Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF OPENENESS

Baeva Y.A. 1
1 NACH POU "Nevinnomyssk Economics and Legal College"
The purpose of the work is to identify the limits and problems of implementing the principle of openness, compliance with which is mandatory for educational organizations. The need to comply with the principle of openness is clearly defined by law in connection with ensuring the availability of certain information about the institution itself (information openness), as well as with the conduct of the state final certification. Currently, the current legislation, although it declares the openness of any form of state final certification, creates obvious obstacles in the implementation of this norm. The current rules do not allow educational organizations to implement the principle of openness in conducting a demonstration exam if parents, customers of training or other persons want to be present directly at the site that serves as the center for conducting such an exam. To eliminate the identified contradiction between the statutory obligation to ensure compliance with the principle of openness in conducting a demonstration exam and the requirements of the set of assessment documentation, which exclude such an opportunity in a full-time format, it is necessary to supplement the specified site development plans with areas for accommodating other persons in order to ensure compliance by educational organizations with the principle of openness. It was also determined that educational organizations need to change the approach to curriculum development by including separate hours for open classes. All this will help eliminate contradictions in the implementation of the principle of openness by educational organizations.
principle
openness
limits
implementation problems
demonstration exam
state final certification

Образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются положениями законодательства Российской Федерации, регулирующими порядок организации их деятельности, формирования и реализации образовательных программ. Часть таких положений носит императивный (обязательный) характер, часть – позволяет реализовать свободу, определяя содержание образования, выбирая используемые образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение с учетом требований, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и иными нормативными актами (п. 2 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании). При этом образовательная деятельность должна осуществляться с соблюдением принципов дифференциации и индивидуализации [1], справедливости [2, 3], открытости и др.

Необходимость соблюдения образовательными организациями принципа открытости обосновывается следующим. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 3 Закона об образовании, одним из принципов, на котором основывается государственная политика в сфере образования, является открытость образовательных организаций. Также такими организациями должна обеспечиваться информационная открытость (ст. 29 Закона об образовании). В соответствии с п. 59 приказа Минпросвещения от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Порядок проведения ГИА), защита дипломных проектов и сдача государственного экзамена, если они не затрагивают вопросы государственной тайны, проводятся на открытых заседаниях ГЭК [4]. Тем же актом определено, что демонстрационный экзамен проводится с соблюдением принципов, одним из которых является принцип открытости (п. 49).

В то же время образовательные организации не всегда имеют возможность обеспечить такую открытость в связи с определенными ограничениями, установленными иными актами, которыми они также обязаны руководствоваться в своей деятельности. Все это, в свою очередь, порождает препятствия в осуществлении прав участников образовательных отношений, в том числе родителей несовершеннолетних обучающихся.

Необходимо отметить, что реализации образовательными организациями принципа открытости посвящен ряд исследований. Но многие из них раскрывают особенности и проблемы лишь в области информационной открытости (размещения образовательной организацией определенных сведений на своем официальном сайте), проведены более 5 лет назад и не отражают современных требований, появившихся, в том числе, в связи с внесением изменений в законодательство об образовании [5, 6].

Цель исследования. Целью исследования выступает выявление пределов и проблем реализации принципа открытости, соблюдение которого является обязательным для образовательных организаций.

Материал и методы исследования. Необходимость соблюдения принципа открытости законодательно четко определена, как было указано выше, в отношении двух сторон деятельности образовательной организации. Первая связана с обеспечением доступности отдельных сведений о самом учреждении (информационная открытость), вторая – с проведением части итогового контроля освоения студентами профессиональной образовательной программы.

В то же время возникает ряд вопросов, среди которых: необходимо ли обеспечить открытость, например, при осуществлении текущего контроля или промежуточной аттестации? Имеют ли право это требовать сам обучающийся либо его законный представитель, заказчик обучения? Обязана ли образовательная организация обеспечить такую открытость при поступлении соответствующего требования либо должна организовывать открытость самостоятельно и на постоянной основе?

При проведении научного исследования использованы теоретические и эмпирические методы (анализ, синтез, изучение результатов деятельности студентов, обобщение и др.).

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо провести анализ пределов и проблем реализации принципа открытости в той части, которая конкретно выражена законодательством об образовании.

Информационная открытость предполагает возможность любого лица получить через сеть Интернет свободный доступ к информации, демонстрирующей основные характеристики самой образовательной организации (сведения о наименовании, учредителе, местах осуществления деятельности, лицензии, аккредитации, органах управления, финансовой деятельности, иные подобные сведения), о программах, ею реализуемых (с перечнем дисциплин, практик и иного), а также об обучающихся (численность, трудоустройство выпускников, другие сведения), с приложением определенных копий документов. Таким образом, к вышеуказанным сведениям могут свободно получить доступ участники образовательных отношений, абитуриенты и их законные представители, работодатели – партнеры образовательных организаций, иные лица, а также представители контролирующих органов. Это, безусловно, способствует снижению уровня неопределенности, а также дает возможность оценить качество и уровень подготовки, так как можно ознакомиться с педагогическим составом, перечнем дисциплин рабочего учебного плана, наличием или отсутствием государственной аккредитации образовательных программ и т.д.

