В системе дошкольного образования профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ПДДТТ) рассматривается как одна из ключевых задач социокультурного и познавательного развития детей. Это связано с нестабильностью и напряженностью современной дорожно-транспортной ситуации, психофизиологическими особенностями дошкольников, которые часто приводят к различным дорожным опасным ситуациям. Содержание и технологии работы по ПДДТТ достаточно полно раскрываются в психолого-педагогических исследованиях, что позволяет педагогам дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) планомерно осуществлять данный вид деятельности [1, 2].
При организации работы по ПДДТТ важна совместная работа педагогов и родителей. Именно воспитывающие взрослые должны проявлять высокий уровень ответственности и демонстрировать детям правильное поведение, закрепляя у них опыт безопасного дорожного поведения как опыт нормированного и «социально желательного поведения» [3, с. 4]. В этой связи важно понимать, готовы ли они к целенаправленному формированию у детей необходимых знаний и представлений, навыков безопасного дорожного поведения, осознают ли свою ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка в дорожных ситуациях.
Цель исследования состоит в анализе деятельности ДОО в области ПДДТТ.
Материалы и методы исследования
Проведено анкетирование педагогов (18 чел.), анкетирование родителей (48 чел.), диагностика старших дошкольников (30 чел.), анализ, систематизация, обобщение и оценка результатов исследования. База исследования – МБДОУ «Детский сад № 48», г. Нижний Новгород.
Результаты исследования и их обсуждение
Основываясь на положениях компетентностного подхода, готовность педагогов ДОО к ПДДТТ можно рассматривать как необходимую и достаточную степень сформированности профессиональных компетенций, позволяющих целенаправленно осуществлять процесс обучения с разными категориями участников дорожного движения (детьми, родителями). В исследованиях описываются компоненты, обеспечивающие мотивационно-ценностную, когнитивную, операционную, рефлексивную составляющие профессиональной деятельности, которые выражают определенную степень осознанности и убежденности личности, ее мотивации, коммуникации, способов реализации профессиональных задач и их оценки [4].
В соответствии с компетентностными основами дошкольного образования нами выделены три основных направления готовности педагогов ДОО к ПДДТТ.
1. Готовность к нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению и оценке ПДДТТ с учетом запросов детей и родителей как участников воспитательно-образовательного процесса (мотивационно-оценочная готовность).
Показатели сформированности:
- наличие устойчивой положительной мотивации на развитие своего профессионально-творческого потенциала для достижения качественных результатов при осуществлении ПДДТТ;
- постоянное стремление к изучению нового, преобразованию имеющихся передовых педагогических практик, а также к разработке и демонстрации собственного опыта по данному направлению;
- умение объективно оценивать как собственный уровень профессионального развития, так и качество решения задач в области ПДДТТ.
2. Готовность к применению актуального содержания ПДДТТ, технологий, форм и методов его освоения (содержательно-процессуальная готовность).
Показатели сформированности:
- владение навыками поиска и отбора актуальной информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста, ее анализа, систематизации, обобщения для дальнейшего планирования и организации;
- способность учитывать специфику работы с детьми, родителями и социальными партнерами, гибко применяя соответствующие способы деятельности и технологии;
- умение проектировать соответствующую предметно-игровую развивающую среду с учетом дидактических принципов ее организации.
3. Готовность к осуществлению информационно-коммуникативного взаимодействия со всеми участниками ПДДТТ (коммуникативная готовность).
Показатели сформированности:
- владение нормами социокультурного взаимодействия;
- умение выстраивать конструктивную коммуникацию с участниками взаимодействия (детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами) и управлять коммуникативным взаимодействием.
Для изучения сформированности компонентов готовности педагогов ДОО по ПДДТТ была разработана анкета и определены три уровня их сформированности:
- оптимальный (высокая степень сформированности, характеризуется постоянным и системным проявлением);
- допустимый (средняя степень сформированности, характеризуется фрагментарным и эпизодическим проявлением);
- критический (низкая степень сформированности, характеризуется частичным либо невыраженным проявлением).
Содержание анкеты и критерии оценки представлены в табл. 1.
