Потребность в антропометрических исследованиях обуславливается большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы [1, 2]. Это трансгрессивная изменчивость, которая обусловливает необходимость количественных определений. Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии. Для характеристики физического развития детских коллективов, различающихся по этническому признаку, климатогеографическим и социально-экономическим условиям проживания, информативным является использование региональных модифицированных шкал регрессии, комплексной схемы и центильных таблиц, то есть методик, оценки физического развития, использующих региональные нормативы [3–5]. Поэтому большое значение приобретает изучение особенностей физического развития детей в разных регионах страны [6].
Целью настоящего исследования явилось установление основных антропометрических характеристик у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности Республики Марий Эл, для разработки и составления региональных норм физического развития детей.
Материалы и методы исследования
Данное исследование проведено на базе муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного возраста с. Новые Параты Республики Марий Эл в период с 2017 по 2020 г.
Оценивали динамику изменения основных антропометрических показателей (рост стоя, рост сидя, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы) у детей дошкольного возраста. За весь период работы было обследовано 82 ребенка в возрасте от 2 до 6 лет. Было выделено четыре возрастные группы, в каждой дополнительно дети были разделены на мальчиков и девочек. В каждую группу входило от 20 до 22 детей. Обследование проводилось в сентябре, декабре и марте в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1–2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем почти на 1 кг [7].
В работе использован антропометрический метод исследования, который является достаточно унифицированным и предусматривает измерения тела стандартными инструментами.
Фактический материал, полученный в ходе исследования, был обработан методом вариационной статистики с использованием t-критерия Стьюдента. Для оценки достоверности сдвига использовали уровень вероятности p ≤ 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка антропометрических показателей детей базировалась на измерении меняющихся с возрастом параметров его основных антропометрических данных. Ведущими параметрами, отражающими физическое развитие подрастающего поколения, считают рост и массу тела.
В табл. 1 приведены показатели длины тела (роста стоя и роста сидя) детей разного возраста. Рост является наиболее стабильным показателем и служит необходимым критерием для правильной оценки ряда других признаков. Результаты исследования показали, что практически все показатели длины тела у детей, проживающих в данной местности, по центильным таблицам находятся в пределах 75–90 центилей, что соответствует уровню физического развития выше среднего. В целом увеличение длины тела наиболее активно происходит в возрастной отрезок от 4 до 5 лет, когда данный параметр ежеквартально возрастает на 3 см. Следовательно, увеличение скорости роста тела в длину у обследованных детей происходит на год раньше общепринятых норм. Половые различия установлены лишь в сентябре у 3-летних детей и у 6-летних, когда мальчики оказались выше своих сверстниц на 3–3,5 см. Увеличение показателей роста сидя происходит более равномерно, и с 2,5 до 4 лет показатели мальчиков статистически достоверно превышают аналогичные параметры их сверстниц в среднем на 1,5 см (табл. 1).
Таблица 1
Показатели роста (см, М±m) у детей сельской местности Республики Марий Эл
Возраст |
Месяц исследования |
Рост стоя |
Рост сидя |
||
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
||
2–3 |
сентябрь |
90,01± 0,55 |
89,21 ±0,33 |
51,65± 0,48 |
52,55± 0,28 |
декабрь |
92,40± 0,572 |
92,50 ±0,362 |
52,60± 0,45 |
54,04± 0,321,2 |
|
март |
93,60± 0,61 |
93,91 ±0,372 |
53,27± 0,31 |
54,54± 0,361,2 |
|
3–4 |
сентябрь |
95,22± 0,63 |
98,71 ±0,761,2 |
53,32± 0,21 |
55,00 ±0,411 |
декабрь |
97,51± 0,572 |
99,25 ±0,71 |
53,67± 0,25 |
55,08± 0,351 |
|
март |
99,60 ±0,622 |
100,55± 0,68 |
54,13± 0,20 |
55,91± 0,381 |
|
4–5 |
сентябрь |
105,92± 0,602 |
106,90± 0.672 |
56,53 ±0,472 |
56,21± 0,33 |
декабрь |
108,01± 0,612 |
109,60± 0,682 |
56,86± 0,37 |
57,50± 0,322 |
|
март |
110,70± 0,732 |
11,23 ±0,742 |
57,75± 0,48 |
58,06± 0,43 |
|
5–6 |
сентябрь |
112,80± 0,532 |
114,25± 0,872 |
58,31± 0,56 |
59,04± 0,48 |
декабрь |
113,61± 0,51 |
116,90±0,651,2 |
59,00± 0,64 |
60,04± 0,43 |
|
март |
115,30± 0,412 |
118,10± 0,601 |
60,84 ±0,71 |
62,91± 0,57 |
Примечание. 1 – значимость различий между показателями мальчиков и девочек (p ≤ 0,05); 2 – значимость различий между показателями возрастных групп (p ≤ 0,05).
