Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREFERENCES AND ARGUMENTS OF MEDICAL STUDENTS REGARDING FACE-TO-FACE AND ONLINE LECTURES

Ruf R.R. 1 Palkina N.V. 2
1 Krasnoyarsk State Medical University . prof. VF Voyno- Yasenetsky
2 Prof. V. F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University
To investigate students' preferences for traditional face-to-face or online lecture formats and analyze the arguments in favor of the chosen format, we conducted a survey of 239 third-year students from the medical university's general medicine and pediatrics faculties. The majority of respondents expressed a preference for the distance format. Arguments in favor of distance lectures most commonly cited the accessibility of lecture materials (e.g., the ability to view lecture recordings), difficulties with travel to lecture halls (time constraints, transportation issues, inclement weather), inadequate comfort in halls (microclimate, noise), perception convenience, and a lower risk of respiratory infections transmission. Arguments in favor of blended learning included the accessibility of lecture materials, commuting difficulties, and unfavorable microclimate in the lecture hall. Online lectures are relevant to current medical education and highly-demanded by students. This format is most suitable for theoretical disciplines. In addition to the specifics of individual disciplines, to effectively implement online lecture formats into the educational process of a medical university, it is necessary to consider the climatogeographical and socio-cultural characteristics of the university location.
lecture
distance learning
online learning
medical students

На протяжении нескольких десятилетий продолжаются дискуссии о месте лекций в учебном процессе и оптимальной форме их проведения. Еще в 1970-е годы, до широкого распространения информационно-телекоммуникационных технологий, предпринимались попытки оценить эффективность усвоения материала посредством прослушивания и конспектирования лекций, а также дополнить традиционные лекции материалами, предназначенными для самостоятельного изучения в удобное для студентов время [1].

Развитие современных цифровых технологий дало возможность дополнить материалы лекций электронными ресурсами. Обучающиеся могут воспользоваться текстовыми конспектами, презентациями, аудио- и видеозаписями лекций как одновременно с прослушиванием лекции, так и в удобное время вне лекционных часов [1; 2]. Таким образом, создается мультимодальная учебная среда, отдельные элементы которой могут быть доступны для студентов не только в учебные часы, но и в любое удобное время. В результате повышаются успеваемость и посещаемость занятий, хотя и остается определенный процент студентов с исходно низкими показателями посещаемости, у которых результаты не улучшались [2].

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий несет в себе еще один немаловажный аспект. Существенно повышается доступность информации, и это ставит под сомнение саму необходимость лекций, поскольку сведения, содержащиеся в лекционных материалах, находятся в открытом доступе, и студенты имеют возможность получить и изучить эту информацию самостоятельно [3]. В то же время сравнительное исследование очной и дистанционной форм обучения показало, что студенты были удовлетворены использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, высоко оценили преимущества этой формы обучения (удобство использования, соответствие потребностям в образовании, возможность быстро получить обратную связь от преподавателя), и тем не менее предпочли бы обучаться очно [4].

Пандемия COVID-19 и последовавший за ней переход на дистанционные образовательные технологии и электронное обучение породили новую волну дискуссий о необходимости лекций и оптимальной форме их проведения. Технические аспекты внедрения дистанционных форм обучения, особенности содержания и преподавания предмета, удобство очного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, ранее служившие существенными аргументами против дистанционного обучения, в условиях пандемии переросли в задачи, для которых требовалось найти решения [5; 6].

Одно из сравнительных исследований [7] было проведено вскоре после объявления пандемии COVID-19. В нем изучена эффективность различных вариантов дистанционного прочтения лекций (синхронно, асинхронно и обе формы в сочетании). По результатам исследования наиболее эффективным оказалось сочетание синхронного и асинхронного форматов: вначале студенты просматривают предварительно записанный короткий отрезок, а затем его содержание обсуждается с преподавателем в синхронном режиме.

С возвращением к очному обучению вновь остро встал вопрос о перспективах различных форм проведения лекций и практических занятий. Несмотря на возникающие технические трудности и ряд недостатков, таких как отсутствие живого общения и необходимость проводить больше времени за компьютером, обучающиеся медицинского вуза почти в равных пропорциях разделились на удовлетворенных и не удовлетворенных дистанционным обучением, и 100% опрошенных высказались за продолжение лекций в дистанционном формате, называя при этом такие преимущества, как комфортные условия и возможность повторного прослушивания записанных лекций [8].

