Современная Россия находится в процессе изменений во всех областях общественной жизни, что требует новых подходов к повышению эффективности основных социальных институтов. Одним из таких институтов является система детских общественных объединений (ДОО), целями которой служат создание условий для всестороннего развития личности детей и подростков с учетом их потребностей, а также формирование гражданско-патриотического сознания и чувства сопричастности к судьбе Отечества. Именно формирование общероссийских ценностей и ориентаций крайне необходимо молодому поколению страны в связи с глобальными социальными, политическими, экономическими изменениями в мире.
По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 22 декабря 2022 года, большинство указов и поручений Президента России касались молодежной политики, включая деятельность детских общественных объединений. На сегодняшний день в России осуществляют свою деятельность примерно 310 детских объединений как федерального, регионального, так и муниципального уровней. Так, за последние 3 года в Республике Татарстан возросло количество детских общественных объединений до 21, среди которых можно назвать такие организации, как «Академия творческой молодежи», движения «Созвездие-Йолдызлык», «Безнен Заман», «Сэлэт», «Форум татарской молодежи» и многие другие. Данное разнообразие общественных объединений предъявляет специфические требования к педагогам, работающим в ДОО, и к их подготовке.
Педагоги, которые работают в среде ДОО, сталкиваются с такими проблемами, как незнание основ и законов молодежной политики, незнание ценностей, миссии организации, отсутствие одного понятийного поля между представителями детских объединений и преподавателями, приглашенными извне; более того, различаются формат и условия преподавания. Представители детских общественных объединений сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированных кадров, готовых работать в новых для них условиях, отличающихся от классического понимания учебного процесса.
В связи с этим особую остроту приобретают вопросы, связанные с отбором и структурированием содержания программ подготовки кадров, занимающихся развитием молодого поколения, не только на школьном и студенческом уровнях, но и на общественном уровне. Публикации по данной проблеме активно стали появляться еще в конце 1990-х годов. Основной акцент в этих публикациях был сделан на влиянии ДОО на детей и развитии в них лидерских качеств, а также воспитательной составляющей ДОО для детей и подростков. А с начала XXI века, а именно с 2010-х годов, ученые стали активно обращать внимание на деятельность педагогов в данных общественных объединениях.
Среди российских исследователей и ученых авторами были проанализированы программы и модели подготовки и педагогического сопровождения педагогов к работе в детских общественных объединениях. Так, на необходимости специальной подготовки педагогов для работы в детских и молодежных общественных объединениях акцентирует свое внимание А.М. Рудко, который подчеркивает нехватку или отсутствие педагогического образования, а также опыта у лидеров и руководителей ДОО [1, с. 4]; И.В. Руденко подчеркивает, что цели организатора ДОО и педагога схожи и совпадают, и приравнивает деятельность организатора к деятельности педагога, даже несмотря на отсутствие педагогического образования у организатора ДОО [2, с. 35]. Продолжая идею И.В. Руденко, кандидат педагогических наук, доцент Костромского государственного университета А.Е. Подобин на примере Костромского университета анализирует систему студенческого самоуправления, которая занимает особое место в контексте подготовки организаторов детского движения [3, с. 202].
О необходимости развития системы ДОО через нормативно-правовую составляющую, а также создания новых технологий и методов работы ДОО упомянул в своем исследовании В.В. Золотов [4, с. 94]. Так, проблемой подготовки кадров для ДОО занимаются коллеги из Омского государственного педагогического университета, которыми также было разработано учебное пособие для студентов магистерской программы «Педагогическое образование» по теоретическим основам подготовки педагога к взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями [5, с. 79].
О важности и неизбежности создания организаций для детей в современном обществе в своей работе упоминает С.Д. Поляков, который связывает это с соответствием интересов государства и общества [6, с. 79]. Роль педагога и их совместной деятельности с детьми акцентируется в исследовании А.Г. Филиповой, И.Н. Бухтияровой, Е.М. Скрыпниковой [7, с.149].
Таким образом, анализ российской научно-педагогической и методической литературы позволяет определить тенденцию к объединению должности организатора и педагога ДОО, выделению основных аспектов и тем, необходимых для подготовки педагогов ДОО к работе, таких как история зарождения, ценностные ориентиры детского движения, психолого-педагогический и воспитательный аспект, диагностический аспект и пр. Однако в большинстве случаев речь идет о подготовке студентов – будущих педагогов, о встраивании отдельных курсов и дисциплин по деятельности ДОО в программы вузов страны, а не о подготовке действующих, практикующих педагогов в детских общественных объединениях.
