Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A STUDY OF THE LEVEL OF TOLERANCE AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN A MULTINATIONAL STUDENT GROUP

Ryabova E.V. 1
1 Moscow University for Industry and Finance Synergy
The article considers the problem of studying the level of tolerance among younger schoolchildren in a multinational student group. The urgency of the research is emphasized by the growing issue of social and national dissociation of the people. Tolerance is discussed in the article as a factor in surmounting and eliminating the problem of disunity of representatives of different nations. The author believes that it is important to deal with this problem from an early age. Children of primary school age deserve special attention, because this period is favorable for active educational interaction with children from various microsociums. At this age, psychophysiological changes occur, which promote the formation of self-regulation and self-control in younger schoolchildren. The objective of the research is a theoretical and practical analysis of the issue of the impact of a multinational student body on the level of tolerance among students. During the implementation of the above goal, research methods and diagnostic techniques were used: analysis of the category «tolerance», pedagogical experiment, methods for studying the level of tolerance; analysis of the considered problem situations. Evaluation of the results of the experimental study revealed the dominance of high level of tolerance in children studying in classes with a multinational composition. The data obtained during the study determined the conclusion that in a multinational student group there is a high level of tolerance among younger schoolchildren.
interethnic interaction
tolerance
nationality
multinational student group
Interethnic communication
formation
culture
primary school age
the level of tolerance

Важной проблемой современной России является развитие социального мышления через изучение специфических аспектов национального многообразия, которые заключаются в гармонизации межэтнических отношений, объединении различных этнических групп в многонациональное сообщество, сохранении культурной самобытности, обеспечении мирного сосуществования и поиске решения вопросов общенационального характера. В культурной политике Российской Федерации как многонационального государства юридическим приоритетом закреплены принципы равенства между различными нациями, гуманизма и толерантности.

Следовательно, встает закономерный вопрос: какое влияние на общество на сегодняшний день оказывает межэтническое взаимодействие? С одной стороны, сторонники теории контакта (Г. Оллпорт [1] и др.) утверждают, что если межэтническое взаимодействие основано на сотрудничестве людей и достижении общих целей, то оно будет способствовать взаимопониманию, равноправию и межнациональному доверию. С другой стороны, представители теории этнических конфликтов (А.В. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, Г.Д.Гриценко [2] и др.) отмечают, что если межэтническое взаимодействие основано на конкуренции или на предрассудках, то наблюдается отчужденное отношение со стороны этнического большинства по отношению к другим этногруппам.

В контексте межкультурной коммуникации и осуществления принципа мирного сосуществования различных этнических и религиозных групп ключевую роль играет толерантность, описанная в Декларации принципов терпимости, принятой 185 государствами – членами ЮНЕСКО в 1995 году, включая Россию. В этом документе указано, что «толерантность означает уважение, понимание и принятие всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [3]. Следовательно, для развития современного общества необходимо повышать уровень толерантного сознания, формировать и развивать инклюзивный тип мышления, выстраивать политкорректные отношения с различными социальными группами.

Соответственно, в нашей стране реализуется Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4]. Стратегия ориентирована на формирование у подрастающего поколения в рамках образовательного процесса гражданской идентичности, культуры толерантности, приобщение к национальным ценностям.

Актуальная задача «формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов» [5] отражена в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Толерантность считается социальной нормой и ценностью гражданского общества. Данная ценность предполагает признание права каждого индивида на выражение своей самобытности и готовности к сотрудничеству с людьми различных культур, традиций и убеждений. Это также включает в себя способность личности проявлять уважение к различным религиям, этническим группам и другим социальным сегментам общества.

Формирование личности, обладающей толерантным сознанием, рассматривается в педагогической науке как важный аспект образования. Также ряд исследователей рассматривают толерантность в русле формирования у детей национального самосознания. Поэтому значимая функция современного педагога заключается в способности знакомить обучающихся с национальными традициями и обычаями разных народов; развивать интерес к родной и иной культуре; содействовать осознанию причастности к родной культуре и быть ее носителем [6].

Категория «толерантность» в педагогической литературе рассматривалась как общественно значимая ценность (А.А. Дронов, Т.А. Дронова [7] и др.); как качество обучающихся в мультикультурном регионе (П.В. Дашкуева, З.А. Магомеддибирова [8] и др.).

