Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTRADICTIONS IN THE FORMATION OF CORE VALUES IN THE MODERN YOUNG GENERATION

Biryukova N.V. 1 Maadyr-Ool U.A. 2 Kartoeva M.K. 2
1 FGAOU VO First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov of the Ministry of Health of Russia
2 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov Ministry of Health of Russia (Sechenov University)
The article deals with the problem of value formation among modern youth. To compare the data, the literature on the value orientations of young people from different eras was studied, as a result of which it can be concluded that the priorities of morality and morality changed at different times, the formation of which was influenced by political, economic, and religious events. The purpose of the work is to study the value orientations of students of specialized medical education. Methods were used to identify values Rokich M., Murzich L.N. and Tarasova A.V. In the course of the study, the authors determined that among the terminal values (goal and striving for it) for the survey participants, the most significant are family well-being, comfortable life and friendship. Instrumental values are the means to achieve a goal. The survey participants believe that they need intelligence, logic and creativity to achieve their goals. The authors associate their choice with the peculiarities of specialized education. The study found that such spiritual values as love, friendship, happiness, and beauty have also not lost their significance. Values such as peace on the planet, national security, diligence, the ability to obey, altruism turned out to be not a priority - the desire of the subjects for self-realization is not related to value orientations aimed at protecting the patronymic, helping other people. The article describes the reasons for the relationship between the choice of life meanings and value orientations, respectively, the requirement of the era of information and communication technologies and the market economy. As a result of the data obtained, the authors came to the conclusion that it is necessary to form pedagogical technologies that contribute to the formation of values such as Homeland, patriotism, love for the Motherland, respect and assistance to other people.
key words: evolution of values
younger generation
material interests
success in life
self-realization

В новом XXI веке наиболее остро ощущается падение нравов и потеря человеческих ценностей. Изучению ценностей у современного молодого поколения, от которых зависит судьба человечества в целом, посвящено немало исследований. Ученые полагают, что ценности меняются из-за внешних обстоятельств, прежде всего социальных и природных. При высоком уровне социальных изменений и общественной динамики серьезные изменения претерпевает социокультурная среда, условия становятся другими, и люди вынуждены активно включаться и конструировать себе новые качества. Так возникают новые системы ценностей, адаптированные для современного общества и удовлетворяющие потребности человека. Тем не менее у людей ценности различаются, однако бывают ценности, которые занимают важное место в жизни каждого человека. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, помощь, дружба, доброта составляют основу для всех остальных ценностей. Социологи их называют базовыми, потому что они составляют стержень ценностного сознания личности. Эти ценности определяют отношения к окружающему миру, к другим людям, самому себе, помогают принимать правильные решения в самореализации и достигать поставленных целей. У нынешнего молодого поколения исследователи выявляют большую ориентированность на материальное благополучие – хорошая работа, большая зарплата, желают иметь свою квартиру, машину [1]. В итоге ценности молодого поколения и цели связаны с материальным потреблением, а непотребительские задачи (получить образование, создать семью, иметь детей и заниматься их воспитанием) выпадают на второй план или вовсе отсутствуют. Поэтому задача изучения ценностных ориентаций подростков и молодежи имеет большое значение.

Цель исследования – изучить ценностные ориентации у обучающихся профильного медицинского образования.

Материалы и методы исследования

Диагностика ценностных ориентаций проведена по методике Рокича М. и МурзичЛ.Н., Тарасовой А.В. [2], использованы общенаучные методы: тестирование, сравнение, обобщение, математические методы. В диагностике приняли участие обучающиеся профильного образования Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский предуниверсарий» в количестве 300 человек, возраст 17-18 лет.

Изучению ценностей как феномена, отражающего широкий спектр жизненных значимостей, посвящено много работ. В данной области упорно трудились отечественные и зарубежные ученые, такие как Архангельский Л.М., Демин М.В., Дробницкий О.Г., ЧанглиИ.И. и другие. С философской точки зрения ценности - это основные идеи и убеждения, которые определяют, что авторы считают хорошим, правильным или ценным в жизни [3]. Социологи определяют ценности как идеи, принципы, идеалы, цели, к которым необходимо стремиться. Это ценности человеческой жизни и здоровья, представления о добре и зле, счастье и смысле жизни, порядочности и достоинстве, семье и любви, трудолюбии и законопослушности [4]. Психологическое определение: «Личные ценности - это четко сформулированные желаемые цели, которые управляют тем, как люди распределяют внимание, оценивают события и других людей, а также объясняют их поведение и суждения» [5].