Подготовка учителей для работы в детских лагерях является важнейшим аспектом обеспечения безопасности, обучения и удовольствия отдыхающих. Несколько зарубежных научных статей дают представление о работе педагога в детских лагерях. Мэри Хилл Ахелпол в своей работе в целом подчеркивает важность летнего обучения и создания условий для того, чтобы каждый ребенок мог учиться, расти и процветать во время летних каникул [8, с. 14].
Как Гиллард и Уорнер обсуждают компетенции, которые летний персонал должен освоить во время обучения, так и ученые из Департамента парков, рекреации и туризма Университета штата Юта фокусируются на том, как работа в лагерях служит для учителей ценным местом для формирования необходимых навыков для их будущей карьеры [9; 10, с.65].
Кейт Уилсон и Джим Сибторп в своем исследовании роли летних лагерей в развитии академической готовности к работе подчеркивают возможности практического обучения, предоставляемые лагерями, а именно обучения навыкам взаимоотношений, командной работе, уверенности в себе, организованности, ответственности, независимости, настойчивости, карьерной ориентации и регулированию эмоций, личностному росту [11, с.84].
Таким образом, в совокупности эти статьи подчеркивают важность подготовки педагогов в детских лагерях, делая акцент на развитии компетенций, возможностях практического обучения для персонала. При этом отмечены недостаточная разработанность конкретных практик и отсутствие опыта специальной подготовки педагогов к деятельности в ДОО.
Цель исследования. Целью данной статьи является проектирование программы подготовки педагогов к работе в детских общественных объединениях. Данная цель достигалась посредством решения следующих задач:
1. Определить особенности разработки программ подготовки педагогов к работе в ДОО.
2. На основе результатов опроса выявить отношения и потребности среди субъектов ДОО в образовании и актуальные аспекты программы подготовки педагогов к работе в ДОО.
3. Осуществить отбор и структурирование авторской программы подготовки педагогов к работе в ДОО.
Материал и методы исследования. В качестве методов исследования авторами был применен теоретический метод, который основан на анализе существующих теорий в образовательной практике и подобных программ. Данный метод позволяет выявить основные схожие черты в существующих программах подготовки педагогов ДОО, а также различия, на основе которых была составлена авторская программа. В качестве эмпирических методов был выбран анкетный опрос, направленный на выявление отношения и потребностей субъектов ДОО в образовании и актуальных аспектов программы подготовки педагогов к работе в ДОО.
Анкетный опрос проводился среди основных субъектов ДОО, к которым относятся непосредственно учащиеся, дети, принимающие участие в ДОО, так как являются основными благополучателями и ключевым звеном в ДОО; их родители, которым также важно, кто работает с их детьми и влияет на конечный результат. Еще одним контингентом опрашиваемых являются руководители и лидеры – организаторы ДОО, которые работают над реализацией программ для детей и молодежи и осуществляют поиск и отбор педагогов ДОО, которые также являются субъектом ДОО как основное звено в нашем вопросе.
Исследование состояло из 3 этапов:
– подготовительного, в рамках которого авторами были разработаны вопросы, связанные с определением понятия «образование в ДОО», значимостью образовательной составляющей в зависимости от конкретной категории опрашиваемых. Анкетный опрос также включал вопросы о требованиях к педагогу ДОО с возможностью ранжирования вариантов по приоритету. Опрос позволил выявить потребность в проведении подготовки педагогов и определении наиболее значимых тем и направлений для включения их в содержание авторской программы подготовки педагогов ДОО;
– сбора данных, который включал анализ ответов субъектов по 9 вопросам, включающим как вопросы с вариантом выбора, с возможностью определения приоритета, так и открытые по сбору мнений и рассуждений участников. Ответы респондентов были сведены в единую таблицу результатов;
– анализа данных.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа отечественной и зарубежной литературы авторы определили отличительные и схожие черты в деятельности педагога школы и педагога ДОО по разным аспектам (табл. 1).
