Для успешного освоения основных образовательных программ в системе высшего образования необходим организованный процесс, который позволит эффективно определить методы и формы преемственности в рамках изучения одной дисциплины, а также определит междисциплинарное взаимодействие между разными дисциплинами, включенными в учебный план по одной образовательной программе или на разных ступенях высшего образования, включая магистратуру и аспирантуру.
Вопрос реализации преемственности математического образования анализируется многими учеными, педагогами, методистами, которые уделяют особое внимание содержательному аспекту преемственности образования, включая обучение в вузе, считая, что процесс освоения математических дисциплин осуществляется на основе принципов системности и последовательности [1].
В условиях постоянно обновляющегося и изменяющегося технологического пространства выпускник вуза должен быть способен к обновлению, накоплению и использованию новых знаний и навыков, способен к освоению новых форм труда, что позволит ему конкурировать на рынке профессий с другими специалистами, адаптироваться в меняющейся профессиональной среде, быть активным участником экономической жизни общества. Это возможно осуществить, если сотрудники понимают, что полученное образование в вузе необходимо постоянно обновлять и совершенствовать, так как требования к специалисту изменяются, растет список устаревающих профессий, а образование стало непрерывным, основным механизмом которого является преемственность.
В основном образовательном документе «Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена структура российской системы образования и указано, что одним из требований к Федеральным государственным образовательным стандартам является обеспечение единства образовательного пространства и преемственности образовательных программ [2].
В настоящее время вопрос преемственности в вузе становится наиболее актуальным, так, механизм формирования учебного плана по программам бакалавриата и специалитета и реализации учебного процесса определяется запросами работодателей, которые хотят, чтобы у их сотрудников были сформированы не только профессиональные компетенции, но и компетенции, связанные с командной работой, и руководитель мог управлять знаниями своей команды.
Стоит отметить, что основной проблемой в осуществлении механизма преемственности в вузе и формировании учебного плана направления подготовки является недостаточное взаимодействие между кафедрами, когда изучение ряда дисциплин идет параллельно в одном семестре или раньше тех дисциплин, которые являются основой для изучения специальных дисциплин.
С философской стороны понятие «преемственность» определяется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» [3].
Учитывая особенности, связанные с учебным процессом, понятие «преемственностьвобразовании» можно определить как систему связей, обеспечивающую непрерывное и тесное взаимодействие всех образовательных элементов, включая обучающие задачи, методы и приемы обучения, педагогические технологии, для создания единого непрерывного образовательного процесса.
Только целенаправленный и системный подход определит эффективный процесс при подготовке конкурентоспособного выпускника, способного мыслить креативно, работать творчески и развивать компетенции в течение всей своей трудовой деятельности, так как технологический прогресс требует постоянного совершенствования специалистов в разных сферах жизнедеятельности.
В системе высшего образования преемственность обеспечивает взаимосвязь между учебным материалом в изучении одного предмета на разных ступенях обучения, но участвует в формировании компетенций выпускника, когда на каждом следующем этапе обучения последовательно и планомерно усложняется учебный материал, и ранее полученные знания и умения необходимы для успешного освоения дисциплин образовательной программы [4].
Преемственность в образовании есть осмысленный процесс, когда обучающиеся приобретают новые знания к ранее полученным, приобретают новый практический опыт к существующему, то есть происходит взаимосвязанная деятельность в процессе обучения.
Цель исследования
Основной целью исследования вопроса, связанного с преемственностью в системе образования, является изучение условий формирования преемственности в современном учебном процессе в вузе.
Материал и методы исследования
В работе представлен анализ существующего состояния преемственности в вузовском обучении.
В ходе обработки эмпирических данных, которые были получены при анкетировании студентов 3 курса (всего респондентов было 79 человек) Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, были использованы методы, связанные с получением, анализом, статистической обработкой, визуализацией данных.
Для формирования анкет была использована платформа широко используемого инструментария «Google-форма», а обработка данных проводилась с использованием программной среды Excel.
Для визуализации данных использованы инструменты пакетов Excel и Power Point.
Результаты исследования и их обсуждение
При подготовке выпускников экономического профиля уровень математической подготовки должен быть высоким, так, основная часть изучаемых дисциплин, включая дисциплины профиля, базируется на знании математики и умении применять математический инструментарий и использовать разные программные среды для аналитики реальных данных, для построения прогностических моделей.
