Важной проблемой современной России является развитие социального мышления через изучение специфических аспектов национального многообразия, которые заключаются в гармонизации межэтнических отношений, объединении различных этнических групп в многонациональное сообщество, сохранении культурной самобытности, обеспечении мирного сосуществования и поиске решения вопросов общенационального характера. В культурной политике Российской Федерации как многонационального государства юридическим приоритетом закреплены принципы равенства между различными нациями, гуманизма и толерантности.
Следовательно, встает закономерный вопрос: какое влияние на общество на сегодняшний день оказывает межэтническое взаимодействие? С одной стороны, сторонники теории контакта (Г. Оллпорт [1] и др.) утверждают, что если межэтническое взаимодействие основано на сотрудничестве людей и достижении общих целей, то оно будет способствовать взаимопониманию, равноправию и межнациональному доверию. С другой стороны, представители теории этнических конфликтов (А.В. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, Г.Д.Гриценко [2] и др.) отмечают, что если межэтническое взаимодействие основано на конкуренции или на предрассудках, то наблюдается отчужденное отношение со стороны этнического большинства по отношению к другим этногруппам.
В контексте межкультурной коммуникации и осуществления принципа мирного сосуществования различных этнических и религиозных групп ключевую роль играет толерантность, описанная в Декларации принципов терпимости, принятой 185 государствами – членами ЮНЕСКО в 1995 году, включая Россию. В этом документе указано, что «толерантность означает уважение, понимание и принятие всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [3]. Следовательно, для развития современного общества необходимо повышать уровень толерантного сознания, формировать и развивать инклюзивный тип мышления, выстраивать политкорректные отношения с различными социальными группами.
Соответственно, в нашей стране реализуется Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4]. Стратегия ориентирована на формирование у подрастающего поколения в рамках образовательного процесса гражданской идентичности, культуры толерантности, приобщение к национальным ценностям.
Актуальная задача «формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов» [5] отражена в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Толерантность считается социальной нормой и ценностью гражданского общества. Данная ценность предполагает признание права каждого индивида на выражение своей самобытности и готовности к сотрудничеству с людьми различных культур, традиций и убеждений. Это также включает в себя способность личности проявлять уважение к различным религиям, этническим группам и другим социальным сегментам общества.
Формирование личности, обладающей толерантным сознанием, рассматривается в педагогической науке как важный аспект образования. Также ряд исследователей рассматривают толерантность в русле формирования у детей национального самосознания. Поэтому значимая функция современного педагога заключается в способности знакомить обучающихся с национальными традициями и обычаями разных народов; развивать интерес к родной и иной культуре; содействовать осознанию причастности к родной культуре и быть ее носителем [6].
Категория «толерантность» в педагогической литературе рассматривалась как общественно значимая ценность (А.А. Дронов, Т.А. Дронова [7] и др.); как качество обучающихся в мультикультурном регионе (П.В. Дашкуева, З.А. Магомеддибирова [8] и др.).
В вышеуказанных работах, в основном, освещаются вопросы формирования толерантности школьников, но недостаточно прослеживается разработка этой проблемы у учащихся начальных классов в многонациональном ученическом коллективе.
В русле данной проблемы актуальным аспектом также становится формирование толерантности у младших школьников в классе с многонациональным составом. Для многонациональных ученических коллективов характерно активное межнациональное общение, которое обусловлено территорией проживания обучающихся, общей культурой общения, объединением людей разных национальностей. Межнациональные отношения в этих коллективах находятся в постоянном развитии и могут в зависимости от обстоятельств трансформироваться.
Цель исследования: изучить уровень толерантности младших школьников в многонациональном ученическом коллективе.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов; эмпирические методы: эксперимент, методики по изучению уровня толерантности, анализ рассмотренных проблемных ситуаций.
С целью проверки предположения о том, что в многонациональном ученическом коллективе может наблюдаться высокий уровень сформированности толерантности у младших школьников, было проведено экспериментальное исследование.
Цель эксперимента: выявить уровень толерантности у младших школьников в многонациональном классе.
В эксперименте приняли участие 80 младших школьников 2–3-х классов с многонациональным составом. В структуре толерантности автор выделил когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент проявляется в наличии у детей знаний о национальном многообразии социума, в осознании ценности родной культуры и культуры других народов.
Эмоционально-оценочный компонент отражает степень интереса к личности; проявление эмпатии в процессе общения.
Поведенческий компонент выявляет готовность человека проявлять уважение и доверие к личности, к ее национальной культуре и традициям.
Для установления уровня толерантности у учеников 2-х и 3-х классов на основе вышеуказанных компонентов определены следующие критерии:
· когнитивный критерий определяет знания о многообразии культур мира, об окружающем мире, о своих правах и обязанностях; наличие интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов;
· эмоционально-оценочный критерий включает в себя милосердное отношение к окружающему миру; проявление эмпатии, способность чувствовать и понимать эмоции других; восприятие другого человека как личности, свободной от негативных суждений и предрассудков, связанных, с одной стороны, с этническими и национальными особенностями человека, а с другой – с вероисповеданием, национальными традициями; способность к рефлексии, способность оценивать свои действия и поступки, свои качества и индивидуальные особенности;
· поведенческий – самооценка своих поступков, понимание ответственности за свои поступки и действия, умение взаимодействовать и находить решения в спорных вопросах и конфликтных ситуациях, уважительное отношение к другим людям.
Степень выраженности проявления указанных критериев позволила выделить три уровня толерантности у младших школьников.
