лет оказался наиболее подходящим для преподавательской деятельности в ДОО, а также участниками опроса был указан опыт преподавания в образовательной сфере сроком не менее 3 лет (50% респондентов).

Авторами был задан вопрос о необходимых качествах, которые должны быть у педагога ДОО. К наиболее часто указываемым качествам можно отнести ответственность, любовь к детям и предмету, коммуникабельность, доброту и справедливость, умение работать с детьми, стрессоустойчивость.

Авторам также удалось определить наиболее подходящий, по мнению опрашиваемых, формат проведения подготовки педагогов к работе в ДОО, результаты которого можно увидеть в диаграмме на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты опроса педагогов

Таким образом, наиболее подходящим форматом подготовки можно считать школу педагогов ДОО в связи с удобным форматом, быстрым достижением результата, а также большим охватом участников.

Авторы также задали участникам опроса вопрос о том, чем, по их мнению, отличается работа педагога ДОО от работы педагога школы. 26% опрашиваемых затруднились ответить, к тому же большинство из них оказались детьми, поэтому результаты опроса оправданы их опытом и возрастом. Остальные же отметили отличие в обстановке и преподаваемой среде, времени и объеме преподаваемого материала, в количестве и составе учащихся, в формате и форме преподносимого материала и др.

Опрос также позволил выявить наиболее важные и интересующие, по мнению опрашиваемых, темы, которые необходимы для изучения педагогам ДОО, а именно: нормативно-правовые акты и законы ДОО и знакомство с миссией и ценностями ДОО.

Исходя из выявленных сходств и различий между деятельностью педагога школы и деятельностью педагога ДОО, а также результатов анкетирования, которые подтверждает отсутствие в программах подготовки педагогов школы отличительных особенностей деятельности в ДОО, авторами была разработана авторская программа подготовки педагогов ДОО. Цель программы – подготовка педагогов к работе в ДОО, а целевой аудиторией являются студенты вузов разных специальностей и выпускники вузов, методисты, работающие с преподавательским составом, а таже вожатые смен и опытные преподаватели. Перед нами стоит задача – получить следующие образовательные результаты:

1) реализовывать подготовку программы занятий для проведения в рамках смен ДОО;

2) использовать разнообразные форматы проведения занятий;

3) быть знакомым и действовать в соответствии с миссией и ценностями ДОО;

4) определять и учитывать психические и физиологические особенности участников ДОО.

Тайм-лайн программы имеют паззловую структуру [12] и представлены в виде модулей, которые носят вариативный, адаптивный характер в зависимости от участников программы и их уровня подготовленности (рис. 2).

Рис. 2. Тайм-лайн программы подготовки педагогов к работе в ДОО

Исходя из образовательных результатов, которые были поставлены перед ними, авторы развернули программу на несколько блоков-модулей (табл. 2).

Таблица 2

Динамика разворачивая программы подготовки педагогов к работе в ДОО

Модули

Цель

Темы занятий

Форматы проведения

Модуль 1. Ценностный блок

Знакомство с миссией и философией ДОО как образовательным пространством

1. История становления и развития детского движения.

2. Нормативно-правовая база ДОО

Очные теоретико-практические сессии с опытными преподавателями, организаторами и руководителями ДОО, кейс-занятия

Модуль 2. Портрет педагога ДОО

Знакомство с ролью преподавателя, функциональными обязанностями, обмен опытом

1. Максимы (идеология) педагога ДОО

2. Я – педагог ДОО

Вебинар, тренинг на актуализацию и переключение на роль педагога ДОО

Модуль 3. Психолого-педагогические основы в работе педагога ДОО

Актуализация знаний по психологии и педагогике

1. Методика организации детского движения

2. Возрастные особенности детей

3. Социально-воспитательные технологии в сфере детского движения

4. Особенности проведения диагностик и мониторинга

Очные теоретико-практические сессии с опытными преподавателями, организаторами и руководителями ДОО, решение педагогических кейсов

Модуль 4. Проектирование занятий в ДОО

Формирование навыков по проектированию занятий в ДОО

1. Основы педагогического дизайна.

2. Неформальное образование: формы и методы

Вебинары с экспертами по направлениям, круглые столы

Модуль 5. Методика работы по направлениям

Изучение особенностей преподавания различных областей/ направлений, обмен опытом

1. Личностное развитие

2. Творческое направление (танец)

3. Языковое направление

4. IT-направление

5. Социально-гуманитарные науки

6. Естественно-научное направление

7. Медианаправление

8. Творческое направление (музыка)

Вебинары с экспертами по направлениям, круглые столы

Практикум

Формирование практического опыта

Работа в организациях ДОО

Разработка и защита индивидуального / группового проекта

Практика, консультации

Реализация программы предусмотрена в форме школы-интенсива для педагогов в виде выездной смены-сессии в очном формате либо при ежедневном стационарном посещении занятий в течение нескольких дней. Вся работа выстраивается в групповой и фронтальной работе с комбинированием лекционных и практических занятий. Более того, по методике работы участники курса могут разделиться на 8 микрогрупп по направлениям (см. Модуль 5). Это происходит по причине того, что педагог, преподающий музыкальное искусство, может не присутствовать на занятиях по языковому направлению, и т.д. Однако авторы предусматривают и поощряют посещение педагогами любых интересующих их направлений по желанию и для общего саморазвития. Практическая часть (практикум) реализуется в течение всего обучения, в рамках каждого модуля выполняются определенные элементы и части итогового проекта, который состоит в разработке и защите программы занятий с дальнейшим показом фрагмента мероприятия-занятия. Наибольший интерес вызывают такие сессии на тему, как «Я – педагог ДОО», «Социально-воспитательные технологии в сфере детского движения», «Основы педагогического дизайна», «Неформальное образование: формы и методы». По итогу поэтапного выполнения заданий у педагогов формируется портфолио наработанных занятий и мероприятий, которые участники презентуют на финальном подведении итогов и представляют фрагменты уроков по заданным направлениям.

Заключение. Выявленные в статье особенности разработки программ подготовки педагогов ДОО позволят учесть сходства и различия между педагогической деятельностью педагога ДОО и деятельностью педагога школы в целях обучения, определения содержания образования, применяемых технологий и в результатах обучения. Выявленные различия дадут возможность адресно подойти к отбору и структурированию содержания программы подготовки педагогов к работе в ДОО.

Выявленные на основе результатов опроса среди основных участников детских организаций отношения и представления об образовании в ДОО и о работе педагогов в данной среде, а также анализ существующих программ подготовки педагогов позволят с учетом этого разработать современные механизмы обновления и усовершенствования подготовки данных кадров.

Предлагаемая в статье авторская программа подготовки педагогов, основанная на современных тенденциях развития общественных объединений и состоящая из ценностного блока, портрета педагога ДОО, содержащая психолого-педагогические основы работы ДОО, основы по проектированию занятий в ДОО, а также занятия по направлениям деятельности ДОО, будет полезна для руководителей и лидеров ДОО, педагогов, планирующих работать в ДОО.