В вышеуказанных работах, в основном, освещаются вопросы формирования толерантности школьников, но недостаточно прослеживается разработка этой проблемы у учащихся начальных классов в многонациональном ученическом коллективе.

В русле данной проблемы актуальным аспектом также становится формирование толерантности у младших школьников в классе с многонациональным составом. Для многонациональных ученических коллективов характерно активное межнациональное общение, которое обусловлено территорией проживания обучающихся, общей культурой общения, объединением людей разных национальностей. Межнациональные отношения в этих коллективах находятся в постоянном развитии и могут в зависимости от обстоятельств трансформироваться.

Цель исследования: изучить уровень толерантности младших школьников в многонациональном ученическом коллективе.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов; эмпирические методы: эксперимент, методики по изучению уровня толерантности, анализ рассмотренных проблемных ситуаций.

С целью проверки предположения о том, что в многонациональном ученическом коллективе может наблюдаться высокий уровень сформированности толерантности у младших школьников, было проведено экспериментальное исследование.

Цель эксперимента: выявить уровень толерантности у младших школьников в многонациональном классе.

В эксперименте приняли участие 80 младших школьников 2–3-х классов с многонациональным составом. В структуре толерантности автор выделил когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент проявляется в наличии у детей знаний о национальном многообразии социума, в осознании ценности родной культуры и культуры других народов.

Эмоционально-оценочный компонент отражает степень интереса к личности; проявление эмпатии в процессе общения.

Поведенческий компонент выявляет готовность человека проявлять уважение и доверие к личности, к ее национальной культуре и традициям.

Для установления уровня толерантности у учеников 2-х и 3-х классов на основе вышеуказанных компонентов определены следующие критерии:

· когнитивный критерий определяет знания о многообразии культур мира, об окружающем мире, о своих правах и обязанностях; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;

· эмоционально-оценочный критерий включает в себя милосердное отношение к окружающему миру; проявление эмпатии, способность чувствовать и понимать эмоции других; восприятие другого человека как личности, свободной от негативных суждений и предрассудков, связанных, с одной стороны, с этническими и национальными особенностями человека, а с другой – с вероисповеданием, национальными традициями; способность к рефлексии, способность оценивать свои действия и поступки, свои качества и индивидуальные особенности;

· поведенческий – самооценка своих поступков, понимание ответственности за свои поступки и действия, умение взаимодействовать и находить решения в спорных вопросах и конфликтных ситуациях, уважительное отношение к другим людям.

Степень выраженности проявления указанных критериев позволила выделить три уровня толерантности у младших школьников.

Низкий уровень – у младшего школьника слабые проявления к познанию окружающего мира, отсутствует интерес к традициям и обычаям своего народа и других наций. Ученик может проявлять эмпатию, но она часто носит ситуативный характер. Отличается гуманным поведением в основном под влиянием требований взрослых. В процессе общения допускает резкое или грубое отношение к своим одноклассникам, в частности к детям другой национальности.

Средний уровень – у младшего школьника наблюдается устойчивый интерес к родной и чужой истории и культуре. Ребенок избирательно проявляет отзывчивость и сочувствие. Он может эпизодически проявлять эмпатию к представителям другой нации, в основном под влиянием взрослых. Способен, но редко демонстрирует агрессивность в поведении.

Высокий уровень – у младшего школьника отмечается устойчивый интерес к традициям своего народа, обычаям и культуре различных наций, ярко проявляется эмпатия в сочувствии и сострадании к другому человеку, к представителям других национальностей. Активно общается и проявляет уважение к детям других национальностей.

В ходе исследования были применены следующие диагностические методики: методика У.А. Кухаревой «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» [9]; экспресс-опросник Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А.Шайгеровой «Индекс толерантности» [10], адаптированный и сокращенный автором исследования; проблемные ситуации.

На основе методики У.А. Кухаревой «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» автор выявлял уровень сформированности когнитивного и поведенческого компонентов толерантности младших школьников в многонациональном ученическом коллективе. Младшим школьникам предлагалось завершить следующие предложения:

1. Когда я вижу человека другой национальности, то у меня возникают …

2. Мне известно, что Россия представляет собой многонациональное государство, и для меня это означает …

3. Для меня важно общаться с человеком другой культуры, потому что …

4. Гости и постоянные жители нашего города могут …

5. Когда я веду разговор с человеком, чьи взгляды расходятся с моими, это для меня …

6. Я думаю, что взаимоотношения между людьми разных религиозных убеждений …

Интерпретация предложений.