Индивидуальные значения длины тела связаны со значениями остальных признаков корреляционной зависимостью, величина которой колеблется от 0,3 до 0,8, причем в различных популяциях величина этой связи неодинакова и зависит как от генетических особенностей популяции, так и от условий среды обитания [1]. В исследовании авторов установлена высокая корреляционная связь между ростом стоя и ростом сидя у девочек почти во всех возрастных группах и у мальчиков в 5–6-летнем возрасте (коэффициент корреляции колеблется в пределах 0,90–0,97).
Среди антропометрических показателей масса тела является наиболее подвижной. Этот показатель может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений, а также экзогенных причин (питание, режим). Динамика изменений показателей массы тела у детей дошкольного возраста, проживающих в сельской местности, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Показатели массы тела (кг, М±m) у детей сельской местности Республики Марий Эл
Возраст |
Месяц исследования |
Масса тела |
|
девочки |
мальчики |
||
2–3 |
сентябрь |
11,60± 0,32 |
12,62 ±0,47 |
декабрь |
11,94± 0,33 |
13,08 ±0,461 |
|
март |
12,43± 0,28 |
13,15 ±0,49 |
|
3–4 |
сентябрь |
15,55± 0,582 |
16,20 ±0,302 |
декабрь |
15,86± 0,62 |
16,55 ±0,31 |
|
март |
16,10 ±0,57 |
17,01± 0,39 |
|
4–5 |
сентябрь |
17,59± 0,362 |
17,80± 0.31 |
декабрь |
18,10± 0,38 |
18,41± 0,29 |
|
март |
18,64± 0,31 |
18,90 ±0,29 |
|
5–6 |
сентябрь |
19,09± 0,66 |
20,28± 0,69 |
декабрь |
19,84± 0,71 |
21,96±0,84 |
|
март |
20,34± 0,53 |
22,08± 0,86 |
Примечание. 1 – значимость различий между показателями мальчиков и девочек (p ≤ 0,05); 2 – значимость различий между показателями возрастных групп (p ≤ 0,05).
Согласно представленным данным наблюдается два периода наиболее активного увеличения массы тела: первый отмечен в 3 года (масса тела возросла на 3 кг в период с марта по сентябрь как у мальчиков, так и у девочек), и второй скачок отмечается у мальчиков в 5–6-летнем возрасте). По центильным таблицам большинство показателей массы тела у детей, проживающих в сельской местности республики, находятся в пределах 25 % центилей, и лишь в некоторых возрастных группах в пределах 25–50 % центилей, что соответствует средним значениям физического развития. В исследованиях М.А. Ларионовой [8] показано, что среди детей дошкольного возраста больший процент приходится на детей с избытком массы тела. В данном случае, наоборот, значения находятся в пределах нижних границ.