В эволюции системы ценностей в процессе становления цивилизаций происходила их последовательная смена. Изучение истории показывает, что именно в античные времена были заложены основы этики, основанной на добродетели. В древнегреческой философии добро и зло являются этическими категориями для признания нравственного поведения людей, как условия национального развития. Мыслители того времени считали, что существование добра связано со знанием. Сократ был уверен, что разумный человек способен совершить только добрые поступки и стать счастливым. Платон считал, что нравственность есть обретение человеком своей индивидуальной системы ценностей и духовных ориентиров. Внутренняя природа человека является мерой отношений между людьми, семьей, коллективом, государством. Философия ценности определяется как мир мировоззрения и самосознание отношений. В Средние века проблема ценностей жизни характеризуется более пристальным вниманием, что связано с социальными противоречиями того периода и приобретает религиозные ценности. Христианство породило другие нравственные ценности, чем в античные времена, это осознание собственной беспомощности перед Богом, покорность, признание своей греховности. В эпоху Средневековья создается противоречие между ценностью человеческой сущности и его земным социальным характером [6].

В Новое время произошли исторически важные события: войны, революции, классовая борьба, развитие науки и техники, что является причиной изменения взглядов людей на мир, религию, политику. Большой вклад в изучение морали, ценностей в данный период внесли Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант и другие. Они выражали свое мнение о том, что возникновению между людьми тёплых, искренних отношений препятствуют исторически сложившиеся в Европе формы морали: «мораль господ» и «мораль рабов», и предложили построить гражданское общество, в котором человеческие поступки и мораль будут играть важную роль. А мыслители Нового времени утверждали, что трудолюбие, простота, честность, добро могут способствовать созданию развитого общества [7].

Для поколения наших отцов и дедов путь к успеху был долгим и трудным. Гражданская и Великая Отечественная войны унесли из жизни огромное количество людей. Следовательно, в послевоенный период важнейшей была социальная взаимовыручка, предполагающая совместные усилия и стремление к общему благополучию, на этой основе и были созданы коллективные и советские хозяйства. Молодежь привлекалась для решения экономических проблем и трактовалась в контексте идеи строителя коммунизма. Исследования 1966 года показали, что 60,7% молодежи в качестве основной ценности выделяли труд, также приоритетными были повышение образования и квалификации молодежи. Авторы также выделяют такие нравственные ценности советской молодежи, как семья, дружба, уважение к старшему поколению, патриотизм [8]. Поскольку ценности молодежи динамичны, в условиях цифровизации экономики сформировалась мобильная система ценностей и идеалов, это привело к появлению в обществе нового человека с когнитивными характеристиками [9]. В настоящее время государство заботится о сохранении духовно-нравственных ценностей, поэтому данная проблема, в первую очередь, требует внимания родителей, так как семья является важным средством воспитания духовно-нравственных основ подрастающего поколения [10]. Таким образом, представления и приоритеты морали и нравственности менялись в разные времена, на их формирование оказывали влияние общественно-политические, экономические, традиционные и религиозные изменения.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторы провели исследование ценностных ориентаций по методике М. Рокича, согласно которой ценности были разделены на две группы: терминальные и инструментальные. По мнению автора, терминальные ценности представляют собой убеждения в значимости той или иной цели и необходимости стремления к ней. Инструментальные ценности отражают убеждения в том, что определенный образ действий или свойство личности является предпочтительным для достижения жизненных целей.По результатам проведенного исследования самыми значимыми терминальными ценностями для участников анкетирования являются благополучие семьи, комфортная жизнь и дружба (табл.). Умеренно значимыми ценностями служат свобода, достижения, интересная жизнь, любовь, самоуважение, счастье, чувство собственного достоинства и красота. Менее приоритетны такие терминальные ценности, как равенство, национальная безопасность, мир на планете, спасение, мудрость, общественное признание. Ценности школьников направлены на удовлетворение своих потребностей и интересов, но в жизни всегда важно сохранение основных духовных ценностей, они, по результатам опроса, не совсем утратили свое значение – это любовь, счастье, дружба. После победы СССР в Великой Отечественной войне долгое время наша страна могла жить, учиться и трудиться под мирным небом, и это привело к тому, что поколение забыло, что такое безопасность. В связи с этим такие ценности, как национальная безопасность, мир на планете, равенство, спасение, у участников анкетирования остаются на последнем месте, и поэтому возникает необходимость формировать у молодого поколения такие ценности, как Родина, патриотизм, любовь к Отчизне.