В то же время представляется актуальным дополнить данные вышеописанных исследований, сравнив предпочтения обучающихся младших и старших курсов разных факультетов в отношении теоретических и клинических дисциплин.

Цель исследования

Изучить предпочтения студентов в пользу очной и дистанционной формы проведения лекций и проанализировать аргументы в пользу предпочитаемой формы обучения.

Материал и методы исследования

Студенты 3 курса лечебного и педиатрического факультетов Красноярского государственного медицинского университета прошли анкетирование во время очной лекции по теоретической дисциплине (патофизиология).

До прохождения анкетирования студенты имели опыт посещения лекций в очной форме, а также прослушивания лекций в асинхронной (просмотр предварительно записанных видеоматериалов; изучение презентаций) и синхронной (подключение к веб-ресурсу в назначенное время в режиме видеоконференции) дистанционной форме. Презентации и видеозаписи были доступны для студентов как при дистанционной, так и при очной форме проведения лекций без ограничения времени доступа к этим материалам.

Анкета аналогично исследованию [8] включала закрытый вопрос («Наиболее удобной для Вас формой лекций является очная, дистанционная или одинаково удобны обе формы?») и открытый вопрос («Приведите свои аргументы в пользу выбранной вами формы проведения лекций»).

Результаты анкетирования внесены в электронную таблицу. В программе IBM SPSS v. 26 вычислено распределение различных вариантов ответов по выборке. Описательные статистики для каждого из вариантов приведены в виде количества студентов, выбравших определенный ответ, и процента от всей выборки.

Результаты исследования и их обсуждение

Всего от студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов получено 239 заполненных анкет. Из них 21 студент (8,8%) высказал предпочтение в пользу очной формы лекций, 209 студентов (87,4%) - в пользу дистанционной формы, и 9 студентов (3,8%) сочли одинаково приемлемыми обе формы проведения лекций. При этом в пользу очной формы каких-либо аргументов приведено не было, а распределение аргументов в пользу дистанционной формы показано далее в таблице.

Распределение аргументов в пользу дистанционной формы проведения лекций

Аргумент

Студенты, отдавшие предпочтение

дистанционной форме лекций,

n (%)

в равной степени обеим формам,

n (%)

Доступность лекционного материала

58 (27,8)

2 (22,2)

Проезд до лекционной аудитории (проблемы с транспортом, плохая погода, время на дорогу)

37 (17,7)

2 (22,2)

Удобство усвоения материала

17 (8,1)

0

Шум в лекционной аудитории

15 (7,2)

0

Микроклимат в лекционной аудитории

13 (6,2)

2 (22,2)

Возможность распространения респираторных инфекций

3 (1,4)

0

Затруднились привести аргументы

66 (31,6)

3 (33,4)

Среди студентов, высказавших предпочтение в пользу лекций в дистанционной форме, наиболее часто приводимым аргументом оказалась доступность лекционного материала (возможность записи и повторного просмотра лекции, удобство восприятия иллюстративного материала). На втором месте были проблемы, связанные с проездом до лекционной аудитории: затраты времени на дорогу, плохая погода, пробки и другие проблемы с транспортом. Меньшие, но сопоставимые друг с другом доли пришлись на удобство усвоения материала и дискомфорт при нахождении в лекционной аудитории (неподходящий микроклимат, шум). Три студента упомянули возможность распространения респираторных инфекций во время очных лекций, и 66 студентов затруднились привести какие-либо аргументы.

Среди обучающихся, для которых очная и дистанционная формы предпочтительны в равной степени, аргументы распределились поровну между доступностью лекционного материала, проблемами с проездом и микроклиматом в лекционном зале. Затруднились привести свои аргументы три студента из этой группы.

Наши данные согласуются с результатами анкетирования студентов 4 курса Башкирского медицинского университета [8]: среди аргументов в пользу дистанционной формы обучения лидирующие позиции заняли возможность записи и повторного просмотра лекций, комфортные условия прослушивания лекций и экономия времени на дорогу. В то же время студенты 4 курса привели несколько положительных и отрицательных аспектов дистанционного обучения, которые не приводились нашими студентами. Это возможность проводить больше времени с семьей, недостаток живого общения с сокурсниками и усугубление проблем со зрением из-за необходимости проводить больше времени за компьютером. Также в силу большей занятости студентов 4 курса на клинических кафедрах половина обучающихся сообщила о невозможности практической работы с пациентами.