Известно, что изменения окружности головы (ОГ) обусловлены главным образом увеличением массы головного мозга, однако не следует забывать и о возможных рахитических изменениях в костях черепа, которые также отражаются на общей его конфигурации. Полученные данные изменения показателей ОГ у обследованных детей представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели окружности головы (ОГ) и окружности грудной клетки (ОГК) у детей сельской местности Республики Марий Эл (см, М±m)
Возраст |
Месяц исследования |
ОГ |
ОГК |
||
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
||
2–3 |
сентябрь |
47,03± 0,45 |
48,50 ±0,42 |
47,94± 0,56 |
48,01 ±0,54 |
декабрь |
47,50± 0,34 |
48,95 ±0,411 |
48,30± 0,63 |
49,10 ±0,62 |
|
март |
47,95± 0,31 |
49,30 ±0,371 |
48,50± 0,69 |
50,20 ±0,68 |
|
3–4 |
сентябрь |
48,05± 0,35 |
49,45 ±0,221 |
49,08± 0,71 |
51,03 ±0,561 |
декабрь |
48,50± 0,34 |
49,80 ±0,211 |
49,39± 0,52 |
51,50 ±0,621 |
|
март |
48,90 ±0,312 |
49,96± 0,181 |
49,94±0,53 |
51,97± 0,691 |
|
4–5 |
сентябрь |
49,43± 0,322 |
50,10± 0.33 |
51,94± 0,312 |
52,15± 0.48 |
декабрь |
50,10± 0,382 |
50,30± 0,34 |
52,50± 0,37 |
52,86± 0,56 |
|
март |
50,20± 0,362 |
50,40 ±0,31 |
52,96± 0,34 |
53,04 ±0,69 |
|
5–6 |
сентябрь |
50,47± 0,332 |
50,94± 0,342 |
53,13± 0,42 |
53,51± 0,352 |
декабрь |
50,84± 0,26 |
51,30± 0,41 |
53,58± 0,39 |
53,96± 0,38 |
|
март |
51,02± 0,31 |
51,51± 0,382 |
53,92± 0,37 |
54,02± 0,34 |
Примечание. 1 – значимость различий между показателями мальчиков и девочек (p ≤ 0,05); 2 – значимость различий между показателями возрастных групп (p ≤ 0,05).
Выявлены гендерные различия ОГ в период с 2,5 до 4 лет. На протяжении всего срока наблюдения данный параметр у мальчиков превышал аналогичные показатели у девочек, причем разница была достоверной в период с 2,5 до 4 лет (показатели мальчиков в среднем на 1,35 см были выше, чем у девочек этого же возраста). В целом у мальчиков прослеживается более равномерный рост ОГ. У девочек окружность головы более интенсивно увеличивается в период с 3 до 5 лет.
Важным показателем, отражающим степень развития грудной клетки, мышечной системы, подкожного жирового слоя на груди, который тесно коррелирует с функциональными показателями дыхательной системы, является окружность грудной клетки (ОГК). Согласно представленным данным (табл. 3) ежеквартальный прирост ОГК у 2–3-летних мальчиков достоверно превышает аналогичный показатель сверстниц в среднем на 2 см, только после 4 лет показатели ОГК у мальчиков и девочек находятся примерно на одном уровне. Таким образом, увеличение показателей ОГК у мальчиков в дошкольном возрасте происходит более равномерно, а у девочек выявлен период наибольшего изменения данного параметра, который приходится на 4–5-летний возраст (ежеквартальное увеличение составило 1 см). При работе с центильными таблицами также выявлено, что ОГК у обследованных детей ниже среднего значения практически во всех возрастных группах. Но в случае высокого роста уменьшение размеров ОГК не всегда означает ослабление мускулов плечевого пояса, так как их опора не претерпевает существенного сокращения.
Низкие значения массы тела могут иметь генетическую природу, тогда как дефицит массы тела и малая окружность грудной клетки чаще обусловлены неблагоприятными природными или социальными условиями среды обитания [9, 10].
Данные о физическом развитии детей некоторых регионов в начале третьего тысячелетия свидетельствуют о ставшей более благоприятной (по отношению к столичной социально-экономической сфере) в регионе проживания изучаемой совокупности детей, а также о преимуществе влияния биологических и медико-генетических факторов над социально-гигиеническими [11]. По мнению Л.Л. Липановой и др. [12], региональные особенности развития детей могут быть связаны с изменениями социально-экономической, экологической ситуации и особенностями образа жизни детей в регионах.
Полученные показатели являются частью исследований для разработки и составления региональных норм физического развития детей. Как показано в работе Скоблиной [13], данная часть исследований поможет в решении задач по статистической обработке первичных антропометрических данных детей с целью разработки нормативов физического развития на региональном уровне.
Заключение
Изученные антропометрические показатели у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях сельской местности Республики Марий Эл, свидетельствуют о том, что некоторые параметры физического развития имеют свои особенности, в частности рост детей данной возрастной категории по центильным таблицам находится в пределах выше средних значений, показатели массы тела в пределах 25–50 % центилей, а окружность грудной клетки ниже средних значений. Обращает на себя внимание факт высокого роста детей в данной местности, хотя некоторые авторы отмечают более низкие показатели данного параметра у детей, проживающих в условиях села. Вероятнее всего полученные результаты свидетельствуют о региональных особенностях развития детей в Республике Марий Эл.