Среди инструментальных ценностей особо выделяются умственные способности, творчество и логика (табл.).

Определение основных ценностей обучающихся

Терминальные ценности

%

Инструментальные ценности

%

Благополучие семьи

50

Ум

40

Настоящая дружба

30

Логика

25

Комфортная жизнь

40

Творчество

30

Любовь

15

Самостоятельность

23

Достижения

21

Честность

17

Удовольствие

7

Ответственность

23

Самоуважение

15

Независимость

19

Свобода

20

Широкий кругозор

19

Счастье

14

Смелость

20

Красота

12

Чистоплотность

11

Интересная жизнь

16

Вежливость

10

Чувство собственного достоинства

11

Готовность простить других

9

Мир на планете

3

Жизнерадостность

18

Равенство

2

Честолюбие

5

Общественное признание

9

Альтруизм

7

Спасение

3

Способность любить

18

Национальная безопасность

4

Исполнительность

4

Мудрость

8

Способность подчиняться

2

         

На втором месте – самостоятельность, ответственность, широкий кругозор, смелость, жизнерадостность, независимость и способность любить. Менее привлекают готовность простить других, честолюбие, исполнительность, способность подчиняться и альтруизм. Авторы приходят к выводу, что респонденты ценят все, что связано с мозговой деятельностью. Это можно объяснить сравнением с их учебными навыками: рассуждать, владеть понятиями, мыслить, найти решение задачи, создать что-то новое. Профильное образование также требует наличия высокого кругозора, самостоятельности, ответственности, смелости в решении проблем, поэтому неудивительно, что обучающиеся выделяют именно эти ценностные качества. Для старшеклассников профильного образования не актуальны такие ценности, как исполнительность, альтруизм, умение подчиняться. Возможно, в данной ситуации имеют место разные менталитеты и интересы молодого и старшего поколения, внешность взрослого человека, несоответствие стиля общения разных поколений.

Выявление ценностных ориентаций по методике Мурзич Л.Н. и Тарасовой А.В. демонстрирует, что основным смыслом существования у обучающихся являются улучшение условий собственной жизни, реализация своих способностей и удовлетворение своих потребностей (рис. 1). Для испытуемых менее актуальны продолжение рода, обеспечение возможности развития своим детям, борьба за свои идеи. В данном случае ценности современной молодежи, главным образом, сосредоточены вокруг материального достатка и личного благополучия. По сравнению с советским периодом существенные общественно-экономические преобразования привели и к смене морально-нравственных ориентиров. Важно подчеркнуть, что значительный сдвиг произошел в сторону материальных и индивидуалистических факторов и формирования своих личностных систем ценностей. Астратова Г.В. считает, что преобладание потребительских ценностей и индивидуальных интересов у современной молодежи чрезвычайно необходимо для решения актуальных задач нынешней цифровизации экономики, в их жизни не менее значимы наличие хороших и верных друзей, дружба, любовь, счастье [9].

Рис. 1. Смысл жизни, по мнению обучающихся

Проведенные исследования показали, что главными факторами для реализации своих способностей старшеклассники считают: деньги (39%), интеллектуальные способности (41%), целеустремленность и сильную волю (15%), знакомства и связи (5%) (рис. 2). В приведенной диагностике также выделяются материальные ценности и умственные способности.

Рис. 2. Ведущие факторы для реализации своих способностей, по мнению опрошенных обучающихся

Заключение. Наша эпоха характеризуется глобальными изменениями в области культуры, истории, экономики и политики. Жизнь современной молодежи проходит под знаком крупных перемен, это все влияет на сознание и мировоззрение молодого поколения, условия нынешней жизни диктуют перестройку системы ценностей, образа жизни и взаимоотношений людей.

Полученные авторами данные позволили подтвердить факт о том, что в контексте изменяющейся социальной действительности респондентов интересуют благополучие, комфортность, потребительские и индивидуальные приоритеты. Во всем мире качественное профессиональное образование стало очень дорогим, это связано с внедрением в учебный процесс новых технологий и инновационных форм обучения. Очевидно, что при диагностике самореализации испытуемые подчеркивают роль материальных ценностей для получения высшего образования. Другая часть молодого поколения понимает, что знание является главной ценностью для достижения жизненного успеха.

Не столь актуальны такие важные качества, как безопасность и защита страны, альтруизм, исполнительность. Таким образом, сегодня крайне важно сформировать систему ценностей и разработать педагогические технологии, которые охватывали бы воспитание любви к родине, духовных ценностей и социализации молодежи, без чего невозможно успешное развитие общества.