В противоположность нашим результатам большинство первокурсников лечебного и педиатрического факультетов хотя и были полностью или частично удовлетворены качеством лекций, проводимых в дистанционной форме, все же предпочли бы заниматься полностью очно или в смешанной форме с преобладанием очного формата лекций и занятий. При этом удобство обучения в той или иной форме не выступало весомым аргументом: примерно равные доли студентов оценили удобство дистанционной формы в сравнении с очной выше, ниже и сопоставимо. Однако большое значение имели сложности взаимодействия преподавателя с обучающимися, которые возникали при дистанционном обучении, особенно в процессе индивидуальных консультаций [9].

Результаты исследования [10], проведенного в Саудовской Аравии путем интервью в фокус-группах студентов-медиков разных курсов, согласуются с нашими данными и с исследованием [8] в том, что студенты высказывали предпочтение в пользу дистанционной формы лекций и занятий по теоретическим дисциплинам. Среди преимуществ этой формы называлась возможность обращения к записям лекций и занятий для лучшего усвоения материала. Однако для получения практических навыков по клиническим дисциплинам арабские студенты отдали предпочтение очным занятиям.

Среди недостатков дистанционного обучения как в российских [8; 9], так и в зарубежных [3; 10] исследованиях были названы отсутствие невербального контакта с преподавателем и технические трудности.

В отношении доступности иллюстративного материала данные нашей работы и зарубежных исследований разнятся. В одном из зарубежных исследований [10] сообщалось о снижении качества иллюстративного материала, в частности рентгенограмм. Другое же исследование [2] показало результаты, согласующиеся с нашими: обучающиеся отмечали, что наглядные материалы лучше различимы с экранов собственных устройств, чем с экрана в лекционной аудитории.

Еще одним противоречивым аспектом оказалось удобство восприятия учебного материала. В нашей работе и в исследовании [8] студенты находили онлайн-формат более комфортным, а в опросе [10] домашнюю среду посчитали недостаточно пригодной для обучения по сравнению со специально созданными условиями в учебном заведении.

В исследовании [11] студентам второго курса предлагалось в ходе опроса выбрать очную, дистанционную синхронную или дистанционную асинхронную форму лекций и привести аргументы в пользу своего выбора. Доводами против очных лекций выступили, подобно нашему исследованию, отдаленность лекционной аудитории от места проживания и неудобный ритм усвоения материала. Созвучно исследованию [8] упоминалась необходимость заботы о членах семьи. В то же время обозначены и другие аргументы: проблемы со здоровьем и занятость на дополнительной оплачиваемой работе.

В противоположность и нашей работе, и другим российским исследованиям [8; 9] иностранные второкурсники [11] указали на более удобное взаимодействие с лектором во время дистанционных, а не очных лекций. В этом аспекте студенты сообщали, что во время очной лекции чувствовали себя неуверенно, задавая вопросы лектору или отвечая на вопросы, заданные слушателям, в присутствии других студентов.

Если в нашем исследовании студенты затруднились привести преимущества очной формы лекций, то за рубежом [11] аргументами в пользу посещения очных лекций были заинтересованность в теме, учет посещаемости лекций при оценке успеваемости по предмету, популярность лектора среди студентов, удобное время начала лекции, а также невозможность обращения к записи этой лекции.

Выводы

Проведение лекций в дистанционном формате является актуальной и востребованной среди студентов формой обучения. Наиболее значимыми ее преимуществами оказались просмотр записанных лекций в удобное время и в удобном темпе усвоения материала, сокращение затрат времени на проезд до лекционной аудитории и возможность прослушивания лекций в комфортной среде. В то же время дистанционный формат в большей степени подходит для теоретических, чем для клинических дисциплин, а для отдельных дисциплин и курсов может быть оптимальной смешанная форма обучения. Учет этих аспектов, а также климатогеографических и социально-культурных особенностей в зависимости от местонахождения вуза может способствовать более эффективному внедрению лекций в дистанционной форме в процесс подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.