Процесс изучения математики является многоуровневым, эффективное усвоение этой дисциплины зависит от структуры построения и этапов реализации ее, а вопрос преемственности при изучении дисциплин математического блока в вузе становится основным для непрерывного образовательного процесса.
Отметим, что преемственность в вузовском образовании касается не только изучения математических дисциплин, а имеет междисциплинарный характер, так как при изучении профильных дисциплин, таких как «Эконометрика», «Эконометрические исследования», «Статистика», «Математическое моделирование и количественные методы исследований», «Математические модели микро- и макроэкономики» и других, необходимо знать материал не только по экономическим дисциплинам и математике, но и владеть навыками применения программных продуктов и использовать информационные технологии как средство, помогающее оптимизировать учебный процесс, сокращая время на решение задач и выполнение практической работы. Тем самым у студентов экономического профиля не только формируются профессиональные компетенции, связанные с будущей профессией, но и повышается уровень финансовой грамотности, информационной культуры, навыки при работе с компьютером.
Для укрепления междисциплинарных связей используется пролонгированное обучение математике, заключающееся в том, что студенты получают базовые математические знания и умения, необходимые для решения задач по дисциплинам других образовательных блоков [5].
Основные черты преемственности в изучении математических дисциплин включают:
• взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными математическими дисциплинами или отдельными темами, которые углубляются на старших курсах;
• использование полученных ранее знаний при дальнейшем изучении одного предмета;
• единообразные требования, которые предъявляются студентам при переходе на следующий курс или уровень обучения.
Вопрос мотивации и побуждение к получению новых знаний у обучающихся в учебном процессе остается актуальным, и грамотно осуществляемый процесс преемственности оказывает влияние на формирование мотивации учебной деятельности и на саморазвитие студентов, когда появляется интерес к освоению учебного материала, предусмотренного не только учебной программой дисциплины, но возникает необходимость и к более детальному и углубленному изучению тем дисциплины.
В проведенных педагогических исследованиях мотивов учебной деятельности студентов вузов определены 3 группы мотивов в соответствии с уровнем обучения. В первую группу включены широкие социальные мотивы, связанные с ответственностью (бакалавриат и магистратура), во вторую группу - узкие социальные мотивы, связанные с социальным престижем и страхом получения низких баллов по учебным предметам (бакалавриат и магистратура), и третья группа состоит из внутренних мотивов, направленных на осознание своей профессиональной деятельности, саморазвитие и самообучение (аспирантура) [6].
Если мотивация является одним из важных механизмов, определяющих учебную деятельность при подготовке выпускников, способных конкурировать на рынке профессий, и помогает выстраивать эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса, то в современном учебном процессе формирование внутренней мотивации у студентов должно осуществляться на первом курсе бакалавриата. При изучении базовых и фундаментальных дисциплин важно показать практическое применение учебного материала в виде решения заданий-кейсов, представить примеры использования в бизнесе, а также показать пример из дисциплины профессионального блока, чтобы студенты осознали важность изучаемого материала по текущей дисциплине.
Для обеспечения мотивации студентов и вовлечения их в учебную деятельность преподавателю необходимо показать возможности информационных инструментов, которые широко используются в учебной деятельности и в сферах жизнедеятельности человека.
Важная роль в образовательном процессе отводится самостоятельной работе студентов, и грамотно построенная методика организации этого вида деятельности также способствует результативности, а знания, полученные при самостоятельном овладении материалом, развивают творческие способности человека. Умение находить новое, управлять полученными знаниями помогает студентам при изучении дисциплин на старших курсах и в профессиональной деятельности, а рациональная организация бюджета времени для осуществления самостоятельного изучения некоторых тем учебной дисциплины или углубленное изучение ранее изученного материала развивает ответственное отношение к работе. Задачей преподавателя при организации самостоятельной работы студентов является не только обозначить темы для самостоятельного изучения, но и представить методические советы для эффективной работы, и проверить изученный материал с использованием контрольно-оценочных средств. Чтобы самостоятельная работа студентов была эффективной, необходимы готовность преподавателя, качественное учебно-методическое обеспечение и нормативно-правовая база [7].