Низкий уровень – у младшего школьника слабые проявления к познанию окружающего мира, отсутствует интерес к традициям и обычаям своего народа и других наций. Ученик может проявлять эмпатию, но она часто носит ситуативный характер. Отличается гуманным поведением в основном под влиянием требований взрослых. В процессе общения допускает резкое или грубое отношение к своим одноклассникам, в частности к детям другой национальности.
Средний уровень – у младшего школьника наблюдается устойчивый интерес к родной и чужой истории и культуре. Ребенок избирательно проявляет отзывчивость и сочувствие. Он может эпизодически проявлять эмпатию к представителям другой нации, в основном под влиянием взрослых. Способен, но редко демонстрирует агрессивность в поведении.
Высокий уровень – у младшего школьника отмечается устойчивый интерес к традициям своего народа, обычаям и культуре различных наций, ярко проявляется эмпатия в сочувствии и сострадании к другому человеку, к представителям других национальностей. Активно общается и проявляет уважение к детям других национальностей.
В ходе исследования были применены следующие диагностические методики: методика У.А. Кухаревой «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» [9]; экспресс-опросник Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А.Шайгеровой «Индекс толерантности» [10], адаптированный и сокращенный автором исследования; проблемные ситуации.
На основе методики У.А. Кухаревой «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» автор выявлял уровень сформированности когнитивного и поведенческого компонентов толерантности младших школьников в многонациональном ученическом коллективе. Младшим школьникам предлагалось завершить следующие предложения:
1. Когда я вижу человека другой национальности, то у меня возникают …
2. Мне известно, что Россия представляет собой многонациональное государство, и для меня это означает …
3. Для меня важно общаться с человеком другой культуры, потому что …
4. Гости и постоянные жители нашего города могут …
5. Когда я веду разговор с человеком, чьи взгляды расходятся с моими, это для меня …
6. Я думаю, что взаимоотношения между людьми разных религиозных убеждений …
Интерпретация предложений.
Низкий уровень оценивался в 0 баллов, если в ответе младшего школьника присутствовала агрессия; в 1 балл, если в ответе имелись равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение. Средний уровень оценивался в 3 балла, если ученик признавал права других. Высокий уровень толерантности проявлялся через помощь, сочувствие, интерес к окружающим и оценивался в 4 балла.
Далее, для исследования уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента респондентам был предложен экспресс-опросник «Индекс толерантности» (субшкала «Этническая толерантность»), предусматривающий оценку следующих утверждений (табл. 1).
Таблица 1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
№ |
Тезис |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Абсолютно согласен |
1. |
Я знаю, что такое национальность, и знаю свою национальность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. |
Нормально считать, что моя нация лучше, чем все остальные |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3. |
Я готов(-а) воспринимать мнение, отличное от моего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4. |
Мне трудно хорошо относиться к определенным нациям и народам |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5. |
Считаю нормальным иметь друзей разных национальностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6. |
Я отвечаю грубостью на грубость |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7. |
Я хотел(-а) бы стать более толерантным человеком по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Индивидуальная оценка уровня толерантности производилась по баллам:
7–19 – проявление низкого уровня толерантности.
20–31 – проявление среднего уровня толерантности.
32 и более баллов – проявление высокого уровня толерантности.
В процессе определения уровня сформированности поведенческого компонента использовались проблемные ситуации. Детям предлагалось представить ситуацию и продумать ее решение.
Ситуация 1. «Поход».
Задание: Представь себе, что ты собираешься в поход; подумай, кого из одноклассников возьмешь с собой. Кого бы из этих детей ты взял(-а) с собой? Почему? (перед респондентом раскладывались фотографии детей разных национальностей).
Ситуация 2. «В поезде».
Задание: Представь, что ты отправился в путешествие на поезде. В других вагонах этого поезда едут ребята разных национальностей. Если ты хочешь, чтобы кто-то не ехал с тобой в одном поезде, то ты можешь его высадить, указав номер вагона (предлагаются рисунок поезда с номерами вагонов и фотографии детей разных национальностей).
Результаты исследования и их обсуждение
Диагностика, проводимая с помощью методики У.А. Кухаревой, выявила следующее: низкий уровень толерантности показали 24% младших школьников, средний уровень выявлен у 29% учеников, высокий уровень – у 47% детей.
Результаты анализа опросника «Индекс толерантности» демонстрируют следующие показатели: 38% детей младшего школьного возраста проявляют высокий уровень толерантности, 32% детей находятся на среднем уровне, а 30% учеников характеризуются проявлением низкого уровня толерантности.
При анализе проблемных ситуаций было важно установить мотив выбора места: было ли важно ребенку взять с собой в поход или ехать в одном поезде с представителем своей нации или нет. Анализ ответов выявил, что 35% обучающихся имеют высокий уровень толерантности, у 40% детей – средний уровень, у 25% младших школьников – низкий уровень.
Среднее значение показателей по трем компонентам представлено в диаграмме (рис.).
Диаграмма уровня толерантности младших школьников
В результате экспериментального исследования было установлено, что младшие школьники обладают преимущественно высоким уровнем толерантности, что свидетельствует о наличии толерантных черт в их характере.
Заключение
Оценка результатов экспериментальной работы по исследованию уровня толерантности у младших школьников в многонациональном ученическом коллективе и проверка эффективности выдвинутой гипотезы позволили сделать следующие выводы: младшие школьники обладают фактическими представлениями о толерантности, способны проявлять сочувствие, выдержку, умеют сопереживать, готовы к общению с представителями других национальностей. Однако у некоторых респондентов толерантность носит выборочный характер и проявляется в определенной ситуации.
Данные, полученные в ходе исследования, дали возможность подтвердить предположение о том, что в многонациональном ученическом коллективе наблюдается высокий уровень сформированности толерантности у младших школьников.