Таблица 1
Сходства и отличительные черты в работе педагога школы и педагога ДОО
Педагог школы |
Педагог ДОО |
1. Цель преподавания |
|
Формирование социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира. Предоставление возможности детям включиться в систему общественных отношений, обеспечивание жизнедеятельности ребенка, удовлетворение его потребности в развитии |
|
Ориентация на образовательные результаты по предметным областям (УУД), освоение предмета/дисциплины на базовом уровне (уровне сдачи ЕГЭ и ОГЭ) |
Знакомство с предметом/дисциплиной, привитие интереса к предмету |
2. Аудитория |
|
Учащиеся школы |
|
Учащиеся одного возраста/класса, фиксированное количество человек (до 35 человек) |
Учащиеся разного возраста/классов, непостоянное количество человек, малые классы (до 20 человек) |
3. Содержание деятельности |
|
Обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся |
|
Основывается на ФГОС, требованиях школы, Министерства просвещения РФ. Полноценный курс на продолжительный промежуток времени |
Основывается на требованиях ДОО. Краткосрочный курс, рассчитанный на короткий промежуток времени |
4. Технологии обучения |
|
Технологии проблемного обучения, проектного обучения |
|
Формальное образование (классический урок в 35–45 минут, оценочная система) Преобладает фронтальная форма работы |
Неформальное образование (спаренное занятие на 90 минут; спаренное укороченное занятие на 70 минут; занятие произвольной длительности. Преобладают индивидуальная и групповая формы работы |
5. Результат обучения |
|
Усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения |
|
Итогом работы чаще всего выступают проверочные работы, тесты и т.д. |
Итогом работы выступают воркшопы, групповые выступления, продукт, ярмарки и т.д. |
На втором этапе было проведено анкетирование среди основных субъектов ДОО, а именно детей, их родителей, вожатых и лидеров ДОО, а также среди самих педагогов. Всего в опросе участвовали 80 человек, наибольшее число опрашиваемых пришлось на детей (54,4%), 21,5% опрашиваемых оказались организаторами и руководителями ДОО, а педагогов, участвовавших в опросе, оказалось 17,7%. 47 участников (58%) определили значимость образовательной составляющей в ДОО по 5-балльной шкале на самую высшую оценку, что очередной раз подчеркивает актуальность совершенствования педагогической подготовки педагогов к работе в ДОО. Относительно требований к педагогам ДОО 36% опрашиваемых отметили наличие педагогического образования по наиболее важному приоритету значимости, 40% определили необходимость наличия у педагогов высшего образования в целом, в то время как участники опроса отметили наличие у педагога профиля образования как не самое обязательное требование (66%).
Возраст педагогов ДОО опрашиваемые определили неоднозначно: одна треть опрашиваемых отметили среднюю значимость данного показателя по отношению к педагогам. Возраст педагога от 20 лет оказался наиболее подходящим для преподавательской деятельности в ДОО, а также участниками опроса был указан опыт преподавания в образовательной сфере сроком не менее 3 лет (50% респондентов).
Авторами был задан вопрос о необходимых качествах, которые должны быть у педагога ДОО. К наиболее часто указываемым качествам можно отнести ответственность, любовь к детям и предмету, коммуникабельность, доброту и справедливость, умение работать с детьми, стрессоустойчивость.
Авторам также удалось определить наиболее подходящий, по мнению опрашиваемых, формат проведения подготовки педагогов к работе в ДОО, результаты которого можно увидеть в диаграмме на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты опроса педагогов
Таким образом, наиболее подходящим форматом подготовки можно считать школу педагогов ДОО в связи с удобным форматом, быстрым достижением результата, а также большим охватом участников.
Авторы также задали участникам опроса вопрос о том, чем, по их мнению, отличается работа педагога ДОО от работы педагога школы. 26% опрашиваемых затруднились ответить, к тому же большинство из них оказались детьми, поэтому результаты опроса оправданы их опытом и возрастом. Остальные же отметили отличие в обстановке и преподаваемой среде, времени и объеме преподаваемого материала, в количестве и составе учащихся, в формате и форме преподносимого материала и др.
Опрос также позволил выявить наиболее важные и интересующие, по мнению опрашиваемых, темы, которые необходимы для изучения педагогам ДОО, а именно: нормативно-правовые акты и законы ДОО и знакомство с миссией и ценностями ДОО.
Исходя из выявленных сходств и различий между деятельностью педагога школы и деятельностью педагога ДОО, а также результатов анкетирования, которые подтверждает отсутствие в программах подготовки педагогов школы отличительных особенностей деятельности в ДОО, авторами была разработана авторская программа подготовки педагогов ДОО. Цель программы – подготовка педагогов к работе в ДОО, а целевой аудиторией являются студенты вузов разных специальностей и выпускники вузов, методисты, работающие с преподавательским составом, а таже вожатые смен и опытные преподаватели. Перед нами стоит задача – получить следующие образовательные результаты:
1) реализовывать подготовку программы занятий для проведения в рамках смен ДОО;
2) использовать разнообразные форматы проведения занятий;
3) быть знакомым и действовать в соответствии с миссией и ценностями ДОО;
4) определять и учитывать психические и физиологические особенности участников ДОО.
Тайм-лайн программы имеют паззловую структуру [12] и представлены в виде модулей, которые носят вариативный, адаптивный характер в зависимости от участников программы и их уровня подготовленности (рис. 2).