Для успешной реализации механизма преемственности и организации самостоятельной работы при изучении математических дисциплин используются образовательные онлайн-платформы (Learning Management System), в системе которых загружен учебный материал в виде электронных пособий, обучающих программ, тренингов, тестов и заданий для проверки знаний. Для повторения ранее изученного материала по текущей дисциплине или дисциплин других курсов можно использовать соответствующие блоки, на которых размещен учебный материал и есть ссылки на учебные издания.
Для формирования научно-исследовательских компетенций и подготовки научных кадров для вуза активно рассматривается вопрос, связанный с реализацией преемственности магистратуры и аспирантуры, а сам механизм преемственности охватывает образовательный и научно-исследовательский компоненты [8]
В рамках рассмотрения проблемы преемственности при изучении математических дисциплин в профильном экономическом вузе, а также для оценки эффективности математической подготовки и значимости для будущей профессии, в 1 семестре 2023-2024 учебного года был проведен опрос студентов 3 курса, которые изучили по программе бакалавриата дисциплины математического блока «Математика» и «Анализ данных» и перешли к изучению «Эконометрики». В анкетировании приняли участие студенты направления подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление», всего 79 человек.
Современные информационные возможности и цифровые платформы позволяют абитуриентам предоставлять документы в вузы без очного присутствия. Так, первый вопрос проведенного анкетирования был направлен на выявление способа подачи документов в вуз. Оказалось, что около 70% опрошенных респондентов предпочли предоставить документы в электронной форме, что свидетельствует о росте популярности онлайн-платформ среди населения, и о возможности для абитуриентов из отдаленных регионов без приезда в Москву в период приемной кампании предоставлять документы в вуз.
У абитуриентов уровень подготовки по школьной математике был разным, так как при поступлении на направление подготовки «Экономика» обязательным является сдача ЕГЭ по профильной математике, а для поступления на направление «Государственное и муниципальное управление» результаты ЕГЭ по математике не нужны, но среди анкетируемых есть такие студенты, которые в настоящее время обучаются по данному направлению и сдавали ЕГЭ по математике. На рисунке 1 представлена диаграмма, показывающая уровень школьной математической подготовки, исходя из результатов ЕГЭ по математике.
Рис. 1. Уровень математической подготовки абитуриентов
Составлено автором.
Следующие вопросы касались оценки уровня математической подготовки после 1 курса, когда по учебному плану подготовки бакалавров изучаются такие дисциплины, как «Математика», «Цифровая математика на языке R и Excel», и после 2 курса, когда студенты изучали годовой курс «Анализ данных». Курс «Анализ данных» полностью адаптирован под практико-ориентированный процесс обучения, и на семинарских занятиях решаются задачи с реальными данными с использованием различных программных сред Excel, R, Python. Поэтому цифровые компетенции, сформированные на 1 курсе, необходимы на семинарских занятиях по «Анализу данных». Практическую значимость своей будущей профессии студенты осознают, выполняя расчетно-аналитическую работу с финансовыми данными компаний, осуществляющих свою деятельность в настоящее время, делая соответствующие выводы и прогнозы.
Результаты оценивания уровня математической подготовки после 1 и 2 курса представлены на рисунке 2, и студенты отмечают, что после 2 курса уровень стал выше, чем они оценили после 1 курса.
Рис. 2. Оценка уровня математической подготовки после 1 и 2 курсов (чел.)
Составлено автором.
В настоящее время студенты, принимавшие участие в анкетировании, продолжают обучение на 3 курсе и изучают профильные дисциплины, включая те дисциплины, для изучения которых необходима математическая подготовка и знания, полученные на ранних курсах. Поэтому более половины опрошенных студентов отмечают, что используют знания по математическим дисциплинам, которые изучали на 1 и 2 курсах.
Заключение
На современном этапе развития информационного технологического пространства меняется система подготовки кадров для экономики, что помогает формированию уровня выпускника, способного гибко реагировать на изменения, связанные с профессиональной деятельностью. Образовательный процесс, ориентированный на образование с помощью математики, является основой преемственности в вузе, а анализ проблемы преемственности в вузе остается актуальным в учебном процессе и требует детального исследования.