Таблица 1
Анкета для педагогов ДОО по изучению готовности к ПДДТТ
Содержание |
Уровень сформированности |
||
оптимальный |
допустимый |
критический |
|
Мотивационно-оценочная готовность |
|||
Изучаю нормативные документы и программные требования по ПДДТТ |
постоянно, системно |
эпизодически |
иногда, редко |
Изучаю (применяю) передовой педагогический опыт по ПДДТТ |
постоянно, системно |
эпизодически |
иногда, редко |
Разрабатываю собственный опыт по ПДДТТ и представляю его на разных уровнях |
постоянно, системно |
эпизодически |
иногда, редко |
Оцениваю собственный уровень профессионального развития и качество решения задач в области ПДДТТ |
постоянно, системно |
эпизодически |
иногда, редко |
Содержательно-процессуальная готовность |
|||
Осуществляю поиск и отбор актуальной информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста |
умею в полной степени |
умею в достаточной степени |
умею частично |
Анализирую, систематизирую, обобщаю информацию для дальнейшего планирования и организации |
умею в полной степени |
умею в достаточной степени |
умею частично |
Учитываю особенности разных категорий участников дорожного движения (детей, родителей, социальных партнеров) при выборе способов деятельности и технологий |
умею в полной степени |
умею в достаточной степени |
умею частично |
Проектирую предметно-игровую развивающую среду, учитывая дидактические принципы ее организации |
умею в полной степени |
умею в достаточной степени |
умею частично |
Коммуникативная готовность |
|||
Владею нормами социокультурного взаимодействия |
владею в полной степени |
владею в достаточной степени |
владею частично |
Выстраиваю конструктивную коммуникацию с участниками взаимодействия (детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами) |
умею в полной степени |
умею в достаточной степени |
умею частично |
Управляю коммуникативным взаимодействием с использованием соответствующим форм и методов для разных участников коммуникации |
умею в полной степени |
умею в достаточной степени |
умею частично |
Результаты анкетирования по компонентам готовности педагогов ДОО к ПДДТТ представлены на рис. 1. Обобщенные результаты уровня сформированности готовности педагогов ДОО к ПДДТТ представлены на рис. 2.
Рис. 1. Уровень сформированности готовности педагогов к ПДДТТ, %
Рис. 2. Обобщенные результаты уровня сформированности готовности педагогов ДОО к ПДДТТ, %
Как видно из представленных данных, на начало исследования у большинства педагогов (53 %) преобладает допустимый уровень готовности к ПДДТТ.
В то же время были определены проблемы и трудности. С одной стороны, 33 % педагогов демонстрируют оптимальный уровень коммуникативной готовности, что свидетельствует о понимании важности установления конструктивного диалога со всеми участниками взаимодействия и владения эффективными способами управления коммуникацией. Однако в целом оптимальный уровень имеет достаточно низкие значения, особенно по мотивационно-оценочному и содержательно-процессуальному компонентам (22 и 17 % соответственно). Следовательно, педагоги затрудняются в поиске и отборе информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста, испытывают сложности при ее анализе, систематизации, обобщении. Тем самым планирование и организация данного направления работы не отвечает требованиям актуальности, специфики возраста, снижая эффективность применяемых форм и методов работы.
Таким образом, анкетирование педагогов ДОО свидетельствует о необходимости специальной работы по повышению уровня всех компонентов готовности по ПДДТТ.
С целью выяснения отношения родителей к организации работы по ПДДТТ в ДОО был разработан вопросник «Профилактическая работа по детскому дорожно-транспортному травматизму». Анализ анкетирования родителей представлен в табл. 2.