Рис. 2. Тайм-лайн программы подготовки педагогов к работе в ДОО
Исходя из образовательных результатов, которые были поставлены перед ними, авторы развернули программу на несколько блоков-модулей (табл. 2).
Таблица 2
Динамика разворачивая программы подготовки педагогов к работе в ДОО
Модули |
Цель |
Темы занятий |
Форматы проведения |
Модуль 1. Ценностный блок |
Знакомство с миссией и философией ДОО как образовательным пространством |
1. История становления и развития детского движения. 2. Нормативно-правовая база ДОО |
Очные теоретико-практические сессии с опытными преподавателями, организаторами и руководителями ДОО, кейс-занятия |
Модуль 2. Портрет педагога ДОО |
Знакомство с ролью преподавателя, функциональными обязанностями, обмен опытом |
1. Максимы (идеология) педагога ДОО 2. Я – педагог ДОО |
Вебинар, тренинг на актуализацию и переключение на роль педагога ДОО |
Модуль 3. Психолого-педагогические основы в работе педагога ДОО |
Актуализация знаний по психологии и педагогике |
1. Методика организации детского движения 2. Возрастные особенности детей 3. Социально-воспитательные технологии в сфере детского движения 4. Особенности проведения диагностик и мониторинга |
Очные теоретико-практические сессии с опытными преподавателями, организаторами и руководителями ДОО, решение педагогических кейсов |
Модуль 4. Проектирование занятий в ДОО |
Формирование навыков по проектированию занятий в ДОО |
1. Основы педагогического дизайна. 2. Неформальное образование: формы и методы |
Вебинары с экспертами по направлениям, круглые столы |
Модуль 5. Методика работы по направлениям |
Изучение особенностей преподавания различных областей/ направлений, обмен опытом |
1. Личностное развитие 2. Творческое направление (танец) 3. Языковое направление 4. IT-направление 5. Социально-гуманитарные науки 6. Естественно-научное направление 7. Медианаправление 8. Творческое направление (музыка) |
Вебинары с экспертами по направлениям, круглые столы |
Практикум |
Формирование практического опыта |
Работа в организациях ДОО Разработка и защита индивидуального / группового проекта |
Практика, консультации |
Реализация программы предусмотрена в форме школы-интенсива для педагогов в виде выездной смены-сессии в очном формате либо при ежедневном стационарном посещении занятий в течение нескольких дней. Вся работа выстраивается в групповой и фронтальной работе с комбинированием лекционных и практических занятий. Более того, по методике работы участники курса могут разделиться на 8 микрогрупп по направлениям (см. Модуль 5). Это происходит по причине того, что педагог, преподающий музыкальное искусство, может не присутствовать на занятиях по языковому направлению, и т.д. Однако авторы предусматривают и поощряют посещение педагогами любых интересующих их направлений по желанию и для общего саморазвития. Практическая часть (практикум) реализуется в течение всего обучения, в рамках каждого модуля выполняются определенные элементы и части итогового проекта, который состоит в разработке и защите программы занятий с дальнейшим показом фрагмента мероприятия-занятия. Наибольший интерес вызывают такие сессии на тему, как «Я – педагог ДОО», «Социально-воспитательные технологии в сфере детского движения», «Основы педагогического дизайна», «Неформальное образование: формы и методы». По итогу поэтапного выполнения заданий у педагогов формируется портфолио наработанных занятий и мероприятий, которые участники презентуют на финальном подведении итогов и представляют фрагменты уроков по заданным направлениям.
Заключение. Выявленные в статье особенности разработки программ подготовки педагогов ДОО позволят учесть сходства и различия между педагогической деятельностью педагога ДОО и деятельностью педагога школы в целях обучения, определения содержания образования, применяемых технологий и в результатах обучения. Выявленные различия дадут возможность адресно подойти к отбору и структурированию содержания программы подготовки педагогов к работе в ДОО.
Выявленные на основе результатов опроса среди основных участников детских организаций отношения и представления об образовании в ДОО и о работе педагогов в данной среде, а также анализ существующих программ подготовки педагогов позволят с учетом этого разработать современные механизмы обновления и усовершенствования подготовки данных кадров.
Предлагаемая в статье авторская программа подготовки педагогов, основанная на современных тенденциях развития общественных объединений и состоящая из ценностного блока, портрета педагога ДОО, содержащая психолого-педагогические основы работы ДОО, основы по проектированию занятий в ДОО, а также занятия по направлениям деятельности ДОО, будет полезна для руководителей и лидеров ДОО, педагогов, планирующих работать в ДОО.