Информационная открытость действительно определена законодателем значительным перечнем сведений, к которым образовательная организация обязана обеспечить всеобщий доступ, что способствует информационному обмену между участниками общественных отношений.

В то же время считаем, что в настоящее время недостаточно определена институциональная открытость образования, которая, например, может проявляться во взаимодействии с родителями.

Необходимость взаимодействия образовательных организаций с законными представителями несовершеннолетних студентов продиктована, во-первых, в установленных случаях требованиями действующего законодательства Российской Федерации, во-вторых, тем, что вовлеченность родителя в образовательный процесс своего ребенка часто стимулирует его к обучению, если родительский контроль не является чрезмерным. Причастность законного представителя студента к освоению образовательной программы улучшает отношения с образовательной организацией, повышает в глазах родителя значимость усилий, прикладываемых студентом в процессе обучения [7, с. 154]. Активная демонстрация открытости процесса реализации образовательной программы, считаем, оказывает положительное влияние на уровень доверия участников образовательных отношений.

Как было указано выше, п. 59 приказа Минпросвещения от 08.11.2021 № 800 определена открытость заседаний комиссий, проводимых в целях защиты дипломных проектов и сдачи государственного экзамена [4]. Но в п. 6 этого акта указана еще одна форма проведения ГИА – демонстрационный экзамен (далее – демоэкзамен, ДЭ), который не упомянут в п. 59.

Анализируя деятельность образовательных организаций, авторы пришли к выводу, что часть из них периодически проводит «открытые» учебные занятия, которые имеют право посетить не только желающие преподаватели, но и родители студентов, а также иные лица. Возможность их проведения не определена законом напрямую, а обеспечена положением п. 2 ст. 28 Закона об образовании, согласно которому образовательная организация свободна в определении содержания образования, выбора используемых образовательных технологий, форм организации методической работы, если это не противоречит закону. Открытые занятия проводятся в целях не только обмена педагогическим опытом, но и демонстрации качества педагогического процесса, что, безусловно, интересует большинство родителей несовершеннолетних обучающихся и заказчиков обучения [8, с. 51]. Такая открытость требует предварительной организации со стороны образовательного учреждения.

По результатам проведенного опроса 378 родителей несовершеннолетних обучающихся было выявлено, что 329 из них (87%) желали бы несколько раз в год присутствовать на открытых занятиях, но большинство из них при этом уточнили, что готовы присоединяться дистанционно. 49 человек (13%) воздержались от ответа. В связи с этим считаем обоснованным включение открытых занятий в перечень обязательно проводимых образовательной организацией. Это потребует выделения в учебных планах конкретных дисциплин (модулей), по которым будут запланированы занятия в открытой форме, и указания количества часов, отводимых на их проведение. Все это будет дополнительно обеспечивать реализацию образовательными организациями принципа открытости.

Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на то что в п. 59 Порядка проведения ГИА не указано, что заседание комиссии демоэкзамена является открытым, п. 49 Порядка, исправляя это упущение, говорит о необходимости при проведении такого экзамена соблюдать принцип открытости.

Возникает вопрос его реализации. Если предположить, что в помещения, в которых проводится ГИА в форме ДЭ, образовательной организацией должен быть обеспечен доступ любым желающим, то это невозможно в связи с нижеуказанным.

По отдельным специальностям в Оценочных материалах (комплекте оценочной документации) формируются требования к «застройке» площадки, выступающей центром проведения ДЭ (далее – ЦПДЭ). Необходимо отметить, что оценочные материалы утверждаются не образовательными организациями, а ФГБОУ ДПО ИРПО.

Согласно п. 5 Оценочных материалов по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденных 03.08.2023 № 8 [9], площадка для проведения демоэкзамена должна быть оборудована и оснащена в соответствии с комплектом оценочной документации (далее – КОД). Данное положение носит императивный характер, то есть соответствие площадки требованиям проверяется по КОД. В Приложениях 2–4 оценочные материалы содержат варианты планов застройки площадки. Анализ планов свидетельствует о предъявляемых требованиях: к количеству размещаемых на площадке столов, стульев, оборудования, расстоянию между столами; также четко определены зоны, предназначенные для выполнения студентами заданий демоэкзамена, размещения главного, технического и линейных экспертов. Иные зоны, например для лиц, желающих присутствовать на демоэкзамене, планами не предусмотрены.

Необходимо обратить внимание на то, что в Приложениях 2–4 планы застройки площадки названы примерными. Но их примерность подразумевает не то, что можно отходить от них в целях размещения мебели для, например, родителей. Отступление от плана застройки возможно с целью дополнения площадки объектами, необходимыми для выполнения обучающимися вариативной части заданий, которая разрабатывается образовательной организацией совместно с работодателями (абз. 7 Приложения № 1 КОД), либо при необходимости создания условий для участия в ДЭ инвалидов, студентов с ограниченными возможностями здоровья (абз. 2 п. 3.2 КОД).