Таблица 2
Отношение родителей к организации работы по ПДДТТ в ДОО
Вопросы |
Варианты ответов |
Ответы, % |
1. Знаете ли Вы требования программы детского сада по ПДДТТ? |
Знаю |
58 |
Затрудняюсь ответить |
28 |
|
Не знаю |
14 |
|
2. Как Вы считаете, какова основная цель ПДДТТ |
а) сформировать знания о ПДД, важности их применения |
46 |
б) развивать активность и желание изучать данную область знаний, формулировать вопросы и отвечать на них |
30 |
|
в) развивать внимательность, осторожность, память, умение воспринимать информацию |
24 |
|
3. Оцените работу педагогов по ПДДТТ (от 0 до 10) |
0–3 балла |
0 |
4–7 баллов |
56 |
|
8–10 баллов |
44 |
|
4. Чему научился Ваш ребенок в области ПДДТТ за прошедший год? |
Затрудняясь ответить |
36 |
Выучил некоторые правила дорожного движения |
24 |
|
Умеет остановиться перед дорогой |
18 |
|
Знает некоторые знаки |
34 |
|
Просит почитать по данной теме |
12 |
|
5. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для ПДДТТ? |
Условия созданы достаточно хорошо |
32 |
Думаю, можно создать специальный центр |
68 |
|
Условия не созданы |
0 |
|
6. Рассматриваете ли Вы дома темы, раскрывающие вопросы ПДДТТ? |
Постоянно рассматриваем эту тему |
48 |
Иногда, по необходимости |
52 |
|
Не рассматриваем |
0 |
|
7. Участвуете ли Вы совместной работе с воспитателем по ПДДТТ? |
Участвую постоянно |
24 |
Участвую редко |
52 |
|
Не участвую |
24 |
|
8. Оцените, насколько актуальна и полезна информация по ПДДТТ, представленная в родительском уголке Вашей группы? |
Информация не представлена или давно не менялась |
14 |
Информация представлена, но очень в общем виде (или ее слишком много). Мне это неинтересно |
62 |
|
Не обращаю внимания на содержание информации в родительском уголке |
0 |
|
Наглядная информация интересна и полезна для меня |
24 |
Анализируя ответы родителей, можно отметить, что в целом они положительно оценивают деятельность педагогов и ДОО по ПДДТТ, понимают значение системной и совместной работы в этом направлении. Однако многие ответы свидетельствуют о наличии проблем: чуть больше половины родителей (58 %) знакомы с программными требованиями; 68 % родителей считают целесообразным создать в детском саду «специальный центр для ПДДТТ»; 62 % родителей не удовлетворены содержанием родительских уголков и отмечают, что «Информация представлена, но очень в общем виде (или ее слишком много). Мне это неинтересно»; 52 % родителей редко участвуют в совместной работе с воспитателем по ПДДТТ, ссылаясь на «занятость»; 46 % родителей считают более важным формировать у детей конкретные знания в области ПДДТТ. Таким образом, анкетирование родителей показывает, что у них имеется достаточно высокая потребность в информировании, а также в совместных видах деятельности с детьми и педагогами.
Оценка уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников проводилась на основе индивидуальных бесед, наблюдения, дидактических игр, проблемных диагностических ситуаций (авт. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина [5]).
В процессе исследования фиксировались действия, поступки, результаты бесед и высказывания детей. Полученные данные представлены на рис. 3.
Рис. 3. Сформированность представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников, %
Как видно из данных рис. 3, показатель «Сформирован» отмечается у 15 % детей: они правильно и быстро отвечали на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ, демонстрируя понимание источников опасности, могли рассказать о последствиях неправильного поведения на дороге и транспорте, выделить причину возникновения опасной транспортной ситуации. Показатель «Стадия формирования» выявлен у 50 % детей. Для этой группы характерны неполные, краткие и не всегда точные представления о правилах дорожного движения и профилактики дорожных опасностей, детям требовалось больше времени при ответе на вопросы, отмечались ошибки в ответах, даже после наводящих вопросов, затруднения в определении причины возникновения какой-либо опасной транспортной ситуации. Показатель «Точка роста» продемонстрировали 35 % детей: дети испытывали значительные трудности, отвечая на вопросы, в том числе после наводящих вопросов, не аргументировали свой выбор. Ответы отличались неточностью, содержали большое количество ошибок. На просьбу выразить свое отношение к поступку персонажа дети часто отвечали отказом.
Вышеизложенное свидетельствует, что старшие дошкольники проявляют желание изучать правила дорожного движения, однако их интересы неустойчивы; дети затрудняются определять опасность, источники опасности, причину возникновения какой-либо опасной дорожной ситуации, не всегда аргументируют свои ответы, в основном ответы характеризуются неполнотой и неточностью.
Заключение
Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что на уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников непосредственно влияет позиция родителей о важности профилактической работы по предупреждению транспортных опасностей и уровень сформированности компетенций у педагогов в области ПДДТТ.
Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости усиления работы по ПДДТТ в ДОО и придания ей большей системности и планомерности, научно-теоретической и практической направленности. Поэтому целесообразно разработать совместный проект для детей, педагогов и родителей с целью повышения у его участников готовности к решению имеющихся проблем по ПДДТТ, формирования мотивов к выбору наиболее актуального содержания и технологий его изучения для достижения эффективности этой работы.