Низкий уровень оценивался в 0 баллов, если в ответе младшего школьника присутствовала агрессия; в 1 балл, если в ответе имелись равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение. Средний уровень оценивался в 3 балла, если ученик признавал права других. Высокий уровень толерантности проявлялся через помощь, сочувствие, интерес к окружающим и оценивался в 4 балла.

Далее, для исследования уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента респондентам был предложен экспресс-опросник «Индекс толерантности» (субшкала «Этническая толерантность»), предусматривающий оценку следующих утверждений (табл. 1).

Таблица 1

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Тезис

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Абсолютно согласен

1.

Я знаю, что такое национальность, и знаю свою национальность

1

2

3

4

5

6

2.

Нормально считать, что моя нация лучше, чем все остальные

6

5

4

3

2

1

3.

Я готов(-а) воспринимать мнение, отличное от моего

1

2

3

4

5

6

4.

Мне трудно хорошо относиться к определенным нациям и народам

6

5

4

3

2

1

5.

Считаю нормальным иметь друзей разных национальностей

1

2

3

4

5

6

6.

Я отвечаю грубостью на грубость

6

5

4

3

2

1

7.

Я хотел(-а) бы стать более толерантным человеком по отношению к другим

1

2

3

4

5

6

Индивидуальная оценка уровня толерантности производилась по баллам:

7–19 – проявление низкого уровня толерантности.

20–31 – проявление среднего уровня толерантности.

32 и более баллов – проявление высокого уровня толерантности.

В процессе определения уровня сформированности поведенческого компонента использовались проблемные ситуации. Детям предлагалось представить ситуацию и продумать ее решение.

Ситуация 1. «Поход».

Задание: Представь себе, что ты собираешься в поход; подумай, кого из одноклассников возьмешь с собой. Кого бы из этих детей ты взял(-а) с собой? Почему? (перед респондентом раскладывались фотографии детей разных национальностей).

Ситуация 2. «В поезде».

Задание: Представь, что ты отправился в путешествие на поезде. В других вагонах этого поезда едут ребята разных национальностей. Если ты хочешь, чтобы кто-то не ехал с тобой в одном поезде, то ты можешь его высадить, указав номер вагона (предлагаются рисунок поезда с номерами вагонов и фотографии детей разных национальностей).

Результаты исследования и их обсуждение

Диагностика, проводимая с помощью методики У.А. Кухаревой, выявила следующее: низкий уровень толерантности показали 24% младших школьников, средний уровень выявлен у 29% учеников, высокий уровень – у 47% детей.

Результаты анализа опросника «Индекс толерантности» демонстрируют следующие показатели: 38% детей младшего школьного возраста проявляют высокий уровень толерантности, 32% детей находятся на среднем уровне, а 30% учеников характеризуются проявлением низкого уровня толерантности.

При анализе проблемных ситуаций было важно установить мотив выбора места: было ли важно ребенку взять с собой в поход или ехать в одном поезде с представителем своей нации или нет. Анализ ответов выявил, что 35% обучающихся имеют высокий уровень толерантности, у 40% детей – средний уровень, у 25% младших школьников – низкий уровень.

Среднее значение показателей по трем компонентам представлено в диаграмме (рис.).

Диаграмма уровня толерантности младших школьников

В результате экспериментального исследования было установлено, что младшие школьники обладают преимущественно высоким уровнем толерантности, что свидетельствует о наличии толерантных черт в их характере.

Заключение

Оценка результатов экспериментальной работы по исследованию уровня толерантности у младших школьников в многонациональном ученическом коллективе и проверка эффективности выдвинутой гипотезы позволили сделать следующие выводы: младшие школьники обладают фактическими представлениями о толерантности, способны проявлять сочувствие, выдержку, умеют сопереживать, готовы к общению с представителями других национальностей. Однако у некоторых респондентов толерантность носит выборочный характер и проявляется в определенной ситуации.

Данные, полученные в ходе исследования, дали возможность подтвердить предположение о том, что в многонациональном ученическом коллективе наблюдается высокий уровень сформированности толерантности у младших школьников.