Аналогичные требования содержатся в оценочных материалах и по другим специальностям.

Все это свидетельствует о невозможности реализации принципа открытости проведения демоэкзамена, если родители, заказчики обучения или иные лица захотят присутствовать непосредственно на площадке, выступающей центром проведения такого экзамена. Единственным возможным способом обеспечения соблюдения принципа открытости в рассматриваемом случае для образовательных организаций является использование информационных технологий, позволяющих дистанционно наблюдать за ходом демоэкзамена. Но открытость подразумевает возможность присутствовать любого желающего, а не только родителя, поэтому сведения об информационном ресурсе и ссылке, с помощью которых можно осуществить подключение к видеотрансляции экзамена, необходимо размещать на официальном сайте образовательной организации.

В настоящее время действующее законодательство, хоть и декларирует открытость проведения любой формы ГИА, но при этом создает очевидные препятствия в реализации данной нормы.

Как было указано выше, реализация исследуемого принципа может быть обеспечена открытыми занятиями. Но это потребует предварительной организации их проведения.

Во-первых, необходимость проведения открытых учебных занятий должна быть указана в трудовом договоре, заключаемом с преподавателем, либо в его должностной инструкции.

Во-вторых, образовательная организация формирует и утверждает локальный акт, определяющий порядок организации и проведения открытых занятий. Такие акты, например, приняты в СПб ГБПОУ «МРЦПК «ТЭиМ», ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», ГПОУ «Прокопьевский строительный техникум», ГБПОУ НСО «Новосибирский политехнический колледж» и ряде других. Открытые занятия относятся к активным и интерактивным, часы которых отдельно выделяются в основных профессиональных образовательных программах (учебных планах, программах учебных дисциплин (модулей)).

Для проведения открытых занятий дистанционный формат является наиболее приемлемым. Это, с одной стороны, не будет нагружать образовательные организации задачами обеспечения родителей или заказчиков обучения посадочными местами, ведь часто аудитории вмещают только одну-две группы студентов, с другой – является удобным для сторонних лиц, желающих присутствовать на открытом занятии, так как многие родители обучающихся проживают вне места осуществления образовательной деятельности. Анализ сведений об обучающихся в Невинномысском экономико-правовом техникуме позволил сделать вывод о том, что более 53% студентов – жители иных муниципальных образований, следовательно, большинство их родителей также проживают в другом населенном пункте. Значит, приезжать на открытые занятия для них будет обременительным как по времени, так и материально. В связи с этим образовательным учреждениям необходимо будет организовать работу по доведению до всех желающих сведений о ссылке, сервисе, позволяющих подключиться в дистанционном формате, а также дате и времени проведения открытого занятия. Такая информация может размещаться на официальном сайте образовательной организации, а до родителей, заказчиков обучения дополнительно доводиться через кураторов.

Заключение. В результате исследования выявлено, что существующие на сегодняшний день правила не позволяют образовательным организациям реализовать принцип открытости проведения демонстрационного экзамена, если родители, заказчики обучения или иные лица захотят присутствовать непосредственно на площадке, выступающей центром проведения такого экзамена. Единственным возможным способом обеспечения соблюдения принципа открытости в рассматриваемом случае для образовательных организаций является использование информационных технологий, позволяющих дистанционно наблюдать за ходом демоэкзамена. Для устранения выявленного противоречия между установленной законом обязанностью обеспечить соблюдение принципа открытости проведения демоэкзамена и требованиями комплекта оценочной документации (КОД), исключающими такую возможность в очном формате, считаем необходимым дополнить указанные в КОД планы застройки площадки зонами для размещения иных лиц в целях обеспечения соблюдения образовательными организациями принципа открытости.

Считаем, что тех положений, которые содержатся в законодательстве об образовании, недостаточно для реализации принципа открытости образовательными организациями, так как большая их часть носит не обязательный характер. В связи с этим предлагаем акты дополнить правилами, направленными на обеспечение рассматриваемого принципа. Например, в ФГОС или Порядке осуществления образовательной деятельности предусмотреть пункты, согласно которым образовательные организации обязаны проводить открытые занятия. При этом автором выше указано, как именно организационно-методически это должно быть обеспечено.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что законодательством определена необходимость образовательных организаций соблюдать принцип открытости, но пределы его реализации не всегда четко обозначены. Некоторые действующие положения и вовсе не позволяют реализовать исследуемый принцип, что требует внесения изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов. Также определено, что образовательным организациям необходимо изменить подход к формированию учебного плана, включив в него отдельно часы на проведение открытых занятий. Все это позволит устранить противоречия, достигнуть баланса при реализации образовательными организациями принципа открытости.